>>

Актуальность диссертационного исследования

Современная практика публичных коммуникаций представляет собой сложный многофункциональный механизм. Появление принципиально новых в технологическом плане средств коммуникации, основанных на цифровом способе передачи информации, привело к существенным изменениям в области журналистской и PR-деятельности, а также обусловило возникновение иных подходов к структурированию и управлению информационными потоками.

Публичные коммуникации сегодня во многом детерминированы интернетизацией и дигитализацией, что существенно сказывается на типах текстов: появляются новые форматы фиксации PR-информации, которые требуют научного осмысления. Вместе с тем и традиционные типы журналистских и PR-текстов видоизменяются, попадая в виртуальную среду. Под влиянием технологических факторов происходит трансформация процессов коммуникации: актуализируется

визуальный канал коммуникации, а процесс обмена информацией приобретает транзактный характер.

Таким образом, в области научных медиаисследований начинает формироваться новое течение: исследование проблематики управления визуальной коммуникацией. Трансформация заданной информации в графические знаки и образы лежит в основе процессов визуальной коммуникации. Осуществляя визуальную коммуникацию, PR-специалисты, рекламисты и журналисты развивают свои специфические для области средства визуальной выразительности, поддерживая глобальную тенденцию визуализации. Новая для сферы журналистики и PR-коммуникации проблематика визуального языка пока еще не стала ключевой темой исследований, однако тенденция к актуализации и популяризации направления уже наметилась.

Отчасти именно недостаток внимания к обозначенной проблеме обусловил выбор темы исследования — визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями. Кроме того, автором учитывалось внимание к тематике с практической стороны — запросы целевой общественности меняются довольно быстро, рост интереса к визуальному контенту порождает спрос на него, и, таким образом, PR-специалисты вынуждены включаться в глобальный процесс визуализации, не обладая достаточными знаниями и навыками в этой сфере.

Степень научной разработанности темы нельзя назвать достаточно глубокой, принимая во внимание междисциплинарный характер работы. В процессе исследования мы синтезировали материалы классических работ по теории коммуникации, лингвистике, теории искусства с материалами, описывающими сугубо практические проблемы: эффективное управление коммуникациями, возможности современной дизайн-графики,

профессиональные навыки успешного PR-специалиста.

Для определения понятия «визуальный PR-текст» потребовалось

изучить подходы к понятиям «текст», «медиатекст», «PR-текст»,

«визуальный текст». Теоретические основы, описывающие базовое понятие «текст», мы нашли в классических работах М. М. Бахтина, М. Ю. Лотмана[1] [2] [3], а также в монографиях И. Р. Гальперина, В. А. Дорофеевой, Г. Г. Москальчук, Е. В. Сидорова, И. А. Щировой . Концептуальные основы исследований медиатекстов описаны в монографиях зарубежных исследователей Т. ван Дейка, А. Белла, Н. Фейерклафа, М. Монтгомери . Также мы

опирались на работы отечественных ученых: Ю. А. Бельчикова,

С. И. Бернштейна, А. Н. Васильевой, В. М. Горохова, Л. Р. Дускаевой, М. Н. Кима, С. Г. Корконосенко, В. И. Конькова, В. Г. Костомарова,

Г. С. Мельник, Б. Я. Мисонжникова, Ю. В. Рождественского,

С. И. Сметаниной, Г. Я. Солганика, Д. Н. Шмелева и др. [4] Поскольку объектом исследования является PR-текст, нам представлялось важным рассмотреть научные труды, посвященные влиянию визуального фактора на процесс текстообразования и семиотической природе текста. Среди таких трудов работы классиков зарубежной и отечественной науки: Р. Барта, Ю. М. Лотмана, У. Матурана, У. Эко, Р.О. Якобсона[5]. Также мы обращались

к работам М. Барнарда, Н.С. Валгиной, Г. Г. Почепцова,

Ю. С. Степанова, Д. Фиска, Д. Чендлера[6] [7] [8].

Решение теоретических вопросов, связанных с типологизацией и описанием функциональных особенностей PR-текстов, находится в стадии активной разработки, поэтому на сегодняшний день мы имеем несколько основных концепций, строящихся, однако, по схожим принципам.

Основу для дискуссий по теме в отечественном научном поле заложили два исследователя: в петербургской школе PR классической считается работа

А. Д. Кривоносова , московская школа представлена диссертацией С. В. Пономарева ; критерии типологизации сходны, различаются

описательные характеристики форм текстов.

Так как поле нашего исследования связано со сферой управления публичными коммуникациями, мы изучили маркетинговый подход к изменениям в коммуникационной среде, обратившись к монографиям таких специалистов по маркетинг-менеджменту, как П. Дойль, Ф. Штерн,

А. Котлер, К. Келлер, Г. Черчилль и Т. Браун[9]. Отдельно хочется отметить монографию Л. Р. Освальд, в которой продемонстрирован семиотический подход к управлению маркетинговыми коммуникациями[10].

Для подтверждения своей гипотезы об актуализации визуальной коммуникации в управлении публичными коммуникациями сегодня мы опирались на работы отечественных ученых: Е. Е. Анисимовой,

А. А. Бернацкой, С. С. Бодруновой, С. Л. Бровко, И. А. Быкова, Д. П. Гавры, Н. С. Валгиной, В. Б. Кашкина, Г. С. Мельник, А. С. Пую, Л. Г. Фещенко,

О. Г. Филатовой, М.А. Шишкиной, Д. П. Шишкина, Д. П. Чигаева, А. В. Ульяновского, И. П. Яковлева[11] [12] [13] и др.

Процесс осмысления современной коммуникационной среды невозможен без получения целостной картины информационной эпохи в целом. В работах М. Кастельса, М. Маклюэна содержится теоретическое обоснование актуальных изменений медиасреды в глобальном аспекте. Влияние интернета на трансформацию форм и методов публичной коммуникации рассматривается в работах Л. В. Балахонской, И. А. Быкова, Д. П. Гавры, О. Г. Филатовой, М. А Шилиной и др.

Изучить особенности современных PR-технологий помогли

материалы таких авторов, как В. А. Ачкасова, Л. В. Балахонская, Д.П. Гавра, И. А. Быков, М.П. Бочаров, Г. Г. Почепцов, О.Г. Филатова, А.Н. Чумиков[14].

Большой пласт исследования посвящен графическому дизайну как инструменту создания визуального PR-текста, поэтому нами рассмотрено множество монографий отечественных и зарубежных специалистов по визуальной культурологии, теории и истории дизайна в целом и графического дизайна в частности, особое внимание мы уделили работам

В.

Р. Аронова, М. Барнарда, Э. М. Глинтерник, Ю. Гордона, Л. Картврайт, М. А. Коськова, А. Н. Лаврентьева, Г. Н. Лола, У. Меггса, Р. Ю. Овчинниковой, М. В. Розина, М. Роудена, П. Рэнда, О. В. Ткачева,

Э. Туэмлоу, С. Уэйншенк, Г. Цапфа, Е. В. Черневич, Я. Чихольда, Д. Феличи, Д. Фраскара[15] и др. При изучении технологических аспектов визуализации информации мы обращались к работам американских специалистов К. Веара, Д. Роема, Т. Остин, Э. Тафти[16].

Проблематике визуальной коммуникации и функциональных особенностей визуального текста в последние годы были посвящены диссертационные исследования: О. М. Моргуна «Визуальная культура невербальных коммуникаций в современной наружной рекламе», Д. П. Чигаева «Способы креолизации современного рекламного текста»,

С. А. Волковоя «Совершенствование методики дизайн-проектирования

визуальных информационных систем», Е. А. Лаврентьевой «Текст и

контекст в графическом дизайне», И. В. Ванушиной «Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии

17

креолизованного текста» .

Принимая во внимание фактор новизны разрабатываемой темы, в процессе исследования нельзя было не обратиться к материалам специализированных интернет-ресурсов. Среди таких ресурсов: блоги «PR- newswire», «Lewis PR», «CuttingEdgePR», порталы «Adweek», «LookAtMe», «PR-channel», «Visualizing.org», он-лайн журналы «Как», «Tutdesign» . Кроме того, автором были изучены предложенные зарубежными вузами он­лайн курсы по темам «Журналистика в эпоху данных», «Алгоритмы визуального мышления», «Изобразительный язык», «Восприятие визуальных образов», «Исторические основания технологий визуализации»,

«Коммуникация в киберпространстве»[17] [18] [19].

Объект исследования — PR-текст в современных публичных коммуникациях.

Предмет исследования — визуальный облик современного PR-текста.

Цель работы — исследование визуального облика современного PR-текста и его функциональных особенностей в сфере управления публичными коммуникациями.

Осуществление этой цели предполагает выполнение следующих задач:

1. Определить роль визуальной комуникации в современной практике PR.

2. Описать эволюцию PR-текста и дать определение

понятия «визуальный PR-текст».

3. Определить средства и инструменты создания контента современного визуального PR- текста.

4. Классифицировать современные визуальные PR-тексты и выявить функциональные возможности каждого класса текстов.

5. Предложить инвариантную модель современного визуального PR- текста.

6. Разработать модель процесса проектирования визуального PR-текста для эффективного управления публичными коммуникациями.

| >>
Источник: БУЗИНОВА Анна Алексеевна. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями. 2014

Еще по теме Актуальность диссертационного исследования:

  1. Состав и содержание диссертационной работы
  2. Параметры «диссертабельности» исследования
  3. Степень разработанности темы исследования
  4. Теоретико-методологическая база диссертационного исследования
  5. Степень разработанности темы исследования.
  6. Актуальность исследования.
  7. Актуальность и степень разработанности проблемы исследования
  8. Актуальность и состояние проблемы исследования.
  9. Задачи исследования:
  10. Актуальность исследования.
  11. Апробация исследования.
  12. 1.1 Проблемы изучения и актуальные направления исследований этнической идентичности
  13. Методологическая база исследования
  14. Актуальность диссертационного исследования.
  15. Теоретико-методологические основания диссертационного исследования.
  16. Актуальность диссертационного исследования.
  17. Актуальность диссертационного исследования
  18. Актуальность темы диссертационного исследования.
  19. Актуальность темы диссертационного исследования.