<<
>>

Параграф VIII О различных видах восприятий; каким образом каждое из них заключает в себе бесконечное множество других восприятий

Могут спросить, каким образом субстанция способна обладать восприятиями, т. е. действовать и производить в себе изменения, представляющие ей нечто, не обладая ни сознанием своих восприятий, ни сознанием того, что она себе представляет? Это, отвечу я, объясняется тем, что ее восприятия совершенно смутны.
Сообщите некоторым из них ясность, и она тотчас же начнет сознавать их; сообщите ясность некоторым другим восприятиям, и сознание ее еще более расширится, и так оно будет все больше расширяться по мере того, как будет сообщаться ясность все большему их числу Когда, например, я слышу шум моря, я слышу также адеум каждой отдельной волны. Но совокупный шум есть я;сное восприятие, которое я сознаю, а шум такой-то или дакой-то отдельной волны есть смутное восприятие, тонущее в совокупном восприятии. Я не могу отличить его от совокупного восприятия и не сознаю его. Если бы шум каждой волны был слышен в отдельности, то восприятие его не сливалось бы ни с каким другим, оно было бы ясным, и я сознавал бы его. Но шум этой волны сам состоит из шума, производимого каждой частицей воды; таким образом, и здесь мы имеем восприятие, возникающее из множества других, которых я не сознаю. Если разложить таким образом все наши восприятия, то не найдется ни одного, которое не разложилось бы на ряд других, сливающихся в одно-единственное восприятие благодаря нашему неумению анализировать их. Совокупное восприятие, получающееся из смешения нескольких других восприятий, я называю смутным. Таким образом, восприятие может быть одновременно ясным и смутным. Оно ясно благодаря тому, что я сознаю его; оно смутно, потому что я не различаю отдельных восприятий, результатом которых оно является. Наконец, оно становится отчетливым по мере того, как я вскрываю в нем большее число отдельных восприятий. Так, например, восприятие дерева отчетливо, потому что я различаю в нем ствол, ветви, листья и т.д. Но сколько бы мы ни разлагали наши восприятия, мы никогда не дойдем до абсолютно простых восприятий. Каждое из них как бы точка, в которой соединяется и сливается бесконечное множество ощущений. Так, например, ощущение цвета может представлять обладающий цветом предмет лишь постольку, поскольку оно образуется из смутных восприятий, которые представляют движения и фигуры, являющиеся физическими причинами этого цвета. Эти последние восприятия могут представлять названные движения и фигуры лишь постольку, поскольку они также возникают из смутных восприятий, которые представляют определения (determinations), являющиеся причиной движения и фигур, и так далее до первых определений монад. Следовательно, ощущение какого-либо цвета получается из бесконечного множества восприятий, сливающихся в одно-единственное восприятие. Если бы мы могли последовательно различить их, то сперва исчез бы цвет, и мы увидели бы лишь обладающие фигурой и различно движущиеся части протяжения. Вскоре после этого исчезли бы в свою очередь явления фигур и движения и остались бы только различные определения просты^ объектов. Так исчезает какой-либо цвет, когда микроскоп показывает нам все цвета, в результате смешения которых он был образован 37. Ясно, что, согласно этой теории, восприятия и представляют реальное состояние предметов, и не представляют его. Они представляют его благодаря тому бесконечному множеству ощущений, которых мы не сознаем. Но если учитывать лишь то, что мы различаем в них, то они не представляют его, они суть лишь явления, или видимость.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Параграф VIII О различных видах восприятий; каким образом каждое из них заключает в себе бесконечное множество других восприятий:

  1. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  2. Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать
  3. Замедленность и узость восприятий. Особенности обозрения. Малая диффе-реицированность ощущений и восприятии. Особенности восприятия картин. Развитие восприятий.
  4. Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной
  5. 2.1.2.4. Восприятие других модальностей.
  6. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их
  7. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде
  8. ГЛАВА и О СОСТОЯНИИ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДОСТАВЛЕННОГО САМОМУ СЕБЕ.; КАКИМ ОБРАЗОМ СЛУЧАЙНОСТИ, КОТОРЫМ ОН ПОДВЕРГАЕТСЯ, СПОСОБСТВУЮТ ЕГО ПРОСВЕЩЕНИЮ
  9. § 6. Восприятие человека детьми различного возраста
  10. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  11. 14.3. Политические лидеры: восприятие личности или восприятие имиджа?
  12. ГЛАВА VIII НА ЧТО НАПРАВЛЕНА ОЧЕВИДНОСТЬ ФАКТА и КАКИМ ОБРАЗОМ СЛЕДУЕТ СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ДЕЙСТВОВАЛА СОВМЕСТНО С ОЧЕВИДНОСТЬЮ РАЗУМА
  13. Глава 4 МИСТИЧЕСКАЯ БЕДНОСТЬ И ЛИШЕНИЯ, ЗАКЛЮЧАЮЩИЕ В СЕБЕ НАГРАДУ
  14. § 3. Характеристика грамматических навыков в различных видах речевой деятельности
  15. 4.2. Русские о себе и о других