В. И. Рокотов[473]: До статуса философа еще надо дорасти —
- Словосочетание «философская публицистика» я до этого дня не употреблял.
Я с ней никогда не встречался. Мне встречалась гражданская публицистика. А еще шизофрения и пропаганда, облеченные в похожую форму. Думаю, философская публицистика - это светлое будущее публицистики, которая пока пребывает во мраке. Я себя философским публицистом не считаю. Для этого нужно быть автором философии. Просто моя публицистика носит восходящий характер. Она адресуется к сложности. Но доберется она до ступени, где ее назовут философской, или нет... - кто знает?Понимаете, в том, куда меня занесло, есть своя логика. Меня в свое время глубоко разочаровала журналистика, которая переместилась в сферу услуг. Она превратилась в слугу олигархии и стала обеспечивать деградацию. С этой журналистикой мне было не по пути. На дворе были девяностые - время информационного беспредела, когда либеральные публицисты купались в деньгах и куражились, а патриоты были прокляты и загнаны в гетто.
Я нашел себе какую-то работенку и ушел в литературное подполье. Тогда книжная индустрия развивалась бурно, этому монстру нужна была пища, и поэтому он заглатывал яркие рукописи. Для меня книги стали формой борьбы. Я брал конъюнктурную тему (например, история мошенничества в России) и наполнял свою книгу карикатурами и имперскими патриотическими идеями. Мне удалось издать сатирический роман.
Тогда же я открыл для себя эссе. Это удивительная, великая форма творчества, территория нонконформизма. Эссе - это жанр, актуализирующий философию.
Предложить эти тексты было некому, и они копились, терялись, трансформировались во что-то иное, становились фрагментами монологов или сокращались до афоризмов, которыми наполнялись мои записные книжки.
То есть куда-то это нужно было сливать, и оно сливалось или исчезало, выбрасывалось.Возможность публикации появилась только несколько лет назад, совершенно случайно. При этом я не скажу, что двери оказались распахнуты. «Литературной газете» я предложил вдвое больше текстов, чем было опубликовано. Эссе как жанр не приветствуется. Его просто не понимают люди, которые никогда не отрывались от журналистики. Они требуют информационного повода. Они не понимают и, видимо, никогда не поймут, что хороший текст может быть опубликован без всяких поводов. Как не поймут и то, что эссе - это высший пилотаж публицистики. В этом моя драма, как автора.
— На каких авторов эссе вы ориентируетесь, кого считаете «образцом» такого жанра?
— Я ни на кого не ориентируюсь. Если бы ориентировался, стал бы чьей-то тенью, а мне это совершенно не нравится.
Моя публицистика - результат пережитой трагедии. Обрушилась огромная страна. Под обломками погибли миллионы людей.
Почему это произошло? Понятно, что было внешнее воздействие. Но что-то разрушало страну изнутри. Что? Вглядываясь, видишь причины - кризис коммунистической философии, которая не развивалась, каменела, становилась догмой. Советская номенклатура после Сталина начала смелеть, осознавать себя правящим классом. На гильотину ее уже не тащили. Ведь чем были репрессии тридцатых годов? Кровавым методом зачистки элиты, этой нарождающейся советской аристократии. В условиях, когда нет огня философии, нет брахманов, это был единственный способ сохранить строй. Элита без веры подобна волку. Она хочет вернуться в капиталистический лес. А еще лучше - в феодальный.
Машина государства была крепко сработана, но на ней стояла печать смерти. Огонь угасал. Но даже с умирающей философией машина ехала еще долго. Пока не заехала в перестроечное болото. И остановили ее, по большому счету, две вещи - социальный смех и Танатос. Они стали орудиями убийства, а в чьих руках - даже гадать не приходится. Ребята сами многое рассказали.
Социальный смех и Танатос - это ровно то, чем я занимаюсь. Это предметы моей творческой страсти.
— То есть ваша публицистика — часть самопознания общества, спровоцированная внешними, насильственными обстоятельствами? И если бы этих обстоятельств не случилось, то и публицистики могло бы не быть?
— Да, конечно. Меня бы не существовало, как публициста. А возможно, и как писателя. Я взлетел на крыльях трагедии.
— Чем бы вы занимались в ином случае?
— Был бы, наверное, таким модным журналистом с умирающей душой, частью богемного московского мира.
— Получается, и трагедия может принести что-то хорошее?
— Знаете, лучше бы никто про меня не узнал. Личный творческий прорыв - ничто, если завтра все рухнет. Вот если страна выстоит и у нее проявится хилиастический драйв, если будут исправлены ошибки и построено общество, способное противостоять энтропии, тогда можно будет сказать, что нет худа без добра.
О публицистике и философских концепциях
— Центральные понятия ваших эссе, те же «Эрос» и «Танатос», как мне кажется, взяты у Зигмунда Фрейда... Взяты, конечно, не в плане заимствования, а в плане творческой переработки. Расскажите, как и почему это произошло.
— Я увидел, что Эрос и Танатос - не просто философское упражнение и разминка мозга, а реальный вопрос жизни и смерти. Танатос превратился в оружие. В условиях, когда существует ядерный паритет, война переносится в область культуры. И именно через уничтожение культуры уничтожается цивилизация. Танатос вливается в культурное ядро и размещается в нем. Он смеется над бытием и конструирует привлекательный образ небытия. Он насаждает равнодушие, иронию, низкие истины. Он вспухает, а все живое, исполненное Эроса восхождения, объявляется бредом и пафосом. Как вызревает Танатос, как он становится оружием, как и зачем советская элита втаскивала его на свою территорию и опекала все, что заряжено смертью, как воля к смерти вкачивается в культуру сегодня - все это я проговорил в эссе «Танатос и Эрос.
Истоки войны» и «Певцы Танатоса». Поэтому повторяться не буду.Я, конечно, адресуюсь к Фрейду. И сразу об этом говорю. Именно к Фрейду, не к Шопенгауэру, который здесь не дает ничего и первооткрывателем называться не может. Но Фрейд умер в самом начале войны. Он видел набирающий силу фашизм, он увидел его рывок к цели, но не увидел поражения. Он не увидел его последующей трансформации и нового наступления. Он не увидел войны в культуре, войны против культуры и инструментов этой войны. Разбираться с этим приходится нам. Мы оказались в дураках. Мы потеряли государство и миллионы людей под чей-то зловещий смех. Сегодня их тени стоят за спиной. И тот, кто не чувствует этой связи с умершими, поверьте, ничего собой не представляет.
— Есть ли еще какие-то философы, чьи концепты вы используете, дополняете, перерабатываете, «актуализируете» под особенности нашего времени? Какую философскую литературу вообще читаете?
— Я не использую. Во мне, как в русском человеке, заложены коды. Они русской культурой заложены и русской историей. Мечтательность - основа нашей души. Это то, чем мы дышим. Поэтому в лабиринтах человеческой мысли мы ищем то, что связывает с надеждой. А связывает с ней хилиазм, социальные утопии. Конечно, там на многом стоит печать религиозного экстаза или наивности. Но, соединяя все эти ветхие пророчества и картонные декорации с актуальным знанием, с элитологией, политологией, соединяя их с русскостью, ты видишь, что надежда не умерла и есть, куда двигаться. Общество можно уничтожить, но его можно и воссоздать.
Для меня актуальной философской литературой является Новый Завет. И чем яростнее сегодня долбят по Христу, тем больше он мне дорог, важен и интересен. Я просто чувствую, как этот застывший образ оживает под ударами современных плетей - этого стеба и проплаченных инсинуаций. А вообще мое философское чтение подчинено логике. Я здесь конкретен. Я пытаюсь изучать философские яды - нектар Танатоса, текущий в культуру. Поэтому с особенным интересом всматриваюсь в то, что наболтали философы во второй половине ХХ века.
И не только постмодернисты, увы.— А можете, пожалуйста, назвать хотя бы несколько имен, произведений? Чтобы лучше понять, против кого вы полемизируете.
— Понимаете, все иначе немного. Я не вступаю в полемику с философами. Во всяком случае, пока не вступал. Я разбираюсь с теми, кто оседлал модную философию, уловил тренд и молотит в публицистике, кино или литературе. На чем они основываются, понятно. Это гностика, социал-дарвинизм под маской либерализма и постмодернизм. Вдохновители здесь - Михаил Бахтин («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»), Мигель Серрано («Майа» и др.), Фрэнсис Фукуяма («Конец истории») и весь строй постмодернистов с их ризомой, кочевниками, симулякрами, диссоциацией и смертью всего.
Об авторах философской публицистики
- Хотелось бы вернуться к началу нашей беседы и уточнить один момент. Мы уже выяснили, что понятие «философская публицистика» к себе вы ни разу не применяли. А все-таки, есть ли авторы — может быть, философы, публицисты или литературные критики — чье творчество вы могли бы так охарактеризовать?
- Елена, а вот вы мне про это и расскажите, пожалуйста. Вы здесь, наверняка, больше знаете. Я современную публицистику читать не могу. Для меня нет текста, если нет чуда текста. Это мой личный критерий - текст как чудо. Нет этого и - до свидания!
Интернет всех записал в публицисты. Сегодня все страдают недержанием слов. Малейший импульс рождает пост. Многие сделали себе имя постами. Мы оказались в агрессивной информационной среде, которая убивает (если уже не убила) культуру высокого текста, где есть начало, конец и внутренняя драматургия. Где есть стиль.
А про «философскую публицистику» могу только повторить. Для меня это слово философа, откровение. Философская публицистика - это «Миф о Сизифе» Сартра. Я бы его, сократил, конечно, раз в пять. И я совершено не в восторге от экзистенциалистов. Но это железный пример. Где это сегодня? Скажите. Буду чрезвычайно признателен.
Может, я просто закопался в своей литературе и пропускаю что-то большое?- Насчет «Мифа о Сизифе» с вами, пожалуй, соглашусь. Хотя никогда не думала о нем под этим углом. Если говорить о нашей, русской философской публицистике, то для меня, пожалуй, есть два центральных имени — Николай Бердяев из исторических персонажей и Александр Секацкий из современников. Но есть еще и славянофилы, и Чаадаев, и в советское время - такие разные люди, как философ Андрей Нуйкин или журналист «Литературной газеты» Евгений Богат, философ Арсений Гулыга или филолог Вадим Кожинов.
- Но это публицистика прошлого века. А что сегодня? Вы кого читаете?
- Во-первых, повторюсь, Александра Куприяновича Секацкого. Он наш современник и, по признанию многих — действительно, выдающийся философ. Философскую публицистику в толстые журналы пусть редко, но пишут Григорий Тульчинсий, Герман Сунягин. Они также профессиональные философы. Из круга «ЛГ» можно вспомнить Лидию Сычеву, Татьяну Воеводину, Льва Аннинского и местами Льва Пирогова. Пусть далеко не все их статьи можно назвать философской публицистикой, но некоторые тексты такого плана есть.
- Да, почтенные имена. Приятно было обнаружить в вашем списке Лидию Сычеву. Она явилась мне однажды из потусторонней реальности литературной Москвы и открыла двери в «Молоко», «Роман-газету», «Аврору», познакомила с массой приятных людей. Другие авторы мне известны по отдельным публикациям, а кого-то я вообще не читал. Почти уверен, что это свет и цвет публицистики. Но меня интересует тьма и убожество.
- Вы говорите, что «философская публицистика» для вас — «откровение философа». Но что значит — «откровение»? Ведь «Критика чистого разума» тоже была откровением Канта. Можете поподробнее описать критерии, которыми руководствуетесь, когда для себя определяете: вот это произведение — философская публицистика, а это — нет.
- Первое - глубина. Видно же, когда автор глубоко погружен в тему, а когда он скользит по поверхности.
Второе - свое слово, свое доказательство или свое развитие близких идей. Не толкование чужой философии, не распутывание полемики гениев, а свое. Толкование и распутывание находятся этажом ниже.
Это что касается философской публицистики. Но есть и другое. Время востребовало особый вид публицистики. Ее можно назвать «гражданской». У нас прошла волна либеральной дебилизации общества. В итоге оно запуталось, впало в примитив, в дикость. Оно пало духом, отчаялось, потеряло ориентиры, ослабло умственно, то есть тяжело заболело. И в патриотической среде родилась публицистика противодействия, публицистика врачевания - когда открывают глаза на очевидное вранье и мошенничество, на действие механизмов уничтожения. Когда предъявляется сложность и точность. Когда все становится на свои места.
Это публицистика делает великое дело. Коллективный разум приходит в движение. Ржавые шестеренки начинают вращаться, и общество становится менее уязвимым. Оно начинает врубаться, дружить с головой и вглядываться в горизонты.
Гражданская публицистика тоже неоднородна. Она делится на публицистику высокого класса и низкого. Вот себя я вижу где-то посередине. Такой уж я скромный мальчик.
- Кого из наших современников вы бы отнесли к «высокому» и «низкому» классу гражданской публицистики?
- Я бы не хотел называть имена. Бывает, вознесешь автора, а он такое начинает утверждать, что мама не горюй. Или становится частью игры, чьим-то политическим рупором. И наоборот. Поставишь человеку клеймо бездари, а он вдруг взлетает.
О философии и философской публицистике
- Может ли философскую публицистику, по вашему мнению, писать не философ, а, например, профессиональный публицист, журналист?
- Может, конечно, если дорастет.
- То есть статус «философа», по-вашему, связан не с образованием, и не с профессиональным родом деятельности, а с чем-то другим?
- Статус «философа» связан со словом. С новым словом, откровением. Уж никак не с профессиональным родом деятельности. «Профессия: философ» - это смешно.
- Как вы считаете, а что сподвигает философа писать философскую публицистику? Ведь он может на кафедре сидеть, монографиями заниматься. Тот же Сартр мог бы.
- Ну, он же не для себя философствует. Он несет миру новую весть. Он утверждает себя и как мыслителя, и как писателя. Он хочет быть признанным и ученым сообществом, и уличной толпой. Сартр - именно такой случай.
А на кафедре сидеть и пилить лобзиком живо мыслящий человек не сумеет. Это заработок и дань необходимости. Сложить крылья на кафедре, описывать чужой философский полет - кто же такой судьбы себе пожелает?
- Кстати, а какая форма философии, по-вашему, появилась раньше? Какая одежка ей роднее - академическая или публицистическая? Почему?
- Вот вы задали вопрос, который уместнее задать преподавателю философии. Если честно, мне не хочется садиться в машину времени и путешествовать к философским истокам. Я не настолько влюблен в философию. Меня в ней многое раздражает: болезненное многословие, не поиск истины, а поиск славы. Для меня существует философия, которая влияет на современность, и музей философии, где стоят бюсты и упираются в потолок книжные стеллажи, где эхо разносит шаги уборщицы.
Я захожу туда, чтобы прояснить некие связи (например, от гностиков ХХ века к Платону), и сваливаю. Я всем советую изучать философию по фундаментальным утверждениям. Иначе ты потратишь жизнь за чтением текстов, которые ужасают своей стилистикой, или где автор предлагает сто вариантов доказательства одного утверждения.
16 Заславский Д. И. [О философии и публицистике] // Вопросы философии. 1947. № 1. С. 183-186; Мисонжников Б. Я. Современная публицистика: поиск историософского основания // Конференция «Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения». Тезисы выступлений. 2013
37 Тульчинский Г. Л. Легко ли быть философом? // Какая философия нам нужна? Размышления о философии
136 Андрулайтис Л. «Дневник писателя» Ф. М. Достоевского как прообраз сетевой публицистики // Октябрь.
252 Этот любопытный термин, бытовавший в русле социологии и культурологии, перенес в теоретикожурналистское поле В. А. Сидоров. (Сидоров В. А. Журналистика и массовая коммуникация - кентавр- объект научного анализа // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения:
318 Кройчик Л. Е. Публицистический жанр: природа и стратегия развития. С. 171-176; Он же. Система журналистских жанров. С. 125-167 Лукина М. М. Контент интернет-СМИ // Интернет-СМИ: Теория и практика / Под. ред. М. М. Лукиной. М., 2010. С. 247-276; Лукина М. М, Фомичева И. Д. СМИ в пространстве Интернета. М., 97 с.; Пельт В. Д. Дифференциация жанров газетной публицистики. М., 1984. 47 с.; Стрельцов Б. В. Основы публицистики. Жанры. Мн., 1990. 240 с.; Тертычный А. А. Жанры периодической печати.
131.
425 Отметим, что этот термин не синонимичен термину «антропологический поворот», как принято называть периоды, когда гуманитарные науки концентрируются на изучении человека. В частности, в философии
432 В книге с философским разбором фильма «Матрица» Хорсли именует хуматоном типичного обитателя Матрицы - простейшее существо, единицу информации. «Хуматонами движут в первую очередь их желания