<<
>>

И. СПОСОБЫЛОГИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЯПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

§ 110. Понятие логического деления

Всякое понятие содержит под собою многообразие не только согласующегося, но и различного. Определение понятия в отношении всего возможного, что под ним содержится как противоположное одно другому, т.

е. как отличное друг от друга, называется логическим делением понятия. Высшее понятие называется делимым понятием (divisum), низшие же понятия — членами деления (membra dividentia).

Примечание 1. Следовательно, разлагать понятие на части и делить его — две весьма различные вещи. При разложении понятия я смотрю, что содержится в нем (благодаря анализу); при делении я рассматриваю, что содержится под ним. Здесь я делю сферу понятия, а не само понятие. Следовательно, совершенно неверно, что деление есть разложение понятия на части: скорее члены деления содержат в себе больше, чем делимое понятие.

2. Мы восходим от низших понятий к высшим и потом можем снова спускаться от них к низшим посредством деления.

§ 111. Общие правила логического деления

При всяком делении понятия нужно учитывать:

чтобы члены деления взаимное исключали друг друга и были противоположны друг другу; чтобы они, далее,

относились к одному высшему понятию (conceptum communem) и чтобы они, наконец,

все вместе составляли сферу делимого понятия или были равны ей.

Примечание. Члены деления должны отличаться один от другого контрадикторной противоположностью, а не простой противностью (contrarium).

§ 112. Параллельное деление и подразделение

Различные деления одного понятия, осуществляемые с различной целью, называются параллельными делениями; деление же членов деления называется подразделением (subdivisio).

Примечание 1. Подразделение можно продолжать до бесконечности, но сравнительно оно может быть конечным. Параллельное деление также простирается в беско-нечность, особенно относительно опытных понятий; ибо кто может исчерпать все отношения понятий?

2.

Параллельным делением можно назвать и деление соответственно различию понятий (точек зрения) об од-ном и том же предмете, так же как и подразделением можно пазвать деление самих точек зрения.

§ 113. Дихотомия и политомия

Деление на два члена называется дихотомией; если же оно имеет больше чем два члена, оно называется политомией.

Примечание 1. Всякая политомия эмпирична; дихотомия является единственным делением по принципам a priori — следовательно, единственно первичным (primitive) делением. Ибо члены деления должны быть противо-положны друг другу, а ведь всякому А противоположно не больше, как поп — А. 2. Политомия не может быть изучаема в логике, ибо к ней относится и познание предмета. Дихотомия же нуждается лишь в законе противоречия, пе зная по со-держанию того понятия, которое намереваются делить. Политомия нуждается в созерцании или a priori, как в математике (например, деление конических сечений),или в эмпирическом созерцании, как в описании природы. Деление же по принципу синтеза a priori имеет трихото-мию, именно: 1) понятие, как условие; 2) обусловленное и 3) выведение последнего из первого.

§ 114. Различные деления метода

Что касается, в частности, еще самого метода при обработке и изложении научных позпаний, то существуют различные главные виды его, которые мы можем представить здесь в следующем делении.

§ 115.1. Научный и популярный методы

Научный, или схоластический, метод отличается от популярного тем, что первый исходит из основных и эле-ментарных положений, последний же — из обыденного и интересного. Первый стремится к основательности и по-этому изгоняет все инородное; последний имеет целью занимательность.

Примечание. Таким образом, эти два метода различаются по виду, а не одним изложением, и, следовательно, популярность в методе есть нечто иное, чем популярность в изложении.

§ 116.2. Систематический или фрагментарный методы

Систематический метод противоположен фрагментар-ному, или рапсодическому.

Если мыслят согласно методу, а потом проводят этот метод и в изложении и отчетливо указывают переход от одного положения к другому, то по-знание осуществляется систематически. Если же, напро-тив, хотя и мыслят согласно методу, но излагают не ме-тодически, то такой метод можно назвать рапсодическим.

Примечание. Систематическое изложение противополагается фрагментарному, как и методическое беспорядочному [tumultuarischen]. Кто мыслит методически, может излагать или систематически, или фрагментарно. Внешне фрагментарное, но внутренне методическое изложение является афористическим.

§ 117.3. Аналитический или синтетический методы

Аналитический метод противоположен синтетическо-му. Первый начинает с обусловленного и обоснованного и восходит к принципам (a principiatis ad ргіпсіріа); по- следний, напротив, идет от принципов к следствиям, или от простого к сложному. Первый можно назвать так же регрессивным, как и второй прогрессивным.

Примечание. Аналитический метод иначе называется еще методом нахождения. Для цели популярности более пригоден аналитический метод; для цели же научной и систематической обработки познания — синтетический.

§ 118.4. Силлогистический, табличный методы

Силлогистический метод тот, по которому наука излагается в цепи заключений.

Табличным называется тот метод, по которому уже готовая научная система излагается в своей целостной связи.

§ 119.5. Акроаматический или эротематический методы25.

Акроаматическим метод является тогда, когда кто-либо только поучает; эротематическим — когда он и спрашивает. Последний метод опять-таки может быть подразделен на диалогический, или сократический, и на катехизический 26, смотря по тому, направляются ли вопросы к рассудку или же только к памяти.

Примечание. Эротематически можно учить не иначе, как посредством сократического диалога, в котором оба должны и спрашивать, и отвечать друг другу, так что кажется, что и ученик является учителем. Именно сократический диалог учит вопросами, научая ученика познавать принципы своего собственного разума и заостряя на них его внимание. Посредством же обычного катехизиро- вания можно не учить, а лишь выспрашивать то, чему уже научили акроаматически. Поэтому катехизический метод имеет значение для эмпирических и исторических познаний, диалогический же — для познаний рацио-нальных.

§ 120. Размышление

Под размышлением разумеется обдумывание, или ме-тодическое мышление. Размышление должно сопутство-вать всякому чтению и изучению, и оно необходимо для того, чтобы сначала произвести предварительные исследования, а потом свои мысли привести в порядок или расположить по методу.

<< | >>
Источник: И. КАНТ. Трактаты и письма. Издательство -Наука- Москва 1980. 1980

Еще по теме И. СПОСОБЫЛОГИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЯПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ:

  1. И. СПОСОБЫЛОГИЧЕСКОГО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЯПОСРЕДСТВОМ ЛОГИЧЕСКОГО ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ