ГЛАВА ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
§ 1. Поднимемся ли мы, выражаясь метафорически, до небес, спустимся ли в бездну, мы писколько не выходим за пределы самих себя; и мы замечаем всегда только свою собственную мысль.
Каковы бы ни были наши знания, если мы хотим добраться до их происхождения, мы придем, наконец, к первой простой мысли, которая была предметом второй, а эта — предметом третьей, и так далее. В такой именно последовательности надо разбирать мысли, если мы хотим познать имеющиеся у нас идеи о вещах.§ 2. Было бы бесполезно спрашивать, какова природа наших мыслей. Первое размышление о самом себе может убедить, что у нас нет никакого средства для осуществления этого исследования. Мы ощущаем свою мысль; мы вполне отличаем ее от всего, что не является ею; мы даже отличаем все наши мысли друг от друга — этого достаточно. Беря это за отправную точку, мы исходим у из того, что знаем настолько ясно, что это не может ввести нас ни в какое заблуждение.
§ 3. Рассмотрим человека в первый момент его существования; его душа испытывает сначала различные ощущепия, такие, как свет, цвета, страдание, удовольствие, движение, покой; это его первые мысли.
§ 4. Понаблюдаем за нйм в тот момент, когда он начинает размышлять о том, что ощущения вызывают, в нем, и мы увидим, что он образует идеи о различных действиях души, таких, как воспринимание, воображение; это его вторые мысли.
Итак, сообразно тому, как воздействуют на нас внешние предметы, мы получаем различные идеи через наши органы чувств, а сообразно тому, как мы размышляем о действиях, которые ощущения вызывают в нашей душе, мы приобретаем все идеи, которых мы не смогли бы получить от внешних вещей
§ 5. Следовательно, ощущения и действия души представляют собой материалы всех наших знаний — материалы, которые пускает в дело размышление, отыскивая посредством их сочетания отношения, которые они в себе содержат.
Но здесь успех всецело зависит от обстоятельств, при которых это происходит. Наиболее благоприятны те обстоятельства, при которых нам встречается наибольшее количество предметов, пригодных для упражнения нашей способности размышления. Например, особо благоприятные условия, в которых находятся те, кому суждено управлять людьми, дают возможность составить себе очень широкий взгляд на вещи; и те условия, которые постоянно воспроизводятся в высшем свете, формируют тот вид ума, который называют естественным, поскольку он не является плодом учения и нельзя заметить причины, которые его порождают. Сделаем вывод, что нет идей, которые не были бы приобретены: первые идеи приходят непосредственно от органов чувств; другие доставляются опытом и умножаются по мере того, как люди становятся более способными размышлять.§ 6. Первородный грех сделал душу столь зависимой от тела, что многие философы смешали эти две субстанции. Они думали, что первая субстанция представляет собой лишь то в теле, что легче всего, тоньше всего и больше всего способно к двия^ению; но это мнение есть следствие того, что они мало заботились о том, чтобы рассуя^дать на основе точных идей. Я спрашиваю их, что разумеют они под телом. Если они хотят ответить точно, то не скажут, что это единая субстанция, а будут рассматривать ее как соединение, собрание субстанций. Если мысль принадлежит телу, то это, стало быть, будет означать, что она принадлежит ему как соединению и собранию, или что мысль является свойством кая^дой субстанции, которая составляет это соединение. Но ведь эти слова — соединение и собрание — означают лишь внешнюю связь между многими вещами, способ существовать в зависимости друг от друга. Учитывая это объ- единение, мы рассматриваем их как образующие одно целое, хотя в действительности они не более едины, чем если бы они были раздельны. Следовательно, слова единая субстанция представляют собой лишь абстрактные термины, которые предполагают вые нас не единую субстанцию, а множество субстанций. Следовательно, тело, будучи соединением и собранием, не может быть носителем мысли.
Можем ли мы разделить мысль между всеми субстанциями, из которых составлено тело? Прежде всего это будет невозможно, если мысль лишь единое и неделимое восприятие.
Во-вторых, нужно будет отвергнуть это предположение и в том случае, если мысль образована из нескольких восприятий. Если А, Б, С — три субстанции, входящие в состав тела,— разделяют между собой три различных восприятия, то я спрашиваю, где их сравнивают. Это не будет в А, так как оно не сможет сравнивать восприятие, которое оно имеет, с теми, которых оно не имеет. По той же самой причине это не будет ни в В, ни в С. Значит, нужно будет допустить точку объединения — субстанцию, которая будет в одно и то же время простым и неделимым носителем этих трех восприятий; следовательно, субстанцию, отличную от тела; одним словом, душу.§ 7. Я не знаю, как мог Локк утверждать48, что мы, вероятно, никогда не сможем узнать, не наделил ли бог какое-нибудь скопление материи, устроенное определенным образом, способностью мыслить. Не следует думать, что для решения этого вопроса нужно познать сущность и природу материи. Рассуждения, которые основываются на этом неверном представлении, совершенно вздорпы. Достаточно заметить, что носитель мысли должен быть один. Но ведь скопление материи есть не одно, а множество 49.
§ 8. Поскольку душа отлична от тела, тело может быть лишь окказиональной причиной 15 того, что, по-видимому, порождается в ней. Отсюда следует сделать вывод, что наши органы чувств суть лишь окказионально источник наших знаний. Но то, для возникновения чего какая-то вещь служит поводом, может возникать и без нее, так как следствие зависит от своей окказиональной причины лишь при определенном предположении. Значит, душа может приобретать знания совершенно без помощи органов чувств. До грехопадения она находилась в условиях (systeme), совершенно отличных от тех, в которых она находится теперь. Свободная от невежества и вожделения, она властвовала над своими чувствами, приостанавливала их деятельность и изменяла ее по своему усмотрению. Таким образом, она имела идеи, предшествующие пользованию органами чувств. Но дело резко изменилось из-за ее ослушания. Бог лишил ее всей этой власти — она стала настолько зависима от органов чувств, как если бы они были физической причиной того, лишь окказиональной причиной чего они явля-, ются; и нет для нее никакого знания, кроме того, которое они ей сообщают.
Отсюда невежество и вожделение. Это то состояние души, которое я намереваюсь исследовать, единственное, которое может быть объектом фило-. Софии, так как это единственное, что опыт позволяет познать. Поэтому, когда я скажу, что у нас нет идей, которые не приходят к нам от органов чувств, нужно хорошо помнить, что я говорю только о том состоянии, в котором мы находимся после грехопадения. Это утверя^- дение, если отнести его к душе, находившейся в состоянии невинности, или к ней же после ее отделения от тела, было бы совершенно ложным. Я не рассматриваю знания души в этих двух последних состояниях, потому что я могу рассуждать только на основании опыта. К тому же, если для нас очень важно — ив этом нельзя сомневаться — познать способности, пользование которыми бог сохранил нам, несмотря на грехопадение нашего праотца, то бесполезно пытаться угадать те способности, которые он у пас отнял и возвращает нам лишь после этой жизни.Поэтому я ограничиваюсь, повторяю, нынешним состоянием. Речь не идет и о том, чтобы рассматривать душу как независимую от тела, потому что ее зависимость слишком хорошо установлена, и не как единую с телом в системе, отличной от той, в которой мы пребываем. Нашей единственной целью должно быть — сообразоваться с опытом и рассуждать на основании фактов, которые никто не смог бы подвергнуть сомнению.
Еще по теме ГЛАВА ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДУШОЙ И ТЕЛОМ:
- ГЛАВА ПЕРВАЯ О МАТЕРИАЛАХ НАШИХ ЗНАНИЙ И О РАЗЛИЧИИ МЕЖДУ ДУШОЙ И ТЕЛОМ
- ГЛАВА XII О ГИПОТЕЗАХ
- Глава первая ОБ ИДЕЯХ ВООБЩЕ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИИ
- Глава тринадцатая О ПРОСТЫХ МОДУСАХ, И ПРЕЖДЕ ВСЕГО О ПРОСТЫХ МОДУСАХ ПРОСТРАНСТВА
- Глава шестая ОБ ИМЕНАХ СУБСТАНЦИИ 1.
- ГЛАВА ПЯТАЯ СООТНОШЕНИЕ АТРИБУТОВ ЦЕРКВИ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
- ПИСЬМО ПЕРВОЕ ЭМПИРИЯ И ИДЕАЛИЗМ
- КАНОНИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В МИРЕ ЗНАНИЯ: ЗАМЕТКА О ГНОСЕОЛОГИИ НЬЯИИ
- Глава VРАЗБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖЬЕГО,ДАННЫХ ДЕКАРТОМ, МАЛЬБРАНШЕМ,НЬЮТОНОМ II Т. Д.
- Глава 10. Становление и развитие клинической психологии
- ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
- Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ