СОДЕРЖАНИЕ
Философская публицистика, чьи прообразы можно найти в античной Г реции, полноценно сформировалась в буржуазной Европе XVII-XVIII вв. В России этот феномен, сначала возникший в творчестве публицистов-просве- тителей, окончательно проявил себя в «Философических письмах» П. Я. Чаадаева (1836). Данный феномен закрепился в общественной практике в публикациях славянофилов, западников, религиозных философов Серебряного века. Этому способствовали особенности философии и публицистики в отечественной культуре. Они всегда были близки друг другу, формируя, по словам А. Ф. Лосева, единую «до-логическую, до-систематическую» и «сверх-логическую, сверх-систематическую картину философских направлений»[1].
Значение философской публицистики в российском обществе различалось в зависимости от исторического периода - то она выходила на первый план (1830-е гг. - 1860-е гг., конец XIX - начало XX в.), расширяя горизонты политического и социального мышления, то, наоборот, затенялась. В настоящий момент указанный тип текстов испытывает ренессанс, связанный, во-первых, с общей актуализацией публицистики[2]. Во-вторых, играют роль общие
тенденции в развитии современной культуры - она стремится к междисциплинарности, наполняется «интегративными образованиями», «кентавр-объектами» (так, современный театр объединяет элементы драматургии, сценического, музыкального искусства, кинодокументалистики), возникающими на стыке традиционных наук и искусств[3].
Вследствие указанных процессов понятие «философская публицистика» все чаще используется как в научных исследованиях, так и в общественной практике. Несмотря на это, до сих пор не существует общепринятого определения философской публицистики: авторитетные энциклопедические и толковые словари, такие, как Новая философская энциклопедия, обходят вниманием данный вопрос. В повседневной практике под «философской публицистикой» подразумеваются, с одной стороны, любые неакадемические, в том числе созданные в жанрах художественной литературы, выступления философов, с другой - научно-популярные работы, философские доклады по социальным или политическим вопросам и даже притчи и рассказы, выкладываемые на порталах типа «Самиздат».
Контуры явления, несомненно, элитарного для русской культуры, пока размыты; нет однозначного понимания, с чем мы имеем дело, как функционирует отечественная философская публицистика. Именно поэтому появилась необходимость попытки полноценного исследования ее генетических, структурных, типологических, жанровых, познавательных свойств.
Степень научной разработанности темы. Исследования, в той или иной степени касающиеся специфики философской публицистики, могут быть условно разделены на несколько групп. Прежде всего, это объемный корпус работ в области теории публицистики.
Теоретическое исследование публицистики началось в России в конце
XIX - начале XX вв.[4] и достигло зрелости в 1960 - 1980-е гг. В это время работали такие крупные ученые, как В. Г. Березина, В. М. Горохов, В. И. Здоро- вега, Е. П. Прохоров, М. И. Скуленко, В. В. Ученова, М. С. Черепахов, и др.[5] В перестроечные и постперестроечные годы исследование публицистики велось менее активно, часто в описательном ключе[6], хотя и был создан ряд концептуальных работ, например, раскрывающих взаимосвязь публицистики и политики[7]. В 2000-е - 2010-е гг. в России в связи с актуализацией публицистики наметился новый бум «публицистиковедения», который продолжается до наших дней.
Свои исследования данному предмету посвятили А. Л. Дмитровский, П. П. Каминский, Л. Е. Кройчик, Т. Н. Наумова, А. В. Лабин, А. В. Полонский[8] и др.Другая часть работ, необходимая для изучения философской публицистики, связана с теорией философии. Подобные исследования начались в Древней Греции в сочинениях Платона и Аристотеля, продолжились в Европе
XVII-XIX вв. в работах Р. Декарта, И. Канта, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра[9] и мн. др. В XX в. теорию философии изучали Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж. Делез и Ф. Гваттари, М. Мамардашвили, В. С. Библер[10] и мн. др. Как теоретики философии, так и теоретики публицистики, кроме того, проводили более специализированные исследования, посвященные целям, функциям, методам познания, стилистике, жанрам обоих указанных видов интеллектуальной деятельности.
Термин «философская публицистика» встречался в ряде исследований как по теории СМИ, так и по философии. Чаще всего он не являлся специальным предметом изучения авторов, возникая «на полях» их основных научных интересов. Так, Л. П. Карсавин упоминал философскую публицистику в связи с развитием исторической науки, В. В. Зеньковский - как характеристику творчества русских философов XIX в., Е. П. Прохоров разбирал данное явление в связи с особенностями публицистического мышления, Д. В. Туманов - рассуждая о жанрах журналистики[11]. Подобные отсылки находим в работах В. Г. Арсланова, Ю. Н. Блажеевской, В. П. Бранского, А. Винничука, В. Н. Грекова, И. А. Дедкова, Н. В. Казаковой, Е. Н. Мотовниковой, В. Н. Са- мошникова, О. В. Соболевской, В. С. Степина, Н. А. Чирковой, М. А. Шах- базян, И. Пэлгрэффи и др[12].
Более специализированно философская публицистика или «философская журналистика» рассматривались Е. В. Зелениной, А. А. Кара-Мурзой, Н. С. Кожеуровой, Л. Пэнто, А. Л. Семеновой, Э. Ю. Соловьевым, П. Эйдель- бергом и др[13]. Среди исследований этих специалистов особенно следует отметить работы Н.
С. Кожеуровой, предположившей «двусоставное» - мировоззренческое и специально-философское начало философской публицистики, монографию А. Л. Семеновой, определившей, исходя из объемного корпуса работ начала XX в., философскую публицистику, как «общественную саморефлексию», статью Е. В. Зелениной, рассмотревшей функции философской публицистики и отметившей ее «обращенность к будущему», работу Л. Пэнто, проблематизировавшего отношения между «философской журналистикой» и академической философией. При этом наблюдается заметное противоречие: философы, как правило, предпочитают видеть философскую публицистику производным от философской деятельности, публицисты - «восхождением» публицистики к высшим смыслам. В результате они зачастую по-разному понимают специфику философско-публицистических текстов.Третья часть как иноязычных, так и отечественных работ хотя прямо и не относится к философской публицистике, но содействует ее исследованию. Это статьи и монографии, обозначающие связь публицистики (журналистики, медиа) и философии[14]; работы, посвященные неакадемическим, неклассическим и постнеклассическим формам существования философии[15]. В некоторых выступлениях выдвигалось требование философичности публицистики и (или) публицистичности философии[16]. В еще одной группе текстов констатировалась коренная взаимосвязь философии и публицистики (журналистики) в
~ 17
русской культуре[17].
Основная проблема исследования, таким образом, строится вокруг обоснованного расхождениями в предшествующей исследовательской практике вопроса: «Так что же такое философская публицистика? Является ли она философией или публицистикой? Какие свойства наследовала от обеих “родительниц”? Какие “философские компоненты” необходимы публицистике, чтобы она стала философской? В чем заключаются особенности философской публицистики в современной России?».
Таким образом, цель работы - выяснить, что такое российская философская публицистика на современном этапе ее существования (конец 2000-х - начало 2010-х гг.).
Отсюда вытекают следующие исследовательские задачи диссертации:
1. определить, каким образом понятие «философская публицистика» функционирует в научном контексте и сознании ее авторов;
2. объяснить механизмы формирования философской публицистики на основе взаимосвязи и взаимодействия философии и публицистики;
3. определить философскую публицистику, ее предмет, метод, цель;
4. предложить критерии для типологического анализа современной российской философской публицистики;
5. выяснить, каким образом познавательный потенциал и прогностическая функция отечественной философской публицистики раскрываются в осмыслении вызовов XXI в. (развитие цивилизации и культуры постмодернизма, коренные изменения природы человека).
Объект исследования - современная российская философская публицистика, предмет - ее генезис, структура, типология и познавательное своеобразие.
Теоретической базой диссертационного исследования явились работы по теории философской публицистики (Е. В. Зеленина, Н. С. Кожеурова,
A. Л. Семенова, Е. П. Прохоров)[18]; теоретико-журналистские работы общего профиля, из которых черпались основные подходы к осмыслению журналистики и публицистики - аксиологический, деятельностный, культурологический, типологический (А. И. Акопов, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохоров,
B. А. Сидоров)[19]; общие исследования по теории публицистики (В. М. Горохов, В. И. Здоровега, Е. П. Прохоров, В. В. Ученова)[20]; исследования по жанрам, методам, истории, стилю, функциям публицистики (Л. Е. Кройчик, Е. П. Прохоров, А. А. Тертычный, М. И. Стюфляева, В. В. Ученова)[21]; исследования по жанрам, методам, истории, стилю, функциям философии (А. А. Алексеев, А. Ф. Замалеев, А. С. Казеннов, В. А. Канке, А. Ф. Лосев,
О. В. Хлебникова)[22]; работы по культуре философского мышления (А. Н. Ко- чергин, Е. В. Пашинцев, М. Н. Фомина)[23]; по теории публичной философии (В. Н. Шевченко, Дж.
Баррис, Дж. Уэйнштейн)[24]; исследования, посвященные функционированию эссе и эссеистики в современной культуре (Л. Г. Кайда, М. Н. Эпштейн)[25]; работы о специфике социального прогнозирования (И. В. Бестужев-Лада, В. А. Сидоров, В. С. Степин)[26].Эмпирической база исследования включает в себя три блока, позволяющих создать достаточно полноценное представление о современной философской публицистике:
1. Основу эмпирической базы составил контент-анализ публикаций, размещенных в 2009-2013 гг. в качественной прессе, освещающей вопросы культуры, искусства, литературы, размышляющей о мире и человеке, проводящей соответствующие дискуссии (общественно-политическая «Литературная газета», «толстые» журналы «Октябрь», «Нева»).
2. Вместе с тем, преследовалась задача представить более широкий контекст функционирования философской публицистики. В связи с этим в ходе работы также привлекались материалы 1990-х - 2015 гг., публиковавшиеся в газетах «Известия», «Новая газета», «Санкт-Петербургские ведомости»; журналах «Новый мир», «Звезда», «Знамя», «Дружба народов», «Новое литературное обозрение»; сборниках статей (К. А. Крылов, Л. В. Пирогов, А. К. Секац- кий, «“Вехи”-2009»);
3. Наконец, интерес представляло функционирование русской философской публицистики в Интернете. В связи с этим анализу подвергались публикации в интернет-изданиях («Русский журнал», «Русская жизнь», «Частный корреспондент») и социальных медиа («Живой журнал», Facebook).
Методы исследования. Работа создавалась с опорой на традиционные общефилософские и общенаучные принципы, особое значение придавалось принципу единства теоретического и исторического. В целом автор опирался на аксиологический, деятельностный, культурологический, типологический подходы, обозначенные в трудах А. И. Акопова, С. Г. Корконосенко, Е. П. Прохорова, В. А. Сидорова. Генетический, сравнительно-исторический, биографический метод, метод классификации и периодизации использовались при изучении генезиса и истории развития философской публицистики, а также теоретических представлений о ней. Структурный анализ, идеализация, моделирование, типологический анализ применялись при изучении структуры и типологии современной философской публицистики. Вместе с тем, методологический и ценностный анализ привлекались для определения ее познавательного и прогностического потенциала.
В процессе работы с эмпирической базой использовались количественные методы исследования. Для подготовки приложения к работе применялся метод экспертного интервью.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Философская публицистика - это тип публицистики, базирующийся на философской культуре мышления. Она призвана ставить на обсуждение и решать важнейшие социально-политические проблемы современности через обращение к основным вопросам человеческого бытия и мышления. Философская публицистика дополняет публицистические методы познания сутью философского метода - построением и использованием аппарата специальных философских понятий и категорий. Сопрягая стремление к познанию истины и постановке идеалов, она создает целостную картину мира.
2. Российская философская публицистика прошла в своем развитии два этапа. В дореволюционный период она, прежде всего, разрабатывала комплекс вопросов, связанный с культурной и исторической идентичностью российского народа и государства. В советское время акцент сместился в сторону антропологической тематики: публицисты исследовали возможности для создания нового, идеального человека, изучали его связи с природой и обществом, искали баланс между этическими, эстетическими и познавательными ценностями. В настоящее время в отечественной философской публицистике представлены обе указанные традиции, однако вторая более продуктивно раскрывается в осмыслении вызовов XXI в. - технологической и биологической трансформации человека, кризиса цивилизации постмодернизма.
3. Философская публицистика может включать в себя различные предметно-тематические аспекты публицистики (социальная, политическая, экономическая, экологическая и т. д.), и одновременно в более доступном изложении отображать признаки различных предметов философии (антропология, гносеология, философия политики и пр.). Среди авторов философской публицистики философы, литературные критики, филологи преобладают над профессиональными журналистами и публицистами. Философская публицистика представлена в общественно-политических изданиях, «толстых» журналах, авторских и коллективных сборниках, интернет-изданиях, а также на блог-платформах и в социальных сетях. В настоящий момент философская публицистика русского сегмента Интернета перемещается из «Живого журнала» в Facebook. Ведущими жанровыми типами современной философской публицистики являются статья и эссе, актуализируется жанр «поста».
4. Философско-публицистическое предвидение базируется, как правило, на приемах обыденного познания. Г лавным прогностическим методом выступает ценностно-ориентированная интуиция. Она соединяет в себе особенности поискового и нормативного прогнозирования. На основе предположений о том, как будет развиваться то или иное явление, ценностная интуиция указывает на социальный идеал, к которому следует стремиться, а также нормы и ценности, необходимые для его достижения.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые проанализировано функционирование наименования «философская публицистика» в научном поле и среди ее авторов. С этой целью проведено шесть интервью с экспертами - философами, литературными критиками, журналистами. Впервые дан общий очерк истории русской философской публицистики, и, что важно, рассмотрены работы советского периода. Произведен сравнительный анализ особенностей генезиса и функционирования отечественной и зарубежной философской публицистики.
Введено в научный оборот определение философской публицистики, разъясняющее, каким образом в данном литературном явлении сочетаются философские и публицистические компоненты. Впервые для осмысления философской публицистики использован ранее разработанный петербургской школой журналистики концепт «культуры мышления». Произведены разграничения между философской публицистикой и родственными, но отличными по своему содержанию явлениями. Показано своеобразие типологического и жанрового деления философской публицистики. Особое внимание уделено прогностической функции как важнейшей части познавательного потенциала философской публицистики.
Научно-практическая значимость диссертации заключается в дальнейшей разработке теории публицистики и журналистики. Основные положения исследования и выводы, сделанные в работе, могут быть использованы широким кругом специалистов - теоретиками массмедиа, философами, филологами, культурологами, социологами, историками. Диссертация также может быть полезной для практикующих публицистов и журналистов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и одобрены на заседании кафедры теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, представлены на различных семинарах и научных конференциях - в ходе работы секции «Журналистика в мире политики» ежегодного межвузовского форума «Дни философии в Санкт-Петербурге» (СПб, 2011), в рамках форума «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (СПб, 2012-2013, 2015), международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (СПб, 2011-2013), всеукраинской научно-практической конференции «Украинские масс-медиа: традиции и вызовы» (Харьков, 2012). По теме исследования опубликовано 12 работ в научных журналах и сборниках, в том числе три статьи в периодических изданиях, рекомендованных ВАК.
Структура диссертации обусловлена последовательностью постановки и решения основных задач исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Автор благодарит рецензентов работы (докт. ист. наук М. А. Воскресенскую, докт. филос. наук И. А. Громова, докт. филос. наук А. Ю. Дорского, докт. филос. наук Л. Б. Капустину, канд. филос. наук С. И. Коренюшкину, докт. филол. наук Т. И. Краснову) за высказанные пожелания и замечания.
Еще по теме СОДЕРЖАНИЕ:
- 4. Содержание обучения иностранному языку
- 3.3.2. Спрлвочно-пмпсковыи аппарат книги Оглавление и содержание
- СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Содержание субботних экспериментальных занятий в формах, расширяющих свободу действий и этапы наращивания самоуправляющих функций школьника
- 1. Понятие «содержание образования» и необходимость разработки его научных основ
- Содержание и форма
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
- Форма и содержание
- Состав и содержание диссертационной работы
- § 2. СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО- ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
- 1. Проблемы содержания воспитания
- Понятие «содержание воспитательного процесса»
- Содержание производственного обучения
- Снижение содержания серы в топливе
- СОДЕРЖАНИЯ И НЕГАТИВНОЙ / ПОЗИТИВНОЙ ФОРМЫ
- ГЛАВА СЕДЬМАЯ АКТ ВЕРЫ И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ
- 2.3.1.ПОСТРОЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
- Понкин И.В., Кузнецов М.Н. Заключение от 12.04.2009 по содержанию и направленности проекта федерального государственного образовательного стандарта общего образования, разработанного рабочей группой Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А.И. Адамского
- 8.1. Модульный характер структурирования содержания