§2. Дискуссионные проблемы типологии прессы
Данный параграф диссертации посвящен рассмотрению типоформирующих признаков и моделей типологии прессы, которые предлагают различные исследователи.
Типоформирующие факторы и типологические признаки, модели типологии прессы.
Типологический признак - это существенная характеристика, черта печатного издания, которая в совокупности с другими качествами определяет его сущность и особенности функционирования. Исследователи выделяют разное количество типологических признаков и отмечают разные признаки в качестве основных. А. Г. Бочаров, исследователь типологии журнальной периодики, обозначил причины, затрудняющие построение единой классификации, которая отражала бы все типологические нюансы печати: «Тип издания выступает в диалектической взаимосвязи стабильного и динамического, консервативного и новаторского. В одних случаях журнал стремится сохранить сложившийся статус по всем параметрам, в другом - совершать новаторскую работу под воздействием перемен в общественном сознании. Поэтому каждый журнал (как, впрочем, и газета) - внутренне противоречивый организм, существующий в тесной зависимости от этого противоборства» .Рассмотрим различные типологические модели, созданные отечественными исследователями. Первая содержит четыре признака изданий: общезначимый, [32]
социальный, профессионально-отраслевой, национально-территориальный. Вторая - пять: целевое назначение, отражаемая сфера деятельности, родовая принадлежность, характер аудитории, характер изложения[33] [34] [35]. В третью модель входят шесть типоформирующих признаков: административно-территориальное деление, целевое назначение, возраст читателей, национально-языковые особенности, периодичность и время выхода . А. И. Акопов выделяет три группы типологических признаков[36], на основе которых можно проводить анализ печатного издания. А. И. Акопов выделяет 10 типоформирующих признаков: Первичные признаки: 1. Издающий орган - учреждение, занимающееся изданием журнала, издатель. 2. Цели и задачи издания - определяются задачами издающего органа. З.Читательская аудитория - определенный круг читателей данного издания. Вторичные признаки: 1. Авторский состав - авторы материалов, публикуемых в журнале. 2. Внутренняя структура - деление на рубрики внутри газеты/журнала или отсутствие разделов и рубрик, а также характер размещения рекламы, занимающей до 40% площади изданий. 3. Жанры - жанровый состав материалов, публикуемых в журнале. 4. Оформление - дизайн издания. Формальные признаки: 1. Периодичность - число номеров журнала в день/неделю/месяц/год. 2. Объем. 3. Тираж. Все вышеперечисленные признаки разбиваются на несколько составляющих. Любой признак, взятый отдельно от других, по мнению А. И. Акопова, не может претендовать на роль достаточного, полностью создающего тип периодического издания; только совокупность десяти признаков дает полное представление о типе журнала, его структуре и всех компонентах, характеризующих тип издания. Подход А. И. Акопова к типологии прессы считается универсальным. Однако исследователи продолжают работу над изучением динамики типологии периодической печати, постоянно углубляют и дополняют модель А. И. Акопова. Позиция Е. А. Корнилов близка к точке зрения А. И. Акопова: «Типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам журналистики, могут быть три: издатель, целевое назначение (функция) издания, 37 аудиторная группа» . Е. А. Корнилов делит все типологические критерии на две группы: типоформирующие факторы (основные) и типологические характеристики, которые уточняют тип издания. Типологические черты, по мнению Е. действительности, программа издания, авторский состав, отделы и рубрики (внутренняя структура), жанры, периодичность, объем, тираж, оформление. [37] Научное сообщество, занимающееся исследованием типологии прессы, принимает тезис о выделении доминирующих типоформирующих признаков и подчиненных им типологических. Эта идея стала отправной точкой для многих научных работ и во многом предопределила нынешнее развитие исследований в области типологии прессы. Формирование и принятие научным сообществом типологической модели должно подкрепляться тщательным эмпирическим опытом, изучением значительного объема периодической печати разных регионов на протяжении длительного времени. И. П. Лысакова принимает модель А. И. Акопова с небольшой корректировкой, уточняя, что границы типоформирующих и типологических критериев изменчивы: типологические характеристики внешней структуры издания могут выступать как типоформирующие факторы для внутренней структуры . Так, объем и периодичность влияют на выбор жанров, тематику, язык и стиль издания. И. П. Лысакова выделяет несколько уровней типообразующих факторов, составляющих для каждого типа систему взаимосвязанных свойств. Она признает долю условности в построении типологической модели. Действительно, в разных изданиях внутренние взаимоотношения типоформирующих и типологических признаков отличаются. Поэтому типологическая модель должна быть «гибкой». Значительный вклад в исследование типологии современной прессы внес А. Н. Алексеев . Исследователь предлагает следующую схему типологического описания конкретного периодического издания: а) СМИ как социальный субъект; б) предмет информационного отражения (область внимания СМИ); в) способ отбора, организации и распространения информации; г) социальный адрес информации (характер и масштаб аудитории, ареал распространения); д) л социальные функции СМИ» . Е. П. Прохоров в качестве конкретизирующих типообразующих факторов, действующих внутри каждого типа и определяющих специфику конкретных изданий и программ, выделяет, прежде всего, социально-политическую направленность, совокупность проблемно-тематических линий, аудиторную ориентированность, периодичность, ареал распространения, творческий облик[40]. Е. В. Ахмадулин считает главными типообразующими признаками целевое назначение, запросы определенных аудиторных групп, социально - демографическую и проблемно-тематическую направленность (содержание), специфику социальных функций[41]. Он также отмечает типологические признаки, о которых пишут все исследователи типологии: объем, формат, тираж. Анализ работ известных исследователей журналистики показывает, что аудитория, целевое назначение издания и учредитель считаются главными типоформирующими признаками. Многие эксперты выделяют аудиторию как ключевой фактор. «Связь между категорией читателей и типом издания - главная, она признает основным фактором типологии состав и характер аудитории, а не только цели издателя, как это получается у тех, кто трактует печать лишь как средство социального управления», - пишет А. Г. Бочаров применительно к анализу системы журналов. Об этом же говорят А. В. Западов и Е. П. Соколова, рассматривая проблемы типологии книги. «Связь книга - читатель» в проблеме типологии основополагающая. Б. И. Есин утверждает, что тип издания «определяется прежде всего направлением, содержанием и целью издания, читательской аудиторией, ее запросами и потенциальными возможностями, периодичностью, традициями, системой изданий данного времени, общими политическими условиями и субъективными качествами руководителей, организаторов печати и даже 43 состоянием техники» . В. В. Тулупов предлагает деление типоформирующих признаков печатного издания на объективные, объективно-субъективные и субъективные[44]. К объективным воронежский исследователь относит факторы, которые оказывают наибольшее «внешнее» воздействие на тип издания: общественно-экономическую формацию, тип общества, социально-экономическое положение и политическую ситуацию в стране и регионе, конъюнктуру информационного рынка и другие. Это признаки, которые не зависят от воли учредителя и редакции печатного издания, поскольку они являются прямым отражением политической, экономической, культурной, духовной ситуации в стране. Вторая группа в типологии Тулупова, объективно-субъективные факторы, как раз определяются владельцем печатного издания, учредителем, редакцией. К ним В. В. Тулупов относит цель, тип журналистики, профессиональные и этические стандарты, характер информирования, маркетинго-менеджмент, целевую читательскую аудиторию. Среди субъективных факторов исследователь выделяет квалификацию и мастерство редактора, менеджеров, журналистов, технических работников, полиграфистов, квалификацию читателей. Российским исследованиям типологии прессы характерна преемственность. Предложенная В. В. Тулуповым типология печатных СМИ основывается на ставшей классической модели А. И. Акопова. Мы считаем ее достаточной для типологического анализа региональной прессы. В частности, мы оцениваем влияние общественно-политической обстановки и экономической ситуации в России и Нижегородской области на трансформацию нижегородской прессы (т.е. Воронежский исследователь А. С. Сундуков предлагает аналогичную типологическую модель . Но и она оставляет открытыми некоторые вопросы. Характер взаимного влияния различных типологических признаков остается малоизученным. Российским исследователям прессы еще предстоит проделать большую работу в этом направлении. Одним из объективно-субъективных признаков в типологии Тулупова являются профессиональные и этические стандарты, т.е. представление о журналистике как духовной деятельности, что очень важно. Смысл данного признака нуждается в уточнении. Мы соглашаемся с нижегородским исследователем П. В. Бандаковым, который утверждает, что масс-медиа начинают ориентироваться друг на друга гораздо больше, чем прежде[45] [46]. Творческая деятельность журналистов, как правило, обусловлена внутрипрофессиональными критериями качественной работы, а не реальными информационными запросами аудитории. П. В. Бандаков называет эту тенденцию центростремительной. По его мнению, стандарты работы, принятые в журналистском сообществе, в данный момент оказывают большее влияние на тип СМИ, чем исследования аудитории и ее информационных потребностей. Согласно мнению многих московских и воронежских исследователей типологии прессы, печатное издание, созданное для получения прибыли, ориентируется на определенную аудиторию в поисках своей ниши, и, соответственно, именно аудитория является для таких СМИ основным типоформирующим признаком, наряду с учредителем. Развитие нижегородской прессы на современном этапе во многом подтверждает правильность этого тезиса. В Нижнем Новгороде наиболее активно развиваются деловая, рекламная, рекламно-информационная пресса. Нижегородский рынок деловой прессы в данный момент перенасыщен, о чем свидетельствует опрос редакторов деловых изданий, проведенный М. А. Толстуновой в Нижнем Новгороде в 2008 году. Причина данного процесса заключается в значительной ориентированности прессы, созданной для получения прибыли, на интересы рекламодателей. Востребованность среди читателей подменяется доступностью для аудитории. Чем больше каналов распространения периодического издания существует, тем потенциально больше численность его аудитории, что особо важно для рекламодателей. Поэтому способы распространения в нынешних условиях являются очень важным типологическим признаком. Например, бесплатные журналы распространяются в супермаркетах, бизнес-центрах и торговоразвлекательных центрах, а газеты органов власти зачастую реализуются с помощью так называемой ведомственной подписки. Благодаря распространению интернета, нижегородские газеты становятся доступнее для читателей и привлекают молодую аудиторию. Создание нижегородскими периодическими изданиями собственных интернет-сайтов означает, что их аудитория не ограничена жителями региона. Доступность газет и журналов в режиме онлайн позволяет читать их, находясь в любой точке мира, где есть доступ к интернету. Соответственно, типологический признак аудитория является, на наш взгляд, наиболее неоднородным. Новое значение приобретают тираж и периодичность печатного издания. Трудно представить, что в современных условиях в Нижнем Новгороде могут быть прибыльными газеты небольшого тиража (5 000 экз. и менее), выходящие раз в неделю. Деление газетной прессы на различные сегменты основывается сегодня, в том числе, в зависимости от тиража и периодичности. Для федеральнорегиональной прессы характерен высокий тираж, а для общественнополитических изданий органов власти, как правило, - низкий. Тираж отражает стремление печатного издания к политическому влиянию и коммерческому успеху. Чем больше аудитория периодического издания, тем больший интерес оно может представлять для рекламодателя. В исследованиях типологии прессы большой интерес представляют такие показатели, как процент возврата тиража, поступающего в розничную продажу, и количество читателей на один экземпляр периодического издания. На наш взгляд, эти типологические характеристики необходимы для оценки экономической эффективности прессы. Но, к сожалению, выяснить эти показатели крайне затруднительно, поскольку руководство периодических изданий, как правило, не заинтересовано в раскрытии подобных сведений. Как показал опрос редакторов нижегородских газет, предельно допустимый показатель возврата тиража успешного издания должен составлять около 20%. Количество читателей на один экземпляр газет, выходящих в Нижнем Новгороде, как правило, не превышает 2-2,5 человека. Этот показатель намного выше у районной прессы, поскольку в малых городах и районах широко распространена коллективная подписка. Нужно учитывать, что большинство ныне существующих типологических моделей были созданы еще в XX веке. В. В. Тулупов справедливо считает, что многие типологические признаки (характер информации и ее интерпретация, дизайн, реклама, конъюнктура информационного рынка, модель работы редакции), которые ранее были на втором плане, на современном рынке средств массовой информации получают большее значение[47]. Изменение социально-экономической ситуации, политической системы страны влияют на трансформацию типологии СМИ. Иерархия типологических признаков подвержена изменениям: некоторые из них утрачивают прежнее значение. Так, деление газет по административно-территориальному признаку уже не имеет актуальности, которая была в советские годы, поскольку издательства, расположенные в региональных центрах, выпускают прессу, распространяемую по всей России и даже в других странах. В Нижнем Новгороде это издательства «Газетный мир Слог», «Досуг в Нижнем», «Арбуз». Современные исследования типологии СМИ пока не дают единого представления о системе типологических признаков, с помощью которой можно выделять устойчивые типы газет и журналов. Выводы и результаты, к которым приходят исследователи типологии прессы, дополняются и обобщаются. Множество мнений в подходах к типологической классификации периодических изданий показывает, что эта проблема на сегодняшний день до конца не решена. Классификация прессы. Классифицирование прессы - обязательная часть теоретического исследования типологии. Классификация сохраняет полученные знания о различных печатных СМИ, но не отражает динамику изменения типологических признаков под влиянием социально-экономических, политических и прочих факторов. Поэтому отдельно взятая классификация какого-либо исследователя имеет наибольшую актуальность непосредственно в его научной работе, но не может категорично претендовать на универсальность. Классификация производится по одному или нескольким типологическим признакам (учредитель, аудитория, тематика) и отражает личный взгляд автора на типологию прессы. Широко распространены классификации по аудиторному типологическому признаку. Е. А. Корнилов предлагает следующую классификацию прессы : [48] 1) глобальная - региональная; 2) печатная - аудиовизуальная; 3) официальная - неформальная; 4) континентальная (аналитическая, европейская) - островная (информационная, англо-американская); 5) качественная - бульварная. Профессор М. В. Шкондин, рассматривающий типологию СМИ, выделяет в общероссийской прессе массовые, качественные и бульварные периодические 49 издания . А. А. Г рабельников, указывая на типологические изменения в современной печати, констатирует, что печать разделилась на качественную (так называемую прессу мнений для интеллектуальной части общества) и массовую (обслуживающую остальное население); государственную (дотируемую из государственной казны) и коммерческую (самостоятельно добывающую деньги на свое существование); на официозную (отражающую точку зрения правительства) и независимую (выражающую мнение своего издателя, учредителя, редакционного коллектива); на правящую (ведущую агитацию и пропаганду политической и экономической линии властных структур) и оппозиционную (критикующую существующий режим и выдвигающую собственные альтернативные проекты развития общества); на политизированную (сосредоточенную, в основном, на отражении политической борьбы, иногда самостоятельно ведущую эту борьбу) и деполитизированную (содержание которой не затрагивает политических вопросов и баталий); на деловую (обслуживающую новый класс бизнесменов и предпринимателей) и на развлекательную (рассчитанную на досуг читателей); на легитимную (официально зарегистрированную в Министерстве печати и информации) и нелигитимную (не признающую над собой властных структур); на национальную [49] (издающуюся в пределах республики) и транснациональную (выходящую в пределах ближнего и дальнего зарубежья)[50]. Религиозные СМИ А. А. Грабельников относит к новым формам печатных изданий. Недостаток этой классификации заключается в том, что автор не выделяет ряд типов прессы (издания по интересам, полу, возрасту аудитории). Б. Я. Мисонжников предлагает мереологическое деление - по периодичности, по месту издания и масштабам распространения, по степени широты отражения действительности (специальные издания и общеполитические, тематические: «военная пресса», «молодежная»)[51]. Он выделяет два подкласса печатных изданий: аналитическую прессу и массовую. Пресса аналитическая представлена: 1) универсальными общественно-политическими изданиями; 2) специализированными изданиями (ведомственными, профессиональными, конфессиональными), от которых, в свою очередь, «ответвляются» качественные издания (деловая печать). Пресса массовая представлена бульварными, рекламными, общественнополитическими, развлекательными изданиями. Эта классификация основана на интерпретации информации и ее характере. Она носит условный характер, поскольку не учитывает многих нюансов современного положения периодической печати. Мисонжников относит ведомственные (т.е. корпоративные) издания к аналитической прессе. Однако, как показывает наш анализ нижегородской корпоративной прессы, в некоторых изданиях аналитические жанры практически не представлены, большая часть материалов - краткие информационные заметки. Авторы учебного пособия «Система средств массовой информации России» выделяют универсальную, специализированную, узкоспециализированную, профессиональную и «точечную» прессу[52]. Л. Г. Свитич предлагает следующую классификацию: 1. Массовая, коммерческая пресса, где главным является получение прибыли и аудиторные интересы. Она делится на два подтипа: позитивно- массовая и негативно-массовая или бульварная, «желтая». 2. Элитарная, для различных политических, экономических элит. 3. Информационно-рекламная. 4. Политическая пресса. Ее основной целью является борьба за власть, утверждение того или иного режима власти. Она также делится на правую, консервативную и оппозиционную или левую. 5. Культурно-просветительская. 6. Специализированная, предназначенная для определенных групп аудитории - молодежь, женщины, бизнесмены, ветераны и т. д., освещающая определенные сферы деятельности. A. А. Кажикин приводит классификацию воронежской прессы по тематике содержания. На наш взгляд, неоднозначным выглядит объединение деловых и рекламных печатных изданий в одну группу. Мы считаем, что деловая пресса принципиально отличается от рекламной по ряду типологических признаков. В первую очередь, это характер информации. В деловой прессе представлен анализ рынка той или иной сферы бизнеса проблем его участников. В отличие от рекламно-информационных изданий, деловые обладают сложной жанровой палитрой, большим авторским составом, выполняют больше функций, при этом, как правило, имеют меньшие тиражи. 53 B. И. Антонова предлагает другой подход к типологическому анализу . По мнению исследовательницы, аудиторный типоформирующий фактор является основным, он включает в себя региональный и ряд социально-демографических признаков. Региональный признак подразумевает определенный ареал распространения, адресованность определенной аудитории (населению по месту проживания), что оказывает существенное влияние на характер информации издания. В. И. Антонова выделяет по региональному признаку транснациональные, центральные (общероссийские); межрегиональные; региональные (краевые, окружные, областные, республиканские, городские); местные (районные, корпоративные газеты) периодические издания. По социально-демографическим признакам аудитории В. И. Антонова выделяет следующие типы прессы: • гендерная журналистика; • возрастная журналистика; • национальная журналистика; • конфессиональная; • профессионально-отраслевая; • узко-территориальная журналистика; • рекреативно-гедонистическая журналистика; Данная классификация является подтверждением нашего тезиса о том, что составление классификации прессы во многом определяется целью и задачами исследования каждого конкретного автора. Поскольку классификация В. И. Антоновой основана на аудиторном типоформирующем факторе, в ней отсутствует культурно-просветительская, деловая, рекламная пресса. Разделение прессы на транснациональную, общероссийскую, региональную и местную достаточно условно и изменчиво. Многие издатели стремятся расширить ареал распространения своей прессы. При изучении нижегородской прессы среди [53] общероссийских изданий нас интересуют те, которые имеют региональные вкладки (страницы), либо полные оригинальные номера. А. А. Золотухин выделяет группу федерально-региональных изданий[54] (то есть тех, которые затрагивают как темы общероссийского, так и локального масштаба). Такой тип менеджмента печатных изданий в последние годы получил широкую популярность. При этом, по мнению А. А. Золотухина, данную группу изданий неверно выделять в качестве типа прессы: «Это скорее функция и метод, способ «существования» и продвижения претендующих на статус общероссийских универсально-тематических газет: качественных и массовых, ежедневных и еженедельных. Хотя, как мы уже упоминали, по похожему пути развития пошли и некоторые «желтые» издания, а также еженедельники журнального типа и журналы, которые мы не можем назвать федеральнорегиональными. Их сходство с исследуемой нами группой ограничивается применением так называемых «сетевых» методов в маркетинговой и менеджерской стратегии». Мы согласны с А. А. Золотухиным. Действительно, популярнейшие федерально-региональные российские издания образуют отдельную группу: это «узнаваемая» пресса, представленная популярнейшими брендами, преимущественно массовая, обладающая обширнейшим ареалом распространения, выпускаемая большими тиражами и рассчитанная на широкие слои населения. Этот термин использует и Б. А. Меретукова, которая называет федеральнорегиональную прессу новым типом газетной прессы, в котором сочетаются проблемы международного, федерального, регионального, местного уровня[55]. В этом заключается ее принципиальное отличие от советских центральных газет, которые уделяли внимание только вопросам федерального и международного масштаба. Таким образом, роль типологических признаков в определении лица периодического издания изменчива. Целевая аудитория, назначение и характер информации - ключевые признаки различных типов прессы. Однако роль таких признаков, как дизайн и реклама, которые в наше время приобрели огромное значение, остается малоизученной и недооцененной. Проведенный анализ различных классификаций прессы позволил выявить их значительное разнообразие. В Главе III данной диссертации представлена классификация нижегородской прессы, которая была составлена автором работы на основе типологического анализа современной прессы региона. Соотношение деловой и корпоративной прессы. Корпоративная пресса активно развивается во всем мире. Оборот рынка корпоративной периодической печати в Европе приближается к 5 миллиардам долларов. На сегодняшний день суммарный разовый тираж корпоративных журналов и газет (около 500 млн. экземпляров) превосходит тираж обычных публичных СМИ[56] [57]. Более того, по оценкам экспертов, рынок корпоративной прессы будет продолжать расти, так как на сегодняшний день собственное издание — один из самых эффективных инструментов взаимодействия с большим количеством клиентов, партнеров и сотрудников. На издание корпоративных СМИ в США сегодня тратится до 24% бюджетов крупных компаний, зарезервированных под маркетинговую и рекламную деятельность. При этом 39% компаний планируют и далее 57 увеличивать долю затрат на корпоративную печать . Исследование корпоративной прессы в России осложнено тем, что примерно половина всех корпоративных СМИ не зарегистрирована в государственных органах. Фундаментальным статистическим исследованием за последние несколько лет можно считать опрос, проведенный журналом «Советник» и Гильдией корпоративных медиа . В опросе приняли участие представители 93 корпоративных СМИ, из которых более чем три четверти издаются частными компаниями (78,4%). Основная часть частных компаний, где имеются корпоративные СМИ, специализируется в таких отраслях, как промышленное производство (37,1%), ТЭК и нефтяной бизнес (16,9%), СМИ (7,9%), финансы (6,7%), транспорт (4,5%), PR (4,5%), образование (3,4%), торговля (2,2%) а также в других сферах (реклама, информационное обеспечение, страхование менее чем по 1%). Большая часть участников опроса, говоря о корпоративных СМИ, имели в виду газеты - 64,5%, журналы - 19,6. Газета является самой распространенной формой корпоративных СМИ. В состав корпоративной прессы некоторые авторы[58] [59], помимо прессы фирм и компаний, включают печать общественных организаций, театров, вузов, гимназий и других учреждений. Поскольку корпоративные издания представляют собой совершенно самостоятельный блок прессы, их типологическая принадлежность - вопрос дискуссионный. Согласно одной точке зрения, корпоративная печать именуется подвидом деловой прессы и приравнивается к отраслевой периодике[60]. В другом случае ее называют «особым, инструментальным видом деловой прессы»[61]. В третьем корпоративные СМИ относят к разряду бесплатной периодической печати для деловых людей, «которая расходится на выставках, презентациях, в салонах и магазинах»[62]. В четвертом случае корпоративную прессу воспринимают как «род специализированных изданий», которые адресованы узкой аудитории, имеющей общие профессиональные и деловые интересы, духовные ценности, политические и культурные предпочтения, а также отдельным этническим группам[63]. По мнению заведующего кафедрой современной периодической печати СПбГУ Б. Я. Мисонжникова, корпоративные СМИ составляют один из видов периодических изданий, наряду с ведомственными, профессиональными, деловыми, культурнопросветительскими, конфессиональными, этнологическими, женскими[64]. Д. А. Мурзин, автор книги «Феномен корпоративной прессы», относит все корпоративные издания к деловым[65]. Исследователь называет деловым «род прессы, социальная функция которой состоит в обеспечении бизнескоммуникаций, в удовлетворении информационных потребностей делового сообщества. Мурзин отмечает, что корпоративную прессу не нужно отождествлять с «многотиражной» периодикой советской эпохи, поскольку и корпоративные издания могут приносить прибыль. Исследователь обращает внимание то, что российский издатель и переводчик книги теоретика PR Сэма Блэка повсеместно использовал термин «многотиражка» как синоним «внутренней газеты»[66] - соответствующий раздел так и называется: внутренние газеты (многотиражки). Термин «корпоративное издание» в книге не использовался. По мнению Д. А. Мурзина, такой подход неверен. Е.А. Московская-Муштак, как и Д. А. Мурзин, считает что корпоративные издания входят в деловую прессу, и в то же время, по ее определению, «корпоративное издание является эффективной PR-акцией»[67]. Исследовательница перечисляет основные цели корпоративного издания: оперативное информационное освещение деятельности предприятия; позиционирование организации; управлением внутренним и внешним имиджем; конкурентная борьба. Эти цели, на наш взгляд, показывают, что корпоративные издания являются результатом PR-деятельности, а вовсе не журналистской. Д. А. Мурзин считает, что корпоративная пресса должна отвечать требованиям, которые предъявляются и к «обычной» периодической печати. Он основывает свою точку зрения, ссылаясь на американских исследователей Эмми Гэхрэн и Тима Славина, которые считают, что корпоративные издания в своей практике должны следовать принципам журналистики и, если это необходимо, вступать в противоречие с интересами собственника[68]. Но практика российских корпоративных изданий не подтверждает точку зрения Д. А. Мурзина, который признает: «Достоверность и объективность принципиально ограничены интересами корпорации... Корпоративная пресса - это инструмент управления корпорацией, обладающей всеми признаками средства массовой информации»[69] [70] [71]. Не соглашается с Д. А. Мурзиным М. А. Толстунова, по мнению которой, 70 корпоративные и деловые издания являются отдельными типами прессы . Аналогичной точки зрения придерживается и А. Ю. Бабкин, по мнению которого, существует большое количество корпоративных печатных СМИ, содержание которых разнообразнее и шире содержания деловой прессы, что не позволяет причислить их к ее «подвиду» . К числу таких изданий мы относим прессу крупных промышленных предприятий, носящих статус градообразующих. В Нижнем Новгороде это газета ОАО «ГАЗ» «Автозаводец», в Выксе - «Выксунский металлург», в Кулебаках - «Кировец». Эти газеты рассчитаны на широкую аудиторию, а не только на сотрудников предприятий. Их тематика и ареал распространения значительно шире, чем у внутрикорпоративной прессы. Такие периодические издания освещают не только вопросы деятельности корпораций, но и важные социальные проблемы, приобретая тем самым статус городских и районных. В этом заключается специфика российской корпоративной прессы. Градообразующие предприятия сохраняют ключевую роль в жизни многих малых городов Нижегородской области. Пресса этих предприятий, преемница советской «многотиражной» периодики, пользуется популярностью широкой аудитории. Но и другие корпоративные издания не могут считаться деловыми. Деловая пресса обеспечивает информирование, коммуникации в области экономических, финансовых, управленческих решений. Содержание, характер информации корпоративной прессы иные. Поэтому нельзя причислять корпоративную прессу ни к деловой, ни к отраслевой периодической печати. Мы, в свою очередь, согласны с исследователями, которые выделяют ее в отдельный тип прессы. На наш взгляд, корпоративные издания отличаются от деловых по многим типоформирующим параметрам: целям, жанровому разнообразию, внутренней структуре, авторскому составу и другим. Корпоративные печатные издания включают очень широкий круг газет и журналов, отличающихся по типологическим признакам и функциям. Во второй главе мы проведем типологический анализ нижегородской корпоративной прессы, чтобы проверить, реализуются ли в ее практической деятельности теоретические выводы исследователей. Проблема разграничения качественной, массовой и бульварной прессы. Исследование типологии нижегородской прессы невозможно без учета тенденций развития современных зарубежных печатных СМИ в странах с развитым информационным пространством. С. А. Михайлов, исследуя типологию зарубежных печатных СМИ, справедливо отмечает, что по характеру и социальному предназначению зарубежные газеты разделяются на массовые, качественные, смешанные (массово-качественные или качественно-массовые) и газеты предприятий[72] [73]. Деление газет на массовые и качественные является спорным, поскольку любая массовая газета стремится публиковать «качественные» материалы, а качественная газета борется за высокие тиражи. Для зарубежной прессы характерны дифференциация и специализация: каждое периодическое издание стремится найти свою социальную нишу, обращаться ко вполне определенной категории населения, добиваться эффективного воздействия на читателей. Эти закономерные черты развития зарубежной периодической печати характерны и для российской прессы, в том числе для прессы Нижнего Новгорода. В Великобритании одной из особенностей газетно-издательского дела считается его «адресность», ориентация на определенную читательскую аудиторию. С. И. Беглов отмечает, что Британским институтом практиков рекламы выработана классификация читателей в зависимости от их принадлежности к той или иной социальной группе. Так, группа А указывает на принадлежность к классу элиты аристократии и бизнеса. Группа B включает среднюю буржуазию, чиновников, высококвалифицированных рабочих. К группе C-1 относится «низший средний класс» (мелкая буржуазия, профессиональная интеллигенция, учителя, служащие и др.), к группе C-2 - квалифицированные рабочие, к группе D - малоквалифицированные рабочие и другие низкооплачиваемые категории трудящихся, к группе E - учащиеся, пенсионеры, безработные (все кто живет на стипендии или пособия от государства) . Подобная классификация показывает положение представителей этих профессий в обществе, уровень их образования, благосостояния, профессиональной ценности, поэтому в британской прессе существует четкое разделение труда между изданиями. Одни информируют и просвещают свою аудиторию, другие - развлекают, поэтому Англия является классической страной разделения центральной прессы на качественную (элитарную) и популярную (массовую). В России также принято выделять качественную, массовую и бульварную («желтую») прессу. М. В. Шкондин относит их к типу федеральной прессы . Мы считаем необходимым уточнить эту классификацию. Разделение прессы на качественную и массовую возможно и на уровне региональных, городских периодических изданий. Сегодня российскую качественную прессу отличает высокий уровень оперативности и объективности подаваемой информации. Поэтому к этой группе традиционно относят издания аналитические, как универсально-тематические, так и специализированные. В коллективном труде исследователей «Средства массовой информации России» качественные издания характеризуются как инструмент информирования и анализа, как посредник между властью и 75 обществом, выполняющий функцию информационного обмена . А. А. Грабельников отмечает, что основу содержания качественной прессы составляют экономическая и финансовая информация для деловых людей, тем самым сближает понятия деловая и качественная пресса[74] [75] [76]. С. В. Аносова выделяет бульварную прессу как отдельный тип изданий[77]. Качественная пресса опирается на принципы достоверности, объективности и непредвзятости, независимости суждений, стремится представить различные мнения. Эта пресса учитывает, что свобода слова не должна наносить ущерб читателям, нарушать этические нормы. Поэтому качественная периодическая печать занимается саморегулированием, принимая профессиональные этические кодексы и участвуя в деятельности соответствующих организаций, союзов. Качественная пресса формирует общественное мнение, развивает кругозор людей. Она не только информирует свою аудиторию, но и просвещает, воспитывает читателей. Качественная журналистика - не только бизнес, но и духовная сфера деятельности. Она формирует сознание читателей, определенное отношение к миру. Подбор информации характеризует ценности, которые журналисты качественных печатных изданий стремятся донести до аудитории. Связь с читателями позволяет проводить взаимообогащение опытом. Внешний вид качественной прессы отличается респектабельностью, выверенностью деталей. С течением времени появились промежуточные типы изданий - качественно-массовая и массовая пресса. Но если разграничение качественной и бульварной прессы имеет совершенно четкие критерии, то границы между прессой качественной и массовой не столь ясные. Мы считаем, что деление прессы на качественную, массовую и бульварную должно осуществляться, в первую очередь, по характеру информации. О содержании и аудитории бульварной прессы можно судить материалам «Газеты-копейки», которая впервые вышла в свет в Санкт-Петербурге в 1908 году. Основу ее содержания составляли скандальные истории, беллетристика, городские новости, а также поверхностные комментарии политических событий. Аудиторию «Газеты-копейки» составляли, в основном, рабочие, мещане, мелкие служащие. Для массовой прессы характерно преобладание развлекательных, сенсационных, «зрелищных» материалов, которые предназначены для менее образованной части населения. «Желтая» журналистика - это часто неточные и недостоверные, порой неприличные материалы и даже сплетни; отличительный признак их дизайна - большое количество фотографий. Это не означает, что массовая пресса делается на низком профессиональном уровне, просто она работает по своим законам. Бульварная пресса ориентирована на тексты, функционирующие в сфере устной словесности. Это слух, сплетня, пересуды, мнения. Признаки желтой прессы: сексуальная тематика (зачастую с «пикантными» подробностями и сопроводительными изображениями), «языковая игра» (присутствует в заголовках для привлечения внимания к статье), криминальные и светские новости. Желтая пресса ориентируется на обывательские интересы. Для нее характерны необъективная подача информации, неуместная и неаргументированная критика. Бурное развитие бульварной прессы связано со стереотипом владельцев таких СМИ, уверенных, что качественная периодическая печать невостребована и убыточна. Мы предлагаем ряд критериев, на основе которых будем разделять качественную и массовую прессу. Для качественной прессы характерны следующие признаки. Характер информации качественного периодического издания отличают аналитичность, непредвзятость, плюрализм мнений, спокойный тон, грамотный язык и выверенный стиль. Обязательная черта содержания качественных печатных изданий - наличие полемических материалов. Качественная пресса должна решать важные общественно-политические, социально-экономические, культурные проблемы. Требования к работе журналистов, работающих в качественных газетах: они обязательно должны перепроверять всю полученную информацию, выезжать на место события (исключение могут составлять лишь случаи, когда корреспондент не может находиться на месте события по причине, не зависящей от него самого), журналисты обязаны соблюдать нормы профессиональной этики, как в отношении к ньюсмейкерам и интервьюируемым, так и в отношении к аудитории. Принципиальное требование к журналистским материалам - их оригинальность. Источники информации должны быть надежными: интервью с участниками событий, информация, полученная из первых уст на пресс-коференциях, брифингах, официальных мероприятиях, а не перепечатки новостей Интернетсайтов или слухи. Система жанров качественного периодического издания должна отличаться разнообразием, оформление - сдержанностью. Главную роль в качественной прессе играет текст. Содержание массовой прессы - в основном, оперативные информационные материалы, необычные и сенсационные истории, скандалы, рассказы о частной жизни знаменитостей, криминальная хроника. Журналисты массовых изданий нередко нарушают нормы профессиональной этики и выполняют работу некачественно: основывают материалы на информации, которая не была проверена должным образом, не предоставляют читателям мнения экспертов по тому или иному вопросу, не освещают проблему с разных точек зрения, агрессивно отстаивают свое мнение. Бульварная пресса обслуживает досуговые потребности аудитории. В ней отсутствуют серьезные аналитические материалы, основа содержания - личная жизнь знаменитостей, скандалы, криминал. Язык и стиль бульварной прессы характеризуются частым обращением к разговорным формам речи, использованием шокирующих заголовков. Иллюстрирование бульварных изданий полностью соответствует их содержанию: запретов и ограничений практически нет. Вышеупомянутые критерии разделения прессы на качественную, массовую и бульварную являются основой нашей классификации, которая будет предложена во второй главе. Понятия «таблоид» и «квалоид». Рассмотрим еще один дискуссионный аспект, связанный с данной классификацией. В теории журналистики существует термин «таблоид», обозначающий и удобный для чтения формат газеты (в России - А3), и самостоятельный тип издания. Особенности таблоида: - газетная полоса формата А3; - значительное количество иллюстраций, часто «неправильной» (не четырехугольной) формы, залезающих на текст; - короткий объем статей (часто до 1000 символов); - броские заголовки (крупные, порой «аршинные» кегли шрифта); 78 - активное использование цвета, в том числе для выделения текстов . Эти параметры характерны как для массовой, так и для бульварной прессы. К какой же группе относятся таблоиды? А. Прытков считает, что таблоид - это тип СМИ, вычленившийся из бульварной прессы . Глава News Media, издатель популярных таблоидов «Твой день» и «Жизнь за всю неделю» А. Габрелянов озвучил позицию: «Первая заповедь: в таблоиде категорически нельзя врать» . Таким образом, однозначного ответа, к какому же типу прессы принадлежат таблоиды, нет. Рассмотрим другой термин - «квалоид», он ведет свое происхождение от смешения двух английских слов: quality и tabloid. Дословный перевод этого термина: качественный таблоид. В России квалоидами принято называть универсальные издания, публикующие городские новости, социально важную информацию. Е. Л. Вартанова называет «квалоидом» массовую вечернюю газету, сочетающую стиль таблоидов с освещением широкой панорамы мировых событий, анализ политических вопросов с доступным языком изложения . На наш взгляд, время выхода не является принципиально важной для квалоида типологической характеристикой. Гораздо важнее характер информации, подбор тем и дизайн. Если сравнить вечерние советские газеты и современные квалоиды, можно обнаружить много общего: широкое использование иллюстраций, наличие развлекательной и справочной информации. Этот тезис применим к газете «Нижегородский рабочий», которая [78] [79] [80] [81] была популярным вечерним изданием в советские годы, а в данный момент является таблоидом. С нашей точки зрения, выделение термина «квалоид» условно. Мы разделяем позицию А. Прыткова, утверждающего, что «смешение понятий «таблоид» и «бульварная пресса» произошло как раз из-за того, что таблоиды не спешат избавляться от признаков бульварной прессы - эклектизма и повышенного интереса к темам интима, личной жизни и смерти». По логике исследователя, выходит, что многие таблоиды могли бы перейти в разряд квалоидов, избавившись от «бульварного прошлого». На наш взгляд, развитие квалоидов в России может быть успешным только при наличии «социального заказа», высокого спроса на подобную журналистику и готовности издателей к осуществлению подобных проектов. Реалии нижегородского рынка СМИ показывают, что тезис о большом значении квалоидов себя не оправдывает. В Нижнем Новгороде активно развиваются городские рекламно-информационные издания, которые из-за доминирования рекламных сообщений в содержании невозможно отнести к типу квалоида. Такие квалоиды, как «Новое дело», «Город и горожане», появились в Нижнем Новгороде еще в 1990-91гг., и в последние годы у них нет новых достойных конкурентов в этой нише. Если говорить о разделении прессы на качественную и массовую применительно к региональной периодической печати, то исследователи только начинают заниматься этим вопросом. Проведенный нами анализ дискуссионных вопросов типологии региональной прессы позволяет сделать следующие выводы к первой главе. Исследования типологии периодической печати в России имеют большую актуальность, и для них характерна преемственность. Ставшая классической типологическая модель А. И. Акопова стала отправной точкой для научных трудов многих авторов, занимающихся данной темой. Экспертное сообщество поддерживает предложенный Е. А. Корниловым тезис о выделении типоформирующих факторов и типологических признаков. Аудитория периодического издания, его учредитель и цель - это типоформирующие факторы. Но если рассматривать иерархию типологических признаков применительно к каждому конкретному типу прессы, то она будет отличаться. Для каждого типа прессы характерны специфические типоформирующие факторы. Многие типологические характеристики (тип информации, дизайн, реклама, авторский состав, менеджмент, профессиональные стандарты), долгое время считавшиеся второстепенными, в последнее время приобретают все большее значение. Неотъемлемой частью типологического анализа является составление классификации прессы. Таких классификаций множество. В качестве основы классификации прессы мы рассматриваем тематику и аудиторию периодических изданий. Каждый исследователь преследует свою цель, использует определенную методологию исследования. Этим обусловлено отсутствие унифицированной классификации печатных периодических изданий. Исследователи типологии по- разному смотрят на соотношение деловой и корпоративной прессы. Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой деловая и корпоративная пресса - два самостоятельных типа периодической печати. В первой главе мы уточняем критерии разграничения качественной, массовой и бульварной прессы и термин «квалоид».
Еще по теме §2. Дискуссионные проблемы типологии прессы:
- § 2. Вызовы.
- ТВ — как вариант исцеления. Два подхода
- §1. Сущность библиотековедения как науки
- ЖАНРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ В ПРЕССЕ
- 2.2. Оценка состояния подготовки будущих учителей филологических специальностей к профессиональной деятельности с применением медиа- образовательных технологий
- ВВЕДЕНИЕ
- §2. Дискуссионные проблемы типологии прессы
- 2.3. Типология современной философской публицистики: предметное деление, автор, жанр
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ