ГЛАВА VI
ОБ УДОВОЛЬСТВИИ, СТРАДАНИИ, ПОТРЕБНОСТЯХ
И ЖЕЛАНИЯХ ЧЕЛОВЕКА, ;
ОБЛАДАЮЩЕГО ТОЛЬКО ОСЯЗАНИЕМ
§ 1. Статуя испытывает Сообщим нашей статуе способность удовольствие пользоваться всеми своими членами от различения различных перед тем как исследовать, каким частей своего тела - ^
образом она приобретет познания,
посмотрим, каковы ее потребности.
Их источником будут различные виды удовольствия
и страдания, потому что об осязании следует рассуждать так же, как мы рассуждали о других ощущениях.
Первоначально удовольствие статуи, равно как и ее существование, казалось ей сосредоточенным в одной точке. Но затем оно мало-помалу распространилось в той же последовательности, что и основное ощущение, ибо статуе доставляет удовольствие замечать это ощущение, когда она начинает различать разные части своего тела, лишь бы это ощущение не сопровождалось никакими болезненными ощущениями.
Самое большое удовольствие для
§ 2. От своего движения детей СОСТОИТ, ПО-ВИДИМОМу, В ДВИ-
жении; даже падения не отвращают их от этого. Повязка на глазах не так огорчит их, как веревка, мешающая им пользоваться руками и ногами. Действительно, имен но движению они обязаны самым ясным сознанием своего существования. Зрение, слух, обоняние, вкус, по- видимому, ограничивают это сознание одним каким-нибудь органом; движение же распространяет его на все части тела и дает возможность пользоваться всем телом.
Если движение представляет для детей самое любимое удовольствие, то тем более это относится к нашей статуе, ибо она не только не знает ничего, что могло бы отвлечь ее от этого, но и убеждается в том, что только движение может доставить ей все доступные для нее удовольствия.
„ Л Ей будут особенно нравиться тела, не
§ 3. От того, ^
что она берет В руки причиняющие ей боли; она будет
очень чувствительна к гладким телам и их приятной поверхности, и ей будет приятно находить в них в случае нужды прохладу или теплоту.
Иногда ей будут нравиться те предметы, с которыми она будет обращаться с большей легкостью; таковы предметы, особенно подходящие по своей величине и фигуре к размерам и форме ее руки. В других случаях ей будет доставлять удовольствие то удивление, какое вызывает у нее их объем и трудность обращения с ними. Изумление, которое вызовет у нее, например, пространство, открываемое ею вокруг, сделает для нее приятным передвижение ее т?ела с одного места на другое.
9*
259
Твердое и жидкое состояния, твердость и мягкость, движение и покой будут представлять для нее приятные ощущения, ибо, чем больше контраст между ними, тем больше они привлекают к себе ее внимание и тем скорее становятся заметны.
, л Но особенным источником удоволь-
§ 4. От составления 17
идей о них ствия станет для нее привычка
сравнивать и судить. Она теперь не будет трогать предметов ради одного только удовольствия держать их в руках; она захочет знать отношения между ними, и она испытает столько приятных ощущений, сколько составит себе новых идей. Одним словом, удовольствия будут возникать у нее под руками на каждом шагу. Становясь все более интенсивным и умножаясь в числе, они под конец превзойдут ее силы. Тогда к ним начнет примешиваться утомление; мало-помалу они исчезнут; наконец, у нее останется только чувство усталости, и отдых станет для нее самым большим удовольствием.
е _ „ Что касается страдания, то, испыты-
§ 5. Испытывая ощущения ^
осязания, она больше вая Ощущения осязания, она будет подвержена страданию, чаще подвержена ему, чем испыты- чем испытывая другие вая другие Ощущения. НереДКО Даже ощущения она найдет интенсивность осязания
значительно большей, чем интенсивность известных ей удовольствий. Но статуя обладает тем преимуществом, что удовольствия находятся в ее распоряжении, а страдание ощущается лишь периодически.
§ 6. В чем заключаются В СЛУЧаЄ ДРУГИХ ОЩУЩЄНИЙ f ЖЄЛа" ее желания? ние заключалось главным образом в
усилии душевных способностей представить ей какую-нибудь приятную идею самым ярким образом. Эта идея была единственным наслаждением, которое она сама могла доставить себе, ибо не в ее власти было вызывать у себя ощущения. Но желания, на которые она способна в случае осязания, вызывают усилия всех частей тела, стремящихся двигаться и получать ощущения от всех доступных осязанию предметов. Даже мы, желая чего-нибудь сильно, чувствуем, что наши желания содержат в себе это двойное стремление душевных и телесных способностей. В этом случае наслаждение не ограничивается одними только идеями, вызываемыми воображением. Оно простирается вовне на все доступные предметы, и Жё- лания теперь уже не задерживают внимания нашей статуи на ее собственных состояниях, как это было в случае другик ощущений, а влекут ее непрестанно вне ее.
- „ т» о В результате ее любовь, ненависть,
§ 7. Каков предмет их/
воля, надежда, страх не направляются более только на ее собственные состояния; теперь она любит, ненавидит, надеется, боится, желает осязаемых предметов.
Таким образом, она больше не ограничивается тем, чтобы любить себя; но ее любовь к телам есть результат ее любви к самой себе; любя их, она стремится только получить удовольствие или избежать страдания; и это должно научить ее, как вести себя в пространстве, которое она начинает открывать.