<<
>>

Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать

Согласно предыдущему параграфу, наши восприятия могут сливаться между собой или до бесконечности отличаться друг от друга в соответствии с нашей большей или меньшей способностью различать их. Если все они сливаются между собой настолько, что ничего нельзя различить, то они совершенно смутны и всякое сознание здесь отсутствует.
Это и бывает с нами во сне. Если, наоборот, они настолько отличаются друг от друга, что можно заметить каждую в отдельности, тогда они все различимы и нет ни одной, которой не сознают. Существо, обладающее лишь такого рода восприятиями, видит отчетливо все существующее. Это состояние свойственно только богу, и нет сотворенного существа, которое не было бы бесконечно далеко от него. Наши ощущения представляют всё лишь смутным образом, и если иногда мы говорим, что они отчетливы, то не следует понимать это буквально, будто мы различаем все заключающееся в них; это означает только, что мы различаем в них какую-то часть. Начиная с того состояния, когда все восприятия совершенно смутны, и кончая тем состоянием, когда нет такого восприятия, которое не было бы ясным и отчетливым, можно вообразить ряд ступеней, представляющих все возможные состояния, в которых могут находиться монады. Они возвышаются над первоначальным состоянием лишь постольку, поскольку развиваются, становятся более Ясными и отчетливыми их восприятия; к одному этому й сводится разница между ними. Таким образом, "различные виды восприятия определяют различные виды объектов. У одних восприятия совершенно смутны, я называю их энтелехиями; у других они приобретают некоторую степень ясности и сопровождаются сознанием — это души; у третьих восприятия развиваются настолько, что они поднимают монады до познания необходимых истин, делая из них разумные души; наконец, в будущем они станут еще более отчетливыми и доведут разумные души до состояния более высокого, чем то, в котором они находятся в настоящее время.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать:

  1. Параграф VIII О различных видах восприятий; каким образом каждое из них заключает в себе бесконечное множество других восприятий
  2. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  3. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их
  4. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  5. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде
  6. ГЛАВА IV О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ ИСХОДИТЬ ИЗ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЖИВОТНЫЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ЧИСТО МАТЕРИАЛЬНЫМИ, И ОБЛАДАЮЩИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ СУЩЕСТВАМИ, ТО ОНИ НЕ МОГЛИ БЫ ЗАБОТИТЬСЯ О САМОСОХРАНЕНИИ, НЕ ОБЛАДАЙ ОНИ СВЕРХ ТОГО СПОСОБНОСТЬЮ К ПОЗНАНИЮ
  7. § 6. Обучение различным видам чтения
  8. § 3. Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
  9. § 2.10. Психологические особенности боевых действий военнослужащих в различных видах боя и в условиях применения ОМП.
  10. глава одиннадцатая О РАЗУМЕ, ОБ УМЕ И О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ РАЗУМА И УМА
  11. § 6. Восприятие человека детьми различного возраста
  12. I. УЧАСТИЕ ВРАЧА - СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОГОЭКСПЕРТА В ОСМОТРЕ ТРУПА НА МЕСТЕ ЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ 1. Особенности осмотра трупа при различных повреждениях и видах смерти
  13. ГЛАВА II ОБ ОПЕРАЦИЯХ РАЗУМА У ЧЕЛОВЕКА, ОБЛАДАЮЩЕГО ЛИШЬ ОБОНЯНИЕМ, И О ТОМ, КАК РАЗЛИЧНЫЕ СТЕПЕНИ УДОВОЛЬСТВИЯ И СТРАДАНИЯ ОКАЗЫВАЮТСЯ ПРИЧИНОЙ ЭТИХ ОПЕРАЦИЙ
  14. Параграф I О существовании монад