<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе проводилось исследование роли диалектической триады в познавательном процессе в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. на основе триадических учений В.С.
Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. В ходе исследования были получены следующие выводы и результаты. Триадическое мышление - это метод философского конструирования и наиболее удобное средство в семантической структуре познания. Триадичность является одним из неотъемлемых атрибутов философского мышления, это та концептуальная сетка, с помощью которой мы воспринимаем окружающий нас мир, знание о котором необходимо систематизировать ввиду постоянного увеличения количества новой информации об окружающем пространстве. Триадичность как система организации целостного мироздания впервые применяется в эллинизме в учениях о Едином и Многом. В дальнейшем триадические концепции получают широкое распространение в немецкой классической философии, прежде всего, в сочинениях Г.В.Ф. Гегеля, представившего триаду «тезис - антитезис - синтез» как основу диалектического мышления. В идее триадичности онтологически сопряжены индивидуальное и всеобщее, экзистенциальное и эссенциональное. Триадический способ философского конструирования является отличительной чертой русской религиозной философии, рассматривающей его как универсальный способ познавательного мышления. Русские религиозные философы и философы- космисты обосновывали троичность как необходимый мироупорядочивающий принцип. На основании триадических учений В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского можно сделать вывод о том, что третий элемент является необходимым промежуточным звеном в познании и осуществлении связи между двумя другими элементами, а в изучении сверхсистемной связи между идеальным и реальным он выступает как непознаваемое связующее сверхначало.
Триадичность русской религиозной философии имеет ярко выраженную аксиологическую направленность, это обусловлено тем, что русские религиозные мыслители были ориентированы на поиск критерия истины и нравственного идеала и в своих учениях оперировали понятиями «любовь», «добро», «благо», «София», «Св. Троица». Христианское учение о Божественном Триединстве существенно отличается от западно-европейских третичных доктрин о Едином и Многом, поскольку оно исключает субординацию и представляет собой непостижимую линейную триаду, в которой исключается индивидуальное и подчеркивается всеобщее. В русской философии Св. Троица - не просто догматический концепт, подвергавшийся тщательному философскому анализу, а некая метасхема, сверхсущность, присутствующая в бытии во всех его проявлениях. Из русской триадической философии, отталкивающейся от концепта Св. Троицы, логически следует представление о человеческой личности как единичной экзистенции, что чуждо европейскому представлению о человеке как суверенном индивидууме, поскольку западная философская традиция рассматривала материю как незыблемую основу универсума, отказываясь применять глубочайший потенциал наследия восточной мысли с ее традициями постоянного проявления космического бытия в осязаемой реальности. В ХХ столетии именно западная философия показала своё несовершенство. Однако удивительно, что восточная метафизика получила поддержку со стороны естествознания - с теоретических позиций современной физики. Таким образом, естествознание всё чаще стало обращаться к мистическим доктринам реальности и проводить параллели между триадическими учениями и достижениями современной физики и глубинной психологии. В этой связи, на наш взгляд, именно русская философия XIX - XX вв. явилась определенным связующим звеном между материалистической философией Запада, призванной работать только над внешними, абстрактными элементами и формами, и антропокосмическими доктринами Востока. В первой главе данной работы рассмотрены философские концепции, ориентированные на триадическое познание универсума, а также выявлены теоретические основания для доказательства успешности познания многоуровневой структуры мироздания на основе триад как универсальных диалектических схем.
Затронута проблема Единого и Многого в мировой философии, рассмотренная нами в триадическом контексте и представлен системный анализ мировых триадичных концепций, послуживших основой и средством формирования русских философских теорий о триединстве универсума, а также показана актуальность и религиознокультурологическая и темпоральная обоснованность философской триадической диалектики как одного из наиболее эффективных методов познания. В диссертационном исследовании проведен анализ историкофилософского контекста становления и развития концепций о триедином бытии в рамках триадического философского конструирования, определены сущностные характеристики триадичности как метода познания, подчеркнута значимость триадической диалектики для развития мировой философии, показана преемственность основных идей мировой познающей мысли в русской философии. А.Ф. Лосев дефиницирует пифагорейский принцип совпадения всех трех сторон вещи как принцип гармонического генологизма, который отражается, прежде всего, в совпадении геометрической и физической правильности пространства. В работе «Жизненная драма Платона» В.С. Соловьев развивает идею Платона об Эроте как третьем элементе диалектической триады «андрогинизм (глубинную гармонию мужского и женского начал) - духовная телесность (заложенная в определении красоты) - богочеловечность». Н.А. Бердяев подчеркивает несовершенство статичной теории Платона о воссоединении частей в рамках единого. Опираясь на сочинения Плотина, А.Ф. Лосев подчеркивает ипостасийность числа: любое число, согласно Плотину, есть не что иное, как совокупность множественного смысла. Плотин, как утверждает в «Основных тезисах метафизического миропознания» Л.П. Карсавин, наряду с Оригеном и Нумением был основоположником идеи о Божестве как Триединстве. Можно выделить очевидную преемственность идей Августина Аврелия в русской религиозной философии о личностном Абсолюте. П.А. Флоренский не только утверждает идею личностного Бога, но и поддерживает мысль Аристотеля о движимом бытии, указывая, что универсум - много-единое существо, в котором присутствуют неподвижное движение и движущийся покой.
Идея Н. Кузанского о том, что человек - подобие универсума, прослеживается у Н.А. Бердяева, утверждавшего, что человек есть «малый мир». В первой главе акцентуализируется тот факт, что европейская философия Нового времени познает Божественное рационалистически, изучая взаимосвязь материального и идеального посредством формальнологических философских построений. Однако философия Ф.В.Й. Шеллинга, синтезирующая реалии органической и неорганической природы, оказала большое влияние на русскую мысль. К примеру, В.С. Соловьев называет свою философию «философией всеединства» именно благодаря влиянию поздних работ Шеллинга, ставящего на первое место не логическое, а нравственное начало. Ф.В.Й. Шеллинг стремился к органичности и нравственности, что объясняет популяризацию шеллингианства в России XIX века. В работе подчеркивается тот факт, что русские мыслители конца XIX - начала XX вв. были подвержены влиянию восточной философии с ее учениями о восприятии, выводе и откровении, об источниках и пределах познания, взаимодействии физической и духовной реальностей. Русские религиозные мыслители конца XIX - начала XX вв. предпринимают попытки найти связующее звено между Богом и человеком, исследуют глобальные вопросы философии, а именно поиск нравственного идеала, смысла жизни, первоисточника бытия и др. Поскольку духовность всегда была опорой русской национальной культуры и частью её ментальности, приверженность нравственным идеалам отразилась и на отечественной философии. В главе 1 изложены идеи В.С. Соловьева, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка и А.Ф. Лосева о познании бытия посредством триад. Автор подчеркивает, что в учении о всеединстве В.С. Соловьева развитие рассматривается как целостный процесс, субъектом которого является единая меняющаяся сущность, содержащая в себе множество взаимосвязанных элементов. Мыслитель представляет триадическую философскую схему для описания процесса становления всеединого целостного мироздания: на первом этапе материальная природа начинает тяготеть к Богу и, приобщаясь к нему, обретает нравственность, на втором этапе Бог как «высшая» сущность вбирает в себя «низшую» сущность или природу, и, наконец, на третьем этапе формируется целостный всеединый мир, который В.
Соловьев называет «вселенной». В. Соловьев утверждает, что всеединое бытие проходит три фазы своего развития - «первичное» или начальное состояние, «другое» известное состояние как цель развития и третий, переходный момент, представленный рядом последовательных промежуточных состояний. Философия В. Соловьева основана на триадических философских построениях и троичных формах восприятия окружающего мира. Тройственность рассматривалась им как внутренний закон самой жизни существа. Согласно учению В.С. Соловьёва, тройственность должна вытекать из единства, а единство - из тройственности, что обусловливается наличием между ними логической связи. Мы подчеркиваем, что на основе понятия о мире как движущемся и движимом бытии и принципе триадичности Л.П. Карсавин раскрыл понятие о всеединстве. В своем философском учении он сближает гегелевскую триаду «тезис - антитезис - синтез» и идею «стяженного бытия» Н. Кузанского, основанную на анализе индивидуального сознания и предполагающую понимание индивидуума как микрокосмоса. В результате у Карсавина появляется собственное понимание индивидуума: он рассматривает личность как «стяженную» индивидуализацию, микрокосмос, который содержит в себе особый, уникальный мир. С нашей точки зрения, Л.П. Карсавин, как В.С. Соловьев и П.А. Флоренский, трактует триадичность как мироупорядочивающий принцип и как способ познания окружающей реальности. Человечество и мир в целом, согласно учению Карсавина, стремится к единству по образцу божественной Троицы. Философ рассуждает о единстве трех бытийных сущностей: первоединства - разъединения - воссоединения и рассматривает реальность как диалектический процесс. У Карсавина постулирование единства во множественности и множественности в единстве достигается через радикальное «замыкание» всеединства, поэтому любой элемент данной единой системы признается им абсолютно тождественным всеединству как таковому. Эта важная идея, высказанная Л.П. Карсавиным о всеединстве как закрытой целостной системе, с нашей точки зрения, сегодня может решить проблему сложности восприятия всеединого бытия в пространстве.
Мыслитель подчеркивает невозможность познания мира вне единства, поскольку сам концепт «понятие» подразумевает под собой объединение разъединенного. В учении Карсавина личность как элемент всеединства познает мир триадически, погружаясь во всеединство через свое собственное бытие, через соотнесение себя с другим бытием и через познание себя как источник познающего бытия. Тем самым Карсавин обогащает русскую мысль личностным осмыслением Троицы и продолжает гуманистические традиции мировой философии, полагая человека центром изучения мира. Диссертант отмечает, что С.Л. Франк, как и Л.П. Карсавин, сформировал панентеистическое учение, рассматривающее знание в контексте всеединства бытия и сознания познающего субъекта. Франк создал триадичную гносеологию, опираясь на три особенности перцепции сущего - пространственную запредельность познания, временную направленность знания и момент вневременности, присущий любому содержанию знания. Он выделяет три вида познания - эмпирический, рациональный и интуитивный, которым соответствуют три типа бытия - изменяющаяся действительность, вневременное или идеальное бытие и отвлеченное бытие, и формулирует идею о триадически выстроенном понятийном аппарате, основанном на бесконечном количестве гипотетических связующих элементов между рассматриваемыми предметами и соотнесенными с ними другими составляющими универсума. Для выражения логического перехода от одного понятия к другому Франк использует триаду «понятие А - понятие В - связующее звено». Он подчеркивает, что каждый вывод и содержание данного вывода фигурируют в гипотетической форме, соответственно, возникает необходимость в третьем, посредствующем звене, которое устанавливает связь между гипотетическим и категорическим знанием содержания вывода. Само связующее звено гипотетично, откуда вызывает необходимость в бесконечном числе связующих звеньев и, как следствие, обусловливает единство всех понятий в универсуме и невозможности разделить ход опосредствования на отдельные, независимые друг от друга части. Диссертантом подчеркивается, что принцип триадичности также используется С.Л. Франком и для выражения идеи о единстве личности, сочетающей в себе глубокую внутреннюю гармонию жизни и знания, некое «подлинно-живое» и «целостное единство» мысли, переживания, созерцания и действенности. Автор отмечает, что основным принципом диалектики, согласно А.Ф. Лосеву, является принцип разделенного триединого тождества, в котором первая ипостась есть абсолютно единое неопределимое «одно», вторая ипостась - это эйдос, представляющий картину или облик сущности, а третья ипостась, становление, призвана объединять «одно» и «иное», бытие и небытие. В традициях русской религиозной триадической философии А.Ф. Лосев выделяет триаду «смысл - полагание смысла - выявление нового знания». Третий элемент данной триады невозможен без присутствия некого алогического сверхначала или сверхсущности. В этом, как мы полагаем, проявляется связь идеи А.Ф. Лосева с софиологией. Исходя из того, что диалектически необходимая категория - это нечто «сверхлогическое», А.Ф. Лосев выделяет в становлении каждой сущности три этапа: момент генологический, соотносящийся со «сверхсущим» единством; момент эйдический или момент оформления вещи и момент генетический, предполагающий установление смысла в пределах эйдоса и начального единства. Перечисленные этапы представляют собой нумерически единое, но различенное троичное тождество, что объясняет единство во множестве и множество в единстве. Во второй главе «Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. о Троице как инструменте для изучения непознаваемого» диссертантом исследуется то, как понятие о Троице применяется П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским в качестве инструмента для познания ирреального бытия. П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский рассматривают триадичность как познавательную парадигму, а триаду - как универсальную научную метасхему. Познание истины, согласно их триадическим учениям, невозможно без веры, с помощью которой истинное утверждается по образцу Святой Троицы. Обретая истину и веру, человек познает любовь и становится частью объединенной ею общности людей. Отличительной чертой философии П.А. Флоренского является то, автор указывает, что П.А. Флоренский одним из первых затронул вопрос о многомерности универсума. В работе «О мнимостях в геометрии» он опроверг идею пифагорейцев о существовании единой меры длины и представил идею доказательства троичного устройства мира на основе трех измерений плоского пространства: у всех геометрических образов П. Флоренский выделил три образа двусторонней плоскости: действительный (чертится на верхней стороне плоскости), полумнимый (внутри плоскости) и мнимый (вычертивается на нижней стороне плоскости). П.А. Флоренский представил троичность как всеобщую структуру мира, как онтологическую сущность, выделив триединства в различных отраслях научного знания. Ученый указал на троичность времени и пространства, троичную природу семьи, состоящей из отца, матери и ребенка, представил идею о том, что троична и сама личность, так как она имеет три направления жизнедеятельности - телесное, душевное и духовное. Согласно П. Флоренскому, каждое психическое движение троично в своей сущности, так как оно содержит отношение к триединству ума, вола и чувства. В учении П.А. Флоренского триада и Троица стали познавательными инструментами, применимыми как к доказуемым, так и к недоказуемым явлениям. Рассуждая о подвиге веры в Бога и Св. Троицу, он пишет о необходимости иного познания, которое должно заменить статичное поверхностное миросозерцание, основанное на идее формальной схематичности. Согласно учению П. Флоренского, необходимо новое видение бытия, в котором была бы отражена идея единства многого в едином, торжество любви, соединяющей людей, и истины, обретение которой - это закономерный этап истории, связанный с познанием Святого Духа - третьей ипостаси Троицы - и завершающий последовательную реализацию замысла Бога в мире. В работе выявлен особый вклад мыслителя С.Н. Булгакова в проблему познания ирреальной действительности посредством триадически ориентированного диалектического подхода, основанного на идее Н. Кузанского о том, что мир - это сотворенный Бог. Приобщение Абсолютного бытия к реальной действительности у С.Н. Булгакова осуществляется через понятие о Софии, которая выступает как единая суть, единое содержание жизни, а не как промежуточное звено между двумя реальностями. Мы показываем, что триада «Абсолютное - тварное - София» использована С.Н. Булгаковым для познания Божественного бытия, его связи с материей и для раскрытия тайны Св. Троицы. Согласно триадичному учению С.Н. Булгакова, внутри непостижимого единого Божества возникает троичный процесс: возникновение божественного и тварного миров из ничего, обнаружение в сверхначале Абсолютного как творца и приобщение Божественного бытия к человеческому, что означает признание мира как становящегося Бога. Булгаков представил идею о том, что процесс становления Бога и творения мира незавершен, так как Святая Троица полностью реализована только в ипостаси Бога-Отца, эпоха Сына незакончена, а эпоха Духа только еще предстоит. Мы рассмотрели философское учение Н.А. Бердяева, согласно которому мир сотворен Богом в диалектике троичности через Логос как единый органический разум, призванный соединить бытие и мышление. Согласно Бердяеву, творение возможно только благодаря Логосу - критерию бытия и небытия, жизни и смерти, развития и упадка. Логос во плоти, по Бердяеву, представлен в образе Иисуса, Смысла творения, что делает невозможным познание божественного откровения рациональным путем. Н.А. Бердяев рассмотрел диалектику тварного и божественного через триадичность, применив понятие о Троице к изучению различных характеристик идеального бытия. Он синтезировал темпоральные состояния универсума и выделил три категории характеристик бытия - временные, надвременные и сверхвременные. Он указал, что существование человеческой личности возможно в рамках трех модусов времени - космическом, историческом и экзистенциальном. Мыслитель представил идею о трех сосуществующих эпохах божественного откровения в мире: откровения закона (Отца), откровения искупления или Сына и откровения творчества или Духа. Три момента божественного откровения в нашем мире Бердяев сопоставил с тремя эпохами откровения в человеке: эпохой определения греховной природы человека и абсолютной божественной мощи, эпохой приобщения Сына к Богу и третьей эпохой, во время которой посредством Духа полностью проявляется божественная творческая природа в человеке. Таким образом, Н.А. Бердяев, как и С.Н. Булгаков, представил идею о том, что откровение Абсолюта в мире еще не закончилось, так как тайна творения еще не раскрылась окончательно. Творчество - один из ключевых аспектов философской системы Н.А. Бердяева. Мыслитель представил его как экзистенциальное качество новизны, как «прорыв» из трансценденции, позволяющий человеку - «точке пересечения двух миров» - познать мир. Диалектику реального и идеального, взаимосвязь творца и творения Бердяев раскрыл на основе триединства «Творец - тварность - творческий акт». Именно творческий акт Творца, по Бердяеву, предвечен этому миру и всем человеческим творческим актам в нем, при этом человеческое бытие не только тварное, но и творческое; в нем не было бы творческой природы, не будь оно подобием Творца. Н.А. Бердяев пытался познать непостижимую тайну трансцендентности и имманентности Творца творению посредством понятия о Св. Троице. Он рассмотрел возникновение и течение мирового процесса как внутреннее движение в Божественном Триединстве Отца, Сына и Духа следующим образом: триипостасный Бог рождает в себе человека, при этом божественная энергия переходит в тварный мир, который, по Бердяеву, - есть «малый Бог». В триедином Боге, по Н.А. Бердяеву, аннулируется сама природа зла. Троица, согласно его учению, есть нравственный идеал добра и мира. В исследовании сделан вывод о том, что Н.О. Лосский создал триадическую интуитивистическую концепцию, в основе которой лежит идея об идеальном как неотъемлемой части реального. Автор отметил, что Лосский предложил интерпретацию условий целостности мира, основанную на триадичности, а также новый подход к вопросу множественности и целостности универсума, в котором выделяются сверхсистемные, непознаваемые составляющие, относящиеся к области металогического бытия. Идеальное бытие, согласно Н.О. Лосскому, свободно от пространственного и временного раздробления, оно есть условие осмысленности, единства, системности и связности мира и необходимо для того, чтобы углубить понимание онтологического строения универсума и отсюда понять свойства интеллектуальной интуиции. В троичности, как указывает Лосский, Абсолют раскрывается как конкретное единство. Специфика данного единства - в том, что Дух рассматривается как непознаваемая сущность или сверхсущность, связующая материальное и идеальное. Первоначало, согласно Н. Лосскому, также сверхсущностно, поскольку оно имеет металогическую природу, несоизмеримую с реальным миром. На основе работ современных российских ученых Р.Г. Баранцева, В.Б. Раушенбаха, П.Я. Сергиенко, А.А. Овсейцева, С.Р. Аблеева раскрыта идея о триаде как универсальной познавательной схеме. Триады составляют целостность и всеобщность, дескрибируют отношения между различными единствами. Многоуровневая структура мира в его целостности может быть наиболее успешно отражена в рамках триединств или на их основе. Диссертант подчеркивает, что сам процесс познания имеет триадическую природу. В системной триаде каждая пара элементов соотносится друг с другом на основе дополнительности, а третий элемент задает меру совместности, что, как указывает автор, обусловливает использование понятия о Св. Троице как философской схемы для познания идеального. Мы показываем, что в наши дни возникает потребность построения такой картины универсума, в которой отсутствует пропасть между материальной реальностью и сверхсущностным алогическим началом, что позволит дальнейшее становление ноосферного пространства. Как следует из триадичных учений русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв., в познавательном процессе существует необходимость существования третьего, связующего элемента, так как он снимает проблему бинарных противоречий и выступает как средство, обусловливающее компромисс и являющееся условием сосуществования двух других звеньев. Автор данной работы приходит к выводу о том, что триадичность - это не только познавательный механизм, но и мироупорядочивающий принцип. Св. Троица - многоплановый богословско-философский концепт, который может быть применим как инструмент познания идеального. Русские религиозные мыслители конца XIX - начала XX вв. проследили весь путь становления триадичности как универсального организующего принципа, а диалектической триады - как формулы для изучения многоуровневой реальности. Философская концепция троичности мироздания является обоснованной теоретической основой для новых философских моделей мира, изучения механизмов познания, а триадичность при этом может выполнять функцию универсального теоретического принципа.
<< | >>
Источник: Мищенко Анна Вадимовна. Триадичные учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв.. 2015

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  18. ФОРМЫ, УСЛОВИЯ И НОРМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА