Образ человека и политическая практика (Вместо послесловия)
Так на станке преходящих веков Тку я живую одежду богов.
И.В. Гете («Фауст»)
Начну с того, чем завершил основной текст: я очень хочу, чтобы этот мир меня пережил. Надолго.
В каком-то неопределенном и неясном для меня самого значении - навечно. Ибо, только потенциально растворяясь в вечности, моя маленькая индивидуальная жизнь обретает претензию на смысл. «Конечность - это эвфемизм для ничтожества» (JI. Фейербах).Человечество вступило в критическую фазу, путь выхода из которой во многом определит дальнейшую судьбу Земной цивилизации, а может быть, и Космоса. Выбор эффективных стратегий сохранения и развития может зависеть и от того, как человек видит себя, свою историю и свои глубинные мотивации. Будем помнить при этом, что всякое знание функционально, и придерживаться прагматического ракурса: речь идет не об «объективных истинах» (ибо «на самом деле» человек неисчерпаем), но о продуктивном образе...
И опять перед моим мысленным взором две глыбы, две мировоззренческие схемы, рожденные философской антропологией Нового времени - Томас Гоббс и Жан Жак Руссо. Заочный спор между ними помогает ориентироваться в многомерном концептуальном пространстве.
Человек по природе добр и миролюбив, утверждал Руссо, но несправедливое частнособственническое общество портит его, превращая в жестокого эгоиста. До появления частной собственности люди жили в мире и взаимной любви (Вольтер по прочтении книги «О происхождении неравенства между людьми» испытал желание «встать на четвереньки и убежать в лес»). И они вернутся к естественной гармонии после того, как будет упразднена частная собственность. Значит, для достижения всеобщего мира и счастья надо только преодолеть сопротивление властвующих сословий.
После смерти философа горячие поклонники получили шанс воплотить его учение в жизнь. Друг народа, Жан Поль Марат, конкретизировал и операционализовал социологические умозрения: для счастливой мирной жизни человечества необходимо и достаточно отрубить всего лишь «сто
голов».
Но аппетит приходит во время еды - эту шутку тогда уже знали местные острословы. Вскоре выяснилось, что число несколько занижено, оно от речи к речи умножалось на порядок (тысяча, десять тысяч), а гильотина между тем работала без устали. И «отрубленные головы кружились в воздухе, как сухие листья».Другому вождю Французской революции Максимилиану Робеспьеру посчастливилось в ранней юности посетить старого Руссо и иметь с ним продолжительную беседу, которая наложила отпечаток на всю его дальнейшую жизнь. И не только лично его. Соратники Неподкупного, якобинцы, ловили на улицах беременных аристократок, вырезали из утробы человеческие плоды, нанизывали их на штыки и шумно дефилировали по Парижу, размахивая этими штыками, как флагами. Дворянских юношей связывали между собой локтями, ставили в десяти метрах пушки и били прямой наводкой по человеческой массе. А в одном документально зафиксированном случае агрессивная толпа, набросившись на ненавистного царедворца, разорвала его тело на куски и съела (I)[60]. Ну, а потом Революция, как водится, принялась «пожирать своих детей»...
Учение Гоббса не так человеколюбиво по форме. Оно нелицеприятно, даже немного цинично. Согласно английскому философу, каждый индивид по природе порочен и эгоистичен. Мотивы его поведения сводятся к пяти базовым нуждам {drives): в еде (голод), в питье (жажда), в сексе, в безопасности (страх) и в самоутверждении (тщеславие). Поэтому естественное и исходное состояние человечества - «война всех против всех».
Но для удовлетворения указанных потребностей людям приходится жить вместе, а значит, ограничить эгоистические притязания. Иначе говоря, социальная действительность формирует в человеке качества, противные его порочному естеству, но обеспечивающие взаимоприемлемое сосуществование. И государство должно быть организовано так, чтобы эгоизм одних групп нейтрализовался эгоизмом других и чтобы, таким образом, порок работал на стабильность. А то и на добродетель.
Из гоббсовского «Левиафана» моралист Адам Смит вывел теорию «невидимой руки», долженствующей вести эгоистических конкурентов к действиям во благо общества.
Это была первая концептуальная модель свободного рынка: разумная экономическая организация состоит в том, чтобы каждый, преследуя корыстные цели, приносил пользу окружающим. А старый, во всем разочарованный скептик Шарль Луи Монтескье разработал модель разделения властей, по которой живут теперь все демократические государства...Мне представляется эта история характерной и поучительной. Дискуссии по поводу моих предыдущих книг, особенно за рубежом, показали, что для многих концепция является гуманистической настолько, насколь
ко воспевает человеческую «природу». По моему же убеждению, гуманизм может стать деструктивным, если он не настоян на самокритике и трезвом скепсисе.
Расхожий «гуманистический» предрассудок состоит в том, что сила служит причиной насилия и оружие является причиной войны. Добропорядочные гуманисты тратят время и средства на массовые кампании, суть которых составляют призывы отказаться от того или иного вида вооружений, а лучше от оружия вообще. Под шумок этой риторики державы- монополисты и полуподпольные группировки разрабатывают все более изощренные средства политического террора.
К сожалению, «антиорудийное» мышление, гуманное и романтическое по форме, на поверку контрпродуктивно. Технологический регресс не может служить надежным средством сохранения, поскольку влечет за собой деградацию остальных параметров социокультурной системы. Сегодня это означало бы резкое снижение качества жизни, а также необходимость форсированного сокращения населения Земли, что само по себе чревато фатальным обострением напряженности. Вместе с тем согласованный отказ ведущих государств от самых грозных видов оружия, с одной стороны, оставил бы Земную цивилизацию незащищенной от возможных космических катаклизмов (снижение внешней устойчивости). С другой стороны, он привел бы к снижению цен на соответствующее сырье и информацию и к узурпации оружия террористическими группами, не обремененными, в отличие от вменяемых правительств, опытом глобальной ответственности.
Все это вытекает из формул техно-гуманитарного баланса (см. §2.2), построенных на обобщении многообразного исторического опыта.Опыт истории и практической психологии подсказывает, что люди, будучи отчуждены от оружия, не становятся благодаря этому более миролюбивыми. Напротив, как мы видели, переходя к примитивному оружию, вплоть до предметов домашнего обихода, они теряют накопленные культурой навыки самоконтроля.
Парадоксальная арифметика, приведенная в §3.8, объясняется тем, что оружие, будучи по исходному замыслу инструментом насилия, становится в перспективе жизнесберегающим фактором сдерживания и воспитания. Обладатель грозной силы либо совершенствует самоконтроль, либо погибает. Каждый из рассмотренных крупным планом переломных эпизодов демонстрирует характерное обстоятельство. Стратегический механизм преодоления кризисов, обусловленных культурным дисбалансом, - не снижение инструментального интеллекта до уровня гуманитарного, а возвышение гуманитарного интеллекта до уровня, достигнутого интеллектом инструментальным. Соответственно, это каждый раз было сопряжено с очередным витком удаления социоприродной системы от естественного - дикого - состояния («странный аттрактор»). Обратные случаи
- приближение к естественному состоянию («простой аттрактор») - на
блюдались тогда, когда культура не умела достойно ответить на исторический вызов, а в результате происходил надлом и распад социума.
Здесь уместно повторить, что только на первый взгляд различие между боевыми и производственными технологиями кажется дискретным. Во- первых, они постоянно питают друг друга творческими идеями, а новейшие технологии часто имеют двойное назначение. Во-вторых, «мирные» технологии также всегда несли с собой угрозу, причем не только косвенную - перспектива техногенных катастроф, - но и прямую, поскольку при отсутствии «специализированного» оружия легко его заменяют. Однако (вспомним различие между понятиями «опасность» и «угроза») опасной всякая технология остается до тех пор, пока не произошла гуманитарная притирка (см.
§3.8, §4.2); после того, как притирка состоялась, технология тем менее опасна, чем потенциально более разрушительна.Технологическая мощь - великое достижение и осуществление развивающегося разума. Но еще более грандиозное достижение - способность сосуществовать с технологиями возрастающей мощности, последовательно, через кризисы и катастрофы, адаптируя гуманитарное мышление к потенциалу созидания-разрушения. Только развитие и психологическое освоение технологий обеспечивает способность неравновесной системы сопротивляться уравновешивающему давлению среды, сохраняя баланс внешней и внутренней устойчивости. Поэтому путь к сохранению цивилизации лежит через преодоление, т.е. технологическое, культурное и психологическое обуздание оружия, после чего оно из опасного хищника превращается в послушного и полезного охранника. Соответственно, для гуманиста, желающего противодействовать войне и вражде, оружие и армия представляют ложную цель. Адекватные задачи для него сегодня - атеистическое воспитание, разрушение конфронтационных стереотипов и макрогрупповых идентификаций («они - мы»). Чтобы все более изощренные, чреватые глобальными угрозами и широко доступные технологии («знания массового поражения») своевременно компенсировались качеством гуманитарного мышления. По той же причине укрепление дополнительных центров силы сегодня отвечает глобальной потребности преодоления опасных настроений эйфории.
В книге «Смысл истории» Н.А. Бердяев утверждал, что «все попытки разрешения всех исторических задач во все периоды должны быть признаны сплошной неудачей. В исторической судьбе человека, в сущности, все не удалось». Извечная «борьба добра с добром» неизменно рождала зло, и человеческие чаяния либо не осуществлялись, либо не стоили приложенных усилий. На языке Данте это означает, что благими намерениями вымощена дорога в ад, а на современном политическом жаргоне - что люди испокон века хотели как лучше, а получалось как всегда.
История изобилует ярчайшими иллюстрациями к размышлениям Бердяева, и недаром философы постоянно сетовали на то, что люди ничему не
учатся на опыте истории.
Но многотысячелетнее чудо существования человеческого рода заставляет обратить внимание и на оборотную сторону дела: если бы хоть одна глобальная историческая задача в прошлом не была «с грехом пополам» решена (ср. высказывание Г.С. Померанца, приведенное в §2.2), то рассуждать об этом сегодня было бы некому. Как в данной связи не вспомнить еще раз, что несколько десятилетий назад имелись веские причины сомневаться в грядущем наступлении XXI века...Оглядывая человеческую историю с очередной ее «вершины», мы прослеживаем замечательную диалектику эволюции. Зло перековывалось в добро, агрессия - в творчество, сила - в мудрость, насилие - в милосердие. Верно, «борьба добра с добром» регулярно рождала новое зло. Но реальная власть разума возрастала в той мере, в какой субъект, наращивая ранги рефлексии, научался контролировать природные импульсы. И только сочетая могущество с мудростью, разум получает шанс стать универсальным.
При всем интересе к исторической альтернативистике (построению виртуальных сценариев прошлого), сильно сомневаюсь, что во Вселенной существуют принципиально иные механизмы эволюции. Мы живем в мире, где правит бал эта вредная тетка - термодинамика, - и только в нем могли сформироваться душа и разум. В таком мире ненасилие слабости способно образовать аморфную нежизнеспособную субстанцию, а потенциал самоорганизации обеспечивается ненасилием силы.
На данном обстоятельстве и должны строиться стратегии выживания. То, что цивилизация на нашей планете продолжает существовать, свидетельствует о неуклонно возраставшей способности разумного субъекта драматическим образом «расти над собой», усваивая уроки рукотворных катастроф и обращая агрессию в творческое русло. Так, настырно и последовательно, сообразительная обезьяна через человеческую фазу прорывалась к божественному качеству. Носитель разума жив до тех пор, пока становится Богом. В том, что до сих пор это ему худо-бедно удавалось, я вижу повод для надежды, но не для успокоения...
Еще по теме Образ человека и политическая практика (Вместо послесловия):
- ПРИМЕЧАНИЯ
- «НАУКА ЛОГИКИ» ГЕГЕЛЯ И МАРКСИСТСКАЯ НАУКА ЛОГИКИ
- Глубинные движения троцкистов
- §3.5. «Мораль бронзы» и «мораль стали»: загадки осевой революции
- Образ человека и политическая практика (Вместо послесловия)
- ДЮРКГЕЙМ (1858-1917)
- Глава 13 МИРОВОЗЗРЕНИЕ
- Глава 14 РЕЛИГИЯ
- ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
- В. Ф. ГЕНИНГ ЗАМЕТКИ К ПОСТРОЕНИЮ ТЕОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (АК)
- Послесловие: Берия как человек
- КОММЕНТАРИЙ
- Идеологический груз прошлого.
- Примечания
- Глава 18 АКТУАЛЬНОСТЬ СИМВОЛА. СИМВОЛИЗМ В РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
- 4
- Глава 1 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: К ИСТОРИИ ВОПРОСА
- ПОСЛЕСЛОВИЕ