<<
>>

Наименования и металл монет

Наименования монет в подавляющем большинстве случаев традиционные: *** динар, *** дирхам, *** фалс. Даже когда перед нами дирхамы или фалсы двух разных (судя по размерам и весу) номиналов, причем выпускавшиеся одновременно, в надписях те и другие одинаково названы дирхамами или фалсами.

Исключение составляют «двойные фалсы» (***) Самарканда 559-560/ 1163-65 гг., а также нисфийа (***), т.е. «половинные» фалсы, выпускавшиеся в Маргинале и Самарканде в 1-

й трети XII в. На многих дирхамах Узджанда 2-й половины XII в. наименование монет опущено.

Термин динар при Караханидах прилагался только к монетам, обслуживавшим сферу золотого обращения. От раннекараха-нидского времени дошли динары Бухары 382/992 г. и Нишапура 396/1005-06 г. Эти динары очень близки к саманидским по качеству чекана, общему облику и, очевидно, пробе; во всяком случае, выглядят они столь же высокопробными (анализ металла или пробирование не производились). Следующий эпизод — выпуск динаров Самарканда 482/1089-90 г. Это серебряные кружки с остатками золотого покрытия, т.е. такие же серебряные позолоченные монеты, как и многие тогдашние сельджукидские динары. Регулярный выпуск караханидских золотых динаров начался в XII в.: ранняя дата — 552/1157-58 г., поздняя — 605/1208-09 г.

Сферу серебряного обращения обслуживали дирхамы, выпускавшиеся с 381/991-92 по 609/1212 г. на десятках монетных дворов от Уча до Балха. Металл их очень варьировал в зависимости от времени и места. Ранние дирхамы высокопробные, но со 2-го десятилетия XI в. проба начинает падать. К 3-й четверти XI в. в большинстве среднеазиатских областей (Согд, Худжанд, Шаш, Испиджаб, Тараз) выпускали низкопробные дирхамы, содержавшие около 20% серебра (с колебаниями в ту и другую сторону). В Фергане, Чуйской долине, Прииссыккулье и Восточном Туркестане в середине XI в. чеканили так называемые медно-свинцовые дирхамы, вовсе не содержавшие серебра, но около 450/1058-59 их выпуск прекратился, а Фергана вернулась к производству низкопробных дирхамов. Чеканка таких монет продолжалась, по [39] крайней мере, до начала 3-й четверти XII в. Считается, что с этого времени Караханиды прекратили выпуск любых низкопробных дирхамов, на смену которым пришли медные (или бронзовые) посеребренные дирхамы, содержавшие намного меньше драгоценного металла [Давидович, 1960, с. 102-106; она же, 1980, с. 64]. Однако, как выясняется, в Самарканде низкопробные серебряные дирхамы выпускали в 562-565/1166-70 [Давидович, 1977, с. 177] и 577/1181-82 гг. [ГЭ, инв. №5220]. Эти монеты принадлежат к тем самым типам, другие экземпляры которых выглядят медными и должны были бы считаться первоначально посеребренными. Как показали металлографические исследования караханидских дирхамов 2-й четверти XI — середины XII в., проведенные И. Г. Равич (Институт реставрации, г. Москва), они являют собой билоновые (низкопробные) монеты с обогащенным серебром поверхностным слоем и ядром, в котором преобладает медь. Разница между монетами разных хронологических групп — только в количестве серебра, постепенно уменьшавшемся. Возникает вопрос: не следует ли так называемые медные посеребренные дирхамы 2-й половины XII — начала XIII в. считать такими же, как и дирхамы предшествующего времени, первоначально билоновыми, но утратившими целиком или почти полностью поверхностный слой, обогащенный серебром? Разумеется, ответ на этот вопрос могут дать лишь массовые анализы позднекараханидских дирхамов.

До получения такого ответа мы сочли правильным дирхамы 2-й половины XII — начала XIII в. по-прежнему именовать медными посеребренными (если они не выглядят явно билоновыми).

Как бы то ни было, остается несомненным, что при Карахани-дах термин дирхам прилагался и к высокопробным серебряным монетам, и к низкопробным, и к таким, которые почти совсем или вовсе не содержали серебра.

В сфере медного обращения использовались фалсы (ед.ч. фалс, мн.ч. фулус) — медные (или бронзовые) монеты. Они выпускались Караханидами с 382/992 до 607/1210-11 г. В конце X — 1-й четверти XI в. фалсы чеканили десятки монетных дворов, с 3-й четверти XI в. их выпуск сосредоточился в Самарканде и Бухаре, но производился в гораздо меньших масштабах. [40]

Кроме традиционных названий, засвидетельствованы обозначения следующих монет: *** 'адили, *** 'али, *** а[р]слан-хани (!), *** бурхани, *** гитрифи, *** джала-ли, *** кадири, *** карари, *** мансури, *** му'аззами, *** мубараки, *** музаффари, *** рукни, *** султаны, хакани, *** кусами, *** шахи, *** шаханшахи, *** аллами(?),*** зафари(?), **** му'иззииа, *** 'абдийа.

Термин 'абдийа — производное от слова 'абд, которое то в «целом» (***), то в «разобранном» (*** или * * *) виде помещалось на монетах 394-462/1003-70 гг. Чаще всего это дирхамы, иногда фалсы (Согд, 401/1010-11 г., Худжанд, 405/1014-15 г.). То же самое слово проставлялось на халифатских монетах VIII в. Х.М. Френ [1823, с. 34-35] читал его 'абд, предполагая, что это сокращение имени 'Абдаллах. В.Г. Тизенгаузен, не отвергая мнения предшественника, предложил еще два объяснения: словом 'абд «раб» правитель мог выразить преданность халифу; не исключена связь этого слова с выражением «дирхамы 'абдийа», которое прилагалось к доброкачественным и полновесным монетам [Тизенгаузен, 1873, с. 69]. Если принять второе истолкование, то и слово 'абд, подобно термину 'адип, могло служить гарантией законности, добротности монет. На некоторых караханидских дирхамах и (реже) фалсах XI в. в такой же изолированной позиции, как 'абд и 'адил, помещалось слово *** [ал-]хакк «истина; истинный». Что все три слова близки друг другу по значению, показывают надписи некоторых монет; на дирхамах Шаша 412/1021-22 г. слова 'адил и хакк помещены одно под другим над символом веры, на самаркандских дирхамах 395-398/1004-08 гг. слова хакк и 'абд стоят выше и ниже калимы.

В том же ряду должны быть рассмотрены другие термины. На однотипных дирхамах Кашгара 41х г.х. в одной и той же позиции (верхняя часть поля л.ст.) начертано то 'адил, то фадл (***«совершенный», «тот, которого предпочитают другим»). На ферганских фалсах 386-387/996-97 гг. помещено слово *** , которое, очевидно, следует читать *** «настоящий», «подлинный». На дирхамах Йарканда 415/1024-25 г. стоит слово у , т.е., вероятно, *** «правильный», «добрый», на испиджабских дирхамах 396/1005-06 и 404/1013-14 гг. — *** т.е. скорее всего, *** — «хороший», «подлинный», [41] «полновесный». Слово *** , помещенное на фалсах Самарканда 400-401/1009-11 гг. и дирхамах Узгенда 394/1003-04 г., можно читать как *** , одно из значений которого — «полновесный». Сло, проставленное на дирхамах Куз Орду 399/1008-09 г., если это не имя (очень редкое) Джавхар, может быть понято как термин, означающий «целый», «неделимый» или «драгоценность». Наконец, на узгендских дирхамах 458-460/1065-68 гг. помещено слово *** «хороший». Слово это персидско- таджикское, но оно вошло в репертуар арабоязычных надписей на монетах У 111-Х вв., правда, в иной форме — *** ; на саманидских монетах встречаются обе формы, но преимущественно последняя.

<< | >>
Источник: Кочнев Борис Дмитриевич. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209 гг.). Часть I. Источниковедческое исследование / Ответ. редактор В. Н. Настич —344с.. 2006

Еще по теме Наименования и металл монет:

  1. Римская мера —монета
  2. ГЛАВА 2 МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ КАРАХАНИДСКИХ МОНЕТ
  3. Вопросы классификации караханвдских монет
  4. Методы хронологического определения монет
  5. Художественное оформление монет Изображения оружия
  6. Наименование места происхождения товара
  7. § 1. Право на фирменное наименование (статьи 1473 - 1476)
  8. § 16. Кольца у солнечных наименований в скорописи
  9. Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица
  10. Право на наименование селекционного достижения (статья 1419)
  11. Наименования цветов: язык и психика
  12. О надзоре за подрядчиками и мастеровыми при заготовлении на Монетном дворе кружков для делания медной монеты Сенатский указ 1711 г., августа 30