<<
>>

Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной

Актуальное состояние монады соотносительно с актуальным состоянием всех прочих монад. Именно это поддерживает гармонию всей вселенной. Следовательно, каждое состояние монады выражает и представляет отношения, существующие между ней и остальными монадами; и так как она непрерывно изменяется, то она непрерывно проходит через новые репрезентативные состояния 56.
Но восприятия, следующие друг за другом в монаде, и различные состояния, через которые она проходит,— это одно и то же. Значит, каждое восприятие репрезентативно, и так как оно есть результат действия силы, присущей монаде, то лучше всего определить его как акт, посредством которого некоторая субстанция представляет себе нечто. Но так как все взаимосвязано, нет оснований ограничивать это представление. Значит, оно охватывает все, оно стремится к бесконечности, и, таким образом, каждое восприятие представляет актуальное состояние всей вселенной, а так как это состояние связано с прошлым, следствием которого оно является, и с будущим, которым оно чревато 35, то та же самая перцепция представляет прошлое, настоящее и будущее. Следовательно, можно было бы составить себе самую точную и подробную идею о вселенной, если бы в совершенстве было известно актуальное состояние одной-единственной монады 36. Однако монады представляют вселенную неодинаковым образом. Каждая из них представляет ее в соответствии со своим отношением к остальным объектам и, следовательно, под различным углом зрения. Она не представляет непосредственно вещей, имеющих к ней лишь отдаленное отношение. Так, например, какое-нибудь очень сложное тело не представляется непосредственно в простом объекте* но оно представляется так в теле менее сложном, чем оно само; это последнее представляется в другом теле, еще менее сложном, и т. д. Такое представление друг друга путем мельчайших переходов доходит мало-помалу до наименьших тел и заканчивается каким-нибудь простым объектом. Это должно быть так в силу принципа достаточного основания. Действительно, если бы представление переходило от одного тела к другому, не имеющему с первым теснейшей связи, это означало бы своего рода скачок, не поддающийся объяснению. Отсюда следует заключить, что в каждой части материи имеется бесконечное множество тел, из которых одни меньше других тел, размеры которых убывают путем бесконечно малых различий вплоть до того тела, которое самым непосредственным образом связано с простым объектом. Это единственная гипотеза, где не имеют места внезапные переходы. Таким образом, монада не может представлять вселенной, не будучи связана с каким-нибудь бесконечно малым телом. И так как природе каждой монады свойственно всегда представлять вселенную, ей также свойственно никогда не быть отделенной от своего тела.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Параграф VII Каким образом каждая монада есть репрезентация вселенной:

  1. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  2. Параграф IV / О том, что каждая монада обладает восприятиями и силой, производящей их
  3. Параграф VIII О различных видах восприятий; каким образом каждое из них заключает в себе бесконечное множество других восприятий
  4. ГЛАВА VII КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЕ ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ
  5. Параграф I О существовании монад
  6. Параграф IV О том, что Лейбниц не дает идеи восприятий, которые он приписывает каждой монаде
  7. Параграф II Нельзя составить себе представления о том, что Лейбниц называет силой монад
  8. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  9. Параграф IX О различных видах монад, соответствующих различным видам восприятий, которыми они могут обладать
  10. ГЛАВА XI Вселенная — это те же весы До чего же человек и невежествен и величествен одновременно, монсеньер! В то время как всякое тело словно таится от него, вселенная открывается его взору, и он постигает систему вещей, природа коих от него ускользает 21. Приведите в равновесие это коромысло весов на острие иголки, и Вы кончиком пальца заставите вращаться вокруг этого центра тела, находящиеся на оконечностях,— вот, до некоторой степени, образ вселенной, и именно так- Ньютон поддерживает е
  11. Каким образом Интернет «врастает» в бизнес ?
  12. Каким образом Интернет оказывает воздействие на набор персонала?
  13. ГЛАВА VI КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК ПРИОБРЕТАЕТ ЗНАНИЕ БОЖЕСТВА 116
  14. Каким образом могут определяться сроки уплаты налогов и сборов?
  15. Каким образом осуществляется защита прав налогоплательщиков (плательщиков сборов)?
  16. Каким образом определяется цена товаров, работ или услуг для целей налогообложения?