<<
>>

Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их

Я предположил наличие отношений между монадами, потому что действительно несколько вещей не могут существовать, не находясь в каких-нибудь отношениях между собой. Кроме того, отношения существуют между телами, значит, они должны существовать между монадами.
В самом деле, так как тела представляют собой лишь агрегаты, основание их свойств должно заключаться в простых объектах, из которых они составлены. Одним словом, надо представить себе, что между монадами существуют отношения и изменения отношений, как они существуют между явлениями, и что существует соответствие между отношениями монад и их изменениями, с одной стороны, и отношениями явлений и их изменениями—с другой. Пока мы знаем лишь то, чем не бывают монады, но этого мало, чтобы составить себе идею о существующих между ними отношениях. Если бы мы могли сказать о них лишь то, что они не протяженны, не обладают фигурой, не движутся и т.п., то отсюда следовало бы, что они для нас ничто. Отсутствие качеств означает небытие, а, чтобы быть, надо обладать чем-нибудь положительным. Монады суть простые субстанции. Поэтому понятие о нашей душе может служить образцом для идеи, которую мы хотим составить себе о них. Достаточно представить себе в каждой монаде нечто аналогичное ощущению и тому, что называется восприятием вообще, — вот что будет в ней положительного; она станет испытывать изменения, когда у нее будут различны^ восприятия. Но какова причина этих восприятий? С одной стороны, нельзя представить себе, чтобы монада могла изменяться, испытывать внутри своей субстанции какие-нибудь изменения от действия другой вещи. Действительно, так как она проста, то ничто не может выйти из ее субстанции, чтобы действовать на то, что вне ее, и ничто не может войти в нее, чтобы заставить ее испытывать действие извне. Таким образом, монады не действуют друг на друга, ни одна из них не воздействует и не подвергается воздействию, и, следовательно, происходящие с ними изменения не могут иметь своей первопричиной нечто находящееся вне их. С другой стороны, если мы рассмотрим сущность монад, мы и здесь не найдем основания происходящих с ними изменений. Сущность определяет в каком-нибудь объекте лишь то, что постоянно присуще ему; так, например, она определяет возможность изменений; но из того, что какое- либо изменение возможно, еще не следует, что оно имеет место в действительности. Таким образом, в каждой субстанции следует искать другое основание, благодаря которому можно понять, почему и каким образом становится действительным такое-то изменение, а не любое другое. Это основание я называю силой. Таким образом, в каждой монаде имеется сила, являющаяся причиной всех происходящих с ней изменений или всех испытываемых ею восприятий, и субстанцию можно определить как то, что содержит в себе причину своих изменений. Хотя понятие силы относится к области метафизики, тем не менее оно вполне понятно. Действительно, каждый может заметить в себе самом непрерывное усилие всякий раз, когда он хочет действовать. Так, если я хочу что- либо написать и кто-то удерживает мою руку, я непрерывно делаю усилие, и это усилие производит действие, лишь только мою руку освободят. Таким образом, пока длится усилие, я продолжаю писать, а лишь только оно прекратится, я перестаю писать. Следовательно, сила заключается в непрерывном усилии, направленном на то, чтобы действовать. Таким образом, когда я говорю о силе монад, я имею в виду то, что в них имеется некоторое усилие, некоторое непрерывное стремление к действию, т. е. к тому, чтобы произвести в них изменение, произведя новое восприятие. Действительно, так как изменения состояния представляют собой лишь восприятия, то сила, стремящаяся изменить состояние, стремится лишь произвести новые восприятия 34. Но так как каждый простой объект есть единица, то его сила тоже единица. Поэтому она не встречает ничего сопротивляющегося усилию, которое она непрерывно прилагает, чтобы действовать. Следовательно, она должна непрерывно производить новые изменения. Значит, состояние монад непрерывно изменяется, и, следовательно, они непрерывно испытывают новые восприятия.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их:

  1. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  2. Параграф II Нельзя составить себе представления о том, что Лейбниц называет силой монад
  3. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде
  4. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  5. Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать
  6. Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной
  7. ГЛАВА IX О СИСТЕМЕ ПРИВЫЧЕК У ВСЕХ ЖИВОТНЫХ; О ТОМ, КАК ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ПОРОЧНОЙ; О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ТЕМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ, ЧТО ОН СПОСОБЕН ИСПРАВЛЯТЬ СВОИ ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ
  8. Что такое заговорное слово и какой силой оно обладает?
  9. ГЛАВА V О ТОМ, ЧТО ЖИВОТНЫЕ ПРОИЗВОДЯТ СРАВНЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮТ СУЖДЕНИЯ, ЧТО ОНИ ОБЛАДАЮТ ИДЕЯМИ И ПАМЯТЬЮ
  10. ГЛАВА IV О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ ИСХОДИТЬ ИЗ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЖИВОТНЫЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ЧИСТО МАТЕРИАЛЬНЫМИ, И ОБЛАДАЮЩИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ СУЩЕСТВАМИ, ТО ОНИ НЕ МОГЛИ БЫ ЗАБОТИТЬСЯ О САМОСОХРАНЕНИИ, НЕ ОБЛАДАЙ ОНИ СВЕРХ ТОГО СПОСОБНОСТЬЮ К ПОЗНАНИЮ
  11. Параграф I О существовании монад