<<
>>

ГЛАВА I ОБ ОСЯЗАНИИ, СОЕДИНЕННОМ С ОБОНЯНИЕМ

. , „ Присоединим к осязанию обоняние и, § 1. Суждение статуи г „ о запахах вернув нашей статуе воспоминание о тех суждениях, которые она составляла себе, когда обладала только обонянием, подведем ее к клумбе с цветами.
Здесь все ее привычки воскреснут, и она сочтет себя всеми теми запахами, которые она ощущает. § 2. Она не представляет Оказавшись, к своему удивлению, себе, что может быть тем, чем она перестала быть уже так причиной этих ощущений давно, она не может, однако, догадаться о причине этого. Она не знает, что получила только что новый орган, и если осязание сообщило ей, что существуют доступные ощупыванию предметы, то оно еще не показало ей, что они являются источником тех ощущений, которые мы ей только что вернули. Наоборот, она судит о них на основании своей привычки рассматривать их как свои собственные состояния. Ей кажется вполне естественным быть TQ одним запахом, то другим; она не представляет себе, что тела играют здесь какую-либо роль; она знает у них лишь те качества, которые ей открывает в них одно только осязание. „ 0 Таким образом, она стала одновре- § 3. Она стала двумя •n4^„iniiiu„ менно двумя весьма различными различными существами ^ J г существами: одним, которого она не может схватить и которое как будто ускользает от нее в каждое мгновенье, и другим, которое она осязает и которое она всегда может снова найти. § 4. Она начинает Случайно коснувшись кистью руки догадываться о том, окружающих ее предметов, она схва- что получает запахи тывает цветок, остающийся затем от тел в ее пальцах. Рука ее, двигаясь без умысла, по очереди то приближает его, то удаляет от ее лица; она испытывает с большей или меньшей интенсивностью некоторые состояния. Удивленная, она повторяет тот же опыт, но уже умышленно, Она несколько раз хватает и бросает этот цветок. Она убеждается в том, что испытывает или перестает испытывать известное состояние в зависимости от того, приближает ли она или удаляет цветок.
Наконец она начинает догадываться, что она обязана ему ощущением, которое ее модифицирует. Она обращает все свое внимание на & . на открывает это 0щущение она наблюдает, с ка- в себе орган обоняния „ J „ ^ ' кои силои оно увеличивается, следит за интенсивностью его, сравнивает его с различными расстояниями, на которых находится цветок от ее лица, и в связи с тем, что орган обоняния испытывает большее воздействие, когда его касается издающее запах тело, она открывает в себе новый орган чувства. § 6. Она заключает, Она начинает сызнова эти опыты: что запахи находятся приближает ЦВЄТОК К ЭТОМу НОВОМу в телах органу, удаляет цветок от него; она 291 10* соотносит наличие цветка с произведенным ощущением, отсутствие цветка — с исчезнувшим ощущением; она убеждается в том, что получает это ощущение от цветка, и,заключает, что оно находится в цветке. § 7. она ощущает их Повторяя часто это суждение, она так в телах привыкает к нему, что составляет его себе в тот же самый момент, когда испытывает ощущение. В результате суждение, это настолько сливается^ ощущением, что она не может найти разницы между цими. Она уже не только думает, что задах находится в цветке,— она ощущает его в нем. . 0 ^ Она привыкает составлять себе те же § 8 н^мС„татНе°лаЯТСЯ самые суждения по поводу всех предметов, вызывающих у нее ощущения этого рода, и запахи уже не являются больше ее собственными модификациями; это впечатления, вызываемые издающими запах телами в органе обоняния, или скорее это качества самих этих тел. § 9. Насколько трудно ей Не без изумления она замечает, что привыкнуть вынуждена составлять суждения, К этим суждениям столь отличные от тех, к которым она привыкла; и требуются повторные опыты, чтобы осязание уничтожило привычки, усвоенные благодаря обонянию. Ей так же трудно отнести запахи к числу качеств предметов, как нам трудно видеть в них наши собственные модификации. § 10. Она различает Но, привыкнув мало-помалу к сужде- два вида тел ниям этого рода, она начинает наконец отличать тела, которым, по ее мнению, принадлежат запахи, от тел, которым, по ее мнению, они не принадлежат.
Таким образом, обоняние в соединении с осязанием подсказывает ей существование нового класса доступных ощупыванию предметов. § И. И несколько видов Заметив, далее, один и тот же запах издающих запах тел У нескольких цветов, она не рассматривает его больше как некоторую частную идею; наоборот, она рассматривает его как качество, .присущее нескольким телам. В результате она различает столько классов издающих запах тел, сколько открывает различных запахов, и составляет себе большее количество абстрактных или общих понятий, чем составляла их, когда обладала только обонянием. § 12. Способность Стремясь лучше изучить эти новые различения, идеи, она начинает нюхать цветы то приобретаемая обонянием поодиночке, то по нескольку сразу, Она замечает ощущение, производимое ими порозць, и ощущение, производимое ими, взятыми вместе. Оші различает несколько запахов в букете, и ее. обоняние приобретает способность различения, которым она не обладала бы без помощи осязания. Но у этой способности различения имеются свои границы: если запахи доносятся до нее с известного рісстояния, если они многочисленны, то она не сможет узнать ни одного из них. Однако мы можем предположить, что ее способность различения в этом отношении тоньше, чёк наша; действительно, так как запахи более привлекательны для нее, чем для нас, имеющих возможность Наслаждаться всеми другими ощущениями, то она приобретет больший опыт в нахождении разницы между запахами. Таким образом, оба этих ощущения, будучи соединенными, доставляют статуе благодаря помощи, оказываемой ими друг другу, такие знания и удовольствия, которых они не доставляли каждое в отдельности. - Чтобы выяснить, каким образом сливаютсГсТщ^щГиями СУЖДЄНИЯ обособляются ОТ ОЩУЩЄ- ний или сливаются с ними, надушим тела, простая фигура которых знакома нашей статуе, и поднесем их к ней в тот самый момент, когда мы сообщаем ей чувство обоняния. Если известный запах чувствуется, например, всегда в треугольнике, а другой запах — в квадрате, то каждый из них окажется связанным с соответствующей фигурой, и статуя в этом случае не сможет больше испытывать того или иного запаха, не представив себе треугольника или квадрата; ей будет казаться, что она обоняет фигуру в запахе и осязает запах в фигуре. Она заметит, что если существуют фигуры, не имеющие запаха, то не существует запаха, который не предполагал бы всегда наличия известной фигуры, и она станет приписывать обонянию идеи, принадлежащие только осязанию. Чтобы затем спутать все ее понятия, достаточно по-разному надушить тела, имеющие одну и ту же фигуру, и одинаково надушить тела, имеющие различные фигуры. § 14 С ждения Суждение, связывающее треуголь- НЄ еливающиесяН(Гними ную фигуру с некоторым запахом, может быстро повторяться всякий раз, когда представится к этому случай, ибо предметом его являются несложные идеи. Вот почему оно может легко сливаться с ощущением. Но если бы рассматриваемая фигура была сложной, то, чтобы связать ее с запахом, йбтребовалось бы большее число суждений. Статуя не смогла бы представить ее себе с той же легкостью: она не могла бы более заключить, что фигура и запах известны ей благодаря одному и тому же ощущению. Изучая, например, розу при помощи осязания, она связывает запах с совокупностью листьев, с их фактурой и со всеми теми качествами, благодаря которым чувство осязания отличает розу от других известных ей цветов. Таким образом она составляет о розе сложное понятие, предполагающее столько суждений, сколько она замечает в ней качеств, способных помочь ей узнать ее. Иногда, правда, статуя станет судить о розе по первому впечатлению, которое она получит, дотронувшись до нее рукой. Но при этом она будет часто ошибаться и скоро заметит, что во избежание таких ошибок она должна вспомнить самую отчетливую идею о ней, полученную ею от осязания, и сказать себе: роза отличается от гвоздики тем, что она обладает такой-то формой, такой-то фактурой и т. д. Но поскольку этих суждений много, то она не может повторить их все, когда она вдыхает запах этого цветка. Поэтому, вместо того чтобы ощущать доступные осязанию качества в запахе, она замечает, что мало-помалу вспоминает их, и больше не будет ошибочно приписывать обонянию идеи, которыми она обязана только осязанию. Ее ошибки весьма ощутительны, когда по поводу запахов она повторяет, не замечая этого, привычные ей суждения. Гораздо меньше будет она ошибаться в своих суждениях, когда мы сообщим ей чувство зрения.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме ГЛАВА I ОБ ОСЯЗАНИИ, СОЕДИНЕННОМ С ОБОНЯНИЕМ:

  1. ГЛАВА VIII ОБ ИДЕЯХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ТОЛЬКО ОСЯЗАНИЕМ
  2. ГЛАВА I ОБ ОСЯЗАНИИ, СОЕДИНЕННОМ С ОБОНЯНИЕМ
  3. ГЛАВА XI ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ О СОЕДИНЕНИИ ВСЕХ ПЯТИ ОЩУЩЕНИЙ
  4. ГЛАВА VI ПРИМЕРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОКАЗАТЬ, КАК МОЖНО УБЕДИТЬСЯ В ОЧЕВИДНОСТИ ЧУВСТВА