2.3. Типология современной философской публицистики: предметное деление, автор, жанр
Некоторые теоретики в своем анализе публицистики строят ее общую типологию, предлагая деление «от предмета». Публицистику разделяют на социальную, политическую, экологическую, экономическую, философскую[280].
Политическая публицистика говорит о политике, социальная - о социуме, в статье экологического публициста найдем свежие оценки экологического состояния страны и планеты и т. д. Предмет философской публицистики, который мы обозначили как «сцепление» публицистического и философского предметов, представляет собой интересный для изучения феномен.Напомним: публицистика толкует о социально-политических проблемах современности, философия - о предельных вопросах бытия и мышления. Если
воспринять эту взаимосвязь буквально, то получится, что, соединившись в философскую публицистику, они сообщают читателю об абстракциях, «обо всем и ни о чем». Ведь, действительно, что такое некая «социально-политическая проблема», взятая в отвлеченности, и помноженная на еще более отвлеченный «предельный вопрос бытия»? Нечто вроде бесконечности, умноженной на бесконечность. Не за что ухватиться.
Нужна некая связующая субстанция, которая соединит философский и публицистический предметы, заполнит прослойку между ними весомым жизненным содержанием. Такой субстанцией становятся традиционные предметы публицистики281.
Нужно понять, что философский предмет, как и философская культура, входят в публицистическую среду не сами по себе. Они используют те социальные, политические, экономические ответвления, которые уже создала публицистика. С прицелом на философские откровения здесь исследуются не просто «проблемы», а вполне конкретные социальные, политические, экономические, культурные коллизии - присоединение к Болонскому процессу, вступление России в ВТО, закрытие Байкальского ЦБК.
Другими словами, сомнительно, что философскую публицистику следует включать в горизонтальное «от-предметное» деление публицистики.
Рис. 2. Предметное деление публицистики. Вариант 1
281 См.: Прохоров Е. П. Искусство публицистики. С. 215. 98 |
Скорее нужно акцентировать внимание на том, что философская публицистика способна втянуть в себя разные предметные грани публицистических статей. Если она рождается - то в качестве модуса, надстройки, присадки или специфического свойства, которое организует структуру публицистики по вертикали (рис. 3).
Заметим, что такая постановка вопроса может стать основанием для нового (вертикального) критерия общего типологического деления публицистики - в зависимости от культуры мышления. Так, наряду с философской культурой публицистической мысли может быть выделена научная, религиозная, художественная. Все эти способы мышления «наслаиваются» на базовое282 для публицистики обыденное мышление.
Однако вернемся к Рис. 3 - первому шагу для типологизации философской публицистики. Итак, в зависимости от публицистического предмета она может быть поделена на:
- социально-философскую,
- политико-философскую,
- экономико-философскую,
- эколого-философскую, и т. д.
Отметим, что сегодня в научный оборот уже достаточно прочно вошло понятие «социально-философская публицистика»[281]. Что же до остальных предложенных терминов - то их время, по-видимому, тоже не за горами.
Надо заметить, что философия в равной степени имеет свое предметное разграничение. В зависимости от направленности мыслей философа она может делиться на антропологию, гносеологию, онтологию, этику, эстетику, философию культуры, философию политики и так далее. Думается, что предметное разделение философии может стать дополнительной типологической характеристикой философской публицистики.
Она может обращаться к аксиологической, антропологической, гносеологической, историософской, медиафилософской, политико-философской, религиозно-философской, этической, экономико-философской проблематике и воспроизводить ее - конечно же, в значительно упрощенном по сравнению с академической философией виде.Традиционно русской философской публицистике свойствен религиозно-философский, политико-философский и историософский изгиб (именно в рамках двух последних осуществлялись многочисленные рассуждения о национальной идее). Сегодня политико-философская и историософская ориентированность философских текстов сохраняется, однако, по сути, авторы повторяют тезы, выдвинутые еще сто лет назад. Поэтому, пожалуй, наиболее интересными явлениями XXI в. являются тексты русских публицистов, посвященные антропологическим и медиафилософским проблемам. Иногда эти концепты выступают во взаимосвязи. Например, портал «Часкор», созданный заведующим кафедрой новых медиа и теории коммуникации МГУ И. И. Засурским, публикует тексты, которые можно назвать увлекательной «маклю- эниадой» - их создатели пытаются выяснить, как новые средства массовой
коммуникации меняют человека[282].
Философская публицистика вместе с обычным публицистическим предметом содержит в себе «зародыш» предмета философского. Порой они совпадают - как в материалах Т. В. Янковской в журнале «Нева»[283]. Здесь публицистический интерес к культуре соединяется с философской диагностикой состояния культуры в потребительском обществе. Однако так происходит отнюдь не всегда. И это дает основание для рождения таких «гибридов», как, например, социальная публицистика антропологической направленности, политическая публицистика с этическим акцентом и т. д.
Как соединяются в одном тексте публицистический и философский предметы, можно проследить на примере статьи «Бабка-ЕГЭшка» поэта и публициста, постоянного сотрудника «ЛГ» Вячеслава Куприянова. Автор отталкивается от чистого и незамутненного социально-публицистического посыла - он хочет разобраться в достоинствах и недостатках введения ЕГЭ по литературе[284].
Уже вслед за вполне журналистским (не будем оценивать его качество) заголовком следует фрагмент, который, несмотря на страстную, лаконичную, стилистически прозрачную, емкую форму, отчасти соответствует интересам философской гносеологии - науки об основных законах познания: «Тест на первый взгляд безобидно имитирует мышление. Но, скорее всего, даже робот “мыслит” не так. Если мы знаем нечто, то предложенный нам на выбор наряду с правильным ответом набор неправильных лишь искажает сознание. Любое испытание (экзамен), данное через диалог, - всегда обучение, а, следовательно, знание. Испытание через тест - игра»[285].Надо ли добавлять, что такой зачин, пожалуй, даже больше интригует читателя, чем если бы Куприянов взялся описывать последние решения Министерства образования и возмущение, вызванное ими в общественной среде? Разбирая познавательную культуру теста, автор добирается до следующей узловой точки - оценивает ее этическое содержание. И здесь адресующееся к философии содержание публицистики вновь выходит наружу.
Мозаичная, не иерархизированная структура экзамена порождает соответствующее сознание, утверждает Куприянов. К чему, например, может привести такое задание из ЕГЭ по литературе: что олицетворяло собой чрево в романе Э. Золя “Чрево Парижа”? 1. Центральный рынок; 2. Центральную площадь; 3. Лувр». «Дающие этот набор не исключают возможности, что для кого-то Лувр - Чрево Парижа, отсюда недалеко и до клоаки. /.../ Верное рядом с неверным при незнании этого верного приводит слабый ум к неразличению добра и зла»[286], - предупреждает писатель.
Таким образом, только краткий анализ одной работы показал два предметных сочетания в действии: социальная публицистика, интересующаяся гносеологией, и одновременно обращенная к этическим вопросам.
Типология: от автора до аудитории. Рассмотрим другие типологические характеристики философской публицистики, опираясь на разработки А. И. Акопова, Т. Ф. Дедковой, Б. Я. Мисонжникова, В. В.
Тулупова, М. В. Шкондина[287].По критерию авторства философская публицистика разделяется на две группы. К первой отнесем произведения авторов, традиционно общающихся с аудиторией:
а) философов;
б) публицистов, журналистов, литературных критиков;
в) писателей;
г) ученых и т. д.
Ко второй - произведения авторов, традиционно принадлежащих к аудитории:
а) представителей любых других специальностей, углубленно задумывающихся о проблемах своей профессиональной деятельности и желающих поделиться этими размышлениями с обществом (публицистика врачей, учителей, юристов, наделенная философским компонентом). К этой группе принадлежит постоянный автор «ЛГ» Т. В. Воеводина, имеющая собственный агробизнес и пишущая об экономике - но так, что за экономической плоскостью возникают вопросы ментальности и духовности, религиозной ориентации целого народа[288];
б) читателей, откликающихся в письмах в редакцию на злобы дня и доходящих до философских высот в осмыслении событий. Здесь уместно вспомнить публикации «Часкора», появлявшиеся во время политических протестов 2011-2012 гг. В газете вышли три статьи, чья понятийная структура строилась вокруг концепта «любви». Обычные и ничем не примечательные люди, «граждане медиаполиса»[289], пользователи Сети - студенты, дизайнеры, блогеры - предложили участникам протестного движения солидаризироваться на основе чувства любви, которое понималось по-разному: как гуманизм, забота о ближнем, способность полюбить врага[290].
Философов среди авторов современной философской публицистики большинство (55 из 165 исследованных произведений принадлежит специалистам, получившим высшее образование на философских факультетах, защитившим соответствующие диссертации или преподающим философию в вузах). Существенна роль писателей (20 произведений), литературных критиков (13 произведений), филологов (11 произведений). Вместе с тем, обращает на себя внимание практически полное отсутствие среди авторов философской публицистики профессиональных журналистов и публицистов.
Таковых в рамках нашего исследования нашлось лишь трое - это петербургский телеведущий С. И. Ачильдиев, сотрудник отдела экономики «Независимой газеты» А. Г. Башкатова[291] и заместитель главного редактора журнала «Компания» К. Г. Фрумкин. Впрочем, авторская идентификация последнего более сложна. Он считает себя «философом-любителем»[292], а, будучи автором кандидатской диссертации по культурологии, также представляется, как культуролог. Профессиональный статус публициста чаще всего возникал у авторов философской публицистики как дополнительный. «Историк, публицист», «писатель, публицист», «поэт, публицист», «философ, публицист» - такие подписи содержали некоторые статьи.В целом можно заметить, что философская публицистика требует от своего автора, чем бы он ни занимался по основному роду деятельности, особого таланта. С одной стороны - наличие целостного мировоззрения и страстной заинтересованности в жизни общества, умение ставить самые острые и неудобные общественно-политические вопросы. С другой стороны - желание соотносить эти вопросы с глубинными и вечными проблемами человеческого развития, высокий уровень образования, знакомство с современной философской проблематикой. Две этих грани таланта, как нам кажется, скрепляет такое качество, как гуманизм, - любовь к человеку и человечеству, беспокойное желание предостеречь современников от ошибок, сделать их жизнь лучше.
В связи с авторской идентификацией философской публицистики возникает и другая любопытная коллизия. Как было замечено в ходе экспертных интервью и изучения российской медиасреды, люди, в соответствии с внешними критериями пишущие философскую публицистику, редко признают себя авторами таких текстов. И, наоборот, авторы, чьи публикации свойствами философской публицистики обладают не в полной мере, стремятся назвать себя «философскими публицистами».
Так, А. К. Секацкий, многие произведения которого попадают в раздел философской публицистики, считает себя «эссеистом» без всякой связи с публицистикой. Г. Л. Тульчинский, который также пишет философскую публицистику, хотя и реже, затруднился ответить на вопрос, считает ли себя автором подобных текстов: «Не знаю..., - отметил он в беседе и после небольшого раздумья добавил: - Наверное, это одна из сфер самореализации»[293]. Создавалось ощущение, что до разговора Тульчинский ни разу, даже мысленно, категорию «философская публицистика» к своим статьям не применял. В. И. Рокотов также не признал себя автором философской публицистики, предпочитая идентификацию «гражданского публициста». «Я себя философским публицистом не считаю. Для этого нужно быть автором философии. Просто моя публицистика носит восходящий характер. Она адресуется к сложности. Но доберется она до ступени, где ее назовут философской, или нет... - кто знает?»[294] - подчеркнул журналист.
В то же время Н. Л. Елисеев - блестящий литературный критик, которого, однако, в соответствии с выделенными критериями сложно причислить к авторам философской публицистики, уверенно назвал себя именно так. К. А. Крылов, чьи философско-публицистические статьи единичны, полагает, что из них на 70% состоит его творчество. Обращают на себя внимание и «сам- издатовские» сайты в Интернете, где в разделе «философская публицистика»
пользователи выкладывают сугубо литературный контент - притчи, рассказы[295]. В авторских сборниках профессиональных философов под рубрикой «философская публицистика» печатаются научные статьи и тезисы, ранее звучавшие на конференциях или публиковавшиеся в специализированных научных изданиях[296].
По-видимому, такая «многоголосица» связана с целым комплексом причин. Во-первых, с неопределенностью термина «философская публицистика»: как уже указывалось ранее, он часто употребляется в России, но понимается по-разному. Во-вторых, с привычкой философов включать в сферу философской публицистики все, что не укладывается в «традиционную», академическую философию. Наконец, имеет место конфликт статусов. Для титулованного, стремящегося к литературной утонченности философа «публицистика» является не самой желательной идентификацией, ассоциируясь с оперативной журналистской работой, нелегким газетным хлебом, ангажированностью[297]. В то же время человеку из нефилософского мира идентификация «автора философской публицистики», наоборот, сообщает более весомый статус.
Содержание и форма философской публицистики во многом определяются особенностями носителя информации, где публикуются такие статьи. Наблюдения за современной российской медиасредой позволяют разделить эти носители информации на три группы.
1. Средства массовой информации - зарегистрированные, отличающиеся определенной периодичностью газеты, журналы, интернет-издания, программы на телевидении и радио. При этом особенных различий между философской публицистикой «традиционных» средств массовой информации и СМИ, функционирующих в Интернете, почти не наблюдается.
Г азетную философскую публицистику в современных условиях, к примеру, стоит искать в «Литературной газете», «Новой газете», «Известиях», «Независимой газете», отделе комментариев «Ведомостей», сетевом «Частном корреспонденте», некоторых региональных общественно-политических изданиях («Санкт-Петербургские ведомости», самарское интернет-издание «Засе- кин.ру»[298]). Она характеризуется небольшими объемами (для печатных изданий, как правило - одна полоса или разворот, для интернет-изданий - редко больше 10 тысяч знаков), и «индуктивностью», направленностью мысли от частного к общему.
Журнальная философская публицистика, в противовес, чаще всего дедуктивна и развернута. Она публикуется:
а) в традиционных «толстых» журналах («Знамя», «Нева», «Октябрь» - самые активные в напечатании философской публицистики);
б) в журналах, претендующих на статус «интеллектуальных»[299], в том числе сетевых - «Критическая масса», «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Русская жизнь», «Русский журнал», «Отечественные записки». Такие СМИ зависимы от политики донаторов и инвесторов, поэтому отличаются нестабильностью, что ведет к перегруппировке философско-публицистических сил.
Заметим, что не только издание накладывает свои особенности на характер философской публицистики, но и сам факт наличия или отсутствия философской публицистики характеризует уровень и качество средства массовой информации. Неслучайно даже деловые федеральные газеты, специализирующиеся на жестком новостном подходе, порой пускают философскую публицистику на свои полосы в рубриках «Комментарии», «Мнение», между тем, подобные статьи практически невозможно встретить в локальных СМИ или бульварной прессе - масштаб проблем здесь не тот, как и качество их освещения.
2. Другую группу формирует философская публицистика печатных непериодических изданий - книг, сборников. Здесь в качестве главных носителей информации, влияющих на особенности публицистики и ее восприятия аудиторией, выделяются:
а) моносборники. В большинстве случаев они являются набором публикаций одного автора на разные темы, появлявшиеся в разных СМИ в течение определенного количества лет. Философская публицистика здесь, как правило, перемешивается с эссеистикой и обычными публицистическими работами[300]. В некоторых случаях все тексты могут быть посвящены одной теме. В этом смысле философско-публицистический сборник выступает приближением к философской концепции[301].
б) коллективные сборники в современной России являются редкостью: философские силы в нашей стране пока не сгруппированы, не создали единых учений. Поэтому такие книги не обладают даже десятой долей влиятельности и значимости, которую обрели «Вехи». Они несут не манифестационный, а дискуссионный характер «первого приближения к проблеме». Среди качественных примеров подобной продукции можно выделить сборник «"Вехи”- 2009», составленный доктором философских наук В. И. Толстых по материалам дискуссии в «Литературной газете»[302] или сборник религиозно-философских статей «Перелом»[303].
3. Отдельная группа философско-публицистических текстов складывается в российских социальных медиа, на так называемых сайтах с «пользовательским контентом». В данном случае особенно важную роль получает фигура автора, которая фактически совпадает с фигурой редактора и издателя. Мы можем здраво сомневаться, существует ли в социальных сетях и блогах журналистика - соответствующая технология добывания фактов с ее рачительностью и многочисленными перепроверками большинству обитателей интернет-сообщества, действительно, незнакома. Однако публицистика с ее страстностью, гражданственностью, открытой природой аргументации им доступна. Русский сегмент Всемирной паутины предоставляет несколько площадок, где публикуются философско-публицистические тексты:
а) блог-платформы. Свои дневники в «Живом журнале», например, ведут философ К. А. Крылов, культуролог и журналист К. Г. Фрумкин (оба размещают философскую публицистику и в традиционных печатных и онлайновых изданиях), философ, автор романа «Бесконечный тупик» Д. Е. Г алков- ский. Записи философского характера, как правило, встречаются здесь нечасто и они короче, чем тексты, предназначенные для СМИ. Подобные публикации ограничиваются двумя-тремя абзацами и предоставляют возможность для дискуссии, которая ведется в комментариях[304].
б) социальные сети (лидером здесь является Facebook), казалось бы, предназначенные для повседневного общения, также содержат микротексты и дискуссии философского содержания. Один из недавних споров развернулся между редактором «Русского журнала» А. О. Морозовым и филологом М. О. Чудаковой после их публичной дискуссии на радио «Свобода»[305].
в) некоторые авторы философской публицистики также ведут личные сайты-блоги, куда копируются посты в «ЖЖ», социальных сетях, публикации в СМИ. Это требуется, чтобы информировать постоянных читателей обо всех действиях публициста, также подобные площадки полезны в качестве архива публикаций. «Я подстраховался, у меня есть личный блог, в который транслируется все, что я пишу. По крайней мере, записи не пропадут»[306], - отметил К. А. Крылов. Подобные сайты также имеют философы А. Г. Дугин, А. С. Ципко.
Если в 2011 г., когда начиналась работа над диссертационным исследованием, «Живой журнал» казался наиболее комфортной средой для философской публицистики Рунета, то к настоящему моменту его роль снижается. Философская публицистика постепенно перетекает в Facebook. «Я не сразу переехал в ФБ. Да и сейчас не переехал, а живу как бы на два дома. Но ЖЖ стал ощутимо сдавать, тишеть, пустеть, и теперь я просто дублирую в нем то, что вывешиваю в ФБ»[307], - признавался философ М. Н. Эпштейн. С его точки зрения, переход к «мини-жанрам интеллектуальной словесности, типа афоризмов, фрагментов, тезисов, - / .../ неизбежен, поскольку время страшно уплотняется, на чтение не то что книги, но даже полноформатной статьи не остается времени»[308]. Г. Л. Тульчинский и К. А. Крылов не исключают, что в будущем аналоги философской публицистики могут появиться в «Твиттере»: «Для гениального афориста это возможно. Ницше мог бы писать подобное»[309], «Если Розанов поднялся до высот философствования на междометиях, то что угодно может быть»[310].
Вместе с тем, слишком высокая скорость публикации постов в Facebook и тенденция к сокращению их объема вызывает опасения у представителей интеллектуального поля. В этом отношении «битва» с «Живым журналом», предоставлявшем возможность для обнародования более развернутых текстов, еще не окончена. А «Живой журнал», в свою очередь, не выиграл у традиционных СМИ. «В блоге ты не думаешь о жанре, о формате. Ты пишешь не тексты, а отдельные куски текстов. Блог - это материал, сырье философской публицистики, - рассуждает К. Г. Фрумкин. - /.../ Facebook не предполагает длинных текстов, не технически, а просто у них нет читателя. Большой текст не читается. Хорошо, если соберет один-два “лайка”. Facebook хорош для политизированных людей»[311]. «Интернет всех записал в публицисты. Сегодня все страдают недержанием слов. Малейший импульс рождает пост. Многие сделали себе имя постами. Мы оказались в агрессивной информационной среде, которая убивает (если уже не убила) культуру высокого текста, где есть начало, конец и внутренняя драматургия. Где есть стиль»[312], - подчеркивает В. И. Рокотов.
Плюсы Интернета и, в частности, Facebook для авторов философской публицистики тем не менее очевидны. Сеть дает возможность для дискуссии, быстрого обмена мнениями и гарантирует свободу мысли. Так, К. А. Крылов объяснил, что отказался от напечатания любых публицистических материалов в редактируемом им «Агентстве политических новостей» из соображений безопасности. «АПН я должен беречь, потому что есть Роскомнадзор. Если я напишу там что-нибудь этакое, ресурс закроют»[313], - подчеркивает публицист.
Условия работы в конкретном издании чаще всего актуализируют политическую ориентацию философской публицистики. Отстраняясь от политологического анализа многочисленных ее ответвлений, приведем три наиболее явных концепта: почвеннический, либеральный, марксистский.
По аудиторному признаку философская публицистика может быть разделена на работы для:
1) массового, широкого читателя, который преобладает во времена, названные одним из исследователей «точками бифуркации»[314]. Реформы, революции, войны, политические волнения и бурные общественные дискуссии порождали такие бестселлеры, как перестроечный «Новый мир» или «Литературную газету» 1960-1980-х гг.. Сегодняшние «Аргументы и факты» или «Комсомольская правда» (хотя бы относительно сравнимые с упомянутыми феноменами по тиражам) философской публицистики не печатают;
2) в более спокойные времена философская публицистика имеет тенденцию обращаться к искушенному и профессиональному читателю, что можно наблюдать сейчас. Тираж «Литературной газеты», когда-то появлявшейся в 7,5 миллионах экз., теперь не дотягивает и до 150 тыс. экз. «Известия», «Новая» или «Независимая» газеты также не доходят до самой широкой публики. Философская публицистика распространена в небольших специализированных изданиях, по сути, исполняющих назначение «клуба по интересам» - таких, как сетевой журнал «Топос», религиозный журнал «Фома» или портал religare.ru, бизнес-журнал «Harvard Business Review» (он печатает философскую публицистику литературоведа и писательницы М. О. Чудаковой).
Жанр: от статьи до поста. Д. В. Туманов, в целом верно описывая природу философской публицистики, тем не менее относит ее к «публицистическим жанрам»[315]. Опираясь на представление, что философская публицистика - это тип публицистики, базирующийся на философской культуре, мы не можем согласиться с утверждением коллеги. Философская публицистика разделяет все базовые свойства публицистики, в том числе ее жанровую конструкцию (здесь положение дел аналогично ситуации с предметом публицистики). В связи с чем, основываясь на мнении Л. Е. Кройчика, М. М. Лукиной, В. Д. Пельта, Б. В. Стрельцова, А. А. Тертычного, И. Д. Фомичевой[316], можно выделить наиболее характерные для философской публицистики жанровые штрихи. Они различаются для газетной и журнальной философской публицистики.
В рейтинге предпочтений авторов газетной философской публицистики лидируют аналитические жанры с их многослойностью, масштабом, широким характером обобщений. Статья, например, дает возможность анализировать проблемы, подключая контекст «актуальных процессов, ситуаций, явлений»[317]. Наиболее широким распространением в современной России отличаются общеисследовательские, дискуссионные, полемические философскопублицистические статьи (всего зарегистрирована 71 в изученном массиве текстов). Однако философская публицистика - поле, где всегда возможны трансформации и эксперименты. Так, С. Замлелова смогла облечь философские мысли в, казалось бы, исчерпавший себя формат юбилейной статьи. Поздравляя с 75-летием В. Г. Распутина, публицистка исследовала творчество писателя на предмет того, как раскрывается в нем тема предательства. И выяснила, что «добро и зло в наше время поменялись ролями. Добро стало смешным и немодным. Зло преподносится как нечто естественное и необходимое». Именно поэтому, по предположению Замлеловой, в нашем «выворачивающемся наизнанку мире герои В. Г. Распутина чувствуют себя неуютно»[318].
Литературно-критические статьи и рецензии компонуют философскую публицистику с литературной критикой. Мастером этого жанра, отсчитывающего свое существование со времен В. Г. Белинского, является сотрудник «Литературной газеты» Л. В. Пирогов. Подобные эксперименты в «Октябре» проводят драматурги В. Забалуев и А. Зензинов: в 2011 году их выступление с глобальными выводами о трансформации современной культуры скрывалось «под маской» рецензии на книги композитора и философа В. Мартынова[319].
Персонализм, парадоксализм, провокативность колонки, возможности для трансляции неконформистской точки зрения сделали ее другим популярным инструментом газетной философской публицистики (16 текстов среди исследованных). «Литературная газета» в 2011 г. на регулярной основе печатала колонку петербургского мыслителя А. Казина. Рубрика «Дневник философа» отсылала к опыту русского религиозного идеализма (раздел с таким же названием вел в журнале «Путь» Н. А. Бердяев). Не все выступления, вышедшие в «Дневнике», можно отнести к философской публицистике, однако были и такие .
Работы, претендующие на то, чтобы вылиться в отдельный жанровый подтип колонки, печатает в «Литературной газете» критик Л. Аннинский. Рубрика «Цитата с комментарием» определяет структуру текста: автор отвечает на вопросы читателей или комментирует их высказывания, вычитанные на форуме «ЛГ». Такие выступления, как правило, провоцируют серьезные дискуссии, как это произошло с колонкой «В нас есть что-то детское» об инфантильности русского народа[320] [321]. Предпочтения авторов журнальной философской публицистики в то же время клонятся к жанру эссе (всего зарегистрировано 37 текстов). Напомним, в данном разделе мы говорим публицистическом эссе. В отличие от эссе литературного, оно посвящено общественно-политическим проблемам, может «иметь форму открытого публицистического монолога» и содержать «полемически заостренные размышления над глобальными проблемами»[322]. «Функция убеждения» присутствует в таких текстах, хотя и «перестает быть главной»[323]. Эссе в «Звезде» и «Неве» печатают В. В. Калмыкова, Г. Л. Тульчинский, К. Г. Фрумкин, Т. В. Янковская[324]. Такие тексты отличает свободная композиция, включающая в себя как теоретические рассуждения, так и случаи из личной жизни авторов, объемные поэтические и прозаические цитаты. Актуален для журнальной публицистики оказался и жанр комментария - во многом благодаря рубрике «Философский комментарий», которую ведет журнал «Звезда»[325]. Как в газетной, так и в журнальной философской публицистике начал возрождаться эпистолярный жанр (см. переписку М. Б. Ходорковского с Б. Н. Стругацким и Л. Е. Улицкой в «Новой газете» и «Знамени»[326]), хотя на страницах изданий явно не хватает философско-публицистических дневников, циклов статей. Философская публицистика нередко мимикрирует под оперативно-исследовательские жанры журналистики. В 2011 г. Л. Сычева написала насыщенный текст об особенностях эпохи постмодернизма под видом отчета с конференции «Вера, надежда, любовь в российской семье»[327]. В данном случае само событие и прозвучавшие на нем доклады экспертов оказались лишь поводом высказать мысли, которые, видимо, нашли бы место на газетной полосе, даже если Сычева конференцию бы и не освещала. Отчет с «круглого стола» также может нести философско-публицистическое звучание. Правда, автором такого произведения следует считать не журналиста, стенографировавшего событие: автор философской публицистики в данном случае - фигура коллективная. Круглый стол как философскопублицистический жанр - собрание «микропублицистики» различных спикеров. Причем, в идеале, оно должно отличаться сюжетностью, общей мыслью, которая сквозь разногласия и споры движется к единству[328]. К отчету с круглого стола близки дискуссия, беседа, диалог, где собеседники, обсуждая разные грани актуальных и вневременных вопросов, могут усиливать как философскую, так и публицистическую составляющую. Серией таких бесед отметились в «Октябре» писатели А. Мелихов и Д. Гранин[329]. Осмысливая погоню современного человека за славой, они произвели разграничения между «славой» и «успехом», «славой» и «стремлением к власти», связали ее с желанием бессмертия, «страхом ничтожности». Дуальна фигура автора и в интервью, ведь журналист помогает мыслителю сформулировать вопросы, без ответов на которые философской публицистики не получилось бы[330]. Устную разновидность дискуссионного жанра в 2014-2015 гг. оживил проект «Диалоги» петербургского общественного объединения «Открытая библиотека». В нем ежемесячно встречаются шесть-семь видных представителей российской культуры, обсуждая наболевшие вопросы современности[331]. Интернет-пространство, одарившее философскую публицистику жанром поста, оснащает ее и другими новациями. В закрытом в 2013 г. онлайн- журнале «Русская жизнь» существовала рубрика «Весь день». В ее рамках один из авторов в течение суток выкладывал 5-6 зарисовок - картинок из жизни, мини-комментариев к актуальным новостям, вневременных рассуждений. В случаях, когда рубрику вел К. А. Крылов, она полнилась философской микропублицистикой[332], таким образом, демонстрируя жанровую гибкость философской публицистики, способность существовать внутри оперативноновостных, и аналитических, и художественно-публицистических текстов. Вместе с тем, нельзя сказать, что эта диффузия абсолютна, потому что пока философская публицистика открыта только текстовым инновациям. Она не мультимедийна, почти не подвергается влиянию медиаконвергенции. Сошлемся на британское издание «Aeon», которое выкладывает любопытные трех-пятиминутные видеоролики, где текст (не всегда, но порой философскопублицистический) соединяется с мультипликацией. Подобный гибрид, пожалуй, можно назвать мультимедийно трансформированной колонкой. Продюсер BBC Джон Ллойд, например, в указанном формате доказывал, что для науки нужно незнание, а человечеству требуется доброта[333]. Сообщение сопровождалось текстовой вводкой и ссылками на похожие материалы. В российском контексте подобных форм, как и желания их создавать, не замечено. А. К. Секацкий признается, что чувствует, что настало время «мик- ровизуальности»[334], а электронная среда привела к чрезвычайному размыванию жанров. Тем не менее философское эссе оказалось наиболее устойчивым, «оно очень трудно поддается имитации и достаточно востребовано»[335]. Философ не исключает, что освоит мультимедийные форматы в областях, связанных с его лекторской деятельностью. «По мотивам моих лекций появилась одна аудиокнига, причем она опубликована без моего участия. Называется она “Языковые игры”, в ней, на мой взгляд, совершенно удачно скомпонованы занятия спецкурсов, которые я вел в течение двух лет. После этого появились кое-какие видеолекции в Интернете. Может, в будущем сам подумаю над составлением аудиокниг, посвященным другим темам, местами с участием студентов, которые задают вопросы и спорят. Это пока весьма маргинальный жанр, хотя я думаю, что значительная часть будущего принадлежит ему»[336], - подчеркивает ученый. Подводя итоги раздела, отметим, что философская публицистика является своеобразной «надстройкой», которую философская культура создает над традиционными предметами публицистики (социальный, политический, экономический, экологический, культурный и т. п.) Для типологии философской публицистики могут применяться следующие критерии: автор, носитель информации, политическая ориентация, аудитория, жанр. В современной философской публицистике философы, писатели, литературные критики в качестве авторов чаще встречаются, чем профессиональные журналисты и публицисты. В связи с авторским статусом возникает любопытная коллизия. Люди, в соответствии с внешними критериями пишущие философскую публицистику, редко признают себя авторами таких текстов. И, наоборот, авторы, чьи публикации свойствами философской публицистики обладают не в полной мере, стремятся назвать себя «философскими публицистами». Это, прежде всего, происходит из-за непроясненности понятия «философская публицистика» в общественном сознании. Философская публицистика русского Интернета активно перемещается из «Живого журнала» в Facebook. Философская публицистика подвержена жанровой диффузии и трансформациям. В газетах она наиболее массово представлена в аналитических жанрах (статья, колонка), в журналах - в художественно-публицистическом жанре эссе, аналитическом жанре комментария. Философская публицистика также появляется под видом оперативно-исследовательских текстов (отчет, зарисовка), диалогов, бесед. Отечественную философскую публицистику пока не затронуло явление мультимедийности, соединения с аудио- и видеоформатами. Выводы (глава II). Философская публицистика появилась в Западной Европе XVII-XVIII в. на базе двух явлений - публичной философии, которая берет начало в Античности, и публицистики, появившейся в Новое время связи с возникновением общественно-политической прессы. У русской философской публицистики иные истоки. Она возникла в конце XVIII - начале XIX вв. 118 как синкретическое единство философии и публицистики, из которого позже выделились философия и публицистика как отдельные виды интеллектуальной деятельности. Философская публицистика - публицистика, базирующаяся на философской культуре мышления. Чтобы разрешить общественно-политические проблемы современности, она обращается к философской проблематике - основным вопросам бытия и мышления. Не будучи способной полностью воспроизвести философскую методологию, она использует систему философских понятий и категорий, базовые принципы философского мышления и различные философские концепции. Философская публицистика способна создавать целостную картину мира, сопрягая истину и идеал. Философская публицистика может быть посвящена различным публицистическим предметам (социальный, политический, экономический, экологический, культурный и т. п.), при этом философская публицистика одновременно адресуется к определенному философскому предмету (антропология, гносеология, социальная философия, философия культуры и др.), отражая его в упрощенном и доступном виде. Для типологии философской публицистики могут также применяться следующие критерии: автор, носитель информации, политическая ориентация, аудитория, жанр. В современной философской публицистике философы, писатели, литературные критики в качестве авторов преобладают над профессиональными журналистами и публицистами. Г азет- ная философская публицистика наиболее массово представлена в аналитических жанрах, (статья, колонка), журнальная - в художественно-публицистическом жанре эссе, аналитическом жанре комментария.
Еще по теме 2.3. Типология современной философской публицистики: предметное деление, автор, жанр:
- 1.4.8. Особенности и парадоксы современной философской антропологии
- 1.4.11. Две базовые тенденции в современной философской антропологии
- О СТАТУСЕ СОВРЕМЕННОГО ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ Т.В. Медведок
- К ПРОБЛЕМЕ ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ С.П. Жукова
- СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ
- КУЗНЕЦОВА Елена Владимировна. Философская публицистика современной России: генезис и потенциал познания. Диссертация, СПбГУ, 2016
- СОДЕРЖАНИЕ
- ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
- 1.1. Теория журналистики и философия о философской публицистике: критерии, оценки, концепции
- 1.2. Философская публицистика: проблемы самосознания
- I. 4. Отечественная философская публицистика XVTTT-XX вв.
- ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ТИПОЛОГИЯ ФИЛОСОФСКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
- 2.1. Философия, публицистика, философская публицистика: стратегии сотрудничества
- 2.2. Философская публицистика: предмет, метод и цель
- 2.3. Типология современной философской публицистики: предметное деление, автор, жанр