<<
>>

Параграф I На каких принципах этой системы должна остановиться критика

В любой системе следует избегать двух ошибок. Первая заключается в том, чтобы предполагать явления, которые собираются объяснить; вторая — в том, чтобы объяснять их при помощи принципов, которые не более понятны, чем сами явления. Картезианцы совершают первую из этих ошибок, утверждая, что какая-либо субстанция протяженна лишь потому, что состоит из протяженных субстанций. Лейбницианцы же совершают вторую ошибку, утверждая, что какая-либо субстанция протяженна лишь потому, что она есть совокупность нескольких непротяженных субстанций: ведь им не более понятна непротяженная субстанция, чем та субстанция, которая, по предположению, является реально протяженной.
В самом деле, разве их утверждение, что явление протяжения имеет место потому, что первые элементы вещей непротяженны, понятнее утверждения картезианцев, что протяжение существует потому, что первые элементы вещей протяженны? Я согласен, что сложное, остающееся всегда сложным, вплоть до его мельчайших частей или даже до бесконечности, есть нечто не укладывающееся в голове. Чем больше анализируешь эту идею, тем яснее становится, что она заключает в себе противоречие. Может быть, лучше тогда обратиться к простым объектам? Но как представить их себе? Отрицая у них все, что мы знаем сложного? Но в этом случае мы, очевидно, не лучше постигаем простое, чем сложное. Если мы не постигаем того, что такое тело, то мы не лучше постигаем объект, о котором нельзя сказать ничего иного, кроме того, что ему не присуще ни одно из качеств тела. Таким образом, чтобы постигнуть монады, нужно знать не только тог чем они не являются, но и то, чем они являются. Лейбниц хорошо понимал, что он обязан выполнить оба этих условия. Поэтому он приложил все усилия, чтобы описать нам некоторые положительные качества своих монад. Он думал, что открыл в них две вещи: силу и восприятия, которым свойственно представлять вселенную. Если, полагал Лейбниц,, он даст понятие об этой силе и об этих восприятиях, то тем самым он даст возможность постигнуть его монады и будет вправе пользоваться ими для объяснения явлений. Но если эта сила и эти восприятия просто слова, ничего не дающие уму, то его система становится совершенно бессодержательной. Она сводится к утверждению, что существует протяжение, ибо есть нечто непротяженное; что существуют тела, ибо есть нечто, что не есть тело, и т. д. Поэтому я ограничусь лишь анализом того, что говорят лейбницианцы, когда они желают объяснить силу и восприятие простых объектов.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф I На каких принципах этой системы должна остановиться критика:

  1. Правила конструктивной критики и принципы восприятия критики
  2. 2. Два лейтмотиви критики лібералізму комунітаризмом — критика гоббсівського атомізму-інструменталізму і критика кантівського деонтологізму у світлі дискурсивної етики
  3. Принцип Анны Карениной: для диверсификации монопрофильных городов должны совпасть ЭГП, модель власти и территориальная идентичность
  4. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком, 2008
  5. ОСТАНОВИТЕСЬ И ПОМЕЧТАЙТЕ
  6. § 2. Система гражданских процессуальных принципов
  7. 3.1.2. Основополагающие принципы педагогической системы М. Монтессори
  8. Принцип особого места педагога в системе образования
  9. Глава 1. Основные принципы подхода к изучению свойств нервной системы человека[22]
  10. ГЛАВА XIV О ТЕХ СЛУЧАЯХ, КОГДА МОЖНО СОЗДАВАТЬ СИСТЕМЫ НА ОСНОВАНИИ ПРИНЦИПОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ ОПЫТОМ
  11. У КАКИХ ЗАПРУД ИСКАТЬ «АКУЛ ПЕРА»?
  12. 16. Из каких частей состоит норма права?
  13. Ь) Объективная реальность этой идеи
  14. Из каких элементов строится современный домашний офис?
  15. Цель этой книги — практические изменения
  16. В чем преимущества и минусы этой структуры?
  17. Параграф I О существовании монад