<<
>>

КАК ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗРЕНИЯ К ОСЯЗАНИЮ ДАЕТ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА И НАУЧАЕТ ОТЛИЧАТЬ СОСТОЯНИЕ СНА ОТ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

§ 1. Как зрение дает Если наша статуя, заснув при знать восходе солнца, проснется при заходе о продолжительное™ сна ^ то QHa решиТт что ее сон ДЛИЛСЯ некоторое время; а если она не вспомнит никакого сновидения, то она решит, что просуществовала это время, не думая ни о чем.
Но это может оказаться ошибкой, ибо ее сон, возможно, не был настолько глубоким, чтобы окончательно приостановить деятельность душевных способностей. Если, наоборот, она вспоминает, что IIS "°пГЛЯЄТ П0НЯ1Ъ» видела сны, то она обладает дополни- иллюзорность сновидении лл лл тельным средством определить продолжительность своего сна. Но каким образом она может убедиться в иллюзорности сновидений? По тому, насколько они противоречат знаниям, которыми она обладала до того, как заснула, и в которых она укрепляется, проснувшись. Предположим, например, что во время сна ей казалось, будто она видела совершенно необыкновенные вещи, и что за минуту до пробуждения ей показалось, будто она находится в таких местах, в которых еще не была. Пробудившись, она, несомненно, с удивлением видит, что находится не там, узнав то место, где она уснула; она с удивлением раскрывает глаза, как если бы они в течение долгого времени не видели света, и наконец начинает пользоваться своими членами, как если бы она только что вышла из состояния полного покоя. Она не знает еще, обманывалась ли она раньше или обманывается теперь. У нее как будто бы одинаковые основания думать и что она переменила место, и что она его не меняла. Но так как она часто имеет сновидения, то под конец замечает в них беспорядок, из-за которого ее идеи всегда оказываются в противоречии со следующим за сном состоянием бодрствования, так же как и с предшествующим сну состоянием. Она приходит к выводу, что сновидения — это просто иллюзии, ибо, привыкнув относить свои ощущения к предметам вне себя, она признает их реальность лишь тогда, когда находит предметы, к которым она может их отнести. О ЦЕПИ (CHAINE) ЗНАНИЙ,; ОБ АБСТРАКЦИЯХ И ЖЕЛАНИЯХ, КОГДА ЗРЕНИЕ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ОСЯЗАНИЮ, СЛУХУ И ОБОНЯНИЮ § 1.
Главная идея, Мы доказали, что световые и цвето- с которой-связываются вые ощущения связываются с идеями зрительные ощущения пространства, величины и фигуры при помощи суждений. Первоначально эти суждения составляются относительно тел, действующих в одно и то же время на зрение и осязание; впоследствии они становятся столь привычными, что статуя повторяет их даже тогда, когда объект воздействует только на ее глаза, и она образует себе те же самые идеи, как если бы зрение и осязание продолжали составлять суждение вместе. Благодаря этому свет и цвета становятся качествами предметов и связываются с понятием протяжения — основой всех идей, из которых образуется память. Цепь знаний становится от этого более протяженной, комбинации их — разнообразнее, а выпадение идеи из этой цепи порождает во сне тысячи различных ассоциаций, хотя в ночных сновидениях статуя видит предметы освещенными тем же самым светом и окрашенными в те же самые цвета, что и при дневном свете. § 2. После соединения 0на приобретет более общее понятие зрения с осязанием о том, что мы называем ощущением, идея ощущения ибо, зная, что свет и цвета она становится более общей воспринимает при помощи особого органа, станет рассматривать их с этой точки зрения и начнет различать четыре вида ощущений. § 3. Каждый цвет Когда статуя обладала только зрени- становится абстрактной ем, всякий цвет был особой модифи- идеей кацией ее души. Теперь же каждый цвет становится абстрактной и общей идеей, ибо она замечает его у нескольких тел. Это служит ей дополнительным средством для распределения предметов по различным классам. ? , Зрение, почти пассивное в то время, § 4. Зрение становится активным когда оно было единственным чув ством статуи, становится более активным после того, как оно присоединяется к осязанию, ибо статуя теперь научилась употреблять данную ей природой силу, сосредоточивая ее на тех или иных предметах. Она уже не ожидает, чтобы предметы действовали на нее, она идет навстречу их воздействию. Одним словом,, она научилась смотреть. § 5. От этого возрастает Вместе с усилением активности его значение зрения возрастает и его значение как как источника желания места пребывания желания. Мы видели, что желание заключается в действии способностей, возбужденных беспокойством, вызванным отсутствием какого-нибудь удовольствия. § 6. Деятельность воображения, направленная на воспроизведение цветов, ослабевает Теперь воображение перестает воспроизводить цвета с прежней яркостью, ибо, чем легче доставить себе сами ощущения, тем меньше статуя должна упражняться в том, чтобы воображать их. § 7. Власть чувств друг над другом Наконец статуя, обладая вниманием благодаря зрению, а также трем другим чувствам, сумеет отвлечься от звуков и запахов, стараясь упорно рассматривать какой- нибудь раскрашенный предмет. Благодаря атому чувства получают такую же власть друг над другом, какой обладает воображение над всеми ими.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме КАК ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗРЕНИЯ К ОСЯЗАНИЮ ДАЕТ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА И НАУЧАЕТ ОТЛИЧАТЬ СОСТОЯНИЕ СНА ОТ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ:

  1. КАК ПРИСОЕДИНЕНИЕ ЗРЕНИЯ К ОСЯЗАНИЮ ДАЕТ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СНА И НАУЧАЕТ ОТЛИЧАТЬ СОСТОЯНИЕ СНА ОТ СОСТОЯНИЯ БОДРСТВОВАНИЯ