<<
>>

Параграф V О предустановленной гармонии

Мир явлений представляет нам связь между всеми частями вселенной; значит, связь существует между простыми объектами, из которых состоит вселенная. Если бы эти объекты действовали друг на друга, этого было бы достаточно, ч:тобы представить себе связь между ними.
Но в действительности этого нет. Каждый из них имеет свою особую, присущую ему силу, и эта сила производит в там ряд изменений, совершенно независимых от тех изменений, которые происходят в других объектах. Таким образом, монады являются, согласно этой теории, объектами изолированными и не имеющими между собой связи. Следовательно, тела также не имеют ее ни друг с другом, ни с господствующими монадами, с которыми — как я покажу ниже — они соединены. Однако ничто не мешает тому, чтобы рядьх^измененгей -имели отношения между собой и комбинировались друг с другом, стремясь к общей цвли, в таком же порядке, как если бы объекты реально действовали друг на друга. Если принять это, то можно представить себе между всеми частями вселенной определенную гармонию, в которой заключается вся их связь. Так, например, моя душа, или монада, господствующая над моим телом, последовательно испытывает различные восприятия и испытывала бы их одинаково и в том же самом порядке, если бы даже не была соединена ни с каким телом. Точно так же мое тело, не испытывая. никакого влияния души, непрерывно изменяет свои состояния, и эти изменения являются лишь результатом его устройства. Словом, в душе все происходит так, как если бы не было тела, а в'теле все происходит так, как если бы не было души. Но между обеими этими субстанциями существует гармония, ибо их изменения соответствуют друг другу точно так же, как если бы они заботились о взаимном сохранении, действуя друг на друга. Один только бог есть причина этой гармонии, ибо он предустановил ее. Это не следует понимать так, будто он сам определил изменения какой-либо одной из этих двух субстанций, чтобы согласовать их с тем, что должно происходить в другой. Но он учел то, что должно было произойти с каждой возможной субстанцией благодаря присущей ей силе, и. соединил те из них, где должно было обнаружиться это согласие. Представьте себе искусного мастера, который, предвидя все то, что вы завтра прикажете своему лакею,- изготовит автомат, выполняющий аккуратно все ваши приказания. То же самое происходит согласно теории предустановленной гармонии. Когда бог выбирает тело для души, то тело благодаря своему устройству в точности выполняет приказания последней. Когда душа избирается для тела, она в свою очередь кажется повинующейся, хотя в действительности она испытывает лишь изменения, производимые в ней присущей ей силой. Можно вообразить гармонию всей вселенной, если представить себе между всеми ее частями то соответствие, которое наблюдается между моим телом и моей душой. Но чтобы сделать это более наглядным, примем вместе с картезианцами учение о заполненности пространства. Согласно этой гипотезе, малейшее движение, должно ; 'Л' 73 передаваться на любое расстояние и действие какого-либо тела на один из наших органов не может быть только впечатлением от этого тела, оно должно быть также впечатлением от всех тел вселенной. Благодаря этому все части мира сосуществуют и следуют друг за другом таким образом, что модификации каждого тела определяются миром в целом; иначе говоря, всякое тело обладает известной фигурой, известным количеством движения лишь потому, что для этого имеется достаточное основание в нынешнем состоянии вселенной. Иначе рассматриваемое тело не было бы связано с другими телами, оно не было бы частью этого мира. Но явление заполненности пространства вполне аналогично реальности вещей; оно есть как бы образ ее. Таким образом, все связано в реальности, подобно тому как все кажется связанным в заполненном пространстве. Однако следует помнить, что эта связь не предполагает реальной зависимости между субстанциями; она предполагает ее лишь идеальным образом, и только в простонародном смысле и основываясь на видимости можно сказать, что они зависят друг от друга. Так, вместе с простым народом говорят: солнце встает, солнце заходит, хотя думают вместе с Коперником, что в действительности вращается Земля. Так как монады независимы друг от друга, то в действительности они существуют поодиночке. Таким образом, в реальности вещей нет ничего сложного и, следовательно, ничего заслуживающего названия целого или названия части. То, что называют целым и частью,— явления, заключенные в понятии тела и вытекающие исключительно из предустановленной гармонии между монадами. Если, сидя в концертном зале, вы вообразите звуки находящимися в воздухе и существующими независимо друг от друга, вы не найдете связи между ними. Представьте их затем в отношении к вашему органу слуха, и вы тотчас увидите, как они связываются между собой и образуют гармонические тона. То же самое можно сказать о всех явлениях вселенной.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф V О предустановленной гармонии:

  1. 3. Гармония противоположностей.
  2. 5. Поток становления и универсальная гармония
  3. Гармония с историей
  4. * Умеренность ^ Совершенная гармония
  5. ЗАКОН КОМПОЗИЦИИ И ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТИ (ГАРМОНИИ)
  6. 11. Гармония противоположностей и христианская идея спасения
  7. X ГАРМОНИЯ СОВЕСТИ СО СТРЕМЛЕНИЕМ К СЧАСТЬЮ
  8. Молитва по Марку Аврелию, или Гармония с миром
  9. 63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  10. «ГРЕЧЕСКОЕ ЧУДО»: СТРЕМЛЕНИЕ К ГАРМОНИИ И СОВЕРШЕНСТВУ
  11. Параграф X О превращениях животных
  12. ГАРМОНИЯ ВСЕЛЕННОЙ: ПРИНЦИП РАЦИОНАЛЬНОЙ ГУМАННОСТИ Ю.В. Артюхович, В.А. Полосухин
  13. Параграф I О существовании монад
  14. Параграф II О протяженности и движении