<<
>>

Online-СМИ (только в сети)

Одним из самых глобальных интернет-проектов, где представлено большое количество архивных и новых радиопостановок, является национальный российский аудиофонд - «Старое радио» (http://staroeradio.ru/).
Его сложно назвать СМИ, здесь нет редакции, постоянно обновляющейся информационной ленты, но с другой стороны, на «Старом радио» есть «потоковое вещание», где согласно четкой эфирной сетке выходят определенные программы - это радиопостановки, музыкальнолитературные композиции, театр у микрофона, оперетты, детские сказки, басни, литературные чтения, стихотворения, а также свыше двух с половиной тысяч музыкальных произведений. Ведущего эфира нет, узнать о времени той или иной постановки можно из программы передач, размещенной на сайте. Формирует потоковое вещание автор, редактор, организатор проекта «Старое радио» - Юрий Метелкин. Изначально Метелкин наполнял сайт программами из собственного архива, который он собирал много лет. Из интервью с Юрием Метелкиным: «Какое бы радио я ни включал, везде была одна и та же реклама колготок. У меня просто выбора не было. Я достал все эти пакеты с пленками и стал слушать в дороге радиопьесы, которые когда- то ставил для дочки: детские, взрослые, все подряд. Больше всего любил слушать случайно добытую юбилейную запись радиостанции Би-би-си 1982 г. Три кассеты, уложенные в один пластиковый бокс, с записью «Одного дня Ивана Денисовича» Солженицына. Но в 82-м я не очень понимал всю архиважность таких записей. Это было задолго до того, как я начал спасать, собирать, хранить весь этот культурный пласт, чтобы было, что предъявить последующим поколениям»278. Проект «Старое радио» является некоммерческим. Его поддерживают энтузиасты, истинные поклонники радиоискусства. Архивные записи Юрий Метелкин чаще всего приобретает за свой счет. Архив Гостелерадиофонда, куда он обращался, благотворительностью не занимается.
Из интервью с Метелкиным: «Я сначала очень сильно на них наезжал. Я говорил: вы — могила нашего культурного наследия. Но потом понял, что это не их вина. Государство поставило Гостелерадиофонд в условия зарабатывания денег. Оцифровать одну минуту стоит 500 рублей. У них потрясающий архив. Миллионы бесценных записей. Но для того, чтобы вам взять оттуда, скажем, «Незнайку в Солнечном городе» — 38 минут, по 19 минут с каждой стороны пластинки, — вам нужно: а) туда прийти; б) порыться в каталогах, совершенно архаичной системе, заведенной много лет назад; в) заплатить за пользование этим самым каталогом. А потом, если «Незнайка» найдется, заказать оцифровку. А теперь помножьте 38 минут на 500 р. Сколько получается? Девятнадцать тысяч? Именно столько будет стоить ваша аудиокопия сказки Носова»279. Несмотря на сложности, с каждым годом коллекция «Старого радио» пополняется новыми записями. Сегодня это более восемнадцати тысяч спектаклей для взрослых и детей, литературных чтений, радиопостановок, а также свыше двух с половиной тысяч музыкальных произведений 1920 - 1950-х гг. Здесь можно услышать воспоминания знаменитых людей о событиях того времени, рассказы о войне, голоса её участников, сводки с фронтов, циклы, к примеру, «Оборона Брестской крепости» Сергея Смирнова, воспоминания о Сталине и о Хрущеве Михаила Ромма, репортажи с первого съезда писателей СССР, репортажи о знаменательных событиях, фрагменты речей. Объем и уникальность записей потрясают. Трудно найти другой бесплатный ресурс, где сегодня можно услышать голоса Маяковского или Есенина, писателей, актеров, политиков, давно ставшие «историей». Юрий Метелкин собирает записи по всей стране, многие спасает от гибели. «Но вот самый знаменитый пример: от одного дедушки из Рязани мне передали сумку с пленками. И в этой сумке оказались записи легендарной передачи Всесоюзного радио «С добрым утром и с хорошим днем». Ее помнят все, кому хотя бы лет 45. В архивах Гостелерадио от нее не осталось ничего, даже позывных: все размагнитили.
А рязанский дедушка записал 54 передачи. Ему за это надо в ноги поклониться! Но это редкая удача. Со временем все труднее находить новые вещи. Перебираешь пластинки, которые приносят, и отмечаешь про себя: это уже у меня есть, и это есть, есть, есть...» . Автор сайта сознательно не предоставил слушателям возможности скачать ту или иную программу, отказался от рекламы и баннеров, которыми стандартно «украшаются» многие сайты. «Старое радио» вещает в Интернет с 2007 г., за это время оно стало популярным, его цитируют и дают ссылки на специализированных интернетресурсах. По нашим наблюдениям, это самый большой архив радиопостановок, размещенных в интернете на сегодняшний день. Еще один похожий интернет-проект, посвященный радиотеатру, открылся в 2013 г. Это сайт «АудиоТеатр.РФ» (http://fonofond.ru/). Его создатель - известный радиорежиссер, руководитель некоммерческого учреждения культуры «Слово» и студии «Vox records» - Виктор Трухан. В 280 90-е годы ему удалось создать студию, которая занималась производством полномасштабных радиоспектаклей. Они звучали и звучат на «Радио России», «Радио России. Культура». За это время В. Трухан собрал фонотеку своих работ по произведениям И. Тургенева, В. Быкова, Ф. Искандера, М. Булгакова, Э. По, Ч. Диккенса, Р. Брэдбери в исполнении лучших российских артистов. В коллекции представлены работы самого В. Трухана, в основном охвачена только современная часть: спектакли «Радио Россия», спектакли студии Vox records и Аудиотеатра «Слово», работы продюсерского центра «Вимбо», «Букворечника», портала Грамота.ру - это уже около 200 спектаклей, но такой объем не сравнится с огромным наследием советского периода. Сейчас В. Трухан ведет переговоры о том, чтобы архивы Гостелерадиофонда были ему переданы. На сайте есть «Фонотека». Она состоит из разделов «Русской классики» XVII - XX веков; «Зарубежной классики» XVIII - XX веков; «Современной литературы»; «Детской литературы» - российской и зарубежной. В каждом разделе от 15 до 80 постановок. Но в отличие от ресурса «Старое радио», где можно прослушать спектакль или радиокомпозицию полностью, на «АудиоТеатр.РФ» выложена лишь короткая звуковая дорожка («трейлер») по несколько минут.
Если слушателю нравится, он может купить спектакль, заказав его непосредственно на сайте. Цена от 40 до 300 рублей. Одна из последних работ В. Трухана - радиосериал «Фауст» Гете. По мнению режиссера, подобной постановки не делал никто: «Это совершенно уникальная постановка: шестнадцать часов звучания, причем, вторая часть будет состоять из 69 вокальных и хоровых треков. Я затратил на эту постановку уйму денег: сделать первую часть мне помог грант Роспечати, а на вторую денег получить уже не удалось, но для меня закончить работу - это честь мундира. К тому же, так получилось, что «Фауста» целиком никто никогда не ставил, только в сокращенном варианте и только первую часть, а для диска или радиосериала такой объем как раз подходит. К примеру, в пьесе 143 персонажа, это если даже считать за один персонаж всех ведьм, эльфов, ангелов и т.д. Представьте, сколько человек задействовано в этой работе. До этого у меня был рекорд, когда я записывал «Мертвые души», тогда над десятичасовым спектаклем работали 49 человек. Новый проект, пожалуй, побьет рекорд» . В спектакле использовалась оригинальная музыка композитора Ш. Каллоша, на счету которого более сотни работ в художественных картинах и мультфильмах, театральных постановках. Радиоспектакль показал, что музыка может быть не только иллюстрацией, она способна также играть драматургическую роль. В записи также приняли участие Конаковский хор мальчиков и хор мальчиков им В. Попова. Соло на виолончели исполняет лауреат международных конкурсов Сергей Суворов. В спектакле занято 80 актеров. Первая часть радиоспектакля уже звучала в эфире «Радио России», а всего будет 45 серий. Потом спектакль будет издан на дисках. На сайте «АудиоТеатр. Рф» уже выложен короткий фрагмент спектакля, желающие могут приобрести его за триста рублей. Также на сайте В. Трухана есть и другие разделы - Музей, Фотоальбомы, Публикации. В них можно познакомиться с историей отечественного радиотеатра, посмотреть фото любимых артистов, а на форуме оставить свое мнение, пожелание, воспоминания о любимых постановках и, конечно, слушатели могут принять активное участие в сборе материалов.
Отметим, что, несмотря на просветительские задачи, автор сайта не забывает о коммерческой деятельности. Возможно, радиотеатр в интернете стал жить по законам «рыночного общества» - высокопрофессиональная постановка стала предметом купли и продажи. Отдельно мы выделим несколько тематических сайтов. Литературное радио (http://litradio.ru/about/) - это первый интернет-радиопроект, полностью посвященный современной русской литературе. «Целью Литературного радио является популяризация и информационная поддержка 281 современной русскоязычной поэзии и прозы. Проект является некоммерческим и направлен на объединение всех литераторов различной эстетической и идеологической направленности в рамках одного культурного пространства» . Эфир Литературного радио состоит из авторских программ о современной поэзии, прозе, фантастике, записей литературных вечеров и ротации поэтических и прозаических произведений. Радио работает круглосуточно, имеет четкую программу передач. В ротации находится несколько тысяч стихотворений и рассказов современных литераторов. На сайте можно слушать прямой эфир и каждую программу по отдельности, они собраны в архив аудиозаписей в формате mp3. В основном программы выходят в форме бесед и интервью, есть рубрика «репортаж», где освещаются отечественные и зарубежные литературные фестивали, книжные ярмарки, литературные премии и другие события в мире литературы. Проект интерактивен, на специальный адрес каждый желающий может прислать тексты своих произведений. Редакция сотрудничает с теми, кто ее заинтересует. Интернет-радио «Русский мир» (http://www.rrm.fm/) создано для тех, кто интересуется русским языком и культурой. Здесь выходят программы о русском языке, литературе, культурные новости, музыка, детские программы. Радиотеатр представлен в двух программах «Театр у микрофона» и «Литературная гостиная». Чаще всего здесь выступают актеры театра-студии «Слово». В форме «художественного чтения» звучат русские народные сказки, былины и т.п. Радиотеатр «Русского мира» демонстрирует довольно узкий репертуар и не очень высокое качество постановок.
Отдельной группой стоят интернет-ресурсы, где звучат радиоспектакли для детей. «Детское радио» - раздел «Детского радио» (www.staroeradio.ru); «Детское радио - Чикаго» (http://sofa.lk.net/). В интернет-эфире - сказки, музыкальные спектакли, песни и стихи, записанные со старых детских 282 пластинок. У «Детского радио» ресурса «Детство. ру» (http://detstvo.ru/radio/) в программе детские песни, стихи, сказки и спектакли. У "Детского радио" ресурса «Тырнет - Детский Интернет» (http://tirnet.ru/radio/?path=radio) в эфире детские сказки и песни. В основном это старые записи, отечественный «золотой» аудиофонд. Самый мощный интернет-ресурс для детей - это поисковая система детских сайтов AGAKIDS. Помимо игр, мультфильмов, виртуальных раскрасок, ссылок на интересные для детей сайты, есть отдельное детское интернет радио AGAKIDS. В эфире звучат любимые детские песни, сказки и рассказы. Целевая аудитория радио - дети от трех до двенадцати лет, а также их родители. Радио транслируется круглосуточно и делает большой акцент на интерактивности - здесь есть форум для общения. Относительно недавно открылась программа «Музыкальный час». Здесь можно заказать песню или сказку. Существует достаточно большое количество сайтов, посвященных радиотеатру или частично обращающих на него внимание, но эти сайты не имеют свидетельства о регистрации СМИ. 1. Другие ресурсы (портал, база данных, каталог) Одним из интересных ресурсов, обратившихся к специфике радиотеатра, стал сайт компании «Букворечник». В 2010 г. творческое содружество актеров, режиссеров и художников решило создать аудиоспектакли для детей всех возрастов «от 5 до 95 лет». Своим слоганом они сделали фразу «Кино для ушей» и стараются следовать этому правилу во всех аудиопостановках. На первые постановки содружество «Букворечника» собирало деньги через интернет. Одна из авторов и руководителей проекта М. Величкина говорит: «По мере возможности, мы хотим сделать хорошую литературу более доступной, пополнить, а может быть и обогатить кругозор наших соотечественников. Мы хотим призвать наших слушателей учиться думать и чувствовать»283 284. Сейчас в репертуаре «Букворечника» всего пять аудиоспектаклей: «Ветеринар», «Упрямое смирение», «Дело № 1937» по роману Н. Нарокова «Мнимые величины», «Старый Рояль» по повести А. Житинской. Автор инсценировок и режиссер всех спектаклей М. Величкина в прошлом профессиональная актриса. Судя по репертуару, авторы проекта не берут старые, классические произведения, Величкина пишет свои пьесы или делает инсценировки по современным произведениям. Режиссером всех спектаклей тоже выступает М. Величкина. Ее постановки достаточно традиционны - это классически построенные радиоспектакли с делением на голоса, максимальным использованием изобразительно-выразительных средств радио. В проекте принимают участие многие популярные артисты. Работают они практически на благотворительных началах. На сайте компании есть возможность прослушать двухминутные фрагменты спектаклей, если понравится, можно заказать постановку через интернетмагазин сайта. Максимальная цена спектакля - 300 рублей. Авторы проекта не считают зазорным продавать свои работы, таким образом они пытаются развивать свое дело. Но, кроме желания выпустить спектакль, команда «Букворечника» преследует еще одну очень важную цель: «Оживить некогда популярный и всеми любимый радио(аудио)театр, находящийся в критическом положении» . Часть спектаклей «Букворечника» выложена на ресурсе «АудиоТеатр.Рф», это некая кольцевая схема раскрутки контента, которая отмечается на многих тематически-дружественных сайтах. В ближайших планах «Букворечника» - инсценировка и запись аудиоспектаклей по произведениям русских писателей Серебряного века. Еще один портал - «Радиотеатр»: от радиоспектаклей до аудиоблогов» (www.radiotheater.ru). Открыла его группа энтузиастов и поклонников радиотеатра в 2006 г. «Главная задача нового портала - популяризировать жанр аудио-чтений и аудио-постановок среди интернетаудитории. Так или иначе, эту задачу берут на себя многие: компании, производящие аудио-книги, коммерческие и некоммерческие интернетпроекты, радиостанции»285 286. Портал нацелен не столько на возможность аудитории обращаться к каталогу лучших произведений прошлого, сколько на создание новых аудио-форм: виртуальных спектаклей, поэтических мелодекламаций, аудио-книг, аудиочтений, аудиоблогов и т.п. Организаторы хотели привлечь к работе как профессиональных актеров и чтецов, так и любителей - талантливых, творческих людей, имеющих доступ к интернету. Каждый слушатель мог стать виртуальным участником спектакля в качестве сценариста, одним из актеров или самостоятельно начитать (записать) любое понравившееся произведение или его отрывок на театральном форуме, прямо не отходя от компьютера. Посетители «Радиотеатра» могли обсудить прослушанные записи, загрузить аудиокниги или создать свой собственный «аудиоблог». Создатели задумывали некий глобальный социальный проект. «Одно из приоритетных направлений деятельности «Радиотеатра» - вовлечение в творческий процесс детской и юношеской аудитории, а также инвалидов, возможности которых по участию в обычных спектаклях, а также 307 доступу к источникам радиопостановок советского периода ограничены», - сообщил один из создателей портала, эксперт МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» А. Донченко. В планах «Радиотеатра» открытие новых разделов, содержащих рассказы о выдающихся драматургах, чтецах и актерах, программы передач основных радиостанций, филологический разбор трудностей русского языка, новости культурной жизни, рецензии участников форума на спектакли, книги, музыкальные произведения и фильмы. В архиве «Радиотеатра» пока еще не так много оригинальных, авторских постановок, они неоднозначны по качеству текста, по игре актеров и звукорежиссуре, технически не совершенны, но сам факт их рождения, интерес со стороны молодых людей к созданию радиоспектаклей вызывает уважение. Портал «Радиотеатр» - стопроцентное «детище» интернета. Конечно, мы не считаем это радиотеатром в полном смысле этого слова, говорить о профессиональном уровне рано, отмечаем другое, именно в интернете появилась новая форма, так называемого «народного радиотеатра». Он живет и развивается, у него есть свои ограничения в аудитории и вместе с тем безграничность великой «паутины». Жизнедеятельность его, к сожалению, под вопросом. На время написания работы архив программ не обновлялся почти год. Заслуживает интереса и проект интернет - радио «Драма», размещенный на полупрофессиональном web-ресурсе для радиожурналистов Podстанция. Здесь выкладывались, а иной раз и создавались в режиме онлайн любительские радиоспектакли. Их авторы - будущие и начинающие радиожурналисты, в качестве литературного текста брали за основу, как классические произведения, так и пьесы, рассказы, да и просто наблюдения современных авторов. Интернет-радио «Драма» - это абсолютно некоммерческий проект. «Наша цель - вернуть слушателям то, что отняли у них коммерческие радиостанции, назвав это - неформат. Мы возвращаем в эфир радиоспектакли, любимые сборники «Театр у микрофона» и «Литературные чтения» в исполнении великих, народных, и всеми любимых актеров», - пишут авторы проекта на главной странице сайта. К сожалению, проект просуществовал недолго. Позже на ресурсе Podстанция в разделе «Драма» стали появляться программы мозаично-фрагментарного построения. Это были истории, основанные на реальных событиях, но оформленные как радиопьесы. 287 На этом же ресурсе мы познакомились с достаточно любопытной художественной формой, своего рода «звуковыми историями» - это короткие зарисовки, рассказанные исключительно с помощью звуков и музыки. В совокупности они производили впечатление полноценной, законченной истории, темы могли быть разными - история города, время года, бытовое наблюдение. Подобный эксперимент с изобразительно - выразительными средствами в начале 2000-х годов звучал на «ОРР» (Общественное Российское радио). Каждое утро в эфир выходила 1-2минутная рубрика «Звуки утра». Каждую программу предварял небольшой текст ведущего. Например, он рассказывал о чайнике - это было маленькое лиричное эссе, где чайник оживал и становился одушевленным существом, с мечтами и проблемами, а дальше уже звучала звуковая зарисовка. Мы слышали чирканье спички, зажигающуюся конфорку, звук воды, наливающейся в чайник. Все звуки подгонялись плотно друг к другу, как мозаика, в четкой хронологической последовательности и в целом они создавали звуковую историю. Эта небольшая, но оригинальная рубрика звучала в утренней программе «ОРР» относительно недолго. Для современного эфира, где первостепенны программы интерактивного характера, программы мозаично-фрагментарного построения были достаточно трудоемкими. Подобные эксперименты неоднозначны по идейному и техническому воплощению, многие вызывают даже раздражение, но сам факт их появления вызывает интерес. Возможно, в перспективе они дадут новое направление в развитии радиотеатра. Несмотря на то, что подобные проекты появляются в интернете достаточно часто, они функционируют недолго. Сказывается отсутствие финансирования, а иногда и отсутствие аудиальной культуры. Помимо обычного, сетевые СМИ активно используют ресурс Web 2.0 - это социальные сети, блоги и другие формы функционирования гражданской журналистики. Основные платформы - «В контакте» и «Facebook». Соцсети задействуются и для привлечения пользователей к участию в мероприятиях, для чего образуются временные группы, в которых освещается ход подготовки и проведения мероприятий. Отдельно выделим специализированные группы, созданные в социальной сети «В контакте». Наряду с любительскими: «Радиотеатр», «Пластинки нашего детства», «Сокровища нашей фонотеки», «Радионяня», «Телеканал «Культура» и т.п., есть вполне профессиональные «Радиотеатр и театр у микрофона» (http://vk.com/radioteatr_teatr_u_mikrofona). Профессиональными их можно считать, потому, что администраторами этих групп выступают люди, занимающиеся радиотеатром практически. Например, этой группой руководит радиорежиссер Виктор Трухан. В разделе «аудиозаписи» группы «Радиотеатр и театр у микрофона» на апрель 2013 г. значится 4137 записей. В большинстве своем это подборка спектаклей, радиокомпозиций так называемого «золотого фонда» радио. Многие из них звучали в наше время на «Радио России», «Культуре». Любительские вещи здесь не выкладываются. Также в группе ведется большая просветительная работа: есть статьи о людях радиотеатра минувших лет, рецензии на новые постановки, истории о современных актерах, значимые телеспектакли. Отдельно выделим ряд так называемых авторских сайтов. Организаторами и администраторами выступают актеры, музыканты, писатели. «Репертуар» подобных ресурсов весьма неоднозначен. В большей степени здесь представлены работы этого человека, но есть и спектакли, радиокомпозиции других авторов, видимо, для объема и большей концептуальности. Многие сайты вызывают весьма неоднозначное впечатление. Активное обсуждение радиопостановок сегодня ведется на специальных сайтах-форумах. Одним из самых крупных считается «Клуб любителей аудиокниги» (http://abook-dub.ru/about/). По меркам интернета живет он уже много лет, открыли его в 2004 году. Здесь есть максимально полная коллекция демо-записей исполнителей аудиокниг, используемая большим количеством тематических сайтов. Возможность общения - форум, но главное, что создатели сайта регулярно проводят творческие встречи с исполнителями и создателями аудиокниг и размещают материалы о них в свободном доступе на канале YouTube. Мы уже говорили о том, что производить оригинальные радиоспектакли - занятие дорогое и сложное. Многие издательства, поняв в 90-е годы, что классика - товар вечный, начали массово выпускать спектакли, сказки, инсценировки на аудиокассетах и компакт-дисках. Еще более дешевым вариантом распространения литературных произведений, стала современная модификация «чтений с продолжением» - аудиокниги. «Аудиокнига — художественное или познавательное произведение, обычно начитанное человеком (например, профессиональным актером) или их группой и записанное на любой звуковой носитель»288. «Г оворящие книги» появились в 30-е годы в США и были адресованы слепым. Потом они стали производиться с коммерческой выгодой. В России аудиокниги изначально стали на коммерческие рельсы, чем оттолкнули профессиональных режиссеров и актеров. Репертуар современных аудиокниг сейчас настолько широк, что анализировать его нет смысла. В большинстве своем это «золотой фонд», вовремя выкупленный предприимчивыми издательствами - реже, новые, оригинальные записи. Здесь можно найти все от отечественной и зарубежной классики, энциклопедий до дешевых «карманных» книг и справочников. Психологи давно доказали, что аудиокнига имеет существенные преимущества перед книгой напечатанной. Важнейшее преимущество - это более полное и глубокое восприятие дополнительной информации, которую в обычной книге просто невозможно передать. Фоновые звуки, музыка, интонация актеров - все это формирует яркие образы и способствует более глубокому восприятию книги. Другое дело, что аудиокниги бывают разные: качественные и не очень. К первой категории относятся спектакли, литературные чтения, радиокомпозиции, записанные специально для радио. Диски с такими записями уникальны, они - гордость домашней коллекции и отличный подарок для самого искушенного любителя театра. Но есть категория аудиокниг с некачественным исполнением того или иного произведения. Чаще всего их «потребляют» школьники, студенты для подготовки к экзаменам по литературе. Профессор филологии М. Быков считает, что причина некачественных аудиокниг в их бесплатном доступе в интернет: «Сегодня все можно скачать бесплатно в интернете. Качественную аудиопродукцию практически не покупают. Именно поэтому даже то, что все же делается в этом жанре, удешевляется и минимизируется, разумеется, в ущерб качеству, или держится на энтузиазме людей, влюбленных в радиотеатр. Создание аудиоспектаклей, что называется, «по-взрослому», - с участием известных артистов, режиссеров и музыкантов - становится недоступным без дополнительной поддержки» . Тем не менее, аудиокниги - идеальный вариант для слепых и слабовидящих людей, которые не имеют возможности читать книги. На сегодняшний день репертуар прочитанных специально для слепых книг весьма разнообразен. В этом жанре выступают чаще всего малоизвестные актеры, но бывают и «чтения с продолжением», записанные на высоком художественном уровне.
<< | >>
Источник: ГААГ Наталья Анатольевна. РАДИОТЕАТР В СИСТЕМЕ ЖАНРОВ РАДИО: ИСТОРИЧЕСКИЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ. 2014

Еще по теме Online-СМИ (только в сети):

  1. Базы данных 1. Правовые базы khimuv
  2. Русский венчур
  3. Профессионализм какусловие постижения Сети
  4. Глава 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В ПРОСТРАНСТВЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
  5. роль личности и индивидуальных особенностей психолога-консультанта в интернет-консультировании: модель компетенций
  6. ГЛАВА 1 Проект Peer-to-Patent: скромное предложение
  7. § 4.1. Сетевые коммуникации и концепция электронного правительства
  8. Глава 30 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА: РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ НАРОДА
  9. Общая структура порталов Cisco
  10. Online-тестирование, его применение в дистанционном обучении
  11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВАВТОМАТИЗАЦИИ ХОДА ВЫПОЛНЕНИЯИ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ
  12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
  13. Online-СМИ (только в сети)
  14. ПИШУЩАЯ МАШИНКА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА СМИ
  15. Приложение 2 ПЕРВАЯ «ШЕСТЕРКА» МЕДИАКОМПАНИЙ