<<
>>

ГЛАВА VIII ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ

Рассматривая наши ощущения как репрезентативные 9, мы видели, что из них рождаются все наши идеи и все операции рассудка. Если же мы будем рассматривать их как приятные или неприятные, мы увидим, что из них рождаются все операции, которые относят к воле.

„ „ Хотя ПОД СЛОВОМ «страдать» ПОНИ-

Потреоность

г мают, по существу, «испытывать

неприятное ощущение», несомненно, что утрата приятного ощущения является в большей или меньшей степени страданием.

Однако нужно заметить, что «быть лишенным» и «не обладать» означают не одно и то же. Можно никогда не пользоваться вещами, которыми не обладаешь; можно даже не знать их. Но совершенно иначе обстоит дело с вещами, которых нас лишили: мы не только знаем их, но у нас есть привычка ими пользоваться или по крайней мере воображать удовольствие, которое может обещать пользование ими. Ведь подобная утрата является страданием, которое, в частности, называют потребностью. Иметь потребность в какой-то вещи — значит страдать от того, что ее лишены.

Это страдание в своей наиболее сла- еудо ство ф0рМе есть меньшая боль, чем

состояние, в котором мы чувствуем себя нехорошо, в котором нам не по себе; я называю это состояние неудобством,

Неудобство заставляет нас делать Беспокойство Г Ґ*

движения, чтобы доставить себе вещь,

потребность в которой мы испытываем. Значит, мы не можем оставаться в полном покое; по этой причине неудоб^ ство получает название беспокойства. Чем больше мы находим препятствий к пользованию этой вещью, тем больше наше беспокойство; а это состояние может стать мучением.: Жеіание Потребность нарушает наш покой,

или вызывает беспокойство, лишь потому, что направляет способности тела и души на предметы, утрата которых заставляет нас страдать. Мы вспоми- наем удовольствие, которое они нам доставляли; размышление дает нам возможность судить об удовольствии, которое они могли бы нам доставить; воображение преувеличивает его, и, чтобы пользоваться этими предметами, мы делаем все движения, на которые способны.

Таким образом, все наши способности направляются на предметы, в которых мы чувствуем потребность; и эта направленность есть по существу то, что мы называем желанием.

Поскольку естественно усваивать трасти привычку пользоваться приятными

вещами, так же естественно усваивать привычку желать их; а желания, превращенные в привычки, называются страстями. Подобные желания до некоторой степени постоянны; во всяком случае, если они время от времени 'И прекращаются, то возобновляются по самому ничтожному поводу. Чем они сильнее, тем неистовее страсти.

Если, когда мы желаем какую-ни-

? в 21 ТІЙ НС Т? А

будь вещь, мы полагаем, что получим ее, тогда это суждение, соединенное с желанием, порождает надежду.

Другое суждение породит волю: мы я порождаем именно волю, когда опыт

создает у нас привычку полагать, что мы не должны встретить какое-либо препятствие нашим желаниям. «Я хочу» означает «я желаю», и ничто не может противиться моему желанию; все должно ему содействовать.

г, Таково в собственном смысле значе-

Другое значение тт

слова воля ние слова воля. Но принято прида

вать ему более широкое значение; под волей понимается способность, которая включает в себя все привычки, возникающие из потребности,— желания, страсти, надежду, отчаяние, страх, доверие, высокомерие и многие другие, идеи которых легко вызвать у себя 10.

Мышление Наконец, СЛОВО мышление, еще более

общее, обозначает все способности рассудка и все способности воли. Ибо мыслить — это значит ощущать, обращать внимание, сравнивать, судить, размышлять, воображать, рассуждать, желать, иметь страсти, надеяться, бояться и т. д. («Трактат о животных», ч. II, гл. 8, 9 и 10).

Мы разъяснили, как способности души последовательно рождаются из ощущения; понятно, что они являются не чем иным, как ощущением, которое преобразуется, чтобы стать каждой из них.

Во второй части этого сочинения мы намереваемся раскрыть все искусство рассуждения. Таким образом, нам предстоит подготовиться к этому исследованию; и мы будем к нему готовиться, пытаясь рассуждать по вопросу простому и легкому, хотя люди склонны судить о нем иначе, когда думают об усилиях, которых потребовало обсуждение этого вопроса вплоть до настоящего времени, хотя он излагался весьма плохо. Это будет предметом следующей главы.

<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения в трех томах. Том 3. Мысль - 338 с.. 1983

Еще по теме ГЛАВА VIII ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ:

  1. ГЛАВА2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКЫНОВ XV—XVIII ВЕКОВ
  2. ГЛАВА VIII ПРОДОЛЖЕНИЕ ТОЙ ЖЕ ТЕМЫ
  3. ГЛАВА XXV
  4. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  5. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века
  6. Глава 8 Коммунизм против демократии
  7. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  8. Глава 17 ГУМАНИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕОГРАФИЯ
  9. Глава 21 НАЦИИ И НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО
  10. Глава 26 ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СБОРКИ СОВЕТСКОГО НАРОДА
  11. Глава 15 А где был тогда дворянин? (Прибалтийские счеты)
  12. Глава X УПРАВЛЕНИЕ И СУД ПРИ «СТАРОМ ПОРЯДКЕ»
  13. ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПО СЛЕДАМ МАГДАЛИНЫ
  14. ГЛАВА ШЕСТАЯ НАСЛЕДИЕ ТАМПЛИЕРОВ
  15. ГЛАВА СЕДЬМАЯСЕКС: ВЫСШЕЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЕ