<<
>>

Параграф X О превращениях животных

Организованное тело ость такое тело, части которого находятся во взаимной гармонии, заставляющей их стремиться к одной и той же цели в таком порядке, при котором они кажутся действующими лишь в зависимости друг от друга.
Так, например, человеческое тело организованно, ибо все в нем устроено в таком соответствии, чтобы сообщать душе и делать видимыми для нее восприятия, иногда смутные и спутанные, иногда же до известной степени ясные и отчетливые. Но каждая монада соединена с некоторым телом, благодаря которому она представляет себе вселенную; значит, каждая монада обладает организованным телом, она обладает агрегатом простых объектов, которые подчинены ей. С этой точки зрения я называю ее господствующей энтелехией. Отсюда ясно, что в природе нет ничего мертвого: все в ней обладает чувствами, все одушевлено, и каждая частица материи есть мир сотворенных объектов, душ, энтелехий и животных бесконечного множества видов. Среди этого множества живых существ лишь немногим суждено появиться на той великой сцене, на которой мы играем столько различных ролей; но повсюду сцена одна и та же: они рождаются, размножаются и погибают, подобно нам. Однако нигде нет, собственно говоря, ни рождения, ни смерти. Так как природе монады свойственно представлять вселенную, то каждая монада соединена с некоторым телом, чтобы никогда от него не отделяться. Зачатие, рождение, разрушение представляют лишь метаморфозы и превращения, путем которых животные переходят из одного вида в другой. Так, гусеница становится бабочкой. Следовательно, никакая естественная машина никогда не разрушается, хотя благодаря потере своих грубых частей она становится столь малой, что делается недоступной чувствам, подобно тому как было недоступно чувствам животное до того, что мы называем его рождением. Благодаря различным превращениям она утрачивает иногда часть объектов, совокупностью которых она была, а иногда приобретает новые объекты; благодаря этому она -кажется то большой, то малой и как бы сконцентрированной, когда ее считают пропавшей, н© она всегда продолжает быть организованным телом. Таким образом, каждая монада остается связанной с телами, господствующей энтелехией которых она является. Благодаря этому животные продолжают существовать, подобно душам, и неуничтожимы, подобно последним. В этих превращениях все стремится, вероятно, к совершенству не только вселенной в целом, но и каждого сотворенного существа в частности. Поэтому тела развиваются лишь для того, чтобы сообщать господствующим энтеэтехия-м все более ясные и отчетливые восприятия и чтобы заставлять их переходить из одного класса существ в другой, более высокий. Таким образом, наши души не творятся в момент зачатия; они были сотворены вместе с миром и стали разумными, когда тела их достаточно разшыгисъ; гчтабы сообщить им восприятия с некоторой степенью' ясности. Точно так же они не уничтожаются со смертью. Так как каждая из них продолжает быть связанной со своим первым телом, они сохраняют свою личность и переходят в состояние более совершенное, чем то, которое они покидают. Другие монады, являющиеся пока лишь чистыми энтелехиями, испытывают в свою очередь подобные превращения38, и эти метаморфозы - будут продолжаться &о веки веков. Такова система монад. Нет ничего, что не могло бы быть объяснено ею, и трудности, неразрешимые в других системах, объясняются здесь самым понятным образом 39. Поэтому следует считать ее чем-то большим, чем простая гипотеза.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф X О превращениях животных:

  1. ТРАКТАТ О ЖИВОТНЫХ, В КОТОРОМ ПОСЛЕ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЗГЛЯДОВ ДЕКАРТА И Г-НА ДЕ БЮФФОНА ДЕЛАЕТСЯ ПОПЫТКА ОБЪЯСНИТЬ ГЛАВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЖИВОТНЫХ
  2. § 1. Превращение холопов в крепостных
  3. § 1. Превращение дани в феодальную ренту
  4. 5.1. Зональность физико-химических превращений
  5. Неожиданные превращения доктора Кауфмана
  6. Превращение бессмертия души в физический феномен
  7. О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ
  8. Превращение казацкого восстания в общенародную борьбу
  9. 1. Марксов подход к превращению стоимости в цену производства
  10. Параграф I О существовании монад
  11. Параграф II О протяженности и движении
  12. Параграф V О предустановленной гармонии
  13. Параграф III О пространстве и телах
  14. Параграф VI О природе объектов (etres)
  15. Глава 20 Высокие темпы роста ЯПОНСКОЙ ЭКОНОМИКИ. Превращение Японии В ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ центров империалистического соперничества (1957—1973)
  16. Параграф I Об определениях первой части «Этики» Спинозы
  17. Параграф [ О происхождении предрассудка относительно врожденных идей
  18. Параграф II О следствиях предрассудка относительно врожденных идей
  19. Параграф I На каких принципах этой системы должна остановиться критика
  20. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их