<<
>>

Понятие, функции, отрасли графического дизайна

Термин «графический дизайн», произошедший от английского слова design (англ. — проектировать, конструировать), логичнее всего объяснять с точки зрения деятельности, так как и исходное английское слово является глаголом [148].

Традиционно объектом дизайнерской деятельности является среда предметного обитания человека. Дизайн формирует предметы бытового обихода с целью сделать их одновременно удобными, комфортными, полезными и эстетически приятными для человека, таким образом, можно говорить о том, что дизайнерская деятельность как проектирование материальных объектов всегда обусловлена экономической и эстетической составляющей результата проектного процесса. При очевидной на первый взгляд сущности понятия «дизайн», тем не менее наблюдаются сложности в дефениции. Так, профессор М. А. Коськов, отмечает, что «понятие «дизайн» всегда было многозначно и аморфно, а сегодня вовсе утратило ощутимые очертания»[149] [150]. Несмотря на множественные работы в области философии дизайна как отечественных, так и зарубежных авторов, единого мнения относительно определения понятия «дизайн» и классификации его подвидов в науке не сформировано, о чем пишет в своей работе вышеупомянутый профессор М. А. Коськов . Если аппелировать к истории институциональных дизайнерских объединений, то можно опираться на протокол конгресса Международного совета дизайнерских организаций ИКСИД, в 1969 г. на нем была принята следующая дефиниция: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, превращающим систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды,

которая обусловлена промышленным производством» .

На это

определение мы и будем опираться в своих дальнейших рассуждениях.

Отталкиваясь от того, что дизайн является творческой деятельностью, мы можем описать его специфические функциональные характеристики. Здесь нам кажется уместным обращение к измышлениям известного теоретика дизайна Е. Н. Лазарева, выделившего несколько смысловых трактовок этого понятия: декоративную, проектно-графическую,

предвосхищающую, «драматическую»[151] [152]. Соответственно, дизайн может быть охарактеризован как декоративный (узор, орнамент, декор); проектно­графический (набросок, эскиз, рисунок, чертеж, конструкция);

предвосхищающий (план, предположение, замысел, намерение);

драматический (затея, ухищрение, умысел, интрига).

Так или иначе, современный дизайн представлен различными его видами, но мы будем говорить о графическом дизайне, так как именно он имеет непосредственное отношение к теме диссертационной работы. Несмотря на определенную условность в дифференциации дизайна как такового, нельзя не заметить, что процесс обособления графического дизайна состоялся уже довольно давно.

С появлением первых печатных станков, первых печатных журналов и газет возникла потребность в графических работах, но следует отметить, что принципы, лежащие в основе их визуальной организации, были сформулированы значительно позже. Однако термин «дизайн» употреблялся уже в то время, о чем пишут некоторые исследователи истории дизайна. В частности профессор Э. М. Глинтерник в своем исследовании, посвященном историческому самоопределению графического дизайна, отмечает, что в России, где печатные станки появились несколько позже чем в Европе, в 18 веке уже можно встретить использование данного понятия: «В фондах государственного архива Российской академии наук хранится гравированный оттиск с подписью: «Dessein Thermometres», датируемый 1732 г., выполненный в Гравировальной палате Академии наук»[153].

Впервые термин «графический дизайн» появился в 1933 г.

Автором термина является американец У. Э. Двиггинс — успешный дизайнер, создававший рекламные продукты: плакаты, брошюры, рекламные

объявления в газетах и журналах. В 1922 г. он писал: «Разрабатывая макет, забудьте об искусстве и руководствуйтесь единственно здравым смыслом. Основная обязанность дизайнера печати — сделать текстовое сообщение предельно ясным и легко запоминающимся, что возможно при размещении самых важных его положений впереди, а менее значимых — так, чтобы и они не оставались незамеченными. А поэтому и дизайнер должен опираться прежде всего на здравый смысл и анализ, а не стремиться удовлетворить свой творческий потенциал»[154] [155]. Двиггинс рассматривал дизайн как процесс подготовки произведений искусства к печати. Одним из альтернативных терминов для обозначения понятия «графический дизайн», введенных им же, был термин «суперпечать» . Но сегодня между графическим дизайном и

полиграфией, как правило, проводят строгие разграничения. Под полиграфией понимают определенное расположение (верстку) текста, иллюстраций и фотографий, а ее целью называют воспроизведение, тиражирование материала печатным способом [156] , т. е. это скорее технологический процесс, нежели созидательно-творческий. На наш взгляд, полиграфия, скорее, является составляющей графического дизайна, той его частью, без которой невозможно получение полноценного продукта для использования его в массовых коммуникациях.

Официальной датой рождения графического дизайна можно считать 1964 год, когда состоялся первый конгресс ICOGRADA (Международное общество организаций графического дизайна) в Цюрихе. На нем обсуждалась специфика профессии графического дизайнера, а также ее место среди других дизайнерских сфер деятельности[157]. Из устава ICOGRADA можно вывести следующее определение графического дизайна: это визуальный дизайн, художественно-проектная деятельность по созданию оригиналов (рисунков, символов), предназначенных для массового воспроизведения любыми средствами визуальной коммуникации.

В сферу графического дизайна входят иллюстрации, типографические шрифты, каллиграфические надписи, графическое оформление упаковки, орнаментов, обложек книг, торговой и иной рекламы, оформление выставок и витрин магазинов, фильмов и телепередач.[158]

Исходя из основных положений этого определения, мы можем утверждать, что графический дизайн неразрывно связан с коммуникацией и имеет достаточно широкий функциональный спектр. Прежде чем приступить к описанию функциональных возможностей графического дизайна, отметим, что сегодня выражение «графический дизайн» часто используется как синоним для понятия «визуальная коммуникация». Мы не совсем согласны с такой подменой понятий, так как, на наш взгляд, графический дизайн есть не что иное, как язык визуальной коммуникации. Так, известный американский дизайнер, главный редактор журнала «Colors» Т. Калман в своем определении графического дизайна называет его «медиумом», т.е. средством коммуникации, которое состоит в «использовании слов и изображений в каких угодно комбинациях, на каких угодно носителях, где и когда

угодно»[159]. Определение достаточно расплывчатое, так как не исключает предметы изобразительного искусства, но определяющим в нем является слово «медиум». Сходные мысли высказывает влиятельный британский дизайнер Р. Холлис в своей книге «Графический дизайн: Краткая история». Он предполагает, что графический дизайн — это форма визуальной коммуникации и поясняет: « ... деятельность по созданию или выбору готовых знаков и распределению их по поверхностям с целью передачи некой идеи»[160]. Оба специалиста подтверждают, что графический дизайн является скорее «языком, служащим для передачи информации, но не сообщением как таковым»[161]. Если графический дизайн является языком, то логично предположить, что и его функционал будет выражен значениями, аналогичными языковым. Британский специалист по визуальной

коммуникации М. Барнард выделяет у графического дизайна шесть коммуникативных функций:

• информативная,

• убеждающая,

• декоративная,

• «магическая»,

• металингвистическая

• фатическая.

[162]

Информативная функция предполагает, что любая продукция графического дизайна сообщает аудитории новые знания о чем-либо. Уличные вывески, логотипы или знаки модельеров и упаковка — это все примеры объектов графического дизайна, которые в первую очередь отвечают за сообщение нам информации. Сообщаемая информация может быть самой примитивной, к примеру, уличная вывеска на двери ресторана сообщает, что это ресторан, а не магазин. Но также информация может быть и осложненной дополнительными значениями, например, логотип компании может нести в себе сообщение о том, что компания является успешной и солидной.

Убеждающая функция отвечает за то, чтобы довести до сознания реципиента сообщение и повлиять на его отношение и дальнейшее поведение. Эта функция проявляется в различных формах, к примеру, логотип организации, который, казалось бы, только информирует нас, по своему содержанию может быть очень даже убеждающим. Графическое решение логотипа может заставить потребителя думать, что организация кажется ему солидной и вызывающей уважение. Или, напротив, легкое и нарочито небрежное начертание шрифтов может поддержать имидж молодой и инновационной компании.

Декоративная, или эстетическая, функция заключается в поиске новых выразительных средств для достижения основной цели коммуникации — формирования лояльности к субъекту коммуникации. Продукт графического дизайна должен нести в себе красоту формы, через которую осуществляется диалог с целевой общественностью. В настоящее время эстетические ценности графического дизайна вплетены в общественную жизнь и очень сильно зависят от образа жизни, духовных ценностей участников публичных коммуникаций.

«Магическая» функция, пожалуй, одна из самых неочевидных функций графического дизайна. Но, тем не менее, она объясняет два следующих феномена графического дизайна:

• символические изображения (которые производит графический дизайнер) обеспечивают «доступ к сакральному»,[163]

• графический дизайн делает вещи отличными от того, чем они являются на самом деле.

Так или иначе, объекты графического дизайна делают

далеких от аудитории людей или места ближе к ней ( создают «эффект присутствия»), а некоторые произведения дизайна долгое время хранятся у нас на рабочих столах или висят на стенах, потому что мы воспринимаем их как нечто сакральное — недоступное, непонятное, но очень желанное. Следовательно, графический дизайн, создавая визуальный образ, может «магически» изменить отношение аудитории к субъекту коммуникации.

Фатическая функция графического дизайна отвечает за установление контакта между объектом коммуникации с аудиторией, такие элементы оформления, как рамки, стрелки, изменение перспективы в изображении — все это сродни междометиям в человеческой речи — «ага», «ммм», и т.п. Такие сообщения не имеют особенной информационной нагрузки, но они очень важны, поскольку направляют коммуникацию в нужное русло.

Металингвистическая функция сопутствует фатической, она связана с кодированием информации в сообщении. Чтобы правильно воспринять сообщение, аудитории необходимо знать, какой код это сообщение использует (особенно если это сообщение направлено на очень узкую целевую аудиторию). Тут графический дизайн приходит на помощь, так как сам является кодом, и использование определенных приемов в оформлении решает многие металингвистические проблемы.

В целом, функции графического дизайна подтверждают тот факт, что графический дизайн играет большую роль в управлении публичными коммуникациями в силу своей способности кодировать сообщения для аудитории так, как это необходимо субъекту коммуникации. Также необходимо отметить, что вышеописанные функции графического дизайна практически повторяют функции коммуникации в целом. Так, психолог и лингвист К. Бюлер выделял три функции коммуникации: экспрессивную, аппелятивную, репрезентативную[164]. Идеи Бюлера нашли отражение в исследованиях Р. О. Якобсона, который выделил уже 6 функций

коммуникации: эмотивную, конативную, референтивную,

поэтическую, фатическую и метаязыковую[165], К модели Якобсона некоторые исследователи (А, А, Леонтьев, Н, Б, Мечковская[166]) предлагают добавить также магическую или заклинательную функцию, а также биологическую функцию, При перечислении функции коммуникации необходимо заметить, что в реальном коммуникативном процессе, вне зависимости от типа коммуникации (визуальной или вербальной), даже в одном отдельно взятом коммуникативном акте, могут сочетаться несколько функций, одна или две из которых будут основными, определяющими, Это справедливо и по отношению к продуктам графического дизайна — к примеру, любой плакат­афиша музыкального концерта, осуществляет последовательно фатическую, информирующую и «магическую» функции, привлекая внимание, сообщая зрителю информацию о событии, порождая множество образов и эмоций у реципиента,

Рассмотрим типологию объектов графического дизайна, чтобы определить художественные средства и инструменты, которые используются в графическом дизайне для создания визуальных образов,

Проектирование дизайн-объекта невозможно без учета его функциональных, композиционных и других особенностей, Анализ дизайн­объекта с точки зрения различных типологий необходим для того, чтобы более полно раскрыть его сущность, выявить комплекс связей, в которых он участвует, по отношению к человеку, среде, Графический дизайн сегодня включает в свою сферу огромное множество различных объектов, а быстро развивающиеся технологии обеспечивают появление все новых разновидностей объектов, поэтому точная классификация всех существующих объектов графического дизайна вряд ли возможна, Тем не

менее, в работе Р. Ю. Овчинниковой [167] [168] «Дизайн в

рекламе» предложена достаточно подробная классификация объектов графического дизайна со следующими основаниями:

• носитель визуальной информации,

• характер образа,

• функциональное назначение,

• композиционно-структурные качества,

• тип изобразительной поверхности.

Мы предполагаем, что классификация автора достаточно полно отражает весь спектр продуктов графического дизайна, производимых в настоящее время, однако некоторые пункты требуют уточнений.

Раскроем классификацию Р. Ю. Овчинниковой и дополним ее, основываясь на материалах справочника по графическому дизайну Р. Хембри и на собственном опыте работы в сфере дизайна.

Итак, по носителю визуальной информации продукты графического дизайна могут быть разделены на следующие группы:

a) печатная продукция различных форматов (журналы, каталоги, проспекты, брошюры, листовки, плакаты, визитки, упаковка и т.п.);

b) графика на объектах (предметах быта, канцелярии, малые и крупные формы, архитектура);

c) заставки и ролики на телевидении, электронные презентации;

d) объекты массового восприятия (оформление выставок, витрин, элементы визуальной навигации и т.п.).

По типу визуальной информации:

a) рисунки;

b) чертежи;

c) промышленная графика (этикетки, фирменные стили,

логотипы, упаковки, рекламные модули и т.д.);

d) оформительская графика (стилизованные и декоративные композиции);

e) деловая графика (схемы, диаграммы, графики и т.п. или, другими словами, весь комплекс инфографики).

По функциональному предназначению:

a) продукты для агитационных целей — плакаты, газетно-журнальные модули, буклеты, и т.п.;

b) продукты для рекламно-информационных целей — афиши и пригласительные билеты, буклеты, экслибрисы, ярлыки и т.п., содержащие лишь информацию о событии, принадлежности и т.д. ;

c) продукты для транспортно-упаковочных целей — всевозможные упаковки, включая коробки, банки, бутылки, листы, конверты и т.п., сопровождающие товарную продукцию;

d) малые полиграфические формы для специальных служебных целей — бланки учреждений, знаки почтовой и прочей оплаты (денежные знаки, облигации и т.д.), конверты.

По композиционно-структурным качествам:

a) издания листового типа. Их особенность — двухмерность и доступность для единовременного зрительного восприятия (плакаты, листовки и т.д.);

b) издания тетрадно-буклетного типа. Это усложненная листовая конструкция, раскрывающаяся зрителю в определенной пространственно-временной последовательности;

c) объемные конструкции. Их характерное качество — трехмерность, определенным образом воспринимаемая в пространстве и во времени.

По типу изобразительной поверхности:

а) класс трехмерных объектов;

b) класс промежуточных по пространственным признакам

объектов — буклеты, каталоги сложной конструкции и т.п. и объекты, имеющие изобразительную поверхность с сильно выраженной рельефной структурой;

c) класс двухмерных объектов — объекты с прямой плоской изобразительной поверхностью — объекты с материальным носителем информации в виде щитов, стендов, листов и пр., также двухмерная компьютерная графика, предназначенная для статичного предъявления на дисплеях компьютеров и телевизоров.

Итак, типологии выявляют отрасли графического дизайна и соответствующие им объекты, что свидетельствует о многообразии форм коммуникационной дизайн-графики. Кроме того, приведенные типологии выполняют методологическую роль, что позволяет использовать их как средство комплексной трактовки создаваемого графического объекта. Типологии также позволяют акцентировать внимание на специфике проектирования какого-либо одного объекта в отдельности, что очень важно при планировании стратегии PR-коммуникации. Далее мы рассмотрим основные художественные средства и инструменты графического дизайна, что необходимо для того, чтобы определить, какие визуальные объекты и каким образом функционируют в поле современных PR-коммуникаций.

<< | >>
Источник: БУЗИНОВА Анна Алексеевна. Визуальный PR-текст в управлении публичными коммуникациями. 2014

Еще по теме Понятие, функции, отрасли графического дизайна:

  1. Местный хозяин: в каких сообществах формируется малый бизнес?
  2. 2.1. Креативные ресурсы региональных сообществ
  3. 1.1. Типология журнальной периодики
  4. Понятие, функции, отрасли графического дизайна