2. ВЫСШАЯ ШКОЛА И НАУКА
В принятой VIII съездом РКП (б) Программе партии в числе первоочередных в области народного просвещения выдвигались такие задачи: «Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой»
2 августа 1918 г. правительство РСФСР и 2 марта 1919 г. правительство УССР издали декреты о правилах приема в высшие учебные заведения. В первую очередь в высшие учебные заведения принимались дети рабочих и крестьянской бедноты. Чтобы облег- чить рабочей молодежи доступ в высшую школу, временно при поступлении не требовалось свидетельство об скончании средней школы, не сдавались приемные экзамены. Плата за обучение отменялась. Женщины при поступлении в вузы имели равные права с мужчинами. Студенты обеспечивались стипендией.
В марте 1919 г. Наркомпрос УССР принял решение о демократизации управления высшей школой. Вводилась новая форма руководства вузами, для чего создавался специальный институт комиссаров, назначаемых Наркомпросом. Комиссары выполняли функции ректоров и проректоров. Осуществлялась демократизация факультетских советов, в составе которых представители студенчества должны были входить в таком же количестве, как и представители профессорско-преподавательского состава.
Тем самым был нанесен сокрушительный удар по кастовой замкнутости руководящих органов вузов, реакционно настроенной профессуре, которая всячески противилась демократизации высшей школы.Чтобы учиться в высшей школе, пролетарской молодежи кроме юридических прав и гарантий необходимы были знания. Для подготовки к поступлению в вузы создавались подготовительные трехмесячные курсы (< ноль-семестры»), куда принимали юношей и девушек из числа рабочих и крестьян-бедняков по рекомендации партийных и общественных организаций. С 1920 г. стали открываться рабочие факультеты (рабфакн). О большом желании трудящейся молодежи учиться в высшей школе свидетельствует следующий факт: в июле 1920 г. в Одесский институт народного хозяйства был объявлен набор в несколько сот человек, а заявлений о поступлении в институт было подано свыше 13 тысяч. Студенты вузов осво- бождались от призыва в ряды Красной Армии. Сроки обучения с учетом военного времени были сокращены, государственные экзамены отменялись, сдавались только экзамены по предметам, которые изучались на соответствующем факультете.
В 1920 г. для руководства деятельностью высшей школы в составе Наркомпроса УССР был создан Главный комитет научного, специального и профессионально-технического образования. Наркомпрос Украины отказался от такого типа высших учебных заведений, как университеты. На базе университетских факультетов были созданы соответствующие институты. Особое внимание уделялось развитию медицинского и технического образования. В начале 1920 г. в Киеве возобновил работу политехнический институт. Были открыты институты народного образования, внешних отношений и внешней торговли, народный университет-политехникум с историко-литературным, социально- экономическим, инженерно-строительным, механическим, электротехническим, агрономическим, ветеринарным факультетами и подготовительными курсами. Киевский коммерческий институт был реорганизован в институт народного хозяйства.
Чтобы обеспечить нормальную работу вузов и пресечь саботаж реакционной профессуры, Наркомпрос УССР издал 24 мая 1920 г.
постановление о мобилизации профессорско- преподавательского состава. Одновременно большое внимание уделялось созданию ученым нормальных условий работы, обеспечению их продовольствием и топливом.Передовая часть профессорско-преподавательского состава активно включилась в строительство советской высшей школы. Ценный вклад в ее развитие на Украине внесли видные ученые: историки Д. И. Багалей и В. П. Бузескул, металловед А. П. Виноградов, ботаник-физиолог Е. Ф. Во- тчал, биохимик А. В. Палладии, специалист в области сварки и мостостро- епия Е. О. Патоп, гидромеханик Г. Ф. Проскура, химик JI. В. Писар- жевский, терапевт Н. Д. Стражеско. Это были выдающиеся ученые, которые в трудные годы не думали, как вспоминал впоследствии Е. О. Патоп, «о собственных невзгодах, о холодной квартире, о том, что фунт пшена стал богатством» а отдавали свои знания трудящимся.
К концу 1920 г. па Украине уже действовало 38 институтов, в которых обучалось 57 тыс. студентов, 2,5 тыс. студентов-пролетариев обучалось иа рабфаках. В сети средних специальных учебных заведений насчитывалось 665 профшкол и 13 рабфаков. В 1920 г. советские вузы выпустили около 3 тыс. специалистов, пополнивших отряд народпой интеллигенции.
Развитие науки. Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкий простор для развития науки. Ее роль и значепие для строительства социализма были определены В. И. Лениным в «Наброске плана научно-технических работ».
В конце 1918 г. группой известных ученых (Д. И. Багалей, А. Е. Крымский, Е. К. Тимченко, П. А. Тутков- ский) во главе с академиком Российской Академии наук В. И. Вернадским был разработан проект организации Украинской Академии наук, осуществление которого стало воз- можным в 1919 г. после восстановления на Украине Советской власти. 12 февраля 1919 г. в Киеве состоялось общее собрание ученых — основателей Академии, па котором А. Е. Крымский сообщил, что народный комиссар просвещения предложил, «чтобы все новоизбранные члены Академии наук немедленно вступили во все права и обязанности, не ожидая утверждения от высшей власти» 128.
Это пер-
В. И. Вернадский.
вое в условиях Советской власти собрание ученых и положило начало Украинской Академии наук.
В постановлении от 4 июля 1919 г. Совнарком УССР указывал, что образование Академии наук имеет первостепенное значение для развития науки и культуры па Украине. Первым президентом УАН стал выдающийся ученый В. И. Вернадский, действительными членами — Д. И. Багалей, Н. Ф. Беляшевский, К. Т. Воблый, Н. Ф. Кащенко, А. Е. Крымский, О. И. Левицкий, В. И. Липский, В. Н. Перетц, Н. И. Петров, Н. Ф. Су- мцов, П. А. Тутковский и др. В системе Украинской Академии наук были объединены все научные учреждения и научные силы республики, предусматривалось планирование и практическое руководство их работой, а также пропаганда научных знаний среди трудящихся.
В составе Украинской Академии наук к концу 1920 г. работали три отдела: историко-филологических, физико-математических и социально- экономических наук, они объединяли три института, 26 кафедр, 15 научных комиссий и комитетов. Правительство УССР взяло на себя финансирование УАН, ей было передано благоустроенное здание. В июле 1919 г. было издано постановление об охране имущества и жилья академиков и директоров академических учреждений, в августе академии передали новые помещения, ботанический сад, музеи, лаборатории. Правительство Советской Украины проявляло постоянную заботу о развитии науки. «Нельзя не поблагодарить работников Народного комиссариата просвещения,— писали руководители УАН в отчете о своей работе,— за то хорошее и уважительное отношение, которое они проявили к Украинской Академии наук» К При УАН была создана и развернула свою деятельность комиссия по изучению природных богатств Украины, возглавляемая академиком В. И. Вернадским. Большую помощь Украинской Академии наук оказывала Российская Академия наук. В мае 1919 г.
для установления связей между академиями двух советских республик и передачи опыта работы по исследованию природных богатств в Киев приезжал академик А. Е. Ферсман.Большое впимание уделялось развитию общественных наук. Видную роль в этом сыграли выдающиеся деятели Коммунистической партии и Советского государства В. П. Затон- ский, Д. 3. Мапуильский, Г. И. Петровский, Н. И. Скрыпник, А. Г. Шли- хтер и др.
Значительную научно-исследовательскую работу вели ученые-филологи. В 1919—1920 гг. Академия наук разработала «Новейшие правила украинского правописания». Началось академическое издание произведений Т. Г. Шевченко и И. Я. Франко. Велась работа по составлению практического русско-украипского словаря.
Вся огромная работа по революционному преобразованию науки и системы народного образования велась партийными и государственными органами в условиях небывалого подъема, инициативы и активности рабочих и крестьян, при поддержке передовой интеллигенции. 3. СТАНОВЛЕНИЕ УКРАИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА Зарождение украинской советской литературы. Вместе с новым общественным и государственным строем утверждались украинская советская литература и искусство, призванные служить народу, активно участвовать в революционном преобразовании общества, обогащать духовный мир трудящихся — строителей социализма.
Под влиянием идей Великого Октября среди литераторов Украины происходил интенсивный процесс политического размежевания, в результате которого лучшие представители украинской литературы стали на путь служения революции, трудовому народу.
Источником их вдохновения была борьба трудящихся Советской страны за торжество идей пролетарской революции, построение социалистической экономики и культуры. Лишь немногочисленная группа буржуазно- националистических писателей, изменив интересам трудящихся, осталась в лагере контрреволюции. В литературной жизни Советской Украины активно участвовали П. Г. Тычина, В. Н. Сосюра, И. Ю. Кулик, В. М. Эллан (Блакитный), Н. И. Терещенко, С.
В. Васильченко, М. Ф. Рыльский, М. Ирчан, К. Котко и др. По-разному происходило их становление как советских литераторов. Многие писатели, начавшие свой творческий путь до Октября, пришли в революцию трудным путем идейных и творческих исканий. Особенно глубоко этот процесс отразился в творчестве выдающегося украинского поэта Павла Тычины. Гражданские мотивы преобладали и в ранней его поэзии, а в стихах 1919—1920 гг. они зазвучали как победный гимн социалистической революции. Сложным был путь в советскую литературу и Максима Рыльского. Поэт не сразу принял социалистическую революцию, но постепенно пафос революционного созидания захватил его, и в последующих произведениях он воспевает красогу и величие человека, строящего новое общество. Революционная действительность дала новое звучание творчеству С. В. Васильченко и других писателей старшего поколения. Тема революции, гражданской войны нашла яркое отражение в произведениях И. Кулика, В. Эллана (Блакитного).Происходил процесс дифференциации и среди представителей различных буржуазных и мелкобуржуазных литературных направлений и групп — украинских символистов, футуристов, «неоклассиков». Целый ряд талантливых писателей и поэтов, таких как папфутурист М. В. Семен- ко, символисты Я. Г. Савченко, Д. Ю. Загул, В. А. Кобылянский, А. А. Слисаренко, «неоклассики» Н. К. Зеров, П. П. Филиппович и другие участвовали в литературном процессе, многие из них активно включились в создание новой литературы.
Литературно-художественное творчество народных масс зародилось еще накануне Октября. В годы борьбы за Советскую власть оно приобрело широкий размах на новой революционной идейно-эстетической основе и стало активным духовным оружием в борьбе против классовых врагов Советского государства.
К литературному творчеству потянулись десятки и сотни талантливых выходцев из народных масс. Начинающие поэты и писатели группировались вокруг многочисленных литературных студий и кружков, редакций газет и журналов, политико-просветительных учреждений.
Ведущим жанром народного поэтического творчества в дни Октября и гражданской войны стала песня. Часто народные песни перерабатывались на новый революционный лад. Они прославляли героические подвиги на фронтах гражданской войны,, разоблачали белогвардейцев, буржуазных националистов, иностранных захватчиков.
Широкой популярностью пользовались старые маршевые казацкие и исторические народные песни, дополненные новыми злободневными куплетами, измененными отдельными образами. Особенно популярными были сатирические песни-частушки, направленные против Центральной рады, австро-германских оккупантов, гетмана Скоропадского, националистической Директории.
Становление украинской советской литературы происходило в теснейшей взаимосвязи с революционной русской литературой, представленной А. М. Горьким, В. В. Маяковским, А. С. Серафимовичем, Демьяном Бедным, а также с литературами других народов Страны Советов. Одновременно молодая советская литература обращалась к демократической литературе прошлого, продолжая славные традиции братства украинского и русского народов и их литератур. Украинские советские поэты и писатели, отдавшие свой талант сл>
П. Г. Тычина.
жепию народу, учились мастерству владения словом у А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского, Т. Г. Шевченко и И. Я. Франко, М. М. Коцюбинского и Леси Украинки.
Новая пролетарская литература была призвана партией, революцией •служить народу, обогащать духовный мир трудящегося человека, бороться против буржуазной и буржуазно-националистической идеологии и морали за утверждение социалистических идеалов.
Самым революционным жанром в те годы стала революционно-романтическая поэзия. Появились первые сборники стихов украинских советских поэтов — «Плуг» П. Г. Тычины, «Заспів» В. Г. Чумака, «Удари молота і серця» В. М. Блакитного, «Мої коломийки» И. Ю. Кулика, «Червова зима» В. Н. Сосюры. Их авторы воспевали величие победы революции, разоблачали ее врагов, утверждали веру в коммунистическое будущее. С первыми прозаическими произведениями, написанными с советских позиций, выступили С. В. Васильченко, Г. М. Коцюба, А. В. Головко, Мирослав Ирчан и др.
Большую роль в развитии украинской советской литературы в годы і гражданской войны сыграли литера- гурпо-художественный журнал «Мистецтво», сборники «Жовтень», «Вир революції», в которых печатались произведения молодых писателей, полные новаторских исканий и творческих открытий.
Коммунистическая партия и правительство Украины делали все возможное, чтобы создать писателям, артистам, художникам, композиторам нормальные условия для творчества. І31 августа 1920 г. Совет Народных Комиссаров УССР принял декрет об улучшении положения ученых, специалистов, заслуженных деятелей литературы и искусства 1.
Одновременно проводилась большая работа по воспитанию молодых творческих кадров. Наркомат просвещения, газеты и журналы, полит- органы Красной Армии организовывали литературные студии, которые объединяли одаренную молодежь, проводили конкурсы на лучшие литературные произведения. Созданный при Наркомпросе Всеукраинский литературный комитет вел большую работу по организации массового литературного движения. В годы гражданской войны начали свой творческий путь А. В. Головко, А. В. Дон- ченко, Иван Ле, Остап Вишня, С. Д. Скляренко и ряд других выдающихся украинских писателей.
Украинская советская литература развивалась в жестокой борьбе с бур-
1 Культурне будівництво в Українській PGP. 1917—1927. 36. документів і матеріалів. К., 1979, с. 157—158.
жуазной идеологией, носители которой проповедовали так называемое чистое искусство, искусство для искусства и отстаивали безыдейность, невмешательство в политику, в жизнь народа.
Становление новой культуры происходило в острой идейной борьбе и с мелкобуржуазными, левацкими взглядами на развитие советской литературы и искусства. Пролетарские культурно-просветительные организации, возникшие еще до Октябрьской революции, после победы Советской власти развернули работу по вовлечению рабочей молодежи в культурное строительство. В приветствии 1 Всероссийской конференции организаций Пролеткульта (сентябрь 1918 г.) В. И. Ленин одобрил их деятельность. Однако со временем руководство Пролеткульта (А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев) попыталось обособить деятельность пролеткультовских организаций, поставить их в положение, независимое от проводимой Коммунистической партией и Советским государством политики в культурном строительстве. Они проповедовали нигилистическое отношение к сокровищам культуры прошлого, стремились в отрыве от общечеловеческой культуры создать некую особую «пролетарскую культуру». Тем самым на словах провозглашая борьбу за создание новой пролетарской культуры, они на деле мешали трудящимся строить ее.
Наиболее активно пролеткультовские организации действовали на Украине в 1919 г., в ряде городов они имели свои печатные органы. Однако идеи Пролеткульта не нашли поддержки у трудящихся, которые отрицательно отнеслись к попыткам создания «чисто пролетарского искусства».
Коммунистическая партия настойчиво преодолевала вредную идеологию и политику Пролеткульта. В написанном В. И. Лениным проекте резолюции «О пролетарской культуре» (октябрь 1920 г.), в письме ЦК РКП (б) от 1 декабря 1920 г. «О про- леткультах» было дано правильное направление строительству социалистической культуры. Партия предостерегала творческую интеллигенцию от возможного увлечения вредными теориями и методами Пролеткульта, указывала на необходимость широкого привлечения трудящихся масс к литературному и художественному творчеству. «ЦК не только не хочет связать инициативу рабочей интеллигенции в области художественного творчества, но, напротив, ЦК хочет создать для нее более здоровую, нормальную обстановку и дать ей возможность плодотворно отразиться на всем деле художественного творчества»
Партийные организации Украины нанесли серьезный удар по пролет- культовцам в Киеве, Харькове, Одессе, Николаеве.
Большую роль в становлении советской украинской литературы сыграли ее творческие связи с представителями русской пролетарской литературы. В 1920 г. на Украину приезжал В. Маяковский, выступавший в Киеве и Харькове перед молодежью и студентами. Много стихов Украине посвятил неоднократно бывавший здесь Демьян Бедный. Стихи В. Маяковского и Демьяна Бедного часто печатались в украинской прессе. Их литературная и общественная деятельность способствовала укреплению пролетарского течения в новой украинской литературе, упрочению и развитию дружбы и братства народов. Молодая украинская советская литература зарождалась и крепла в буре революционных битв, отвергая чуждые интересам народа идеи, создавая литературные ценности, помогающие трудящимся строить мир свободного труда. Развитие советского искусства. Коммунистическая партия и Советское правительство последовательно боролись за то, чтобы направить искусство по пути служения делу социализма. В 1919 г. в Народном комиссариате просвещения УССР были созданы отдел искусств и подчиненный ему совет искусств, на которые было возложено руководство культурной жизнью республики.
Театральным делом руководил Все- украинский театральный комитет (ВУТЕКОМ) при совете искусств. Правительство Советской Украины национализировало лучшие театры республики, решительно поддержало передовые артистические силы, которые, используя прогрессивные реалистические традиции театрального искусства прошлого, создавали новый социалистический театр.
Среди них была целая плеяда выдающихся украинских мастеров сцены — П. К. Саксаганский, М. К. Зань- ковецкая, А. П. Затыркевич-Карпин- ская, JI. П. Линицкая, А. И. Борисоглебская, Ф. В. Левицкий, И. 3. За- мычковсйий, И. А. Марьяненко, молодые талантливые актеры — А. С. Курбас, Г. П. Юра, Е. Т. Коха- ненко, А. М. Бучма, Д. И. Козачков- ский,, Б. В. Романицкий. Деятельное участие в создании украинского советского театра принимали известные режиссеры — А. Загаров, А. Смирнов, А. Искандер, Б. Кржевецкий, а также К. Марджанишвили (К. А. Марджапов), который был в 1919 г. комиссаром театров Киева.
В процессе становления украинского советского театра складывались новые театральные коллективы. В марте 1919 г. в Киеве открылся первый государственный драматический театр УССР им. Т. Г. Шевченко. В его труппе были актеры старшего поколения — И. А. Марьяненко, А. И. Борисоглебская и талантливая молодежь — А. И. Сердюк, Л. М. Гакке- буш, К. П. Коптевский, Р. П. Неща- дименко. Новый коллектив возглавил воспитанник Московского художественного театра А. Л. Загаров. Театр показал зрителям «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Лесную песню» Лесп Украинки, а также пьесы западноевропейских классиков: «Столпы общества», «Призраки» Г. Ибсена, «Ткачи» Г. Гауптмана, «Тартюф» Ж. Мольера.
Своеобразным явлением был основанный в 1916 г. «Молодой театр» A.
С. Курбаса. Его коллектив, состоявший в основном из молодых мастеров, объединился с театром им. Т. Г. Шевченко. На сцене театра выросли такие известные мастера украинского театрального искусства, как В. С. Василько, А. М. Ватуля, П. Т. Долина, П. М. Самойленко, B.
Н. Чистякова, театральный художник Д. Г. Петрицкий и др. Заметным явлением в театральной жизни республик^ была постановка объединенным коллективом «Гайдамаков» Т. Г. Шевченко (автор инсценизации и постановщик А. С. Курбас, 1920). События прошлого приобретали на сцене актуальность, так как именно в эти дни Красная Армия освободила Украину от польских интервентов. Новые театральные традиции объединяли в себе порыв революционной романтики с лучшими образцами реалистического искусства. Они знаменовали веру в будущее и отдавали дань уважения культурным ценностям прошлого.
В январе 1920 г. был создан во главе с Г. П. Юрой Государственный драматический театр им. И. Франко в Виннице, впоследствии ставший ведущим театром республики.
Развивалось массовое самодеятельное театральное искусство. В городах Украины появились рабочие и молодежные театры, студии, кружки. В мае — июне 1919 г. было организовано несколько рабочих театров в Киеве. На их опыте Всеукраинский театральный комитет разработал инструкцию по созданию таких трупп во всех фабрично-заводских районах Украины. Из самодеятельности пришли в большое искусство такие выдающиеся мастера сцены, как Н. М. Ужвий и 10. В. Шумский.
Основу репертуара театров в эти годы составляла классика, игравшая огромную роль в приобщении народ- пых масс к культурным сокровищам прошлого. Особым успехом пользовались произведения героико-роман- тической направленности, созвучные революции. Они звали иа борьбу за свободу, против насилия и эксплуатации. В репертуар включались также пьесы, посвященные современным событиям, жизни рабочих и крестьян. Коммунистическая партия и Советское государство вели решительную борьбу против засорения репертуара театров пьесами, рассчитанными на мещанские вкусы пли буржуазно-националистическими по идейному содержанию. Приходилось, кроме того, преодолевать формалистические течения, мешавшие развитию социалистического искусства. Партийные и советские органы постоянно проводили среди деятелей искусства идейно-политическую работу с целыо вооружения их материалистическим, марксистским мировоззрением.
В годы гражданской войны получили распространение театральные представления, в которых широкое участие принимали трудящиеся: общественно-политические суды, политические балы-маскарады, участники которых одевались в костюмы представителей различных классов, исторических лиц. Популярными темами были события прошлого — народные восстания, революции, Парижская Коммуна, а также современность — Октябрьская революция, гражданская война, события международной жизни.
Успешно развивалось музыкальное и хоровое искусство. При Совете искусств был создан Всеукраинский
М. К. Заньковецкая.
музыкальный комитет во главе с выдающимся русским певцом JI. В. Собиновым. Комитет занимался популяризацией среди рабочих и крестьян сокровищ музыкальной культуры, выявлением и воспитанием талантливых композиторов и исполнителей из среды трудящихся, способствовал созданию новых музыкальных произведений в духе революционной ЭПОХИ.
Продолжалось активное творчество композиторов старшего поколения — Я. С. Стенового, К. Г. Стеценко, Н. Д. Леонтовича, Р. М. Глиэра, а также молодых — Л. Н. Ревуцкого, Н. И. Вериковского, Г. Г. Веревки, П. А. Козицкого, Б. Н. Лятошннского и др. В творчестве украинских профессиональных музыкантов центральное место занимали темы революционной борьбы, светлого будущего трудового народа Страны Советов.
Среди послеоктябрьских произведений К. Г. Стеценко следует отметить музыку к поэме Т. Шевченко «Гайдамаки», к драме М. Кропивницкого «Две семьи», ряд хоров и романсов на тексты Т. Шевченко, Леси Украинки, И. Франко. Почетное место заняли сочинения Н. Д. Леонтовича — обработки революционных песен — « Интернационал », « Варшавянка », «Мы — кузнецы» и народных песен — «Дударик», «Із-за гори кам'яної». Я. С. Стеновой гармонизировал популярные революционные песни — « Интернационал », « Варшавянку », «Беснуйтесь, тираны», написал ряд юмористических и сатирических песен. Популярными были хоровые обработки революционных песен Г. Г. Веревки «Вперед, народе, йди» и «Пісня комсомольців», песня Л. Н. Ревуцкого «Уперед, хто не хоче конати» и в его оранжировке «Интернационал».
В 1919—1920 гг. создается большое число музыкальных коллективов, которые привлекали талантливых певцов и музыкантов из народа. Наряду с такими высокопрофессиональными коллективами, как созданная в 1919 г. первая украинская государственная хоровая капелла им. Н. В. Лысенко (руководитель Н. Д. Леонтович), «Думка» (создана в феврале 1920 г., руководитель — К. Г. Стеценко), самодеятельные хоровые капеллы появились в Чернигове, Ромнах, Лубнах, Черкассах, Елисаветграде, капеллы бандуристов — в Миргороде и Полтаве. Им принадлежала важная роль в пропаганде музыкальной культуры, ознакомлении трудящихся с лучшими образцами национального музыкального творчества.
При клубах, народных домах, избах-читальнях и школах организовывались хоры, оркестры народных инструментов, музыкальные ансамбли. Украинские народные песни были основой их репертуара. В исполнении самодеятельных артистов они приобретали новое революционное звучание. Росту популярности украинского народного песенного творчества способствовало и то, что обработкой народной музыки занимались такие выдающиеся композиторы, как Н. Д. Леонтович, К. Г. Стеценко, Я. С. Стеновой, Д. П. Демуц- кий. Значительное место в работе музыкальных коллективов занима на концертная деятельность, выступления на площадях и улицах, в рабочих и сельских клубах, частях Красной Армии.
Большим достижением украинской музыкальной культуры в 1920 г. стала постановка национальной оперы. В Народном оперном театре в Харькове, Киевском оперном театре им. К. Либкнехта, в самодеятельных оперных театрах были исполнены «Катерина» Н. Н. Аркаса, «Наталка Полтавка» и «Черноморцы» Н. В. Лысенко. В 1919 г. в Киеве был организован первый республиканский симфонический оркестр им. Н. В. Лысенко. Симфонические оркестры были созданы в Харькове, Екатеринославе, Одессе. В 1919 г. начал выходить журнал «Музыкальный вестник». Был открыт Киевский музыкально- драматический институт им. Лысенко, народные консерватории в Киеве, Харькове, Одессе, где готовились кадры для массовой музыкально-пропагандистской и педагогической работы.
Советское изобразительное искусство стало действенным орудием идеологического воздействия пролетариата на широкие массы трудящихся. Наряду с печатным словом важным средством агитации и пропаганды был политический плакат, в создании которого участвовали многие видные художники Украины. С 1920 г. в Харькове выходили «Окна У проста», в Одессе — «Окна Югроста» и «Окна Одукроста». Политический плакат отражал боевую направленность искусства, прославлял револю- цию, звал на борьбу с врагами. Героизм трудящихся масс, их энтузиазм, самоотверженность стали основными темами искусства плаката, с которого начинали свой творческий путь такие выдающиеся мастера, как П. В. Васильев, А. И. Страхов, Б. Е. Ефимов и др.
Популярными политическими плакатами времен гражданской войны были «Вступайте до Червоної кінноти» (автором считают Б. Силкина, 1920), «На коня, рабочий и селянин! Красная кавалерия — залог победы!» (художник пеизвестен, 1920). Острой политической злободневностью отличались плакаты «Хай живе Червона Армія! Денікіна знищепо! Черга за польським панством» (1920), «Пани бурлаки, або куди ближче — чи до Києва, чи до Варшави» (Н. Лип- ский -— псевдоним Б. Ефимова, 1920) и т. д.
В области кпижной графики и плаката работал выдающийся художник- график Г. И. Нарбут, который оформлял первые украинские кпиж- ные издания, а также обложки журналов: «Мистецтво», «Зорі» «Солнце труда». В годы гражданской войны оп стал автором целого ряда метких карикатур на гетманщину и белогвардейцев.
В 1919—1920 гг. в Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, согласно ленинскому плану монументальной пропаганды, были сооружены памятники К. Марксу (скульптор М. И. Гельман), героям, павшим в боях за Советскую власть (скульпторы А. И. Страхов, Г. С. Теннер), и др. В 1919 г. в Киеве впервые па Украине был установлен бюст В. И. Ленина (скульптор Ф. П. Балавенстшй). Первый памятник великому Кобзарю работы И. П. Кавалеридзе был воздвигнут в Ромпах. В 1919 г. памятник Т. Г. Шевченко был открыт в Москве.
В эти годы монументальными росписями были украшены Луцкие
Н. С. Самокиш.
казармы в Киеве (художники М. JT. Бойчук, И. И. Падалка, В. Ф. Седляр, О. Т. Павленко, 1919), Комсомольский клуб на Подоле (художник 3. Ш. Толкачев, 1920 — 1921), красноармейский клуб в Харькове (художник В. Ермилов, 1920), клуб в Каменце-Подольском на тему «Думи про Саміпла Кішку» (художник А. Г. Петрицкин, 1920). Некоторый схематизм художественного языка, свойственный отдельным росписям, восполнялся эмоциональной экспрессивностью, революционной настроенностью.
В первые послереволюционные годы в изобразительном искусстве шла борьба за сохранение и развитие реалистических традиции, против идей и взглядов Пролеткульта. Последовательными поборниками реализма выступали выдающиеся украинские художники И. С. Ижакевич, Ф. С. Красицкип, Ф. Г. Кричевскии,
А. А. Мурашко, PI. С. Самокиш, Г. П. Светлицкий, К. Д. Трохименко и др., принимавшие активное участие в культурной жизни Советской Украины. «Только с установлением Советской власти я почувствовал настоящую свободу и радость творчества» *,— писал Н. С. Самокиш. Его картина «Бон за знамя», посвященная героическому эпизоду гражданской войны — штурму Перекопа,— до сего времени остается одним из лучших произведений советского изобразительного искусства.
27 августа 1919 г. В. И. Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». С этого времени начинается история советского киноискусства, основы которого закладывались в условиях острой идеологической борьбы с враждебными элементами, пытавшимися использовать кино для антисоветской пропаганды. Советская власть в центре и на местах взяла под строжайший контроль все киноателье, прокат фильмов, киноаппаратуру, пленку. 27 января 1919 г. при Наркомпросе был создан Всс- украинскин кииокомитет, который начал налаживать советское кинопроизводство. Особое внимание уделялось выпуску революционной кинохроники. Первым хроникальным фильмом на Украине был «Живой журнал», рассказывавший об актуальных событиях общественно-политической жизни страны.
Революционная кинохроника зафиксировала важнейшие политические события периода гражданской воины: «Парад войск и демонстрация 1 Мая в Киеве» (1919), «Вручение М. И. Калининым Красного Знамени Первой Копной армии» (1920), «Освобождение от Врангеля Крыма»
1 Золотоверхий /. Д. Становлення української радянської культури. К., 1961, с. 394. (1920), «Деятели социалистической революции на Украине» и т. д. В репертуар инструкторско-агитационно- го поезда ВЦИК им. Ленина в сентябре — декабре 1920 г. входило около 30 кинофильмов хроникального, агитационного и культурно-просветительного характера. В ряде городов республики были открыты «проле- тарско-красноармейские» кинотеатры. Киноленты широко использовались политработниками воинских частей в идейно-воспитательной работе с красноармейцами.
Кроме хроникальных лент в годы гражданской войны был снят ряд агитфильмов, в которых делались первые попытки художественно осмыслить революционную действительность, создать образ человека-борца. В одном из таких агитфильмов, «Мир хижинам — война дворцам», режиссера М. Бонч-Томашевского рассказывалось о судьбе красноармейца, борющегося за установление Советской власти в родном селе. По своему содержанию агитфильмы были доступны пониманию широких масс, они призывали к активным действиям против врагов революции, к единению и солидарности пролетариев всех стран. Большой популярностью пользовались фильмы «Все для фронта», «Красная звезда», «Пауки и мухи», «Прозревший» и сатирический фильм по басне Демьяна Бедного «Митька- бегунец». Кинематограф начал играть важную роль в революционной перестройке духовной жизни трудящихся.
Победа Великого Октября явилась политической предпосылкой культурной революции. Определяя сущность и задачи культуры в стране, вставшей на путь строительства социализма, В. И. Ленин говорил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...» Коммунистическая партия и Советское государство руководствовались этим ленинским положением, осуществляя культурное строительство. В годы гражданской войны были сделаны первые шаги в области развития народного образования и науки, широким фронтом разворачивалась культурно-просветительная работа.
В обстановке острой классовой борьбы против интервентов, белогвардейцев и буржуазно-националистической контрреволюции происходило становление и развитие украинской советской культуры — социалистической по содержанию, национальной по форме, интернационалистской по характеру. Лучшие представители творческой интеллигенции остались верны народу, а молодые пролетарские писатели и художники стали наиболее яркими выразителями настроений революционных масс. Источником вдохновения в их творчестве была беззаветная борьба рабочего класса и трудящегося крестьянства за торжество идей социалистической революции.
Еще по теме 2. ВЫСШАЯ ШКОЛА И НАУКА:
- 2. Базы по гуманитарным и социальным наукам
- III. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ 152.
- 1.1. Реформирование школы после Октябрьской революции
- Политические науки и социальные науки
- РОЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Концевой П.А.
- 2. ВЫСШАЯ ШКОЛА И НАУКА
- Торгово-промышленные школы.
- 2.2.5. Создание национальных политологических школ
- ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛАИ ПОДЪЕМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 1.1.7. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
- 1.1.3. Методология педагогической науки
- Генезис и эволюция науки. Эпистемологическое обоснование научных концепций
- Рациональность в постнеклассической науке