<<
>>

2. Умозаключения разума

§ 56. Умозаключение разума вообще

Умозаключение разума есть познание необходимости известного положения посредством подведения его условий под данное всеобщее правило.

§ 57.

Общий принцип всех умозаключений разума

Общий принцип, на котором покоится значимость всякого акта умозаключения посредством разума, можно определенно выразить следующей формулой:

что стоит под условием правила, то стоит и под самим правилом. Примечание. Умозаключение разума предполагает об-щее правило и подведение под условие его. Благодаря этому вывод a priori познается как коренящийся не в единичном, но в общем и как необходимый при известном условии. И все то, что стоит под общим и определимо общим правилом, и есть принцип рациональности, или необходимости (principium rationalitatis s. necessitatis) .

§ 58. Существенные составные части

умозаключения разума

Каждому умозаключению разума принадлежат следующие три существенные составные части:

общее правило, называемое большей посылкой (propositi о major);

положение, подводящее известное знание под условие общего правила и называющееся меньшей посылкой (propositio minor); и, наконец,

положение, утверждающее или отрицающее относительно подведенного знания предикат правила — вывод (conclusio).

Оба первые положения называются в соединении друг с другом посылками, или предпосылками.

Примечание. Правило есть утверждение под общим условием. Отношение условия к утверждению — в каком именно отношении последнее стоит под первым, есть экспонент правила.

Знание, что условие имеет место (где-либо), есть подведение.

Соединение того, что подводится под условие, с ут-верждением правила есть умозаключение.

§ 59. Материя и форма умозаключения разума

В посылках, или предпосылках, состоит материя умозаключений разума; в следствии же, поскольку оно содержит способ вывода, состоит форма умозаключений разума.

Примечание 1.

Следовательно, во всяком умозаключе-нии разума нужно сначала исследовать истинность по-сылок и лишь потом правильность вывода. При опровер-жении умозаключения разума никогда нельзя сразу отвер-гать следствие, но сначала всегда или предпосылки, или способ вывода.

2. Во всяком умозаключении разума следствие дается тотчас же, как только даны предпосылки и способ вывода.

§ 60. Разделение умозаключений разума (по отношению)

на категорические, гипотетические и дизъюнктивные

Все правила (суждения) содержат объективное единство сознания многообразия в знании, следовательно, условие, при котором одно знание принадлежит сознанию совместно с другим. Можно мыслить лишь три условия этого единства, именно: как субъект присущности признаков; или как основание зависимости одного знания от другого; или, наконец, как соединение частей в целом (логическое деление). Следовательно, может быть столько же и видов общих правил (propositiones majores), которыми обусловливается способ вывода одного суждения из другого.

На этом и основывается деление всех умозаключений разума па категорические, гипотетические и дизъюнктивные.

Примечание 1. Умозаключения разума пе могут быть делимы пи по количеству, ибо всякая большая посылка есть некоторое правило, следовательно, нечто всеобщее; ни в отношении качества, ибо безразлично, является ли вывод утвердительным или отрицательным; ни, наконец, в смысле модальности, ибо вывод всегда связан с созна-нием необходимости и, следовательно, всегда имеет до-стоинство аподиктического положения. Следовательно, остается лишь отношение, как единственно возможное основание деления умозаключений разума.

2. Многие логики считают существенными [ordentli- che] лишь категорические заключения разума, остальные же, напротив, несущественными. Но это неосновательно и ложно. Ибо все эти три вида — продукты столь же правильных, но столь же и существенно различпых функ-ций разума.

§ 61. Особое различие между категорическими,

гипотетическими и дизъюнктивными умозаключениями разума

Источник различия между тремя упомянутыми видами умозаключений разума содержится в большей посылке.

В категорических умозаключениях разума большая посылка есть категорическое положение; в гипотетических — гипотетическое, или проблематическое, и в дизъюнктивных — дизъюнктивное.

§ 62J. Категорические умозаключения разума

В каждом категорическом умозаключении разума имеются три главных понятия (termini), именно:

предикат в заключении, понятие которого называется большим термином (terminus major), так как оно имеет большую сферу, чем субъект;

субъект (в заключении), понятие которого называется меньшим термином (terminus minor); и

посредствующий признак (nota intermedia), назы-ваемый средним термином (terminus medius), так как посредством него известное знание подводится под усло-вие правила.

Примечание. Это различие в упомянутых терминах имеет место лишь в категорических умозаключениях разума, ибо только в них заключают посредством terminum medium, в других же, напротив, заключают посредством подведения положения, представленного в большей посылке проблематически, а в меньшей ассерторически.

§ 63. Принцип категорических умозаключений разума

Принцип, па котором покоится возможность и действительность всех категорических заключений разума, следующий:

что принадлежит признаку вещи, то принадлежит и самой вещи; и чтб противоречит признаку вещи, то про-тиворечит и самой вещи (nota notae est nota rei ipsius; repugnans notae repugnat rei ipsi).

Примечание. Из только что выставленного принципа легко можно дедуцировать так называемое dictum de omni et nullo, а поэтому последнее не может иметь зпачения главпого принципа ни для умозаключений разума вообще, пи для категорических в частности.

Понятия родовые и видовые суть имеипо общие признаки всех вещей, стоящих под этими понятиями. Поэтому здесь имеет силу правило: чтб принадлежит или противоречит роду или виду, то принадлежит или противоречит и всем объектам, содероісащимся под этим родом или видом. Именно это правило и называется dictum do omni et nulJo,

<< | >>
Источник: И. КАНТ. Трактаты и письма. Издательство -Наука- Москва 1980. 1980

Еще по теме 2. Умозаключения разума:

  1. Глава семнадцатая О РАЗУМЕ (OF REASON) 1.
  2. Сравнение с общей структурой абсолютного духа у Гегеля Гегелевское рассуждение о «трех умозаключениях»
  3. Подразделение критики разума
  4. Глава первая ПОНЯТИЕ
  5. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  6. а) Первая фигура умозаключения
  7. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. 2. Умозаключения разума
  11. § 64. Правила для категорических умозаключений разума
  12. § 73. Правило четвертой фигуры
  13. 3. Умозаключения способности суждения
  14. Умозаключения необходимости
  15. 23• Замысел 'коперниканского"разума"'
  16. Глава шестая Диптих: демократия - разум
  17. § 2. Вторая створка: - разум»
  18. «Критика чистого разума»