<<
>>

Монетные дворы

На караханидских монетах встречаются следующие наименования монетных дворов: *** Адахкат, *** Ахсикат, *** Х[у]шикат, *** Ахси, *** Баласагун, *** Балх, *** Ба-накат, ***[*] Барсхан, *** Бинкат, *** Будухкат, *** Бухара, *** Ванкат, *** Вахш, *** Ганнадж, *** Дабу-сийа, *** Дахкат, *** Замин, *** Илак, *** Испиджаб, *** Иштихан, *** Йарканд, ***Кармина, *** Касан,*** Кашгар, *** Киш, ***Куба, *** Куз Орду, *** Кутлуг Орду (***Хутлуг Орду, *** Хутлух Орду), *** Ку-шани, *** Мадинат ал-Баида, *** Мадинат ал-Махфуза, *** Маргинан, *** Навкат, *** Нишапур, *** Орду, *** Параб, *** Риштан, ***[*] Саганийан ***Самарканд, ***[*] Согд, *** Тараз, *** Тирмиз, Тункат, ***Узканд (*** Узджанд), *** Усруша-на (*** Уструшана, *** Сутрушана, *** Сурушана), *** Уч, ***Уш, *** Фаргана, ***Харат (Герат), *** Харашкат (*** Харачкат), *** Хукянд, ***Хафтдих, [*] ***Хумрак ***Хутталан, *** Чинанчикат,*** Чункат, *** Шайарканд(?), *** Шалджи, *** ТТТаттт. *** Эл Орду, *** ...дих, *** ...канд, (*** ?) *** ...кат, *** парак(?).

Данный список почти вдвое больше перечней караханидских монетных дворов, составленных О.Прицаком [1953, с. 38] и Дж. Майлсом [1975, с. 376]. В некоторых деталях они различаются между собой, но оба перекрываются сводкой Э. фон Цамбаура, [44]который приводит 34 названия денежных дворов, функционировавших при Караханидах.

Ниже приводится перечень монетных дворов, выявленных автором этих строк (в том числе до сих пор не опубликованных):

Адахкат — город к северу от Тараза.

Будухкат — город в области Испиджаб.

Ванкат — ферганский город.

Вахш — область в северном Тохаристане.

Ганнадж—город в Шаше.

Дахкат — город в Илаке.

Замин — город в Усрушане.

Параб — название области на средней Сырдарье и ее столицы (последняя более известна под именем Отрар).

Тирмиз — город на Амударье.

Уч — город в Восточном Туркестане, соответствует современному Уч-Турфану. Не путать с ферганским Ушем: в домонгольских рукописных источниках город в Фергане всегда писался ***, в Восточном Туркестане — *** или ***.

Харачкат/Харашкат — город в Шаше.

Хумрак — город в Илаке.

Хуканд — город в Фергане, соответствует современному Коканду.

Чункат — ферганский город.

Даты

Даты передаются только словами, причем многие числительные представлены в разных грамматических формах (от двух до семи вариантов): «один» — ***, «два» — ***, «три» — ***, «четыре» — ***, «пять» — ***, «шесть» — ***, «семь» — ***, «восемь» — ***, «девять» — ***, «десять» — ***, «двадцать» — ***, «тридцать» — ***, «триста» — ***, «четыреста» — ***, «пятьсот» — ***, «шестьсот» — ***. Союз *** ва между элементами даты иногда опускается, но может появиться там, где не [45] требуется (например, ***). Учитывая такой разнобой, при публикации монет, очевидно, следует фиксировать и особенности передачи даты, чтобы установить, где норма, а где отклонение от нее, и выяснить, быть может, некоторые региональные и даже локальные особенности арабского языка в домонгольской Средней Азии.

В условиях такой поливариантности и неизученности этих особенностей не всегда ясно, что считать диалектными отклонениями, а где просто ошибка недостаточно грамотного или невнимательного мастера, хотя наличие явных ошибок в ряде случаев несомненно. Это, например, замена буквы *** са буквой *** син (*** вместо ***), перестановка согласных (*** вместо ***), пропуск отдельных согласных и т.д.

Иногда на монетах, особенно на фалсах, могут выпасть сотни или сотни и десятки, либо даже дата целиком, т.е.

выпускные сведения заканчиваются словом *** «год», а изредка отсутствует и последнее. Иной же раз проставление даты и не предусматривалось, как, например, на самаркандских и маргинанских нисфипа 1-й трети XII в. или «малых» самаркандских дирхамах Мас'уда б. Хасана (ок. 556-566/1160-71 гг.) с именем халифа на месте даты.

Изредка легенды с выпускными сведениями, наоборот, растягиваются за счет включения в них упоминаний разных лиц, в том числе с развернутой титулатурой; например: «Во имя Аллаха бит этот дирхам в Хутлуг Орду в правление хана преславного Кутб ад-давла ва-Наср ал-милла ва- 'Уддат ад-дина в 423 [году]». Менее удачно выглядят «эксперименты» с надписями на некоторых дирхамах Бухары 433/1041-42 г., где в пределах одной круговой легенды к выпускным сведениям механически «пристегнуто» то одно, то другое кораническое изречение; в результате выпускные сведения лишены обычного вступления и начинаются прямо со слова «в Бухаре».

Как и при Саманидах, место для выпускных сведений в подавляющем большинстве случаев и теперь отводится вокруг поля л.ст. Новшеством явилось то, что у Караханидов легенда с выпускными сведениями располагается не только традиционным кольцом, но весьма часто квадратом, реже треугольником, шести- [46] или восьмигранником. Особенно изысканно выглядит размещение выпускных сведений в виде восьмиконечной звезды, образованной пересечением двух четырехугольников (фалсы Самарканда и Согда 401/1010-11 г., Ферганы/Кубы 402/1011-12 г., Бухары 428/1036-37 г., Худжанда 425/1033-34(?) г., Самарканда 576-577/1180-82 гг.). Когда за счет упомянутых выше инородных включений надпись с выпускными сведениями увеличивалась, ее могли разместить двумя концентрическими кольцами. Лишь на нисфийа Самарканда и Маргинана выпускные сведения помещены в поле, а не в круговой легенде.

Своего рода информационным «излишеством» было наличие на одном кружке двух надписей с выпускными сведениями. В чекане XI в. таковы лишь фалсы Кашгара 401-402/1010-12 гг. и Ферганы 400/1009-10(?) г., на которых обе такие надписи расположены на л.ст. Во 2-й половине XII

в. — начале XIII в. подобное явление становится обычным — с той лишь разницей, что легенды с выпускными сведениями размещены на разных сторонах кружка.

Более редки случаи противоположного рода — когда выпускных сведений вообще нет. Здесь можно выделить два варианта. Для первого характерно заведомое отсутствие каких-либо круговых легенд, для второго — замена надписи с выпускными сведениями какой-либо другой круговой легендой. К первому варианту относятся, например, фалсы, выпущенные Насром б. 'Али (ум. 403/1012-13 г.), скорее всего, в Фергане, его же «малые» дирхамы, дирхамы Сулаймана Кадыр Тафгач-хана (XII в.) и позднекараханидских владетелей Кашгара 2-й половины XII в. Второй вариант представлен тремя типами фалсов, очевидно, бухарского чекана 2-й трети XI в. с символом веры или кораническим изречением вместо легенды с выпускными сведениями.

На одном из дирхамов, который, судя по имени испиджабско-го владетеля Матта, выпущен в Испиджабе не позже 404/1013-14 г., вместо выпускных сведений помещено еще одно упоминание сюзерена Матта, а на дирхамах ферганского происхождения 2-й четверти XII в. — четырежды повторенное слово ал-мулк. [47]

<< | >>
Источник: Кочнев Борис Дмитриевич. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209 гг.). Часть I. Источниковедческое исследование / Ответ. редактор В. Н. Настич —344с.. 2006

Еще по теме Монетные дворы:

  1. Немецкие дворы
  2. Методы идентификации монетной титулатуры
  3. ГЛАВА 3 АТРИБУЦИЯ МОНЕТНЫХ ИМЕН И ТИТУЛАТУРЫ
  4. Язык монетных надписей
  5. Репертуар и формуляр монетных надписей
  6. Критика монетного текста
  7. Формуляр монетных легенд
  8. ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И МОНЕТНЫЕ СИСТЕМЫ В ГРЕЦИИ
  9. Глава 7d К.              Краай МОНЕТНОЕ ДЕЛО
  10. Несколько общих замечаний по поводу караханидской монетной титулатуры
  11. О надзоре за подрядчиками и мастеровыми при заготовлении на Монетном дворе кружков для делания медной монеты Сенатский указ 1711 г., августа 30