<<

АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ

Сторона 1 - №№ 1-5 Сторона 2 - №№ 6-9 * Примеры, которые вы найдете в Аудиоприложении, можно использовать при обсуждении темы “Как поднять престиж экологических передач на радио”. Престиж этих передач в глазах редакторов недостаточно высок потому, что многие журналисты, к сожалению, работают по шаблону.
Им не удается выйти за рамки ограниченного круга тем и источников информации; тональность передач чаще всего мрачная, апокалиптическая. В программах звучит мало голосов, недостаточно используются - или вовсе не используются - звуковые эффекты, заранее записанные сюжеты. Авторы программ злоупотребляют пространными интервью в студии, особенно с различного рода начальниками и государственными чиновниками. Журналисты не всегда учитывают специфику радио, и некоторые передачи больше напоминают чтение газеты вслух. В подборках новостей на экологическую тему преобладают сообщения о “псевдособытиях” - конференциях, семинарах, акциях. В результате программы получаются сухие и скучные. Частично недостатки передач можно объяснить отсутствием или плохим качеством необходимой аппаратуры, в частности магнитофонов-“репортеров”. Тем не менее, даже при скромных средствах можно делать интересные экологические радиопередачи, если постараться выйти за рамки сложившихся стереотипов и подойти к делу творчески. 1. (Сторона 1) Отрывок из передачи санкт-петербургской экологической радиостанции “Открытый город”, 1997 г. Рассказ об универсальной пневматической урне - экспонате промышленной выставки в рамках программы “Чистый город”. Продолжительность - 2’2” Ракурс: Дает ли сюжет представление о том, что такое пневматическая урна? Точка зрения составителей: Не дает. Рядовой слушатель не получил представления о том а) как эта чудо-урна выглядит б) чем она замечательна в) почему она называется “универсальная” и “пневматическая”, и в чем состоит принцип ее действия.
Журналистка упустила возможность сделать интересный сюжет - ведь тема очень любопытная. Она могла пойти на выставку, обойти вокруг урны с микрофоном и описать ее прямо на месте - иногда дилетант может описать предмет лучше и интереснее, чем специалист. Если урна проходит испытания в одном из районов города, можно было поехать в этот район, записать звуки (как урну выгружают), взять интервью у водителей автопогрузчиков, у работников районной администрации, и у рядовых жителей района - стало ли там чище. Даже если журналистка была ограничена во времени, и у нее была только одна возможность - взять интервью у директора объединения “Мир холода” - она должна была представить себя на месте своих слушателей, которые, скорее всего, впервые услышат об универсальной урне, и добиться, чтобы ее собеседник рассказал о новом изделии интересно и доступно. * Рекомендуем также использовать при обсуждении темы “Источники информации”, “Как проводить интервью”, “Как работать с экспертами” ПРИМЕРЫ №№ 2 - 8 -- Передачи/отрывки из передач Би-Би-Си МПМ “Экологически чистый журнал”. Редактор и ведущий - Андрей Аллахвердов. Эфир - “Радио России”. Передача финансируется Программой Tacis “Повышение информированности населения о проблемах окружающей среды”. Точка зрения составителей: Рекомендуем обратить внимание на разнообразие тем, активное использование заранее записанных сюжетов и репортажей, большое количество голосов, отсутствие длинных интервью. Авторы сюжетов стремятся рисовать картины звуковыми средствами, делая, таким образом, радиопередачу более “зрительной” и живой. 2. Передача “Экологически чистый журнал” (Выпуск 1). Тема - утилизация бытовых отходов. Продолжительность - 15’30” 3. Отрывок из передачи “Экологически чистый журнал”. Тема - продукты из генетически измененных организмов. Продолжительность -11’52” 4. Отрывок из передачи “Экологически чистый журнал”. Сюжет рассказывает о том, как жители деревни под Владимиром выиграли в суде дело против областной администрации и французской фирмы, которые планировали построить полигон в лесу первой категории.
Продолжительность - 7’38” 5. Отрывок из передачи “Экологически чистый журнал”. Сюжет о токсичном металле - ртути и о работе предприятия “Радон” по демеркуризации помещений. Продолжительность - 7’14” 6. (Сторона 2) Отрывок из передачи “Экологически чистый журнал”. Сюжет о музее дождевого червя в Москве (экологическое образование). Продолжительность - 6’32” 7. Отрывок из передачи “Экологически чистый журнал” Сюжет о совместных рейдах московской экологической полиции и активистов экологов по пресечению торговли первоцветами. Продолжительность - 4’52” 8. Передача “Экологически чистый журнал”. Тема - строительство экологически чистых домов из соломенных блоков в Монголии. Продолжительность - 15’ 9. Экологические джинглы (социальная реклама) Би-Би-Си МПМ (10 джинглов). Прозвучали в эфире 96 независимых радиостанций в России. Общая продолжительность - 11’54” 1. Линда 6. Бездомные 2. Мусор 7. Подснежники 3.Фотомодели 8. Лес 4. Автомобили 9. Стихи 5. Пожары 10.Семья Точка зрения составителей: Джинглы ориентированы на молодежную аудиторию, поэтому в качестве ведущей была выбрана популярная среди молодежи и известная своими “зелеными” взглядами певица Линда. К сожалению, ее манера ведения оставляет желать лучшего - диктору джинглов надо работать в более энергичном и по-хорошему агрессивном стиле. Обратите внимание на несколько моментов: в течение дня в эфире звучат несколько разных джинглов из одной серии, поэтому важно, чтобы они все начинались одинаково, со звуковой “визитки” - тогда их легко можно будет узнать. Для того, чтобы донести до аудитории определенную мысль, можно пользоваться различными приемами - это могут быть, к примеру, мини-интервью с экспертами (Джингл 2 - Мусор), активистами-экологами (Джингл 5 - Пожары), рядовыми людьми (Джингл 6 - Бездомные); стихотворение школьницы на экологическую тему, исполненное в стиле “рэп” (Джингл 9 - Стихи), сценка, разыгранная актерами (Джингл 10 - Семья). Хорошо, если ваша радиостанция сможет предложить слушателям дополнительную информацию по экологическим проблемам, о которых шла речь в джинглах (Би-Би-Си МПМ рассылает бесплатный буклет). Для того, чтобы найти такую информацию, можно связаться с местными экологическими организациями - не исключено, что они выпускают буклеты и листовки и будут рады возможности распространить их с вашей помощью. Экологические организации могут выступить в качестве консультантов вашей серии джинглов и помогут вам определиться с темами.
<< |
Источник: Шарон М. Фридман Кеннет А. Фридман. Пособие по экологической журналистике. 1988

Еще по теме АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. Вступление
  2. АУДИОПРИЛОЖЕНИЕ