<<
>>

Репертуар и формуляр монетных надписей

Прежде чем переходить к характеристике репертуара и формуляра легенд караханидских монет, необходимо оговорить, какую сторону монет следует считать лицевой, а какую — оборотной. Нумизматы, имеющие дело с куфическими монетами, за лицевую принимают обычно ту сторону, на которой размещается первая часть калимы.

Диаметрально противоположной была позиция М.Е. Массона: в лекциях по нумизматике Средней Азии, читанных на кафедре археологии ТашГУ, он доказывал, что в плане прокламативном, политическом более значимой была сторона со второй частью символа веры, упоминанием халифа и правителя (правителей), почему ее и следует считать лицевой; в своей публикационной практике М.Е. Массой [1968, с.238-241] такой позиции и придерживался. Надписи некоторых караханидских монет 1-й половины XI в., казалось бы, подтверждают правоту М.Е. Массона: упоминание правителя на них размещено двумя частями на обеих сторонах кружка таким образом, что первая часть приходится на сторону, которую обычно принято [13] считать оборотной (дирхам Испиджаба 416/1025-26 г.: НасирIад-давла; дирхам Узгенда 416/1025-26 и Ахсиката 417/1026-27 г.: Су-лайман 16. Шихаб ад-давла; фале Бухары 425-26/1033-35 гг.: Шамс I ад-давла). Всё же самостоятельным, а тем более решающим аргументом в пользу точки зрения М.Е.Массона данный факт, вне всякого сомнения, не является, так как порядок чтения легенд на некоторых караханидских монетах бывает совершенно неожиданным.

Все же правильнее ориентироваться не на логику исследователя, а на логику современника. Рассмотрим с этой точки зрения модель монетных текстов раннекараханидских дирхамов.

Одна сторона: 1.

Первая часть символа веры (калимы):

*** «Нет Бога, кроме Аллаха, един Он, нет у Него сотоварища». 2.

Выпускные сведения с вводной формулой

...***«Во имя Аллаха бит этот дирхам в ...». Слова «бит этот» чаще всего слиты в одно: ***

Другая сторона: 3.

*** «[Власть принадлежит] Аллаху». 4.

Вторая часть калимы: *** « «Мухаммад — посланник Аллаха». 5.

Теофорное имя халифа.

6-8. Упоминания правителей. 9.

Кораническая цитата.

Нетрудно заметить, что все монетные тексты сакральны: текст № 2 — благодаря вводной формуле, тексты № 6-8 — благодаря включенности в божественную иерархию, текст №9 — по содержанию. Для нас сейчас еще более важно, что начинать чтение монетных надписей надо с текста № 1, первой части калимы. Поэтому та сторона монеты, которая обозначена как «одна сторона», и есть лицевая.

Лицевой следует считать также сторону, на которой соединены обе части калимы, если же символа веры вовсе нет — сторону с выпускными сведениями. В случаях, когда выпускные сведения помещены на обеих сторонах, приходится опираться на порядок чтения остальных надписей. [14]

<< | >>
Источник: Кочнев Борис Дмитриевич. Нумизматическая история Караханидского каганата (991-1209 гг.). Часть I. Источниковедческое исследование / Ответ. редактор В. Н. Настич —344с.. 2006

Еще по теме Репертуар и формуляр монетных надписей:

  1. Формуляр монетных легенд
  2. Язык монетных надписей
  3. § 15. Кольца у солнечных обозначений в надписях
  4. НАДПИСИ НА ВИЗИТНЫХ КАРТОЧКАХ
  5. § 14. Памятники литературы. Надписи. Папирусы
  6. Публичные надписи: власть и письменный текст
  7. Методы идентификации монетной титулатуры
  8. Монетные дворы
  9. ГЛАВА 3 АТРИБУЦИЯ МОНЕТНЫХ ИМЕН И ТИТУЛАТУРЫ
  10. Критика монетного текста
  11. Глава 7d К.              Краай МОНЕТНОЕ ДЕЛО
  12. ПЛАТЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И МОНЕТНЫЕ СИСТЕМЫ В ГРЕЦИИ
  13. Несколько общих замечаний по поводу караханидской монетной титулатуры
  14. О надзоре за подрядчиками и мастеровыми при заготовлении на Монетном дворе кружков для делания медной монеты Сенатский указ 1711 г., августа 30
  15. Место выпуска