Н. Л. Елисеев*: Философия - это Европа —
- Даже не знаю, что и ответить. Серьезно... Ну, давайте окольно, на конкретных примерах. Кант - философская публицистика? Нет.
Гегель? Нет. Впрочем, не совсем. Статья Гегеля «Кто мыслит абстрактно?» - яркий пример философской публицистики.Значит, первая черта - популярщина, да? Философ пытается объяснить довольно сложные вещи довольно простым языком на простых житейских примерах. Шопенгауэр - философская публицистика? Конечно! Ницше? Разумеется! Розанов? Ого-го-го, какая публицистика, но все же философская. Опять же, книга Розанова «О понимании» - философская книга, а «Апокалипсис нашего времени» - философская публицистика. Однако и Ницше, и Шопенгауэр писали не так, чтобы очень просто, не так, чтобы на очень уж простых житейских примерах. (Здесь еще и Кьеркегор вырисовывается с Карлом Марксом, да?) Значит, вторая черта философской публицистики - обращенность к современности, к неким современным проблемам, прежде людьми не знаемым. Берем еще пример: Ролан Барт - философская публицистика? Угу. Здесь совсем все просто - свои заумные статьи он печатал в газетах. В газетах печатается публицистика - по определению.
Значит, постараемся суммировать, причем заметим, что философская публицистика - оксюморон, ибо философия (по определению) имеет дело с вечным и неизменным, а публицистика - с актуальным и быстро меняющимся. Можно так сказать, что философская публицистика - некая попытка взглянуть на быстро меняющиеся явления современности с точки зрения вечности, но не негировать их, дескать, ну, что она такое по сравнению с вечностью... Писать о Путине (до какого кощунства я дошел, ужас) и понимать, как даже в плешивом карлике просвечивает вечность, смрадная вечность фашизма, так скажем.
По формальному жанру философская публицистика - то, что печатает философ не в специальных журналах и не в монографиях, а в периодических изданиях.
По метафизическим экибрикам и экивокам это некий мост, что ли, между вечностью и современностью. В этом смысле нельзя не обойтись без марксизма, да? Ибо марксистские философы как раз и были ориентированы на современность. Поэтому любой марксистский философ, будь он Лукач, Беньямин, Ильенков или Грамши - всегда философский публицист... Между прочим, абсолютно гениальным философским публицистом был Михаил Гефтер, учитель Глеба Павловского и мой.— Какие работы Михаила Гефтера, как философского публициста, посоветуете читать?
- «Россия и Маркс», «Классика и мы», «Ульянов, он же Ленин». Очень трудные тексты. Хорошо почитать его беседы с Павловским - «Уроки истории», так они, кажется, называются. Это скорее историософия, но все-таки «софия». Типичным философским публицистом был Георгий Федотов.
— В чем критерий, который позволят вам относить различных авторов «к философам» или «не к философам»?
- Это вопрос. Это надо подумать. Потому что очевидно же, что Гефтер - философ, а Максим Соколов - нет. Но для очевидности-то труднее всего подобрать критерии.
Ну, скажем так, критерий философской публицистики: повод может быть мелкий, например, у Ролана Барта - рассуждение о женитьбе Марлона Брандо на королеве красоты парижского пригорода Палейзо-Вильбо (это вроде нашего Петергофа). Или у Гефтера: рассуждение о дискуссии советских славянофилов в 1977 году - «Классика и [472]
современность». Но выводы из этого мелкого повода делаются очень интересные и глубокие.
Возможен другой ход: берется очень простой житейский пример, и на его основе философ пускается в философствование. Ситуация может быть вполне фантастической, но понятной для любого. Скажем, Кьеркегор рассуждает, что весь комплекс христианства неподъемен для среднего человека, что средний человек, чтобы стать христианином, должен немножко так поехать умом или постараться подняться над средним уровнем. Вот, пишет он, представьте себе пастора, вот, он трындит про беззаветную веру в Бога Авраама, который сына! - представляете себе, СЫНА! - готов принести в жертву...
Вот пастор, оттрындевшись, приходит домой, ужинает, играет с сынишкой... Тук, тук, стук в дверь. Прихожанин с вопросом: «Знаете, тут мне Бог явился и говорит: “Принеси мне в жертву своего сына”. В принципе, я готов и уже иду, но просто я тут вот к Вам зашел, чтобы Вы знали, что я не просто так, а по поручению...» И что делать пастору? То есть, понятно, ЧТО сделает пастор: «Дорогой Ганс! Бог мне тоже недавно явился и предупредил, что ты явишься-появишься, и сказал мне, чтобы я тебя покормил ужином. Ты пока поешь, а мне надо к Магде, хорошо?» И, покуда прихожанин ест, - быстрым бегом в полицейский участок, а там ему: «Не наш клиент... Вам к доктору Якобсену». В общем, понятно, да? Но ведь прихожанин-то (пишет Кьеркегор) ведет себя, как Авраам... Ну, и продолжает уже довольно сложное рассуждение, теологическое и философское, каковое я не воспроизведу, но - исток вполне себе публицистический, фельетонный.Наконец, третья черта философской публицистики: она действенна, и, как ни странно, агитационна. Прочтя ее, ты должен подумать, но, подумав, обязательно что-то сделать, как-то поступить, принять чью-то сторону... Ну, вот как-то так: злободневность, мелкость повода, полемичность, актуальность и действенность.
- Никита Львович, вопрос заключался не в этом. С критериями философской публицистики, как раз, немного разобрались. Вопрос в критериях философии самой по себе, взятой отвлеченно. Вот, например, тот же Гефтер — вы называете его «философ». Хотя по институциональной принадлежности и образованию он историк. В противовес возьмем Дугина. Он считает себя философом, но вряд ли и у меня, и у вас поднимется рука его так назвать... Итак, кто такой философ? Почему одного человека мы называем философом, а другой до этого «не дотягивает»?
- Дугин вполне омерзителен, но он философ. Секацкий (недалеко от него ушел, но задержался все-таки, не обесчеловечился) философ. Критерий философии - это совсем сложно. Скажем так: наиболее общие проблемы бытия. То есть Максим Соколов особенно не озабачивается этими проблемами, а Дугин, Секацкий и Гефтер - каждый по-своему - озабачиваются.
Ролан Барт озабачивается... Институциональная принадлежность и образование - важный фактор, но далеко не единственный.- Сами вы себя считаете философом?
- Вопрос не в том, считаю ли я себя философом (не считаю), вопрос в том: является ли то, что я пишу «философской публицистикой». А это уже вопрос к реципиентам, а не к донору.
- Тем не менее некоторое время назад, обсуждая со мной тему философской публицистики в Российской национальной библиотеке, вы сказали, что как раз ее — философскую публицистику — пишете.
- Шутил, разумеется. Впрочем, извините, я не помню этого разговора. Память у меня теперь - решето. А прежде была, как «грязь в Полтаве, каждый свою калошу оставит». Так Бурлюк говорил о памяти Маяковского.
А, припоминаю. Да, я был серьезен. Ну, кто-то обидел по начальству, и я расправил грудь. «От же гады! Объяснительную очередную писать, а я не под это затОчен! - затОчен под философскую публицистику, а заточЕн писать объяснительные... Очередные».
- То есть, называя кого-либо автором философской публицистики, вы вкладываете в это некую оценочность? Такой человек «пусть еще и не философ, но уже и не рядовой обыватель», у него особая работа мысли, за которую можно уважать?
- Хороший вопрос, потому что поначалу я хотел ответить так: никакой оценоч- ности у меня нет. Для меня философ-публицист Галковский глубоко отвратителен, наотмашь омерзителен. А резкий журналист-публицист Андрей Мальгин вызывает глубочайшее уважение. И Венедиктов вызывает уважение, а Дугин мне мерзок... Я бы мог даже добавить, что нормальный обыватель, мещанин, который, позевывая, говорит: «А на черта мне тот Крым?», для меня если не уважаем, то приемлем. А Секацкий, который выстраивает философемы драки, как основы русского национального характера, и подводит философскую базу не токмо, что под «Крымнаш», но и под «Константинополь- наш» абсолютно не примелем. Но я понял, что все так, да не так.
Оценочность все же присутствует. Да, вы правы, коль скоро человек пытается увидеть за временным - вечное, коль скоро он делает эту попытку, то некий микрон уважения у меня проскальзывает.
Конечно, в определении «философская публицистика» присутствует оценочность. Как и в определении философская... комедия (Шоу, Ануй). Есть, конечно, есть такое дело. Но - только микрон... Если бы в России было побольше обывателей, думающих о росте цен, смертях и ранениях, а не о каких-то там геополитических проблемах, лучше было бы, ей-ей, лучше.Знаете, мне очень понравилась одна моя беседа во дворе. Был период в самом начале «Крымнаш'а», когда я был так разозлен, что вел себя несколько неадекватно. Когда ко мне подходили с просьбой закурить, я спрашивал: «А Вы за аннексию Крыма?» Как правило, дальше шло: «Че?» - «Вы за то, чтобы Крым был русским?» Варианты: «А то!», «Конечно!», «А он и так русский!» - «Не дам закурить. Береги здоровье, скоро воевать...» И вот стою я во дворе, подходит работяга: «Дай закурить?» - «А Вы за аннексию Крыма?» - «Не понял?» - «Вы за то, чтобы Крым был русским?» - «А мне плевать, какой он - русский или... китайский. Мне своих проблем хватает...» - «Ого! Лучший ответ, держите...» Понимаете, это был ответ обывателя, но этот обывательский ответ вызывал уважение.
И мы выгибаем мою реплику в другую сторону: микрон уважения только увеличивает омерзение и отвращение, если человек, пытающийся во временном увидеть вечное, видит в вечном... коммунальную свару. В этом случае большее уважение вызывает спокойный обыватель или честный и яркий журналист, не претендующий ни на какую философию.
Как ни странно, здесь вспоминается рассуждение отца Андрея (стукача-священ- ника) из «Факультета ненужных вещей» Юрия Домбровского: «Знаете, из кого получаются предатели? Из тех, кто берет ношу не по силам... Из неудавшихся апостолов получаются предатели...» Дугин и Галковский роняют ношу (по-моему), предают философию. Оценочность остается, но со знаком минус. Вот такое рассуждение по поводу вашего правильно сформулированного вопроса.
О философской публицистике и литературной критике
- Повернем вопрос так: философская публицистика и литературная критика - насколько они совместимы?
- Более чем совместимы.
Собственно, первый философский публицист России, Белинский, человек, прошедший школу Гегеля и весьма основательно ее прошедший, был по профессии литературный критик. Лучший философско-публицистический текст Гефтера «Классика и мы» вполне может проходить по разряду литкритики.- Белинский — первый философский публицист? А как же Чаадаев? Впрочем, определяя истоки русской философской публицистики, наверное, можно зайти и намного глубже — едва ли не к «Поучению» Владимира Мономаха...
- Хорошее уточнение. Но Чаадаев у нас все же проходит по ведомству философии, а Белинский - по ведомству литкритики, а так, если посмотреть, то он-то (Белинский, в смысле) и есть настоящий философский публицист. Потом, насчет первого, - это все равно, как споры, кто первый изобрел паровоз. Хорошо, пусть Чаадаев будет первым, тогда Белинский - второй... А Герцена возьмем третьим. Кстати, Герцен - недаром от него был в таком восторге Исайя Берлин и очень жалел, что такого сильного мыслителя почти вовсе не знают на Западе.
Владимир Мономах - мимо цели. Это все - так, для патриотического возбуждения. О чем вы? Какая философия в Древней Руси? Парижские схоласты, Роджер Бэкон, Оккам уже задаются серьезными, настоящими вопросами, а тут, «сидя на санех», поучают, что руки надо перед обедом мыть. Смешно. В России до Петра не было и не могло быть философии, как не могло быть богословия в православии. Я Вам, если хотите, растолкую свою теорийку о том, как Кирилл (Константин) и Мефодий порушили красивый Божий план.
- Если эта теория касается философской публицистики — то да. Получается, в вашем представлении философское мышление — плоть от плоти и кровь и крови европейской культуры?
- Да. Правильная постановка вопроса. Именно. Философия - это Европа. Лао Цзы - не философ. Платон - философ. Конфуций - не философ. Фома Аквинский - философ. Есть ли здесь оценочность? Наверное, нет.
- Как, по-вашему, литературная критика соотносится с публицистикой? Является ее составной частью? Абсолютно независимым типом текстов? Или лишь иногда входит в область взаимного пересечения? Я спрашиваю об этом, потому что вопрос давно обсуждается, но до сих пор не решен. Посади в одну комнату пару профессоров-филологов — и они подерутся, но к одному мнению не придут.
- Ну, когда происходит драка, то чаще всего оба правы. Или оба не правы. В общем, чума на оба ваши дома. Литературная критика может быть чем угодно, в том числе и публицистикой. В том числе и философской. Это вообще не жанр. Юлий Айхенвальд и Юрий Тынянов работали в разных жанрах, хотя и тот, и другой писали критические статьи. Лев Данилкин и Борис Рогинский - вроде как, оба литературные критики, но совершенно очевидно, что работают в разных жанрах. Абсолютно независимым типом текстов литкритика не является именно потому, что она может быть разной, принципиально разной.
- Наверное, то же самое можно сказать и о публицистике.
- Наверное, и даже наверняка. Потому мы и прибавляем к существительному «публицистика» прилагательные, например, «философская».
О существительных и прилагательных
- Помимо «философской публицистики», в нашем интеллектуальном лексиконе витают многие другие слова. Есть и «философская эссеистика», и «интеллектуальная публицистика», и так далее. Вы эти явления и понятия для себя разграничиваете?
- Вообще-то есть очень хорошее рассуждение Бродского и Рейна на тему прилагательных-существительных. Строго, по-философски, говоря, все это, конечно, нарушение бритвы Оккама. Умножение сущностей. Интеллектуальная публицистика? А что есть не интеллектуальная публицистика? В смысле, «мачи хахлов»? Философская эссеистика? Не знаю. Эссе все же создание философа - Мишеля Монтеня...
- Может быть, тогда и прилагательное «философская» около публицистики стоит убрать, чтобы не плодить лишних сущностей?
- Можно, но тут все-таки есть отличие. Я не столь консеквентен, как Бродский или Рейн. Иногда прилагательные нужны. Все же Гефтер не публицист или не просто публицист. И Розанов все же не философ или не просто философ. Здесь мы прилагательное разрешим.
О прошлом и будущем
- Итак, имеются философия, публицистика, литриктика. И философская публицистика как область их взаимного сосуществования, публичной репрезентации философии, которая отличается всеми перечисленными вами свойствами...
- Очень славно получилось, соглашусь.
- Вы уже упоминали Белинского как первого российского философского публициста. А откуда и когда в принципе философская публицистика взялась, с кого началась? И почему? Есть тут какая-то общественная потребность?
- Это трудный вопрос. Но есть один ход: Христос. Иисус Христос, а следом за ним апостол Павел - вот первые философские публицисты. Возможно - Сократ с Платоном. Люди, говорящие с простыми людьми об очень сложном, заставляющие их думать над такими вещами, над какими странно задумываться простому человеку.
- Тогда давайте попробуем посмотреть в будущее: какой вы видите российскую, а может быть, и зарубежную тоже, философскую публицистику? Есть ли перспективы у этого типа текстов, и, если да, то какие?
- «Стоим мы слепо пред судьбою, не нам сорвать с нее покров...» Менее всего я пророк. Как у всякого человека, с юности настроенного на историю, голова у меня повернута назад. Чаще всего я вижу руины, что поделаешь. По-моему, я могу неплохо объяснить, что было, чуть похуже, что есть, но что будет?
Если рискнуть... Если рискнуть, то, скажем так: постольку, поскольку будет существовать христианская цивилизация, будут существовать и эти тексты, тексты этого типа. Постольку, поскольку будет существовать демократия, будут существовать тексты этого типа. Потому что первыми философскими публицистами были Сократ и Христос. Ибо, что такое философская публицистика? Это философия для профанов. Сократ беседует не с профессиональными философами. Он ставит вопросы бытия, свободы воли, общего мироустройства перед людьми, которые до встречи с ним отродясь бы об этом не задумались. Почему это возможно? Потому что он существует в обществе, в котором народ, все люди, все свободные граждане ответственны за очень серьезное дело - госуправление. Они ответственно решают, воевать или не воевать, заключать мир с персами или не заключать. Это не Перикл им сказал: а давайте-ка мы побьем Спарту! Это они так решили. И Перикл, мудрый, опытный, осторожный, был вынужден подчиниться им. Получили они, конечно, по самое «не могу» за это свое решение. Но это их ошибка, их, а не их вождя. В этих условиях только и может появиться человек, буде то Сократ, или Протагор, который способен заинтересовать людей общими проблемами этики и философии.
Христос беседует с совсем простыми людьми - рыбаки, налоговые инспекторы, шлюхи. Беседует об очень, мягко говоря, не простых вещах. Об этих вещах положено говорить со жрецами, опытными толкователями Закона, а он с какими-то «чмошни- ками». Почему? Потому что в той религиозной парадигме, которую он создал на основе моисеевой, каждый человек предстоит Богу. Каждый - Богу. У Кьеркегора есть по этому поводу блестящая притча. Со скандинавской своей основательностью и скрипучим черным юмором Кьеркегор утверждает: христианство - это та религия, которая, коль ей следовать точно и четко, способна свести с ума человека. Ну, вот представьте себе: далеко-далеко живет некий портняжка. И вдруг к нему стража, глава города: «Хренсго- рыев, император требует!» Хренсгорыева ведут к императору. Хренсгорыев мандражит, что случилось-то. А императору просто поговорить захотелось... со своим подданным Хренсгорыевым.
Ну, почему бы императору не поговорить с господином Хренсгорыевым? И почему бы Хренсгорыеву не поговорить по душам с императором. Так вот христианство предполагает, что не священник, не жрец, но каждый человек каждую минуту своей жизни говорит с вечностью, с живой вечностью. С Богом. Если у Хренсгорыева после встречи с императором крыша поедет, то это не удивительно. Удивительно, что у христиан не едет крыша повсюдно и повсеместно, завершает свою притчу Кьеркегор.
Именно эта ситуация - КАЖДЫЙ имеет свою аудиенцию у Господа Бога - предполагает возможность: КАЖДЫЙ может рассуждать не только о ценах на урожай или нефть, но и о цене жизни и смерти, о добре и зле, об устройстве Вселенной. С каждым Иисус Христос может поговорить не только о том, что красть нехорошо, а и о том, что такое вообще хорошо, и что такое плохо.
Рождение философской публицистики связано с христианством и демократией. Они будут - будет и философская публицистика. Их не будет - и философской публицистики не будет.
- И — последний вопрос: Какой бы вы хотели видеть философскую публицистику в будущем?
- Ой, ну вовсе неожиданно. Отвечу так же неожиданно: такой, какой я ее еще не видел, но... человечной. Я бы не хотел, чтобы философская публицистика была такой, как у Константина Крылова или Дмитрия Галковского. Но, увы и ах, это от меня не зависит.
Еще по теме Н. Л. Елисеев*: Философия - это Европа —:
- ВОПЛОЩЕНИЕ ДУХА НАРОДА В ИСТОРИИ РОССИИ
- М
- ВВЕДЕНИЕ
- От кухни до гостиной
- Список имен, зафиксированных в биографии Александра Македонского Плутарха
- Реформы первой четверти XVIII ст.
- 1. Самодурец всероссийский
- ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ И НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ В НАУКЕ
- Указатель имен
- 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIXв.
- Степень научной разработанности проблемы.
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Н. Л. Елисеев*: Философия - это Европа —