<<
>>

О ТОМ, ЧТО ОСОБИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ВИДА ДЕЙСТВУЮТ ТЕМ ЕДИНООБРАЗНЕЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ ОНИ СТАРАЮТСЯ ПОДРАЖАТЬ ДРУГ ДРУГУ, И ЧТО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛЮДИ ТАК ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ИЗ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ ОНИ БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОННЫ К ПОДРАЖАНИЮ

Обыкновенно думают, что все животные, принадлежащие к одному и тому же виду, делают одно и то же лишь потому, что они стараются подражать друг другу, и что люди тем менее подражают друг другу, чем более отличаются друг от друга их поступки. Поэтому название этой главы будет принято за парадокс; но такова судьба всякой истины, идущей вразрез с общепринятыми предрассудками. Однако мы сумеем доказать эту истину, когда мы рассмотрим возникновение привычек. Привычки возникают из потребности упражнять свои способности, и, следовательно, число привычек пропорционально числу потребностей. Но у животных, очевидно, меньше потребностей, чем у нас; научившись питаться, укрываться от непогоды и защищаться от своих врагов или убегать от них, они знают все то, что необходимо для их самосохранения. Средства, употребляемые ими для удовлетворения своих потребностей, просты; они одинаковы для всех особей одного и того же вида; природа, по-видимому, позаботилась для них обо всем, оставив на их долю лишь немногое; одним она дала силу, другим — ловкость, а всем — пищу, не требующую приготовления. Словом, так как все особи одного и того же вида руководствуются в своем поведении одним и тем же принципом, действуют ради одних и тех же целей и пользуются одинаковыми средствами, то они должны усваивать одни и те же привычки, делать одни и те же вещи и делать их одним и тем же способом. Поэтому если бы животные жили в одиночку, не общаясь вовсе друг с другом и, следовательно, не будучи в состоянии подражать друг другу, то в их операциях было бы то же единообразие, которое мы наблюдаем в руководящем ими принципе и в употребляемых ими средствах. Но у животных, даже у тех, которые образуют некоторого рода общество, наблюдается лишь ничтожный обмен идеями (commerce d'idees).
Поэтому каждое животное ограничено своим собственным опытом. Не будучи в состоянии сообщать друг другу свои открытия и свои индивидуальные ошибки, они с каждым поколением снова начинают учиться тому же самому и останавливаются после того, как вновь добиваются тех же самых успехов; их общество в целом оказывается в том же неведении, что и каждая отдельная особь; их операции приводят всегда к одним и тем же результатам. То же самое было бы и с людьми, если бы они жили в одиночку и не могли делиться друг с другом своими мыслями. Будучи ограничены немногими абсолютно необходимыми для их самосохранения потребностями и имея возможность удовлетворять их лишь при помощи одинаковых средств, они действовали бы все одинаковым образом, и все поколения походили бы друг на друга. И действительно, одинаковы у всех людей те операции, относительно которых они не думают подражать друг другу. Дети учатся осязать, видеть и т. д. не путем подражания; они учатся этому стихийно, и тем не менее они все осязают и видят одинаковым образом. Однако если бы люди жили в одиночку, то различие места и климата поставило бы их необходимым образом в различные условия; оно вызвало бы разнообразие в их потребностях и, следовательно, в их поведении. Каждый производил бы самостоятельно опыты, диктуемые ему его положением; каждый приобретал бы свои особенные знания; но их успехи были бы ограниченны, и они мало отличались бы друг от друга. Таким образом, лишь в обществе наблюдается более или менее значительное различие между людьми. В обществе люди сообщают друг другу свои потребности, свой опыт; они подражают друг другу, и благодаря этому образуется масса знаний, растущая от поколения к поколению. Не все одинаково содействуют этим достижениям,. Большинство людей рабски подражают друг другу; изобретатели встречаются крайне редко, и даже онй начинают с подражания, причем каждый прибавляет очень немногое к тому, что он застает до себя. Но когда общество достигает известного совершенства, то граждане в нем разделяются на различные классы и начинают подражать различным образцам. Каждый, будучи воспитан в том состоянии, к которому он предназначен своим происхождением, делает то, что он видит вокруг себя, и делает это так, как, он видит, делают другие. В течение продолжительного времени другие заботятся вместо него о его потребностях, размышляют вместо него, а он усваивает сообщаемые ему привычки; но он не ограничивается тем, что подражает одному какому-нибудь человеку; он подражает всем лицам из своего окружения, и поэтому он не походит в точности ни на одно из них. Словом, люди оказываются под конец столь различными лишь потому, что они начали с подражания и продолжают оставаться подражателями, а животные одного и того же вида действуют все одним и тем же способом лишь потому, что не обладают нашей способностью подражать друг другу 12, и вследствие этого их общество не способно добиться тех успехов, которые изменяют одновременно и наше состояние, и наше поведение 113.
<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения. Том 2. с.. 1980

Еще по теме О ТОМ, ЧТО ОСОБИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ВИДА ДЕЙСТВУЮТ ТЕМ ЕДИНООБРАЗНЕЕ, ЧЕМ МЕНЬШЕ ОНИ СТАРАЮТСЯ ПОДРАЖАТЬ ДРУГ ДРУГУ, И ЧТО, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛЮДИ ТАК ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ЛИШЬ ПОТОМУ, ЧТО ИЗ ВСЕХ ЖИВОТНЫХ ОНИ БОЛЕЕ ВСЕГО СКЛОННЫ К ПОДРАЖАНИЮ:

  1. ГЛАВА IV О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ ИСХОДИТЬ ИЗ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ ЖИВОТНЫЕ ОКАЗЫВАЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО И ЧИСТО МАТЕРИАЛЬНЫМИ, И ОБЛАДАЮЩИМИ ОЩУЩЕНИЯМИ СУЩЕСТВАМИ, ТО ОНИ НЕ МОГЛИ БЫ ЗАБОТИТЬСЯ О САМОСОХРАНЕНИИ, НЕ ОБЛАДАЙ ОНИ СВЕРХ ТОГО СПОСОБНОСТЬЮ К ПОЗНАНИЮ
  2. ГЛАВА V О ТОМ, ЧТО ЖИВОТНЫЕ ПРОИЗВОДЯТ СРАВНЕНИЯ, СОСТАВЛЯЮТ СУЖДЕНИЯ, ЧТО ОНИ ОБЛАДАЮТ ИДЕЯМИ И ПАМЯТЬЮ
  3. ГЛАВА IX О СИСТЕМЕ ПРИВЫЧЕК У ВСЕХ ЖИВОТНЫХ; О ТОМ, КАК ОНА МОЖЕТ БЫТЬ ПОРОЧНОЙ; О ТОМ, ЧТО ЧЕЛОВЕК ОБЛАДАЕТ ТЕМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ, ЧТО ОН СПОСОБЕН ИСПРАВЛЯТЬ СВОИ ДУРНЫЕ ПРИВЫЧКИ
  4. ГЛАВА II О ТОМ, ЧТО ЕСЛИ ЖИВОТНЫЕ ОЩУЩАЮТ, ТО ОНИ ОЩУЩАЮТ ТАК ЖЕ, КАК МЫ
  5. ГЛАВА I О ТОМ, ЧТО ЖИВОТНЫЕ НЕ являются ПРОСТЫМИ АВТОМАТАМИ, И О ТОМ, ПОЧЕМУ ЛЮДИ СКЛОННЫ СОЧИНЯТЬ СИСТЕМЫ, ЛИШЕННЫЕ ВСЯКОГО ОСНОВАНИЯ
  6. Чем солиднее издательство, агент или редакция, тем ниже шансы, что они ведут переписку с авторами по электронной почте.
  7. «РАЗВЕ ПРИМЕНЕНИЕ РОДИТЕЛЯМИ МЕТОДА 1 НЕ ОПРАВДАНО ТЕМ, ЧТО ОНИ МУДРЕЕ?»
  8. Методологическая проблема: знают ли люди, что они делают?
  9. Выборы-95 и что они принесли
  10. Покажите им, что они вам не безразличны
  11. Параграф V О том, что непонятно, каким образом в каждой монаде может быть бесконечное множество восприятий и каким образом они могут представлять вселенную
  12. Параграф III О том, что Лейбниц не доказал, что монады обладают восприятиями
  13. Глава LXII. О силе и должности караулов, как в городе, так и в лагере, и что при том внимать надлежит каждому 1.
  14. Как представлять людей друг другу
  15. Глава XО ТОМ, ЧТО ЛЮДИ НИЧЕГО НЕ МОГУТВЫВЕСТИ ИЗ ВНУШАЕМЫХ ИМ ИДЕЙ О БОЖЕСТВЕ;О НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И БЕСПОЛЕЗНОСТИИХ ПОВЕДЕНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОЖЕСТВУ