<<
>>

16 (303) КАНТ —ЯКОБУ

[11 сентября (?) 1787 г.]
Благородный высокочтимый господин!
Пользуюсь случаем, чтобы выразить благодарность за то, что Вы прислали мне Ваш интересный труд и за приятные сведения, содержащиеся в Вашем последнем письме, и одновременно поздравить Вас с получением кафедры.
Тельнеровское руководство 2 вполне может быть использовано для курса логики. Я бы только советовал, в соответствии с указанием в Критике 3, излагать логику в ее чистом виде, только как совокупность формальных правил мышления, опуская все материи, относящиеся к области метафизики (о происхождении понятий с точки зрения их содержания), или тем более к психологии; при таком методе курс логики становится не только более доступным, но и более последовательным и основательным. Федер считает подобную точность излишним педантизмом4. Метафизику я никогда не писал, а господину Хеммерде прошу передать, что я настойчиво советую ему не печатать теперь мои мелкие труды. Быть может когда- нибудь после, как только у меня окажется для этого время, я займусь ими и тогда поставлю его в известность, что, впрочем, едва ли произойдет в течение ближайших двух лет. В настоящее время моя Критика практического разума находится у Грунерта. В этой работе содержится многое, способное устранить недоразумения, возникшие в связи с критикой теоретического разума. В данный момент я обращаюсь к исследованию Критики вкусау и на этом я заканчиваю свою критическую деятельность и перехожу к догматической. Она выйдет, вероятно, еще до весны \
Я хотел бы, чтобы Вы предварительно попытались разработать краткую систему метафизики; предложить Вам теперь се план я не могу из-за недостатка времени. Онтологию следовало бы начать без какого бы то пи было критического введения с понятий пространства и времени лишь постольку, поскольку они (в качестве чистых созерцаний) лежат в основе всякого опыта. За этим должны следовать четыре главы, в которых содержатся рас- судочные понятия в соответствии с четырьмя классами категорий, каждой из которых посвящен раздел; все они рассматриваются только аналитически по Баумгартену, вместе с предикабилиями, с их связью со временем и с пространством, а также в их соотношении друг с другом; это можно найти у Баумгартена. Для каждой категории синтетическое основоположение рассматривается (как это сделано во втором издании Критики) лишь так, чтобы ему был все время соразмерен опыт, и это проходит через всю онтологию. Лишь за этим следует критическое рассмотрение прострапства и времени как форм чувственности и категорий в соответствии с их дедукцией, ибо то и другое может быть вполне понято только теперь, а равно может быть постигнут единственно возможный и ириведепный здесь способ доказательства осповополо- жений. Затем следует обратиться к трансцендентальным идеям, которые дают нам возможность провести деление на космологию, психологию или теологию. На этом я вынужден кончить. С совершенным почтением остаюсь Вашего благородия покорнейшим слугой
И. Кант.
<< | >>
Источник: И. КАНТ. Трактаты и письма. Издательство -Наука- Москва 1980. 1980

Еще по теме 16 (303) КАНТ —ЯКОБУ:

  1. 19 (375) КАНТ —ЯКОБИ
  2. 5.1. И. Кант
  3. КАНТ СЕГОДНЯ
  4. Глава III Ранний Кант.
  5. Кант
  6. Кант и Платон (дополнения)
  7. Иммануил Кант.
  8. (867) КАНТ — КИЗЕВЕТТЕРУ
  9. 5 (40) КАНТ — ГЕРДЕРУ
  10. Искусство и гений. Кант и Гете
  11. КАНТ —ЛАМБЕРТУ
  12. 9 (79) КАНТ —ГЕРЦУ
  13. 15 (256) КАНТ —ШЮТЦУ1
  14. 10 (99) КАНТ —ЛАФАТЕРУ
  15. КАНТ — МЕНДЕЛЬСОНУ
  16. 8 (70) КАНТ —ГЕРЦУ1
  17. 21 (466) КАНТ —ГЕНЗИХЕНУ1
  18. 7 (67) КАНТ —ГЕРЦУ
  19. КАНТ —БОРОВСКОМУ