<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

Наукой, которая больше всего способствует тому, чтобы сделать ум ясным, точным и обширным, и которая, следовательно, должна готовить его для изучения всех других наук, является метафизика.

Теперь во Франции ею настолько пренебрегают, что многим читателям это, несомненно, покажется парадоксом. Признаюсь, было время, когда я придерживался такого же мнения. Из всех философов метафизики казались мне наименее мудрыми: их сочинения ничему меня не учили; я находил там почти повсюду лишь призраки и ставил в вину метафизике заблуждения тех, кто ее разрабатывал. Я хотел развенчать эти превратные представления и добраться до причины стольких ошибок. Для достижения этой цели самыми подходящими оказались представления, наиболее далекие от истины. Едва я узнал, сколь мало надежны пути, которыми следовали метафизики, как я счел, что усмотрел направление, которое я должен избрать. Мне показалось, что в метафизике и в этике можно рассуждать с такой же точностью, как и в геометрии; создавать себе, так же как и геометры, правильные идеи; так же как и они, точно определять применяемые выражения, не допуская никакого изменения их смысла, и, наконец, предписать себе — быть может, лучше, чем они,— достаточно простой и достаточно удобный путь достижения очевидности.

Следует различать два вида метафизики. Одна метафизика — претенциозная — хочет проникнуть во все тайны; природа, сущность бытия, самые скрытые причины — вот что ее прельщает и чта она надеется раскрыть; другая метафизика — более скромная — соразмеряет свои исследования со слабостью человеческого ума, и поэтому, мало обеспокоенная тем, что должно от нее ускользнуть, жад- пая к тому, что она можег постичь, она умеет держаться в назначенных ей границах Первая представляет всю природу как некие чары, которые неизбежно рассеиваются, как и эта метафизика; вторая, старающаяся видеть вещи лишь такими, каковы они на самом деле, так же проста, как сама истина.

В первой нагромождаются бесчисленные заблуждения и ум довольствуется расплывчатыми понятиями и словами, не имеющими никакого смысла; во второй приобретают мало знаний, но избегают заблуждения —ум становится правильным и всегда образует отчетливые идеи.

Философы особенно упражняются в первой и рассматривают вторую лишь как второстепенную часть, едва заслуживающую названия метафизики. Я думаю, что в этом отношении Локк — единственное исключение: он ограничился изучением человеческого ума и успешно решил эту задачу. Декарт не знал ни происхождения, ни образования наших идей Именно этому следует приписать неудовлетворительность его метода; ибо мы не найдем надежного способа управлять нашими мыслями, пока не узнаем, как они образованы. Мальбранш, который из всех картезианцев лучше всего разглядел причины наших заблуждений, то ищет в материи сравнения для объяснения способностей души 42, то теряется в интеллигибельном мире, где он, как ему представляется, нашел источник наших идей 43. Другие создают и уничтожают нечто самосущее (etres), присоединяя его к нашей душе или отнимая его от нее по своему усмотрению, и полагают, что при помощи этих выдумок объясняют различные действия нашего ума и способ, каким он приобретает знания или лишается их 44. Наконец, лейбницианцы делают из этой субстанции, [из души], гораздо более совершенное самосущее —- это, по их учению, микрокосм, живое зеркало Вселенной; и с помощью способности представлять все, что существует, способности, которой они наделяют эту субстанцию, они льстят себя надеждой, что объяснили ее сущность, природу и все свойства6. Таким образом, каж- дый прельщается своей собственной системой. Мы видим лишь то, что нас окружает, а думаем, что видим все, что есть: мы — как дети, которые воображают, будто на краю равнины они коснутся рукой неба.

Не бесполезно ли в таком случае читать философов? Но кто смог бы льстить себя надеждой преуспеть больше, чем столько гениев, вызвавших восхищение своего века, не изучив их хотя бы для того, чтобы извлечь пользу из познания их ошибок? Для всякого, кто сам хочет преуспеть в отыскании истины, важно узнать промахи тех, кто полагал, будто открыл путь к ней.

Опыт философа, так же как и опыт кормчего, состоит в знании подводных камней, на которые натолкнулись другие; а без этого знания никакой компас не может указать ему дорогу.

Раскрытия заблуждений философов недостаточно, если не проникнуть в их причины: нужно, рассмотрев одну причину за другой, добраться до первой в их цепи, ибо среди них имеется одна причина, которая должна быть одной и той же для всех тех, кто впадает в заблуждение, и которая представляет собой как бы единственную точку, откуда начинаются все пути, ведущие к заблуждению. Быть может, тогда рядом с этой точкой будет видна другая, с которой начинается единственный путь, ведущий к истине.

Наш главный предмет, который мы никогда не должны терять из виду,— это изучение человеческого ума не для того, чтобы открыть его природу, а для того, чтобы познать его действия, проследить, посредством какого искусства они сочетаются и как мы должны ими управлять, чтобы достичь всего того умственного развития, на которое мы способны. Нужно доискаться происхождения наших идей, выяснить, как они образуются, следовать за ними до границ, предначертанных им природой, установить этим путем объем и пределы наших знаний и возродить весь человеческий рассудок.

Успешно проводить эти исследования мы можем ТОЛЬКО путем наблюдения, и мы должны лишь стремиться обнаружить тот изначальный опыт, который никто не сможет подвергнуть сомнению и который достаточен для объясиепия всех других. Этот путь должен ясно показать, каков источник наших знаний, каковы их материалы, какой причиной они приводятся в действие, какие орудия при этом применяются и как нужно ими пользоваться.

Я, кажется мне, нашел решение всех этих проблем как в связи идей со знаками, так и в связи между идеями; об этом можно будет судить по мере чтения данного сочинения 7.

Понятно, что мое намерение состоит в приведении к единому принципу всего относящегося к человеческому рассудку, и этот принцип не будет ни расплывчатым предложением, ни абстрактной максимой, ни необоснованным предположением; этот принцип опирается на достоверный опыт, все следствия которого будут подтверждаться дальнейшим опытом.

Идеи связываются со знаками, и, как я докажу, только благодаря этому они связываются между собой. Вот почему, сказав немного о материалах наших знаний, о различии между душой и телом и об ощущениях, я обязан для раскрытия своего принципа не только прослеживать переход от одних действий души к другим, все более сложным, но еще и исследовать, как мы приобретаем привычку пользоваться всякого рода знаками и как мы должны их употреблять.

Намереваясь достигнуть этой двоякой цели, я рассмотрел этот процесс, начиная с наиболее раннего его этапа, насколько это было возможно для меня.

С одной стороны, я добрался до восприятия, потому что оно первое действие, которое можно заметить в душе; и я показал, как и в какой последовательности восприятие порождает все те действия, способность к совершению которых мы можем приобрести. С другой стороны, я начал с языка жестов. Мы увидим, как он порождает все искусства, годные для выражения наших мыслей: искусство жестикуляции, пляску, речь, декламацию, искусство потной записи, искусство пантомимы, музыку, поэзию, красноречие, письмо и различные особенности языков. Эта история языка покажет обстоятельства, при которых знаки были придуманы; она позволит узнать их истинный смысл, научит не допускать злоупотребления ими и не оставит, я думаю, никакого сомнения относительно происхождения наших идей.

Наконец, выяснив, как совершался переход от одних действий души к другим, все более сложным, и как развивался язык, я пытаюсь определить, при помощи каких средств можно избежать заблуждения, и показать порядок, которому нужно следовать и для того, чтобы делать открытия, и для того, чтобы осведомлять других о тех открытиях, которые уже сделаны. Таков в общих чертах план данного исследования.

Часто философ высказывается за истину, не зная ее. Он видит, что до него отвергали то или иное мнение, и принимает его не потому, что оно кажется ему лучшим, а потому, что он надеется стать главой школы. В самом деле, новизны системы почти всегда было достаточно, чтобы обеспечить ей успех.

Возможно, что именно это и послужило мотивом, который склонил перипатетиков8 взять в качестве принципа положение, что все наши знания происходят из чувств9. Они были столь далеки от понимания этой истины, что никто из них не сумел ее раскрыть, и спустя много столетий это было еще открытием, которое предстояло сделать.

Бэкон был, по-видимому, первым, кто усмотрел эту истину. Она составляет основу сочинения, в котором он дает превосходные советы для преуспеяния наук45. Картезианцы с презрением отвергли этот принцип, потому что судили о нем лишь по сочинениям перипатетиков.

Наконец, Локк понял его, и преимущество Локка заключается в том, что он был первым, кто доказал этот принцип. Однако незаметно, чтобы этот философ когда-либо сделал его главным предметом своего исследования о человеческом рассудке. Он взялся за него случайно и случайно продолжал им заниматься; и хотя он предвидел, что сочинение, написанное таким образом, заслуяшт немало упреков, у него не было, как он говорит, ни мужества, ни свободного времени, чтобы его переделать 46. Вот почему нужно отбросить изобилующие там ДЛИННОТЫ, повторения и беспорядок. Локк был вполне В СОСТОЯНИИ устранить эти недостатки, и, возможно, это-то и делает их менее простительными. Он видел, например, что слова и способ, каким мы их употребляем, могут пролить свет на первоисточник наших идей47, но, поскольку заметил это слишком ПОЗДНО ОН лишь в своей третьей книге исследовал вопрос, который должен был бы быть предметом второй книги. Уместно предположить, что, если бы можно было поручить ему переделку его сочинения, он гораздо лучше раскрыл бы механизм деятельности человеческого рассудка. Не сделав этого, он лишь слегка коснулся происхождения наших знаний, и эта часть его труда наименее глубокая. Он полагает, например, что, как только душа получает через органы чувств идеи, она может по своему усмотрению их повторять, составлять, соединять бесконечно разнообразно и образовывать из них всевозможные сложные понятия 12. Но обычно бывает, что в детстве мы испытываем ощущения задолго до того, как умеем извлекать из них идеи. Таким образом, так как душа с первого мгновения не совершает всех своих действий, то для того, чтобы лучше раскрыть происхождение наших знаний, было бы очень важно показать, как она приобретает способность их совершать и как эта способность развивается. По-видимому, Локк об этом не подумал, никто его за это не упрекнул или не попытался до^ полнить эту часть его сочинения. Возможно даже, что намерение объяснить происхождение действий души, выводя их из простого восприятия, столь ново, что читателю будет очень трудно понять, каким образом я его выполню.

В первой книге своего «Опыта» Локк рассматривает мнение о врожденных идеях.

Я не знаю, не слишком ли рано он остановился в борьбе с этим заблуждением; сочинение, которое я здесь представляю, косвенным образом разрушит это заблуждение. В нескольких местах второй книги он исследует действия души, но поверхностно. Слова являются предметом третьей книги, и мне кажется, что он первый, кто написал по этому вопросу как истинный философ. Однако я считал, что этот вопрос должен составить значительную часть моего сочинения,— и потому, что он еще может рассматриваться с новой и более широкой точки зрения, и потому, что я убежден, что употребление знаков представляет собой причину, в силу которой развиваются зародыши всех наших идей. Впрочем, среди превосходных мыслей, которые высказывает Локк в своей второй книге об образовании многих видов идей, таких, как пространство, длительность и т. д., а также в его четвертой книге, озаглавленной «О познании», есть много таких мыслей, которые я отнюдь по одобряю 13; но поскольку они больше касаются объема наших знаний, они не входят в мой план и мне нет надобности останавливаться на них.

<< | >>
Источник: ЭТЬЕНН БОННО ДЕ КОНДИЛЬЯК. Сочинения в трех томах. Том 1. Мысль - 338 с.. 1980

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ
  14. НАЧАЛО РЕВОЛЮЦИИ. БОРЬБА ЗАВВЕДЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
  15. Раздел II ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ
  16. Раздел III ЭВОЛЮЦИОННОЕ ВВЕДЕНИЕВ ПСИХОЛОГИЮ
  17. Введение