<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существует мнение, что философская публицистика в современной Рос­сии не сохранилась - она связана исключительно с эпохой В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Бердяева, вытеснена из актуальной общественной практики под воздействием оперативной журналистики факта.
Г лавный итог работы над диссертацией заключается в том, что была показана несостоятель­ность данной точки зрения. Автором найдено и изучено более 160 философ­ско-публицистических произведений в «Литературной газете», «Октябре», «Неве», интеллектуальных изданиях, «Живом журнале», Facebook, сборниках статей. Постмодернизм, антропологический сдвиг, влияние медиа на жизнь со­циума - философская публицистика современной России обдумывает самые жгучие проблемы XXI в.

Несмотря на это, словосочетание «философская публицистика» в мо­мент написания работы не находило однозначного понимания в гуманитарной среде, где употреблялось все активнее. Впервые обнаруженный в работе фи- лософа-эмигранта Л. П. Карсавина за 1923 г., этот термин бытовал в рамках двух традиций - философской и теоретико-публицистической. В первом слу­чае философская публицистика трактовалась, как производное от системы фи­лософии, выполняющее по отношению к ней инструментальные функции. Теоретики СМИ, в противовес, возводили свои построения вокруг публици­стики с повышенным уровнем субъективности и аналитичности. В сознании авторов философской публицистики также не наблюдалось консенсуса о соот­ношении философской публицистики и философской эссеистики, традицион­ной политической публицистики. Это подтвердили шесть экспертных интер­вью, где мнения философа К. А. Крылова, журналиста К. Г. Фрумкина, фило­софа Г. Л. Тульчинского, литературного критика Н. Л. Елисеева и драматурга В. И. Рокотова противоречили друг другу, а доцент СПбГУ А. К. Секацкий и вообще отрицал существование философской публицистики.

Прояснить теорию философской публицистики помогает ее история.

164

Первые философско-публицистические тексты можно обнаружить в творче­стве отечественных публицистов-просветителей XVIII в., хотя и до этого фи­лософия и публицистика активно взаимодействовали в русской культуре. Тип философской публицистики закрепился в 1836 г. в «Философических пись­мах» П. Я. Чаадаева, после чего отечественная философская публицистика прошла два периода развития. В дореволюционную эпоху она концентрирова­лась на изучении культурных и исторических особенностей российской циви­лизации (творчество славянофилов и западников, В. С. Соловьева, филосо- фов-публицистов Серебряного века). После революции акцент сместился на тексты этического и антропологического содержания (писательская публици­стика 1920-30-х гг., публицистика оттепели). В настоящее время две этих тен­денции сосуществуют друг с другом. Расцвет философской публицистики, как и публицистики вообще, исторически связан с «точками бифуркации» - уме­ренно-либеральными этапами развития общества и государственной системы, предшествующими социально-политическим сломам.

Чтобы определить философскую публицистику, необходимо применить деятельностный подход - рассмотреть философию и публицистику как дея­тельность, с их целью, предметом, методом. Философия может быть публич­ной и публицистичной (Сократ, К. Маркс, С. Кьеркегор), публицистика - нести глубокие мировоззренческие смыслы. Синтез философии и публици­стики в «философскую публицистику» произошел в XVII-XVIII вв. в Западной Европе в связи с бурным развитием газетного дела. В России философская публицистика - явление, носящее синкретический характер. От нее, как от ро­дительской формы, в XIX в. отпочковались отечественные философия и пуб­лицистика в качестве специализированных форм деятельности.

Предмет философской публицистики представляет собой соединение публицистического и философского предметов. Автор таких текстов, анализи­руя современные социально-политические проблемы, соотносит их со всеоб­щими вопросами бытия и мышления или совершает обратное действие.

В обоих случаях публицистические познавательные инструменты дополняются

165

сутью философского метода - построением и использованием аппарата фило­софских понятий и категорий. Публицист занимается трактовкой предельных понятий («человек», «истина», «любовь» и т. д.) в их приложении к сегодняш­нему дню, как это делают В. И. Рокотов, Т. В. Воеводина, А. Троицкая в «Ли­тературной газете». Раскрыть значение изучаемых явлений помогает примене­ние существующих философских теорий и концепций.

В связи с этим философскую публицистику можно определить как пуб­лицистику, базирующуюся на философской культуре мышления. В данном значении философская публицистика не синонимична философской эссеи- стике, избегающей злободневной повестки дня (такого рода тексты публикуют в «Звезде» М. Н. Эпштейн и И. П. Смирнов). В равной степени она не сходна с научной, эксплуатирующей, например, социологическую или политологиче­скую культуру мышления, публицистикой (А. А. Зиновьев). Философская публицистика призвана создавать целостную картину мира, сопрягая истину (предмет устремлений философии) и идеал (важнейшая область публицисти­ческой работы).

Концепт «культуры мышления» способен стать новым типологическим критерием для публицистики. Наряду с философской и научной культурой, можно выделить художественную культуру публицистического текста. Фило­софская культура реализуется в рамках любых предметно-тематических типов публицистики (политическая, экономическая, экологическая публицистика и пр.), одновременно адресуясь к определенным предметно-тематическим ас­пектам философии (антропология, аксиология, гносеология и др.). В совре­менной философской публицистике особенно актуально обращение к пробле­мам медиафилософии, антропологии. Для типологии философской публици­стики, кроме того, могут применяться следующие критерии: автор, носитель информации, политическая ориентация, аудитория. В современной ситуации авторами подобных произведений чаще, чем профессиональные журналисты, становятся философы, литературные критики, филологи.

Философская публи­цистика готова к альянсу с любыми публицистическими жанрами - от частот­ных статьи, колонки, эссе до поста в «Живом журнале» и Facebook; появляется также под видом оперативно-журналистских текстов.

Познавательные ресурсы современной русской философской публици­стики раскрываются в ее суждениях о будущем. Философско-публицистиче­ское предвидение, основанное на обыденных приемах познания (например, простая экстраполяция), отличается от точного научного прогнозирования. Главным прогностическим методом выступает ценностно-ориентированная интуиция. Она соединяет в себе особенности поискового и нормативного про­гноза. На основе предположений о том, как будет развиваться то или иное яв­ление, ценностная интуиция указывает на социальный идеал, к которому сле­дует стремиться, а также ценности и нормы, необходимые для его достижения. Период упреждения (время, на которое рассчитаны прогнозы философской публицистики), как правило, точно не определен, однако в некоторых случаях он является сверхдолгосрочным, достигая десятков тысяч лет. Это, с одной стороны, сообщает философско-публицистическим прогнозам большую сво­боду, но, с другой стороны, снижает их достоверность. Философско-публици­стический и философский прогнозы являются взаимодополняющими.

В российской философской публицистике 2009-2013 гг. произошло две значимые дискуссии, выявившие ее прогностические возможности. Первая, организованная «Литературной газетой», была посвящена будущему цивили­зации и культуры постмодернизма. Ее участники - поэты, писатели, публици­сты, философы, литературные критики - несмотря на общее неприятие пост­модерна, нашли ценностные основания для его перестройки. В рамках выска­занных нормативных прогнозов постмодерн рассматривался как самодвижу­щаяся сущность, проблема, способная разрешить самое себя: систематизиро­вать одно из своих страшнейших порождений - хаос, сохранить артефакты ушедших эпох, бороться с массовой культурой. Дискуссия о будущем челове­чества, проведенная в толстых журналах, привела к иному результату: фило-

софские публицисты не предложили действенных средств для решения про­блемы так называемого «антропологического сдвига».

Зафиксировав тревож­ные тренды (дегуманизация, «инструментацизация» и примитивизация homo sapiens), они ограничились поисковым прогнозом - тенденции распростра­нятся на неопределенно-длительный период.

Основные выводы исследования можно изложить следующим образом:

1. Западная философская публицистика образовалась в XVII-XVIII вв. в качестве синтеза уже готовых явлений философии и публицистики, в то время как русская философская публицистика появилась в конце XVIII - начале XIX в. как синкретическое явление, из которого позже выделились два отдель­ных вида интеллектуальной деятельности - философия и публицистика. Пер­выми отечественными философскими публицистами были публицисты-про­светители, важной вехой для отечественной философской публицистики стала публикация «Философических писем» П. Я. Чаадаева. В отечественной тради­ции философская публицистика разрабатывала комплекс вопросов, связанный с национальным и историческим развитием России, а также этических и ан­тропологических проблем.

2. Философская публицистика базируется на философской культуре мышления. Разделяя все черты публицистики, она, кроме того, способна обра­щаться к философскому предмету, использовать концептуальные разработки философов для исследования социально-политической действительности. В методологическом плане философская публицистика заимствуют суть фило­софского метода - обращение к системе философских понятий и категорий. Цель философской публицистики - создавать единую картину мира, сопрягая истину и идеал.

3. Философская публицистика может включать в себя различные пред­метно-тематические типы публицистики (социальная, политическая, экономи­ческая, экологическая и т. д.), и одновременно в сжатом виде проявлять при­знаки различных предметных типов философии (гносеология, антропология, философия политики, культуры и пр.), она может быть представлена в любом

168

публицистическом жанре. При этом среди ее авторов на современном этапе философы, литературные критики, филологи чаще встречаются, чем профес­сиональные журналисты.

4. Философско-публицистическое предвидение базируется на приемах обыденного познания. Основой для предсказаний является простая экстрапо­ляция, для предуказаний - критическая оценка имеющихся тенденций и поста­новка нормы или идеалов для дальнейших действий. Главным прогностиче­ским методом в данном случае выступает ценностно-ориентированная интуи­ция. Период упреждения в произведениях философской публицистики чаще всего точно не определен, однако в некоторых случаях может носить сверх­долгосрочный характер. Прогнозы философской публицистики и философии являются взаимодополняющими.

Будущее философской публицистики, судя по всему, связано с ее более широким внедрением в общественную практику. Повышение уровня образо­вания, «мода на интеллектуальность», вероятно, подтолкнет рядовых «граж­дан медиаполиса» к тому, чтобы они чаще создавали подобные произведения самостоятельно - в социальных сетях, комментариях под газетными материа­лами. Поэтому необходимо глубже изучить философскую публицистику рус­ского Интернета, в частности, блогосферы. Кроме того, перспективной пред­ставляется тема функционирования философской публицистики на телевиде­нии и радио.

Говоря о дальнейших горизонтах исследования, также необходимо от­метить, что требуется более подробная разработка истории философской пуб­лицистики. Здесь, в частности, интересно бытование нехрестоматийных тек­стов такого характера, созданных рядовыми публицистами и читателями в до­революционный период. Тщательного исследования требует философская публицистика советского времени. Об этом свидетельствует хотя бы то, что о таком мастере слова, как Е. М. Богат, не просто не создано монографий - пока не существует даже подробной библиографии его творчества.

Необходимо также исследование зарубежной философской публици­стики, более тщательное сравнение ее с российскими аналогами; изучение сти­листических особенностей современной русской философской публицистики, ее жанров; внимательный анализ философской публицистики либерального, марксистского и других социально-политических направлений.

<< | >>
Источник: КУЗНЕЦОВА Елена Владимировна. Философская публицистика современной России: генезис и потенциал познания. Диссертация, СПбГУ. 2016

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение
  14. § 3. Участие в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения
  15. § 5. Заключение эксперта
  16. Статья 432. Основные положения о заключении договора
  17. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ