<<
>>

12. Развитие психологии 1 в Европе в эпоху Средневековья

Период Средневековья начинается с падения в V в. 1 Римской империи и утверждения христианства, культи-1 вировавшего неприятие всякого знания, основанного на 1 опыте, греховность попытки понять устройство и пред-' назначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, | наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием 1 этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., 1 когда произошло возрождение искусства, светской науки,

открытие Америки.

, Средневековая философия была тесно связана с хрис-I тианской религией, и это позволяло развиваться лишь | тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно 1 отражали и разделяли религиозные и светские позиции 1 христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами | христианства и носили отпечаток догматов христианской 1 религии.

1 Развитие психологии в этот период было связано с из-1 менением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна \ была либо полностью уступить богословию исследование | психики, либо найти себе такую нишу для исследования, 1 которая не входила бы в противоречие с официальной 1 наукой " богословием. В связи с этим представления 1 о душе в психологии носили этико-религиозный характер 1 в течение всего средневекового периода. После началь-' ного этапа развития психология начала стремиться к тому, ставлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.

Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов. кого организма от нервной системы. Он установил, что нервы, идущие от органов чувств, обеспечивают наличие у человека таких познавательных процессов, как ощущение и восприятие; нервы, идущие от мышц, ответственны за произвольные движения, а остальные нервы иннерви-руют другие (внутренние) органы. Особое значение Гален придавал спинному мозгу. В нем он различал чувствительные и двигательные нервы. чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения. знание, и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания.

В эпоху Средневековья душа изучалась в русле богословия, что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей прежде всего чувственного познания. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души.

<< | >>
Источник: Галустова О. В.. Шпаргалка по истории психологии: учеб. пособие.-М.: ТК Велби. -48 с.. 2005

Еще по теме 12. Развитие психологии 1 в Европе в эпоху Средневековья:

  1. ГЛАВА 7 Карелия в эпоху крестовых походов и Средневековья. Итоги развития
  2. 14. Развитие психологии в эпоху Возрождения
  3. Глава 6 Русь в эпоху Средневековья
  4. ГЛАВА 6 РУСЬ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  5. 2. Образование и литература в эпоху Средневековья
  6. 3.1. Этнопсихологические представления в древности, средневековье и эпоху просвещения
  7. ЛЕКЦИЯ 7. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА
  8. Глава 8 Культура Средневековой Европы
  9. § 18—19. КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
  10. Культура Средневековой Европы
  11. § 14. ГЕРМАНСКИЕ ЗЕМЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОП
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -