Заключение
Рассмотрение различных вариантов Зеркала в спекулятивной мысли арабо-исламского средневековья демонстрирует нам значительную вариантность этой категории — от более распространенной парадигмы «Сердце—Зеркало» к достаточно вычурной «Мир — Зеркало Сердца», от истолкования видения (зрения) как отражения в Зеркале глаза до гипостазирования Зеркальных «Подвешенных Образов» и формирования из них целого мира.
При этом происходит постоянное изменение, обогащение самой категории Зеркало, и на каком-то этапе оно приобретает черты, которых исходно просто не могло быть в Зеркале как физическом предмете, например наличие только лицевой стороны в Зеркале-Сердце. Зеркало (или Зеркальность) становится еще и ментальной связкой, ментальным инструментом, позволяющим «изготовить» ряд спекулятивных категорий (вспомним Знак у аль- Газали). Если мысленно убрать Зеркало, будет трудно вообразить некоторые очень важные, системообразующие ходы в спекулятивной мысли арабо-исламского средневековья.Нельзя не обратить внимание и на то, что в силу обстоятельств осталось за пределами подробного рассмотрения, — на консолидирующую роль, которую играет Зеркало в отношении других, также крайне важных для средневекового арабо-исламского менталитета категорий. Зеркало в некотором смысле есть Весы: оно, подобно им, делает симметричными, равновесными два разных предмета — вещь и ее отражение; оно само является своего рода средней точкой, стрелкой Весов, фиксирующей момент симметрии (равновесия). Сами же Весы очень важны как воплощение Справедливости, Меры, Умеренности — во многом ключевых для рассматриваемой культуры категорий. Далее, Зеркало есть Вода. Вода является едва ли не идеальной отражающей поверхностью. Хрусталик глаза, по представлениям средне-
- Там же.
- Ас-Сухраварди. Мудрость озарения, с. 254.
рековых физиков и медиков, водяной, а вода — это, по тем же представлениям, прозрачное и зеркальное тело".
Роль же Воды для арабо- цсламской культуры нельзя недооценить. Наконец, нельзя вообразить рне связи с Зеркалом Свет. Мы видим, как происходит диффузия категории Зеркало. При этом она сама, естественно, оказывается подверженной внутрикультурным воздействиям и трансформируется вместе с другими категориями средневековой арабо-исламской культуры. Исследование этой категории (семантемы), как и других, подобных по значению и роли, под продемонстрированным углом зрения исключительно интересно. Данная публикация не претендует на абсолютную полноту и скорее имеет целью привлечь внимание исследователей К проблеме.Кроме всего прочего, результаты подобных штудий позволят реально увидеть эпохально-временную или национально-географическую специфику культуры и ментальности. Так, в отношении Зеркала эта специфика может просматриваться не только в том, что есть, но и в том, чего нет по тем или иным причинам, восходящим в конечном счете к условиям времени и места. Например, при наличии мощного и обильного жанра назиданий[574] в арабо-исламской средневековой культуре у Зеркала нет того значения, которое вкладывалось в слово «зерцало» (speculum) в Европе. Объяснить такое положение не представляет труда. Слово speculum получило и такое значение, как «образец для подражания», тогда, когда в достаточно широкий бытовой оборот были введены венецианские зеркала из особого стекла, изо- 5ражение в которых казалось более четким, чем оригинал (XIII в.)[575]. Исследования категорий, подобных Зеркалу в арабо-исламской спекулятивной мысли эпохи средневековья, могут обогатить сравнительную культурологию и уточнить наши представления о человеческой культуре в целом.
Еще по теме Заключение:
- 5.14. Заключение эксперта
- 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
- УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
- В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
- а) Умозаключение общности
- Ь) Индуктивное умозаключение
- с) Умозаключение аналогии 1.
- а) Категорическое умозаключение 1.
- Ь) Гипотетическое умозаключение
- с) Дизъюнктивное умозаключение
- III. Умозаключение
- III. Умозаключение
- § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
- § 5. Заключение эксперта