<<
>>

Выводы главы 2

В данной главе подчеркивается мысль о невозможности познать идеальное рациональным способом. На основе работ П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского изучено то, как понятие о Троице использовалось в русской религиозной философии в качестве инструмента для познания ирреальной действительности.
Так, П.А. Флоренский рассматривает бытие как нераздельную самораскрывающуюся триаду, как антиномию, саму себя утверждающую и саму себя опровергающую. В его учении Триединство и Троица становятся познавательными инструментами. Флоренский трактует троичность как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность. Он указывает, что троичны категории лица и времени в грамматике, троична семья и сама личность, так как она имеет три направления жизнедеятельности: телесное, душевное и духовное. С.Н. Булгаков, развивая идеи Н. Кузанского, трактует внутрибожественный троичный процесс как последовательность установления божественного и тварного миров из ничего, обнаружением абсолютного как сверхначала, приобщением абсолютного к бытию, что означает признание мира как становящегося Бога. Н.А. Бердяев изучает непознаваемую тайну боговоплощения посредством понятия о Св. Троице: триипостасный Бог рождает в себе человека, при этом божественная энергия переходит в тварный мир, который, по Бердяеву, - есть «малый бог». Духовная и материальная стороны предмета, согласно триадической диалектике Н.О. Лосского, неразрывно связаны. Такое понимание предмета знания приводит мыслителя к восприятию изучаемого предмета как системы органического миропонимания, а любая система подразумевает наличие структурных элементов и связей между ними, отношений из области идеального бытия. Эти отношения есть только некий способ организации реального мира, а не его источник. Отсюда возникает необходимость найти определенное третье связующее начало, а также объединяющее единое начало. В троичности, как указывает Лосский, Абсолют раскрывается как конкретное единство, в котором Св. Дух как непознаваемая сущность или сверхсущность призван соединить реальное и идеальное. Процесс становления ноосферного пространства, в котором идеальное и реальное неразрывно связаны, приводит к необходимости диалектического метода, выдвигающего в качестве основы познания идею целостности и органического единства мира, что обусловливает актуальность научных разработок и триадичных учений русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв. В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского.
<< | >>
Источник: Мищенко Анна Вадимовна. Триадичные учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв.. 2015

Еще по теме Выводы главы 2:

  1. Глава 8. Теория доказательства: пропозициональные правила
  2. Глава 9. Конструктивные и неконструктивные выводы
  3. Глава 13. Гипотетико-дедуктивный метод
  4. ГЛАВА II О БЕСПОЛЕЗНОСТИ АБСТРАКТНЫХ СИСТЕМ
  5. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ДОГМАТИКО-МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ
  6. Глава 13. Республика в кризисе. Ноябрь 1937 года – апрель 1938 года
  7. КРАТКИЙ ОБЗОР ГЛАВЫ
  8. Глава 9. Роль силы нервной системы в реакции организма на раздражители возрастающей интенсивности
  9. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  10. ГЛАВА VII
  11. Глава 15 ОТ КОЛДОВСТВА К НАУКЕ
  12. ГЛАВА II МЕРА САМОЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУДОВЫХ СИЛ КРЕСТЬЯНСКОЙ СЕМЬИ. ПОНЯТИЕ ВЫГОДНОСТИ В ТРУДОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
  13. ГЛАВА III ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА
  14. ГЛАВА 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНЦЕПТА HOMO AESTHETICUS
  15. Выводы главы 1
  16. Вывод §2 главы 2.
  17. Выводы главы 2
  18. Выводы главы 3
  19. Выводы главы 1