<<
>>

Параграф III О пространстве и телах

Невозможно воспринимать изменения, не представляя себе чего-то неподвижного, к чему их относят. Так, например, мы не можем представить себе движущееся протяжение, не представляя себе в то же время другого, не движущегося протяжения.
Мы рассматриваем затем движущееся протяжение и неподвижное протяжение как две разные вещи, и первое дает нам идею тела, а второе — идею пространства. Философы проводили столь кардинальное различие между этими идеями, что даже ставился вопрос: существует ли пустое пространство, протяжение без тел, или же все заполнено? Но, собственно говоря, не существует ни пустоты, ни заполненного пространства, ибо само протяжение есть лишь явление, видимость. Так как тела, как нам кажется, движутся в протяжении, которое мы считаем неподвижным, то мы представляем себе это протяжение проницаемым. Таким образом, пространство заключает в себе идею проницаемости вместе с идеей неподвижности; кажется, что оно вбирает в себя тела и благодаря этому становится местом каждого из них. Наоборот, тела должны казаться нам непроницаемыми. Поскольку они движутся, постольку мы представляем себе, что они могут сменять друг друга в одном и том же пространстве; но, поскольку они являются частями протяжения, постольку мы представляем их себе необходимым образом находящимися друг вне друга и, следовательно, не могущими в одно и то же время занимать одно и то же место, т. е. проницать друг друга. Заметьте, что, когда говорят о непроницаемости тел, их сравнивают друг с другом. По отношению к пространству, в котором они движутся, они проницаемы; действительно, проницая его, они в свою очередь проницаемы для него, ибо aft) отношение взаимно. Точно так же мы представляем себе, что части пространства находятся необходимым ббразом друг вне друга и, следовательно, не могут проницать друг друга; но мы считаем их проницаемыми, когда рассматриваем каждое из них как определенное место, в котором движутся тела. Таким образом, тело и пространство представляют собой, собственно говоря, лишь протяжение, т.е. агрегаты простых объектов, рассматриваемых друг вне друга. Если брать протяжение как неподвижное и проницаемое, то это — пространство; если же брать его как подвижное и непроницаемое, то это — тело. Следовательно, тело вовсе не есть протяженная субстанция, разложимая до бесконечности на протяженные субстанции. Собственно говоря, не существует даже других субстанций, кроме простых объектов, и тело есть не что иное, как агрегат, совокупность субстанций. Называя тело субстанцией, я просто сообразуюсь с обычным словоупотреблением — не следует принимать этот термин в строгом смысле. Исходя из этих принципов, легко ответить на вопрос, существуют ли тела. Тел нет, если, употребляя это слово в обычном смысле, под телом понимают нечто реально протяженное; тела существуют, если под этим словом понимают нечто протяженное лишь по видимости, т.е. если принимают тело за совокупность простых объектов, порождающих благодаря нашему способу их восприятия явление протяжения. Так как тела суть лишь агрегаты монад, они обладают различной сущностью в зависимости от простых объектов, из которых они составлены, и их комбинаций. Но все монады существенно отличаются друг от друга; следовательно, нет двух вполне одинаковых тел. В дальнейшем мы увидим, что все тела организованны, что нет тела, не обладающего господствующей монадой, которой подчинены все прочие монады, что, наконец, в теле не происходит ничего, что не находилось бы в гармонии с тем, что происходит с господствующей монадой, и наоборот.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф III О пространстве и телах:

  1. Параграф III О положениях, которые Спиноза собирается доказать в первой части своей «Этики»
  2. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  3. СТРОЕНИЕ, ЛЮМИНЕСЦЕНТНЫЕ И МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА КОМПЛЕКСОВ Eu(III) И Tb(III). СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ ЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ Eu(III) И Tb(III) В РАЗНОМЕТАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ
  4. 3.3.2. СТОРОНЫ ДВИЖЕНИЯ: ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ 332.1. ПРОСТРАНСТВО
  5. тора: пространство правовое и пространство духовное
  6. Параграф I О существовании монад
  7. Параграф V О предустановленной гармонии
  8. Параграф II О протяженности и движении
  9. Параграф X О превращениях животных
  10. Параграф VI О природе объектов (etres)
  11. Параграф [ О происхождении предрассудка относительно врожденных идей
  12. Параграф I Об определениях первой части «Этики» Спинозы
  13. Параграф II О следствиях предрассудка относительно врожденных идей
  14. Параграф I На каких принципах этой системы должна остановиться критика
  15. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их
  16. Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной
  17. 2.4. Влияние ионов-соактиваторов на люминесценцию Eu(III) и Tb(III) в разнометальных комплексах [LnxMi_x(N03)3(Phen)2]. Механизм колюминесценции
  18. Параграф II Нельзя составить себе представления о том, что Лейбниц называет силой монад
  19. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде