<<
>>

Параграф I О существовании монад

Существуют сложные вещи; следовательно, существуют лростые вещи, ибо нет ничего, что существовало бы без достаточного основания. Но основание сложности какой- либо вещи не может заключаться в других сложных вещах, ибо можно было бы в свою очередь спросить, откуда взялась сложность последних; таким образом, это основание находится в чем-то другом, и, значит, оно может быть только в простых вещах. Действительно, все, что существует,— это либо единицы, либо совокупности единиц (d'unites). Значит, то, что является единицей, не есть в свою очередь совокупность, иначе существовали бы совокупности единиц, хотя не было бы единиц, а это явное противоречие. Но единицей в собственном смысле слова, т. е. единицей, не представляющей совокупности, не может быть сложная вещь, т.е. вещь, представляющая совокупность. Следовательно, существуют вещи, которые просты, являясь единицами; на этом основании я буду называть их монадами. Некоторое время я был сторонником учения об атомах, ,н:о впоследствии понял, что в них невозможно найти принцип истинной единицы, так как непреодолимая сила сцепления внеположных частей атома не уничтожает их .различия. Я понял тогда, что существуют только "формальные атомы, т.е. реальные и абсолютно лишенные частей единицы, могущие быть началами, из коих "составлены вещи. Так как, монады просты, они не имеют частей; не имея 3 Кондильяк, т. 2 частей, они лишены протяжения; будучи лишены протяжения, они не имеют фигуры, не могут занимать пространства, или быть в каком-нибудь месте; не занимая пространства, они не могут двигаться. Вещи, реально протяженные, можно различать по занимаемому ими месту. Иное дело — монады. Чтобы их можно было различать, они должны обладать совершенно различными свойствами. Если бы две монады были одинаковы во всем, то, будучи по предположению двумя, они в действительности являлись бы лишь одной монадой. Протяжение, фигура, место, движение, не будучи свойственны ни одной монаде в частности, не могут быть свойственны также соединению монад. Совокупность непротяженных вещей не может обладать протяженностью. То же самое приходится сказать о месте, фигуре, движении. Таким образом, вселенная, или совокупность всех монад, не занимает пространства более реального, чем одна какая- нибудь простая вещь, и в этой совокупности нет, собственно говоря, ни протяжения, ни фигуры, ни движения, нет, одним словом, ничего того, что обыкновенно понимают под телом. Следовательно, эти вещи не надо рассматривать как реальности; они лишь явления, видимость, подобно цветам и звукам. Я должен сказать это заранее, чтобы предупредить недоразумения, которые может вызвать мое изложе ние, когда я вынужден буду употреблять слова «протяжение», «фигура», «движение», «тело».
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф I О существовании монад:

  1. Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной
  2. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их
  3. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде
  4. Параграф II Нельзя составить себе представления о том, что Лейбниц называет силой монад
  5. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  6. Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать
  7. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  8. §2. Существование объектов и существование предикатов
  9. Примечание [Лейбницевская монада]
  10. ГЛАВА VIII ШЕСТОЙ ПРИМЕР О МОНАДАХ
  11. ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ИЗЛОЖЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНАД
  12. ВТОРАЯ ЧАСТЬ ' ОПРОВЕРЖЕНИЕ СИСТЕМЫ МОНАД
  13. Параграф X О превращениях животных
  14. Параграф VI О природе объектов (etres)
  15. Параграф III О пространстве и телах
  16. Параграф V О предустановленной гармонии
  17. Параграф II О протяженности и движении