<<
>>

ГЛАВА III О СУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ САМОМУ СЕБЕ, МОЖЕТ СОСТАВИТЬ О ХОРОШЕМ И КРАСИВОМ В ВЕЩАХ

Слова хорошее и красивое выражают § 1. Определение слов g> „ хорошее И красивое качества, благодаря которым вещи содействуют нашим удовольствиям. Следовательно, идеи хорошего и красивого у каждого чувствующего существа относительны (имеют силу только по отношению к данному существу). Действительно, мы называем хорошим все то, что нравится обонянию или вкусу, и красивым — все то, что нравится зрению, слуху или осязанию. Хорошее и красивое соотносительны также со страстями или с духом.
То, что льстит страстям, хорошо; то, что нравится духу, красиво, а то, что нравится одновременно страстям и духу, и хорошо и красиво. § 2. Статуя обладает Наша статуя знакома с приятными идеями хорошего запахами и вкусами и с предметами, и красивого удовлетворяющими ее страсти; следовательно, она обладает идеей хорошего. Она знакома также с предметами, которые она видит, слышит, осязает и которые ее дух воспринимает с удовольствием; следовательно, она обладает также идеей красивого. 0 v Отсюда следует, что хорошее и кра- § 3. Хорошее и красивое ^ ^ » г- не абсолютны сивое не абсолютны; они относительны, так как соответствуют характеру того, кто судит о них, и его организации *. Хорошее и красивое поддерживают § 4 °Ндруг^у^ИВаЮТ ДРУГ друга. Статуя замечает персик, доставляющий ей удовольствие яркостью своей окраски; по ее мнению, он красив. Тотчас же в ее воображении всплывает его вкус, и она начинает глядеть на него с большим удовольствием; персик от этого становится красивее. Статуя пробует персик на вкус, и тотчас же к удовольствию от вида его примешивается удовольствие от его вкуса, и он становится от этого лучше, в „ „ Полезность вещи делает ее для ста- § 5. Полезность ГТ усиливает и то и другое ТУИ лУЧше и Красивее. Плоды, которые мы находим хорошими и красивыми в силу одного только удовольствия видеть и вкушать их, становятся лучше и красивее, когда мы думаем о том, что они могут восстановить наши силы. Новизна и редкость также способствуют тому, что предмет кажется красивее и лучше, ибо удивление, вызываемое хорошим и красивым самим по себе предметом, в соединении с трудностью обладать им увеличивает удовольствие от него. „ „ ^ Хорошее и красивое в вещах заклю- § 6.
Два вида хорошего И красивого чается или в одной идее, или во множестве идей, находящихся в известных отношениях друг к другу. Какой-то отдельный вкус, отдельный запах может быть хорошим; свет красив, какой-то отдельный звук может быть красивым. Но когда имеется множество идей, то предмет тем лучше или красивее, чем отчетливее мы различаем эти идеи ж чем лучше мы подмечаем существующие между ними отношения, ибо тогда мы наслаждаемся с большим удовольствием. Плод, в котором мы различаем несколько одинаково приятных вкусов, лучше, чем плод, обладающий только одним из этих вкусов; предмет, различные цвета которого усиливают яркость друг друга, красивее простого света. Органы чувств могут схватывать отчетливо лишь определенное число ощущений; дух может сравнивать одновременно лишь определенное число идей; слишком ёолыпое количество их порождает хаос. Оно вредит удовольствию, а следовательно, делает вещи менее хорошими и менее красивыми. Несколько ощущений, или идей, сливаются между собой, если одно из них чрезмерно господствует над другими. Поэтому, чтобы вещь была лучше и красивее^ необходимо, чтобы смешение хорошего и красивого в ней происходило в известной пропорции. « _ Л Преимущество, даваемое умением § 7. Отношение статуи г J - J охватывать большее количество идеи к ним о Г1 и отношении, наша статуя приобретает, упражняя свои органы и свой дух, благодаря этому упражнению. Следовательно, хорошее и красивое соотносятся также с тем, как она научилась пользоваться своими способностями. Какая-нибудь вещь, бывшая в свое время очень хорошей или очень красивой, перестанет быть таковой, между тем как другая вещь, на которую она не обращала никакого внимания, станет очень хорошей или очень красивой. В этом случае, как и во всех других, статуя будет судить о вещах лишь по их отношению к ней. Сначала она выбирает себе образцы среди предметов, особенно среди непосредственно способствующих ее благополучию, затем начинает судить о других предметах по этим образцам, и они кажутся ей более красивыми, когда они особенно похожи на эти образцы, ибо после этого сравнения она находит в них удовольствие, которого она не испытывала до тех пор. Так, например, отягощенное плодами дерево нравится ей и делает для нее приятным вид другого дерева, не имеющего плодов, но несколько похожего на первое. § 8. Почему у нее Невозможно представить себе всего на этот счет разнообразия суждений, которые она меньше идей, чем у нас составит себе в зависимости от обстоятельств; .впрочем, заниматься этим было бы довольно бесполезно. Достаточно указать, что для нее, как и для нас, существует реально хорошее и реально красивое и что если у нее на этот счет меньше идей, то наряду с этим и меньше потребностей, меньше знаний и меньше страстей, чем у нас.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме ГЛАВА III О СУЖДЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ЧЕЛОВЕК, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЙ САМОМУ СЕБЕ, МОЖЕТ СОСТАВИТЬ О ХОРОШЕМ И КРАСИВОМ В ВЕЩАХ:

  1. ГЛАВА IV О СУЖДЕНИЯХ, СОСТАВЛЯЕМЫХ ЧЕЛОВЕКОМ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫМ САМОМУ СЕБЕ, О ПРЕДМЕТАХ, ОТ КОТОРЫХ ОН ЗАВИСИТ
  2. ГЛАВА и О СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО САМОМУ СЕБЕ.; КАКИМ ОБРАЗОМ СЛУЧАЙНОСТИ, КОТОРЫМ ОН ПОДВЕРГАЕТСЯ, СПОСОБСТВУЮТ ЕГО ПРОСВЕЩЕНИЮ
  3. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ СТАТЬ БОЛЕЕ ТЕРПИМЫМИ К САМОМУ СЕБЕ?
  4. ГЛАВА VIII ОБ ИДЕЯХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ТОЛЬКО ОСЯЗАНИЕМ
  5. ГЛАВА VI СООБРАЖЕНИЯ ОБ АБСТРАКТНЫХ И ОБЩИХ ИДЕЯХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ ВНЕ ВСЯКОГО ОБЩЕСТВА
  6. ГЛАВА III ОБ ОЩУЩЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ПРИПИСЫВАЮТСЯ ОСЯЗАНИЮ И КОТОРЫЕ НЕ ДАЮТ, ОДНАКО, НИКАКОЙ ИДЕИ ПРОТЯЖЕНИЯ 17
  7. О ТОМ, ЧТО Г-Н ДЕ БЮФФОН, ПРИНИМАЯ ГИПОТЕЗУ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ЖИВОТНЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ЧИСТО МАТЕРИАЛЬНЫМИ СУЩЕСТВАМИ, НЕ МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ НАЛИЧИЯ У НИХ ОЩУЩЕНИЙ, КОТОРЫЕ ОН ИМ ПРИПИСЫВАЕТ
  8. ГЛАВА 21, последняя, которой читатель, за недосугом, может не проглядывать, ибо из нее он не получит новых сведений о Старце Исидоре
  9. § 155. Condictio ob rem dati (иск о возврате предоставления, цель которого не осуществилась) 566.
  10. Параграф II Нельзя составить себе представления о том, что Лейбниц называет силой монад
  11. Статья 5. Информация, доступ к которой не может быть ограничен 1.
  12. . ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ
  13. ИНФОРМАЦИЯ, КОТОРАЯ МОЖЕТ БЫТЬ ОТНЕСЕНА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ