<<
>>

Основные художественные средства и инструменты графического дизайна

Основные художественные средства графического дизайна принято разделять на три категории: графику, фотографику и типографику. Данные категории описывает в своей книге Р. Ю. Овчинникова , однако ее описание кажется нам недостаточно структурированным и полным.

Далее мы [169]

приводим свое видение системы художественных средств

графического дизайна, основанное на типологии Р. Ю. Овчинниковой, описании основных понятий из книги Р. Хембри «Графический дизайн: самый полный справочник», а также на собственном опыте работы автора дизайнером.

Графика. Графика является основой графического дизайна. Это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи, пятна и точки. Цвет, как правило, играет вспомогательную роль, в отличие от живописи. Наиболее общий отличительный признак графики, согласно мнению В. А. Фаворского, — особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги . Графика является средством выразительности, техник же исполнения графики существует несколько:

- рисунок является основой дизайн-графики, это иллюстративный подход к созданию образа наряду с фотографией. Рисованное изображение может создаваться с использованием самых различных материалов, что способствует созданию многообразных эмоционально-ассоциативных форм. В современной действительности рисунок может быть материальным или виртуальным, созданным на компьютере;

- живописные техники являются в графике вспомогательными, они предполагают работу с цветом и использование живописных по своему назначению материалов;

- орнамент лежит в основе оформительской графики. Под словом «орнамент» принято понимать те украшения, которые заполняют свободные места на предметах. Поэтому эти украшения должны согласовываться с характером самого предмета и его назначением и никоим образом не могут быть самостоятельными факторами.

Как правило, орнаменты состоят из [170]

геометрических и природных форм . Орнаменты в

оформительской графике позволяют достигнуть большей выразительности объекта;

- чертеж, схема, график, таблица происходят из дисциплины инженерного конструирования, однако являются техникой графики. Такие техники необходимы для визуализации специфических сообщений, состоящих из большого количества данных.

Фотографика. Одним из наиболее используемых художественных средств в дизайне является фотографика, тем не менее устоявшегося определения этого явления не существует. Р. Ю. Овчинникова полагает, что фотографика представляет собой синтез фотографии, рисунка и текста, где фотоизображение занимает главное место . Однако мы склонны согласиться с мнением петербургского дизайнера, преподавателя факультета искусств СПбГУ, К. Г. Старцева, что фотографика — это фотография в ее художественной испостаси, т.е. фотография — это технология создания изображений, а фотографика — это продукт фотографии, обработанный самим фотографом, или дизайнером, или художником в соответствии с задачами проекта. Техники создания фотографики можно разделить на два типа:

- по цветовым характеристикам: черно-белая фотография (или

дуохромная фотография, где в роли черного цвета выступает любой другой цвет); цветная фотография.

- по технологическим характеристикам: аналоговая (ручная); цифровая (компьютерная).

К фотографике имеет отношение такой вид деятельности как ретушь. Ретушью называется процесс редактирования «сырого» материала — фотографии для превращения ее в фотографику. [171] [172]

Типографика. Это художественное оформление текста

посредством набора и верстки. Оформление текста включает его расположение, выбор гарнитуры, кегля, длины строк и расстояния

между ними (интерлиньяж), изменение пробелов между буквами (кернинг) и группами букв (трекинг) . С типографикой тесно связан шрифтовой

дизайн, хотя большинство типографов не рисуют шрифтов, а некоторые шрифтовые дизайнеры не считают себя типографами [173] [174].

Шрифт выполняет функцию донесения содержания до зрителя, не затрудняя чтения, а комплекс шрифтов, использованных в определенной последовательности, скомпонованных в пространстве относительно друг друга, — уже

представляют собой типографическую композицию. Так, можно

утвердждать, что шрифт является функциональной единицей типографики. Как отмечает теоретик дизайна В. Кричевский: «Типограф выбирает шрифт, устанавливает форматы, компонует готовые буквы, слова, куски текста, линейки друг относительно друга и относительно колонки, страницы, разворота, листа. Пространственная организация текста — ключевой и наиболее творческий момент деятельности. В этом смысле типографика — графика расположения, искусство экспозиции двухмерных форм на плоскости». [175] Техник исполнения типографики можно выделить две:

- каллиграфия — «искусство красивого письма» предполагает создание (уместнее было бы использовать слово «рисование») шрифтовых композиций вручную с помощью различных материалов, как правило, чернил или туши на бумаге или пергаменте;

- «леттеринг» — современное понятие, не имеющее пока четкого определения, но бытующее в сленге дизайнеров, означает фактически

коллаж из шрифтов, использование готовых шрифтовых

гарнитур для создания типографической композиции.

Типографику также часто идентифицируют с графическими приемами организации текста, которые являются сферой интересов специалистов по лингвистике и паралингвистике. Это важный аспект визуальной коммуникации, который необходимо изучить, чтобы эффективно

пользоваться возможностями типографики.

Отметим, что художественные средства графического дизайна могут быть использованы в комплексе, например, сочетание графики и типографики, как правило, лежит в основе фирменного стиля

организации . Логотип (или товарный знак), который в свою очередь, как правило, является базовой составляющей фирменного стиля, также может быть продуктом синтеза графики и типографики. Комплекс фотографики и типографики традиционно используется для оформления журналистских материалов, а фотографика во взаимодействии с графикой может стать инструментом пропаганды.

Примеры для каждого из сочетаний средств графического дизайна можно найти в Приложении 1.

Все художественные средства графического дизайна произошли из материального мира изобразительного искусства[176] [177], т.е. первоначально дизайнеры и художники ими оперировали вручную с помощью таких инструментов и материалов, как кисть, перо, карандаш, ножницы, клей, бумага, холст, картон и т.д. и т.п. Сегодня же главным инструментом графического дизайнера является компьютер, который способен не только синтезировать, но и симулировать все реальные инструменты и материалы в своей виртуальной цифровой действительности. Профессионалы со стажем, однако, придерживаются мнения, что ручная работа качественнее и обеспечивает более эффектный и эффективный результат, но итоговый продукт графического дизайна все равно будет цифровым, так как без цифровых технологий уже невозможно представить копирование и распространение любой информации визуального типа. Компьютерный инструментарий графического дизайнера существует на трех уровнях:

- аппаратном;

- программном;

180

- пользовательском .

Аппаратный уровень представляет собой совокупность материальных элементов — устройств, с помощью которых происходят ввод, обработка, хранение, передача и вывод информации (среди специализированных устройств, использующихся графическими дизайнерами можно отметить графический планшет, фотонаборный автомат, графопостроитель ) .

Программный уровень — это совокупность информационных элементов (программ и их команд), с помощью которых происходит

управление как текстовой и изобразительной информацией, так и аппаратным оборудованием. Программный уровень инструментария графического дизайнера характеризуется в последние годы бурным развитием, хотя некоторые программные приложения существуют и удерживают лидирующие позиции уже больше десятка лет. Для дизайнеров и специалистов, по роду деятельности сталкивающихся с созданием объектов визуальной коммуникации, можно выделить следующие основные классы программного обеспечения: [178] [179]

- программы пиксельной графики;

- программы векторной графики;

- программы верстки;

- программы трехмерной графики;

- программы мультимедийной графики.

Лидером во всех перечисленных областях традиционно считается программное обеспечение компании Adobe Systems, которое даже предлагается к приобретению в пакетном виде: специалист может выбрать

необходимый для работы набор программ, и все эти программы будут легко

182

интегрироваться друг с другом .

Пользовательский уровень подразумевает не технические условия, а требования профессии и навыки пользователя аппаратного и программного обеспечения. Если говорить о компьютерном дизайне и графике, то, на наш взгляд, главными факторами создания эффективных продуктов является знание предметной области, т.е. представление о концепциях

изобразительного искусства, понимание композиционных принципов и эстетических норм. Это важно, поскольку компьютерные технологии, являясь концентрированным опытом и суммой навыков, достаточно легко и просто позволяют выполнить все формальные действия (например, создать текстовый документ и скомпоновать в нем информацию разного вида), но результат нельзя считать не только продуктом искусства, но даже элементарным ремеслом. Эстетическая и художественная составляющая не являются частью компьютерных, технических и программных систем, а в полной мере зависят от человека, который предлагает идею, а затем визуализирует ее средствами компьютерных технологий. Таким образом, компьютер — это инструмент, но инструмент, способный аккумулировать опыт и знания в конкретной предметной области. Поэтому для успешной работы не менее важным является знание конкретных программных приложений и связанных с ними технологий. [180]

<< | >>
Источник: БУЗИНОВА Анна Алексеевна. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями. 2014

Еще по теме Основные художественные средства и инструменты графического дизайна:

  1. АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ
  2. Эстетическое воспитание на примере уроков физики
  3. 2.4. Методика обучения будущих учителей филологических специальностей анализу медиатекстов и созданию собственных мультимедийных продуктов
  4. §1. Типология нижегородской периодической печати на рубеже XX-XXI вв.
  5. БИБЛИОГРАФИЯ
  6. 1.1. Визуальная коммуникация в PR: основные теоретические подходы, функциональные особенности
  7. Понятие, функции, отрасли графического дизайна
  8. Основные художественные средства и инструменты графического дизайна
  9. Средства графической организации текста
  10. 2.2.2. Оформительский, служебный и типографический контент
  11. 2. 3. 2. Авторская модель процесса проектирования визуального PR-текста для эффективного управления публичными коммуникациями
  12. ЗАКЛЮЧЕНИЕ