<<
>>

2.2.1. Инфографический контент современного PR-текста

Недавнее исследование Б. М. Миллер и Б. Барнетт подтвердило, что инфографика, будучи комбинацией изображений и текста, является эффективным инструментом коммуникации: «Сам по себе текст или графическое представление данных — хорошие, но не совершенные методы [223] [224] коммуникации.

Язык письма позволяет создать бесконечное число комбинаций слов, на основе которых можно провести глубокий анализ, но успешность этого метода сильно зависит от способности читателя к обработке этой информации. Графическое изображение данных проще воспринимается, но менее эффективно, когда необходимо описать абстрактные и сложные идеи. Комбинирование текста и графики позволяет использовать преимущества обоих средств передачи информации, сделав

227

менее заметными их недостатки» .

В основе инфографики лежит принцип визуализации данных, который получил широкое распространение с появлением новых технологий, позволяющих легко и быстро тиражировать и передавать любые сообщения без потери качества. В 2011 году он-лайн журнал «Infographer.ru» опубликовал результаты своего исследования, которые продемонстрировали рост количества запросов в интернете по слову «инфографика» в 8 раз в период с 2008 по 2011 года[225] [226]. Таким образом, можно говорить о том, что инфографика являет собой устойчивый тренд в области коммуникационных технологий и не должна быть оставлена без внимания, когда речь идет об инструментарии специалиста по связям с общественностью.

Определений, данных инфографике практикующими специалистами по коммуникациям, много, и они схожи в том, что представляют инфографику как визуализированное сообщение, нагруженное некими данными. Например, «инфографика — это эффективный способ комбинирования текста, картинки и дизайна для представления сложной информации»[227], или «инфографика — это визуальное отображение данных,

содержащая небольшую по объему, но значимую и правильно

оформленную информацию»[228] [229] [230] и т.д.

Видеокурс «Журналистика в эпоху данных», подготовленный специалистами Стенфордского университета, подробно описывает

возможности современной инфографики и перспективы развития этого направления визуализации информации . Если руководствоваться утверждениями лекторов курса, то можно рассудить, что инфографика, которая более детализирована, чем фотография и гораздо быстрее, чем видео доносит до реципиента суть сообщения, успешно расширяет основы традиционного пресс-релиза, так как позволяет расставить нужные акценты, не подвергая текст лишним репарациям. Это особенно актуально при работе в социальных сетях, когда внимание зрителя легко может переключиться на что-то стороннее, а инфографика в отличие от обычного текста очень быстро воспринимается, упрощает сложную информацию и влияет на сознание зрителя моментально. Специалист по дизайну, визуализации и

генеративному искусству А. Коблин утверждает, что инфографика будет уместна почти в любом сообщении, она максимально эффективно передает цифры и проценты, инфографическое изображение может заменить громоздкий текст, такой как:

- описание результатов маркетинговых исследований,

- статистические данные,

- сравнительные исследования,

232

- сообщения, направленные на многоязыковую аудиторию и т.п.

Инфографика в PR-текстах, по нашему мнению, может быть разделена на следующие типы:

1. По количеству составляющих:

- элементарная — одиночный график, таблица, простая карта, диаграмма или схема;

- составная — сложная иллюстрация, состоящая из разнородных элементов, объединенных общим замыслом.

2. По качеству детализации:

- низкого разрешения — предназначенная для публикации в интернете, для телевидения, для интерактивных презентаций;

- высокого разрешения — предназначенная для печати.

3. По качеству образов:

- буквальная — данные визуализированы с использованием реалистичнх образов;

- метафорическая — данные визуализированы с использованием выдуманных персонажей, рисованных изображений, с переносом смысловых значений на образы, не имеющие отношения к субъекту коммуникации.

4. По характеру данных:

- энциклопедическая — использовались данные, полученные в результате теоретического исследования, описание фактов;

- репортажная — использованные данные были получены путем практического исследования, описание событий.

5. По кинетическим характеристикам:

- традиционная — статичная;

- мультимедийная — динамическая.

А. Скворцов считает, что существует три класса инфографики:

- объяснения (инфографика схематично изображает процессы, явления, визуализирует причино-следственные связи);

- презентация информации (инфографика представляет данные, чаще всего цифры и зависимости, облекая их в удобную для реципиента форму);

- иллюстрации (инфографика сопровождает текст, иллюстрируя его, дополняя своими образами) .

Наше исследование подтвердило теорию вышеупомянутого специалиста. Действительно, инфографика в нашей выборке PR-текстов соответсвует данной классификации. Среди материалов с инфографическим контентом в нашей эмпирической базе преобладают инфографические композиции-презентации информации. Таких материалов в базе 76,31%. Этот факт демонстрирует характер коммуникации: очевидно, что чаще всего у PR- специалистов возникает необходимость донести до аудитории какие-то факты, числовые значения, сравнительные характеристики, имеющие отношение к субъекту PR. Реже требуются объяснения процессов и событий (материалов с подобными иллюстрациями в нашей базе 13,16%), еще реже встречаются сопровождающие текст иллюстрации, напоминающие комиксы (подобных материалов 10,53%).

По способам визуализации инфографика традиционно разделяется на следующие виды:

- диаграммы;

- графики;

- таблицы;

234

- карты .

Однако с появлением новых технологий и специальных программ для обработки информации на первый план выходит инфографика,

представляющая собой сложные иллюстрации, такую инфографику мы предлагаем называть альтернативной. Подобный подход к организации информации актуален для PR-специалистов, так как иллюстрация легко может вместить в себя большой пласт релевантной информации, но при этом [231] [232] сообщение останется интересным и привлекающим внимание.

Именно поэтому в современной практике PR часто используются альтернативные визуальные тексты, представляющие собой инфографические иллюстрации. Приведем примеры успеха инфографической иллюстрации.

В 2012 году небольшая американская компания «WordStream», разрабатывающая программное обеспечение для поискового маркетинга, включилась в дебаты по поводу эффективности «Facebook» как рекламной платформы. Таким образом, компания хотела привлечь немного внимания к своей деятельности, но вместо того, чтобы опубликовать результаты нехитрого исследования с помощью традиционного пресс-релиза, она предпочла рассказать целую историю в инфографике (см. Приложение 6, рис. 1). Наглядное сравнение рекламных возможностей площадок «Facebook» и «Google’s Display Network» оказалось настолько удачным, что через несколько дней инфографику опубликовали такие крупные новостные порталы, как «USA Today», «CNN», «Fast Company», «The Economist», «Fox Business» и др., а через неделю Гугл выдавал более 13 000 статей, где упоминалась компания «WordStream», значительная часть которых содержала инфографическую иллюстрацию и ссылку на сайт компании .

Другой пример использования инфографики для описания сложной истории — иллюстрация, спроектированная для компании курьерской доставки «FedEx». «FedEx» организовала доставку двух гигантских панд из китайского заповедника в парижский зоопарк, и подробное описание всего события уместилось в одну компактную иллюстрацию (см. Приложение 6, рис. 2). Кроме иллюстрации в интернете также появились традиционный пресс-релиз и видеоролик, но именно инфографика позволила истории получить такое широкое освещение в сети: «Проще говоря, образ, который рассказывает всю историю, легче копировать, чем полностью текстовую [233]

статью...», — прокомментировал ситуацию Дж. Ланкоу, руководитель

отдела инфографики дизайн бюро «Column Five Media»[234] [235].

Однако успех инфографической иллюстрации в PR-тексте всегда обусловлен ее качественными характеристиками.

Согласимся с мнением А. Скворцова: чтобы информация была воспринята и верно

интерпретирована реципиентом, инфографическая иллюстрация должна обладать такими характеристиками, как:

• содержательность — иллюстрация должна содержать ценную информацию, не быть декоративной;

• смысл — иллюстрация должна быть релевантной и адекватной контексту сообщения;

• легкость восприятия — иллюстрация должна легко считываться, не затруднять восприятие сообщения;

• аллегоричность — иллюстрация должна быть построена на знакомых реципиенту образах, визуализированных оригинально

237

и неожиданно .

Так как инфографическая иллюстрация предполагет множество разных способов представления данных, часто PR-специалисту сложно определить, каким приемом организации информации воспользоваться в том или ином случае. Способы визуализации будут зависеть в первую очередь от целей коммуникации, что становится очевидным из классификации приемов организации информации, предложенной американскими специалистом по инфографике Д. Эштоном, которую мы рассмотрим подробно далее и прокомментируем каждый прием с точки зрения возможностей для PR- специалиста, основываясь на материалах из нашей базы.

1,.Визуализация повествования, комикс — облегачает восприятие длинных историй, удобна для работы в социальных сетях, так как легко распространяется пользователями и не требует дополнительных материалов, удобна для работы с большим объемом информации, Однако требует привлекающего внимание заголовка, так как глубокая детализация может быть не привлекательной для целевой общественности на первый взгляд, Исходя из результатов исследования нашей базы визуальных PR-текстов с инфографическим контентом, мы можем предположить, что такой тип визуализации данных подойдет для PR-текстов, связанных с описанием событий, например, для пост-релизов или для освешения мероприятий он­лайн в режиме реального времени,

2, Флоу-чарт, или схематическое представление — отличается простым дизайном и легко демонстрирует причино-следственные связи, Удобно для визуализации ответов на вопросы, часто используется в развлекательных целях, так как просто облекается в юмористическую форму, Также часто используется для коммуникации в социальных сетях из-за компактности и многообразия художественных приемов, PR-текст, сопровождаемый схематическим представлением, может быть применен для работы с имиджем субъекта PR, так как с помощью схемы легко представить преимущества и компетенции субъекта, Подобные инфографические иллюстрации также можно использовать в презентацих, сопровождающих речи, и на веб-сайтах,

3, Таймлайн, или шкала времени — удобна, когда есть необходимость продемонстрировать изменения, происходящие с течением времени, Создает иллюзию динамики в изображении, так как вынуждает зрителя следовать взглядом в заданном изображением направлении, На наш взгляд, данный прием подходит для сопровождения таких жанров PR-текстов, как бэкграундер и биография, так как предполагает организацию информации в хронологическом порядке, Наглядное представление дает и визуализация майлстоунов - значительных для имиджа субъекта PR событий, что

позволяет сделать эту специфическую информацию

уникальной и актуальной для целевой общественности.

4. Инфографическая справка — сложная инфографическая иллюстрация, в дизайне которой очень важна техническая сторона организации информации. Отличается большим количеством данных, как правило числовых значений, которые необходимо расположить так, чтобы облегчить считываемость и сократить объем сообщения. Часто в основе дизайна таких иллюстраций лежит таблица. Подобный дизайн удобен для представления результатов исследований, отчетных данных, статистики. PR- специалист может пользоваться инфографической справкой для сопровождения таких материалов, как годовые отчеты, спонсорские пакеты, информационные пакеты, пресс-киты.

5. Сравнительная инфографика — удобна для сравнения явлений и цифр, позволяет представить большие объемы информации относительно компактно и дает возможность использовать широкий спектр художественных приемов. Для PR-специалиста сравнительная инфографика полезна при работе с позиционированием субъекта PR, так как на контрасте легко продемонстрировать особенности и уникальные компетенции субъекта.

6. Числовая инфографика — как правило, состоит из графиков и цифр, демонстрирует количественные характеристики. Удобна для разнородного контента, но требует серьезной дизайнерской работы и креативности для органичного и оригинального решения визуализации. Для PR-практики такой прием организации информации универсален, он может быть применен для визуализации любых сообщений для разных групп целевой общественности, сложность и качество информации можно варьировать в зависимости от конкретных задач.

7. Фото-инфографика — в основе такого типа инфографических иллюстраций лежит фотография, которая специальным образом обработана и дополнена текстовой информацией и символами. Такая инфографика отличается реалистичностью и простым дизайном. Удобна для представления реальных объектов и наглядных объяснений, к примеру, строения или структуры. Может стать эффективным инструментом коммуникации с целевой общественностью в социальных сетях, на веб­сайтах или на телевидении, как так реалистична и не требует работы воображения для интерпретации сообщения реципиентом.

8. Картографические иллюстрации — фактически представляют собой разного рода карты; удобны для описания событий с привязкой к местности, для демонстрации проектов, для объяснения пространственных

взаимоотношений различных объектов. С помощью карт PR-специалист может проиллюстрировать презентацию проекта, обеспечить навигацию гостей на мероприятии, и, используя технологии дополненной реальности, создавать визуально-привлекательные пространства на выставках и конференциях [236].

Таким образом, можно утверждать, что инфографика является эффективным и актуальным инструментом коммуникации с целевой общественностью, будучи как самостоятельным сообщением, так и составляющей PR-текста. Приложение 7 проиллюстрирует использование различных типов инфографики в PR-деятельности компании на примере разработанного нами проекта.

<< | >>
Источник: БУЗИНОВА Анна Алексеевна. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями. 2014

Еще по теме 2.2.1. Инфографический контент современного PR-текста:

  1. СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ НЕГАТИВНОЙ ОЦЕНКИ В СОВРЕМЕННЫХ ГАЗЕТНЫХ ТЕКСТАХ С.А. Свистельникова Старооскольский филиал ВГУ
  2. ЯЗЫК СОВРЕМЕННЫХ ГАЗЕТ: АВТОР И АДРЕСАТ М.В. Гречихин Белгородский государственный университет
  3. СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТООБО- ЗНАЧЕНИЙ В МАССМЕДИЙНЫХ ТЕКСТАХ А. С. Выродова Белгородский государственный университет
  4. ОТРАЖЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА В НОВОМ СЛОВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ГАЗЕТНОЙ ПЕРИОДИКИ) Ю.Н. Шаталова Белгородский государственный университет
  5. 6.3. Особенности компьютерного контент-анализа СМИ
  6. 1992 К современному понятию текста
  7. ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТСКИХ РАДИОПЕРЕДАЧ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КЛАССИЧЕСКИХ СОВЕТСКИХ ПРОГРАММ И КОНТЕНТА СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕРНЕТ- РАДИОСТАНЦИЙ.
  8. 2.1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАНРОВ ДЕТСКИХ РАДИОПЕРЕДАЧ: ОТ СОВЕТСКОГО ВЕЩАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ИНТЕРНЕТ-РАДИО
  9. Структура диссертации.
  10. Понятия «текст», «медиатекст» и «PR-текст»
  11. 1.2.2. Визуальный PR-текст как результат эволюции традиционного вербального PR-текста
  12. Средства графической организации текста