<<
>>

Караханиды и Сельджукиды

Взаимоотношения этих династий восходят к концу X в., но в монетном чекане отразились позднее. Как показано выше, в 415 и 419 гг.х. владетелем Кармины, входившей в состав удела Караха-нида 'Али б. Хасана, был Йабгу Муса б.

Сельджук, один из будущих создателей Сельджукской державы. После смерти Али Сельджукиды ушли в Хорезм, но, когда их разгромил владетель Джанда, вынуждены были бежать в Хорасан, где они усилились и в конце концов в битве 431/1040 г. при Данданакане нанесли сокрушительное поражение Газнавиду Мас'уду. В считанные десятилетия они создали огромную империю, включавшую даже Сирию и Малую Азию. Сельджукиды, между прочим, помогли Ибрахиму б. Насру в его борьбе за Мавара'аннахр, но впоследствии стали совершать набеги на его владения. При Шамс ал-мулке столкновения продолжались. В 1072 г. Алп-Арслан с большим войском вторгся в Мавара'аннахр, однако случайно погиб в самом начале похода. Воспользовавшись этим, Наср захватил Тирмиз и Балх, но ненадолго. Новый сельджукидский султан Малик-шах вернул оба города и в 1074 г. двинулся на Самарканд; дело кончилось заключением мира. Начало правления Хызра ознаменовалось новым, весьма неудачным сельджукидским вторжением, дальнейшие же отношения Хызра с южными соседями были мирными [Бартольд, 1963а, с. 364 ел.; Буниятов, 1981, с. 6-7].

Правление сына Малик-шаха, Ахмада, вызвало недовольство подданных, прежде всего богатой верхушки. Абу Тахир Абд ар-Рахман б. Ахмад б. Аллак, бывший главный судья Самарканда, от имени недовольных обратился с жалобой на притеснения хана к Малик-шаху. Султан воспользовался благоприятным случаем, в 482/1089 г. занял Бухару и осадил Самарканд, взятый после упорного сопротивления. Пленный хан был отправлен в Исфахан, а в Самарканде Малик- шах оставил наместника. Затем он через Узгенд дошел до границ Кашгара. Сюда к нему прислал посла (или явился сам) кашгарский хан, признал себя вассалом Малик-шаха и стал читать хутбу и чеканить монету с его именем. Ал-Хусайни говорит еще об одном походе султана против Сухраба, владетеля Тараза. После победоносной военной экспедиции Малик-шах покинул [213] Мавара'аннахр [Бартольд, 1963а, с. 379; Беленицкий и др., 1973, с. 349-350; ал-Хусайни, 1980, с. 76].

Таковы свидетельства рукописных источников. Из них можно было бы заключить, что, пленив Ахмада, Малик-шах в Западном каганате упразднил на время власть Караханидов, заменив законного хана своим наместником. Нумизматические данные вносят здесь весьма существенные коррективы. Как выясняется, в 482-83 гг.х. в Самарканде чеканились динары с упоминанием Малик-шаха и его караханидского вассала Арслан-хана Мухаммада б. Йбрахима. Из рукописных источников было известно о наличии у Тафгач-хана Йбрахима б. Насра сына по имени Мухаммад, но только монеты открыли тот несомненный факт, что Мухаммад был очередным, четвертым по счету главою Западного каганата.

Формуляр его монет не караханидский, а сельджукидский: однострочная первая часть калимы, упоминание халифа и верховного государя на л.ст., наличие на аверсе внешней (коранической) круговой легенды. Почерк настолько типичен для сельджукид-ских монет, что складывается полное впечатление, что штемпели для этих динаров изготовляли мастера, прибывшие в Самарканд в «обозе» Малик-шаха.

Да и с точки зрения металла эти серебряные позолоченные динары совершенно не характерны для караханидского чекана, тогда как в сельджукидском подобные монеты очень обычны. Всё это, включая упоминание в качестве сюзерена Малик-шаха, убеждает в том, что Мухаммад б. Ибрахим был марионеточным правителем, по существу — подставным лицом, призванным придать видимость законности фактическому утверждению в Мавара'аннахре власти Сельджукидов. И не только марионеточным, но и эфемерным: уже на одном из самаркандских динаров 483 г.х. фигурирует только Малик-шах. В свете сказанного становится понятным, почему Мухаммад, правивший в 482-83/1090-91 гг., не оставил следов в рукописных источниках в качестве хана Западного каганата. Очевидно, ни современниками, ни потомками он не воспринимался как сколько-нибудь суверенный государь.

После ухода султана 'Айн ад-давла, начальник караханидского войска в Самарканде, вынудил сельджукидского наместника покинуть Мавара'аннахр и пригласил из Атбаша брата кашгарского [214] хана Йа'куб-тегина; по Сибту ибн ал-Джаузи — Буга-тегина [ал-Хусайни, 1980, с. 204, прим. 13]. Когда Йа'куб казнил 'Айн ад-давла, вызвав недовольство войска, Малик-шах вступил в Самарканд, вынудив Йа'куба бежать, и оставил своего амира, а потом опять дошел до Узгенда [Бартольд, 1963, с. 380]. Самаркандские динары 483 г.х. с упоминанием только Малик-шаха убеждают в том, что и утверждение в Мавара'аннахре Буга-тегина Йа'куба, и его изгнание приходятся на 483/1090-91 г.

Восточнокараханидские монеты с упоминанием Малик-шаха (и вообще Сельджукидов) не известны, хотя рукописные источники сообщают, будто кашгарский хан стал выпускать монету с его именем. Впрочем, считать это сообщение безусловно достоверным едва ли возможно. Как установила Е.А. Давидович [1992, с. 127-128] при изучении шейбанидского чекана XVI в., «если в источниках подчеркнуто, что отчеканили монеты от имени такого-то лица, это отнюдь не значит, что монеты действительно отчеканили»; «риторическую фразу о монетном чекане и хутбе, взятую изолированно, нельзя переоценивать и считать источником для соответствующих выводов: ее наличие не обязательно обусловлено конкретным чеканом». Думается, данный вывод может быть распространен и на домонгольский период.

В 485/1092 г. Ахмад б. Хызр был возвращен на самаркандский престол в качестве сельджукидского вассала, а в 488/1095 г. погиб от руки заговорщиков, посадивших на его место его двоюродного брата Мас'уда, сына Мухаммада 6. йбрахима [Прицак, 1953, с. 48]. Монеты Мас'уда не известны. Новый сельджукидский султан Баркийарук б. Малик-шах в 490/1097 г. совершил поход в Мавара'аннахр и назначил ханом другого внука основателя Западного каганата —

Сулаймана б. Давуда б. Йбрахима, скончавшегося в том же году. О.Прицак [1953, с. 48] приписал ему монеты с упоминанием Сулаймана Кадыр Тафгач-хакана. Такую атрибуцию приняли и последующие исследователи, не исключая автора этих строк, однако новые материалы и анализ всей совокупности этих монет убеждают в том, что они выпущены совсем другим Караханидом и значительно позднее.

Вторым из возведенных Баркийаруком на самаркандский престол ханов был Махмуд, деда которого Ибн ал-Асир называет [215] «глухим». По мнению О.Прицака [1953, с. 49], имеется в виду Мансур б. 'Али: 'Утби именует брата илига Насра Арслан-хан «глухой». Однако все ханы Западного каганата после Табгач-хана Ибрахима и вплоть до падения династии (609/1212 г.) были из его потомков, к числу которых принадлежал и Махмуд.

В это время в Восточном каганате усилился владетель Тара-за и Баласагуна Кадыр-хан Джабра'ил, сын Тогрыл-тегина 'Ума-ра. В 492/1098-99 г. он вторгся в Мавара'аннахр, убил Махмуда и завоевал Западный каганат. Воспользовавшись смутами среди Сельджукидов, он попытался захватить Хорасан, принадлежавший брату и наместнику Баркийарука Санджару. Джабра'ил в 495/1102 г. взял Тирмиз и перешел Амударью, но погиб недалеко от Балха [Бартольд, 1963а, с. 381; Прицак, 1953, с. 49].

На монетах Джабра'ил назван не Кадыр-ханом, а Табгач-ха-ном, а на касанских дирхамах, кажется, также султаном. Известны его бухарские фалсы 494 г.х., дирхамы Касана с утраченной датой и дирхамы с полностью или частично утраченными выпускными сведениями. В общем, в руках Джабра'ила сосредоточились все среднеазиатские владения Караханидов. Согласно Ибн ал-Асиру, упомянутый выше восточный каган Бугра-хан Харун/Хасан правил до 496 г.х. Если эта дата верна, то именно у него Джабра'ил отобрал Тараз и Баласагун, возможно, также Фергану: в Гурми- ронском кладе, содержащем касанские дирхамы Джабра'ила, есть касанские монеты Хасана с утраченной датой, которые могли быть выпущены раньше, чем дирхамы его противника.

После гибели Джабра'ила Санджар овладел Мавара'аннахром и возвел на самаркандский престол Арслан-хана Мухаммада, чей отец, Сулайман б. Давуд, был женат на дочери Малик-шаха. В рукописных источниках указана точная дата гибели Джабра'ила — 2 ша'бана 495/22 мая 1102 г. [Прицак, 1953, с. 49], тем же годом принято датировать начало царствования Мухаммада б. Сулай-мана. Однако уже на дирхаме 494 г.х. с несохранившимся названием монетного двора фигурирует ал-хакан ал-му'аззам Мухаммад. Одно из двух: либо дата, приведенная в источниках, неверна, и утверждение на престоле Арслан-хана следует относить к 494 г.х., либо данный дирхам чеканен разновременными штемпелями (дата помещена на л.ст., имя — на об.ст.). [216]

Мухаммад царствовал более четверти века. По словам Раван-ди и ал-Хусайни, он постоянно вел борьбу с неверными и завоевал в стране кочевников земли, отстоящие от его столицы на 2 месяца пути [Бартольд, 1963а, с. 382, прим. 5; ал-Хусайни, 1980, с. 90]. По данным Ибн ал-Асира, Арслан- хан поселил 16 тыс. кибиток хытаев, вышедших «из Сина», у проходов, которые отделяют его владения от Сина, но затем хытаи без согласия хана переселились в область Баласагуна, после чего Мухаммад «много раз вел с ними джихад» [МИКК, с. 65-66]. Наконец, в касиде Му'иззи говорится о его походах на Баласагун и Кашгар, а другой поэт, Суза-ни, приписывает ему и власть на Хотаном [Байхаки, 1954, с. 1291-1294, 1337-1338; Агаджанов, 1982, с. 152-153]. По предположению В.В.

Бартольда [1963а, с. 382, прим. 5], военные экспедиции Мухаммада совершались, «вероятно, против кипчаков», но направление по крайней мере некоторых из них было несомненно иным. Похоже, ему удалось присоединить к Западному каганату если не все, то по крайней мере многие владения восточных Караханидов.

Вероятно, некоторые успехи Арслан-хана были временными, но во всяком случае Ферганой он овладел прочно. Об этом свидетельствуют монеты, к сожалению, не сохранившие в большинстве случаев выпускных сведений. В Гурмиронском кладе из северной Ферганы, который представляется хронологически и географически компактным, наряду с касанскими дирхамами Хасана и Джабра'ила имеются монеты с утраченными выпускными сведениями и упоминанием Табгач-хана Ибрахима. В Западном каганате такого правителя тогда определенно не было, среди восточных же Караханидов известен Ибрахим, сын Ахмада 6. Хасана, вступившего на престол, по данным рукописных источников, в 496 г.х., но сам Ибрахим наследовал ему не раньше 522 г.х. [Прицак, 1953, с. 42]. В таком случае можно допустить (но не более!), что Ибрахим б. Ахмад был «со- каганом» своего отца (с титулом Табгач-хан) и в этом качестве в начале их совместного правления владел Ферганой. Быть может, у Ибрахима и отвоевал эту область Мухаммад б. Сулайман: судя по ферганскому фалсу Мухаммада с датой 49х г.х., это должно было случиться не позже 499/1105-06 г. В большом Ошском кладе содержатся многочисленные дирхамы Арслан-хана Мухаммада; они образуют много [217] типов и «видов», хорошо представленных в находках из Ферганской долины, но совершенно не известных по материалам из центрального Мавара'аннахра, т.е. имеют безусловно ферганское происхождение. Типовое многообразие и обилие этих монет свидетельствуют о продолжительности их чеканки, а следовательно, и о прочном и долговременном вхождении Ферганы в состав Западного каганата. В этом же убеждает наличие в Ошском кладе большого количества дирхамов преемника Арслан-хана, Кара-хана Хасана, унаследовавшего вместе с престолом и Фергану.

На большинстве тех монет из Ошского клада, на которых упомянут Арслан-хан Мухаммад, фигурирует также его сын Кадыр-хан Ахмад. Эти дирхамы образуют 6 «видов», а значит, Фергана составляла удел Ахмада достаточно продолжительное время. Наконец, есть еще 3 «вида» дирхамов из Ферганы с упоминанием только Ахмада б. Мухаммада. Если они (или часть их) относятся к поре царствования Арслан-хана, то, выходит, Ахмад еще тогда был в Фергане очень самостоятелен. Но если даже они биты после низложения Мухаммада, ханский титул Ахмада с несомненностью свидетельствует о его высоком статусе еще в период его вассалитета.

На некоторых монетах Мухаммада б. Сулаймана фигурирует также Санджар. М.Н. Федоров [1984, с. 102], в частности, упоминает бухарский фале 498 г.х. Выпускные сведения на данной монете читаются очень неуверенно, но поскольку Санджар назван на ней маликом, бита она не позже 511/1118 г. На бухарском дирхаме 513 г.х. сюзереном Мухаммада выступает анонимный «султан высочайший» (ас-султан ал-а'зам), т.е. тот же Сельджукид.

Другой бухарский дирхам с тем же титулом М.Н. Федоров [1984, с. 102] отнес к 516 г.х., но единицы в дате читаются плохо. Тот же автор [там же] упоминает без ссылки самаркандскую монету с титулом ас-султан ал-му'аззам, битую после 520 г.х. Имеется в виду, возможно, изданный

А.К.Марковым дирхам, на котором, однако, не сохранились выпускные сведения, а наличие имени халифа ал-Мустаршида (512-529 гг.х.) не является основанием для уточненной датировки. Другие монеты Арслан-хана Мухаммада с упоминанием Санджара не известны. Гораздо больше сохранилось монет, на которых назван либо только сам Мухаммад, [218] либо также его сын Ахмад. Таким образом, сельджукид-ский сюзеренитет отражался в чекане Арслан-хана эпизодически, скорее в виде исключения.

На монетах, как и в рукописных источниках, Мухаммад б. Су-лайман назван то Тафгач-ханом, то Арслан-ханом. По мнению М.Н. Федорова [1984, с. 102], первый титул — более ранний, однако из- за редкости точно датированных монет с этими титулами вопрос правильнее оставить открытым.

О конце правления Арслан-хана Мухаммада в рукописных источниках сохранились противоречивые известия. Разбитый параличом, он взял в соправители своего сына Насра, который не то погиб от рук заговорщиков, не то был казнен отцом за участие в заговоре. Арслан-хан призвал на помощь Санджара и назначил соправителем другого сына, сумевшего самостоятельно справиться с мятежниками, так что надобность в сельджукидской помощи отпала. Тем не менее Санджар явился в Мавара'аннахр и, обвинив Мухаммада в вероломстве, осадил и после нескольких месяцев осады взял Самарканд весной 524/1130 г. Больной хан был отправлен в Балх, где вскоре скончался [Бартольд, 1963а, с. 383-384].

Преемником Арслан-хана, возведенным на престол Сан-джаром, В.В.Бартольд [1963а, с. 384] считал брата Мухаммада, Ибрахима, упомянутого только в дипломатическом документе, О. Прицак [1953, с. 51-52] — Хасана б. Али. О. Караев [1983, с. 160] и М.Н.Федоров [1984, с. 104] приняли сторону В.В.Бартольда. Тем не менее прав его оппонент: современник событий, глава государственной канцелярии Санджара в сборнике официальных документов прямо говорит, что после депортации Мухаммада султан посадил на самаркандский престол Хасана [Джувайни, 1985, с. 24]. В этом убеждают и монетные данные, а именно состав Ошского клада, в котором есть дирхамы Мухаммада б. Сулаймана, Ахмада б. Мухаммада и Хасана б. Али, но нет монет Ибрахима. В том же сборнике Хасан назван сыном дяди Мухаммада [там же]. В таком случае Хасан и Мухаммад должны были бы, при разных отцах, иметь общего деда, но рукописные источники дедом первого называют 'Абд ал-Му'мина, дедом второго — Давуда [Прицак, 1953, с. 48-53]. Одно из двух: либо 'Абд ал-Му'мин и Давуд — разные сыновья Ибрахима б. Насра, либо это одно лицо, носившее [219] два имени, мусульманское и библейское. При любом решении Хасан и Мухаммад оказываются правнуками Ибрахима.

В известных источниках отсутствует дата смерти Хасана, царствовавшего, по Ибн ал-Асиру, короткое время [МИКК, с. 65]. О.Прицак [1953, с. 52] приводит 526 г.х., но дата эта произвольная. М.Е.Массон [1960, с. 103-108] опубликовал монеты Тафгач-хана, битые, по его мнению, в 530 г.х., и приписал их Хасану б. 'Али, продлив тем самым его правление, однако более тщательное изучение тех же монет показало ошибочность такой их атрибуции и датировки [Кочнев, 19896, с. 77-85]. Итак, пока ясно лишь, что Хасан умер не позже 531/1137 г., когда в Мавара'аннахре был другой государь [Бартольд, 1963а, с. 386].

Достоверный чекан Хасана б. Али впервые удалось выявить в Ошском кладе, больше чем наполовину состоящем из его монет, на которых он назван Кара-ханом (т.е. так же, как в рукописных источниках). На некоторых из них фигурирует также его сын Тогрыл-хан Хусайн, остававшийся, как установила Е.А. Давидович [19576, с. 108-111], владетелем Ферганы еще в середине XII в. Теперь ясно, что он получил эту область плюс ханский титул (т.е. царский статус) уже при жизни отца. Как показывают материалы того же клада, Фергана составляла особый удел со своим ханом еще при Мухаммаде б. Сулаймане, но Хусайн, передавший впоследствии область своему сыну, превратил ее в наследственное владение.

На одних дирхамах Ошского клада упомянут только Хасан, на других — вместе с Хусайном, на третьих фигурирует также Сан-джар. Иными словами, ферганский чекан Хасана отражает то полную трехступенчатую иерархию (Санджар, Хасан, Хусайн), то двухступенчатую (Хасан, Хусайн), то фиксируют лишь среднее звено иерархической цепи (Хасан), т.е. на разных монетах с разной полнотой отразилась одна и та же ситуация.

Для реконструкции событий после низложения Арслан-хана М.Н. Федоров использовал материалы Ошского клада, причем после того, как он был изучен и обработан автором этих строк (каковое обстоятельство М.Н. Федоровым не отмечено). Опираясь на глухое сообщение Ибн ал- Асира о восстании около 526/ 1132г. «владетеля Мавара'аннахра Ахмад-хана», он предположил, [220] что последний восстал в Фергане, где укрепился после потери Самарканда, и стал бить монету «как независимый правитель». «В то же время» в Ахсикате чеканит монету Хасан, в другом ферганском городе — Хусайн. Они-то, возможно, и помогли Санджару в подавлении мятежа Ахмада. После этого, в 526 г.х., Санджар назначил Хасана правителем Мавара'аннахра [Федоров, 1984, с. 104; 1990, с. 19].

Из всех этих догадок допустимой может быть признана лишь первая — о предполагаемом месте восстания Ахмада. Действительно, где-то в Фергане выпускались дирхамы только от его имени, но, с другой стороны, они могли появиться в 523-524 гг.х., одновременно с его самостоятельным чеканом в Самарканде, т.е. без всякой связи с мятежом. На дирхамах Ошского клада не сохранились выпускные сведения, а потому утверждение М.Н.Федорова об одновременном выпуске Ахмадом, Хасаном и Хусайном монет в разных ферганских городах — из области домыслов и фантазий. Что же касается 526 г.х., которым М.Н.Федоров датирует начало царствования Хасана, то такая датировка, допустимая прежде, после публикации в 1985 г. перевода сельджукских документов определенно несостоятельна: Хасан вступил на престол не в 526/ 1132, а в 524/1130 г.

По О. Прицаку, преемником Хасана был Ибрахим 6. Сулайман [Прицак, 1953, с. 52; Федоров, 1984, с. 103-104]. Его монеты неизвестны, само же существование такого правителя представляется проблематичным.

Преемником Хасана б. Али был Махмуд, сын Арслан-хана Му-хаммада. По данным рукописных источников, он определенно был ханом в 531/1137 г. (но не известно, когда им стал) и правил до 536/1141 г. [Бартольд, 1963а, с. 386, 388]. Большинство многочисленных его монет не сохранили выпускных сведений, исключение составляют дирхамы Самарканда 532 г.х. Наиболее вероятно, что самаркандские дирхамы 530 г.х. с титулатурой Нусрат ал-хакк ва-д-дин Пахлаван аш-Шарк биты им же. На всех этих монетах фигурирует Санджар. Итак, наиболее вероятное время правления Махмуда б. Мухаммада — 530-536/1135-42 гг.

Все три западнокараханидских хана, правивших в Мавара'аннахре после гибели Джабра'ила б. 'Умара, были ставленниками [221] Санджара, а Мухаммад и Махмуд находились с ним в тесном родстве: Мухаммад приходился Санджару одновременно племянником (его мать была сестрой султана), зятем (он был женат на другой сестре последнего) и тестем (он выдал свою дочь за Санджара); племянником султана был и Махмуд б. Мухаммад [Прицак, 1953, с. 50]. При всем том взаимоотношения этих трех Караханидов с Санджаром в монетном чекане отразились по-разному. Так, на монетах, битых во владениях Мухаммада, султан фигурирует эпизодически, причем, судя по имеющимся материалам, только (или в основном) на монетах Бухары. На дирхамах Хасана Санджар назван как будто несколько чаще, а главное — даже на монетах Ферганы, чего при Мухаммаде не было. Наконец, в чекане Махмуда султан упоминался регулярно. Складывается впечатление, что степень зависимости западных каганов не оставалась неизменной — она постепенно возрастала, достигнув максимума при Махмуде.

Намного труднее проследить взаимоотношения Сельджуки-дов и Восточных Караханидов — прежде всего из-за малочисленности нумизматических материалов: из монет, битых после вторжения Малик-шаха, известны только очень редкие монеты Джабра'ила (б. 'Умара), Хасана (б. Сулаймана) и Ибрахима (б. Ах-мада б. Хасана?). Большинство их, хотя и не сохранили выпускных сведений, очевидно, имеют ферганское происхождение, ибо встречены в кладах из Ферганы. Относительно времени их выпуска ориентируют имена халифов ал-Муктади (467-487/1075-1094) и ал-Мустазхира (487-512/1094-1118). Упоминаний Сельджуки-дов на этих монетах нет. По данным рукописных источников, кашгарский хан даже чеканил монеты с именем Малик-шаха, а Санджар называл владетеля Кашгара своим ставленником [Бар-тольд, 1963а, с. 379, 385]. Тем не менее, соответствующие нумизматические свидетельства столь значительной зависимости отсутствуют. Кроме того, Сельджукиды, неоднократно вторгавшиеся в Мавара'аннахр, ни разу, по достоверным данным, не совершали походов в Восточный Туркестан и, следовательно, не могли его контролировать. Словом, более чем вероятно, что на самом деле сельджукидский сюзеренитет если и распространялся на Восточный каганат, то очень недолго, и был совершенно формальным. [222]

<< | >>
Источник: Кочнев Борис Дмитриевич. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209 гг.). Часть I. Источниковедческое исследование / Ответ. редактор В. Н. Настич —344с.. 2006

Еще по теме Караханиды и Сельджукиды:

  1. Караханиды и Гуриды
  2. СРЕДНЯЯ АЗИЯ ПРИ КАРАХАНИДАХ
  3. Караханиды и бухарские садры
  4. Караханиды и карахытаи
  5. Караханиды и Ануштегиниды
  6. ПАДЕНИЕ САМАНИДСКОГО ГОСУДАРСТВА. ВОЗНИКНОВЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ НАРОДНОСТИ
  7. Несколько общих замечаний по поводу караханидской монетной титулатуры
  8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА На русском языке
  9. Западный каганат при Ибрахиме б. Насре
  10. КУЛЬТУРА
  11. Окончательное завоевание Мавара’аннахра
  12. ГЛАВА 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КАРАХАНИДСКОГО КАГАНАТА
  13. Правители некараханидского происхождения в составе каганата