<<
>>

Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями

Наша душа имеет восприятия, т. е. она испытывает нечто, когда предметы производят впечатления на органы чувств. Это все, что мы ощущаем. Но природа души и природа того, что она испытывает, когда мы имеем восприятия, нам настолько неизвестны, что мы не можем открыть того, что делает нас способными к восприятиям.
Каким же образом наша несовершенная идея души может привести нас к мысли, что другие объекты обладают, подобно ей, восприятиями? Чтобы объяснить природу монад при помощи понятия о нашей душе, не следовало ли найти в этом понятии саму природу этой субстанции? Монады и души представляют собой простые объекты, и в этом они сходны между собой; иначе говоря, они сходны в том отношении, что одинаково исключают протяжение и зависящие от него качества, такие, как фигура, делимость и т. д. Но из того, что некоторые объекты одинаковы в том, что не имеют известных качеств, следует ли, что они должны быть одинаковы и в других отношениях? Правильно ли следующее умозаключение: монады сходны с нашими душами в том, что они ни протяженны, ни делимы, следовательно, они обладают, подобно гім, восприятиями? В заключение мы можем сказать, что для решения вопроса о качествах, общих душам и монадам, недостаточно представить себе эти субстанции непротяженными, следует еще представить себе природу и тех и других. Таким образом, объяснения Лейбница недостаточны и в этом пункте.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями:

  1. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями