<<
>>

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ

В России на смену политическим импровизациям в области национальной политики должна прийти более ответственная программа действий. Становление обновленной государственности и будущее россиян зависят сегодня не только от экономических реформ, но и от способности политиков и интеллектуальных лидеров предложить приемлемую концепцию этнокультурного развития на федеративной основе.
Субъектами национальной политики, по моему убеждению, должны быть не столько республики и автономные округа, сколько граждане и народы как носители отличительных культур. А российское государство, провозгласив суверенитет от имени "многонационального народа", должно отстаивать интересы и права коллективных общностей и граждан независимо от их этнической и расовой принадлежности. Цель национальной политики — обеспечить условия для сохранения и развития культур народов, их благосостояние и взаимообогащающее партнерство. Это касается всех народов страны, причем не по официальному списку, а по тому, кем представители той или иной этнической общности сами себя осознают. Граждан разных национальностей могут отличать хозяйственный и культурный тип, язык, религия, наконец, само чувство этнической принадлежности. Нет особого смысла в споре, составляют ли, скажем, отдельную общность казаки или сибирские татары. Гражданин может чувствовать себя принадлежащим к нескольким культурам одновременно или оказывать той или иной из них предпочтение в зависимости от жизненной ситуации. Это личное дело любого россиянина. Власти не могут выступать в роли социального инженера, поощряя или подавляя волеизъявление личности, в каких бы формах оно ни выражалось. Думаю, что не дело правительственных чиновников подсчитывать, сколько "наций и народностей" живет в республике, крае или области. Незаконной должна быть сама процедура фиксации государством этнического самоопределения личности. Достаточно того, что человек признает себя гражданином России.
Люди вправе относить себя к определенной общности или к нескольким одновременно. Существование народов и их развитие зависят от многих условий: территории, ресурсов, социальной структуры, демографического, хозяйственного и культурного воспроизводства, группового самосознания, включая символы и атрибуты единства и отличительности. В таких многоэтничных государствах, как Россия, этнические общности стремятся достичь автономии того или иного уровня, и самая трудная проблема государственной политики — найти формулу общественного договора, увязывающего интересы и права трех участников исторического действия: отдельного гражданина, этнической общности и государства. Даже в богатых и зрелых сообществах интересы эти часто вступают в противоречие и доходят до конфликтов. Спасительной может быть для нас формула единства в многообразии: Россия и гражданская общность россиян основывают свою целостность, создавая государство, децентрализованное на принципах федерации, а также административной и культурной автономий. При том, как Россия с ее краями и областями не есть государство только одних русских, так и каждая из входящих в ее состав республик не есть государство одного из народов. Республики создаются не для того, чтобы провозгласить их территорию принадлежащей только одному "коренному народу", а всех остальных поставить в приниженное положение и ограничивать их в гражданских правах. Политика культурного плюрализма на двуязычной или многоязычной основе наиболее перспективна для обновленной Российской Федерации. В рамках этой политики и может рассматриваться сам принцип самоопределения, понимаемый гораздо гибче и богаче, чем это делают нынешние политики на- ционал-радикального толка. Это прежде всего право на широкое и справедливое участие представителей каждого народа в общем политическом процессе, в экономическом и культурном развитии государства. В российских правящих структурах должны быть шире представлены граждане разных республик и разных национальностей Поволжья, Сибири, Северного Кавказа и других регионов. Через авторитетных носителей разных культур федеральные власти смогут рассчитывать на более успешное осуществление этнокультурных проектов и программ, особенно, если они идут от самих общин, местных властей и организаций.
Культурный плюрализм и официальное многоязычие стоят дорого и требуют преодоления психологических стереотипов. Это на порядок труднее и дороже, чем напечатать тексты деклараций о суверенитете и развесить национальные флаги и другую символику. Но нынешние межэтнические отношения в России столь серьезны, что стоит не поскупиться на действенную национальную политику. Федеративный договор, а также предстоящее принятие новой конституции совершат желаемый прорыв к децентрализации и к закреплению объявленных ранее суверенитетов. И федеральные органы должны быть готовы к более решительным уступкам в рассредоточении власти, к отказу от средств давления, к отзывчивости на требования легитимных республиканских лидеров и влиятельных общественных сил. Новой России предстоит утверждать азбуку демократии на языке разных культурных традиций. Но у подлинной федерализации есть безусловный предел — это сохранение целостности страны и обеспечение безопасности граждан. В сегодняшней жизни имеются и своего рода чрезвычайные обстоятельства. Предложенный в политической горячке Законом о реабилитации репрессированных народов принцип возврата к территориальному статусу 1940-х годов оказался крайне трудно реализуем. Не учли при этом и тех многочисленных изменений границ, которые произвольно вершились в 20 — 30-е годы. За послевоенные полвека сложилась новая демографическая и социально-культурная ситуация на территориях, с которых была осуществлена депортация. И нынешнее поколение живущих на них граждан не должно нести бремя страданий за преступления сталинщины. Исправление исторических несправедливостей невозможно через новые несправедливости. Предлагаемые же лидерами и движениями депортированных народов хирургические меры восстановления справедливости носят хотя и по-человечески вполне понятный, но все же нетерпеливый и жесткий характер, предполагающий перемещения людей и перекраивание границ. В условиях экономического кризиса, инфляции, нехватки жилья и работы новое переселение тысяч семей равносильно стихийному бедствию.
По крайней мере тщательной экспертизы и продуманных планов проведения этих мер нет. Узел острейших проблем сложился и вокруг новой российской диаспоры. Миллионы россиян после распада СССР оказались за границей. А в России остаются жить украинцы, армяне, казахи, азербайджанцы, грузины. И самое главное сегодня — предотвратить массовое перемещение людей. У государств — наследников СССР для этого просто нет средств. Трагический пример "обмена" населением между Арменией и Азербайджаном должен чему-то научить безответственных энтузиастов. А потому нам всем — нынешним лидерам, государственным службам и общественности необходимо стремиться к договоренностям о полном равноправии граждан всех национальностей на территории государств, вышедших из СССР, а затем претворять эти договоренности в жизнь под общим контролем. Иначе у нас долго не будет ни политической, ни экономической стабильности, ни гражданского мира. Правительство и общественность должны поддержать у зарубежных соотечественников стремление и способность добиваться осуществления своих интересов и политического представительства в новых для них общественных условиях. Эта установка должна распространяться и на русских в российских республиках, так же как и на выходцев из республик, живущих в других образованиях России. Пока же чаще бывает так, что привыкшие к комфортному статусу русские скорее склонны к панике, обвинениям и отъезду, чем к политическому соперничеству и конкурентному сотрудничеству. Именно последний вариант, а не массовый исход был бы наиболее оптимальной жизненной стратегией.
<< | >>
Источник: В. А. Тишков. Этнология и политика. Научная публицистика. 2001

Еще по теме САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ:

  1. § 2. Конституционный строй России
  2. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА А.И. Осипов
  3. СТОЛКНОВЕНИЕ ОБРАЗОВ РОССИИ: ИДЕНТИЧНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КОНКУРИРУЮЩИХ МИФОИДЕОЛОГИЙ
  4. (4) Теоретические принципы федеративного устройства России
  5. Глава 2 ЧТО ТАКОЕ НАРОД
  6. Глава 25 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ
  7. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  8. Глава 28 ДЕМОНТАЖ НАРОДА: ОБЩИЙ ХОД ПРОЦЕССА
  9. ГЛАВА 7 Возвращение России
  10. Гражданская война, патриотизм и собирание России
  11. Противоречия и конфликты наций в России
  12. Глава 1 Географическое положение, ТЕРРИТОРИЯ И ГРАНИЦЫ РОССИИ
  13. НАРОД, НАЦИЯ, ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ1
  14. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ НАРОДОВ И ЦЕЛОСТНОСТЬ РОССИИ