<<
>>

§3. Музейная аудитория

Музейная аудитория — совокупность людей, включенных в сферу

лло -

культурно-образовательной деятельности музеев . Термин «музейная аудитория» употребляется в отечественном музееведении с 1970-х годов (наряду с традиционными - музейный посетитель, музейный зритель, публика), когда формируется подход к музею как к особой коммуникативной системе, обусловивший потребность в изучении «обратной связи» между музеев и обществом.

Музейная аудитория становится объектом

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М.: Прогресс, «Рипол Классик», 2001.-416 с.: илл., Т.1.-С. 54.

социологических исследований: она характеризуется по различным

признакам (социально-демографическим признакам, социально­психологическим признакам, по степени активности по отношению к музею, по особенностям восприятия музейной экспозиции, связанных с уровнем подготовленности посетителей). Иными словами, музейная аудитория — это общность людей, объединенных интересом к музею, что находит выражение

- 229

в определенной активности и мотивации его посещения .

Центральное место в изучении музейной аудитории занимает выявление интересов и потребностей отдельных категорий посетителей. Музейная аудитория динамична: меняется ее количественный состав. Структура, запросы - особенно в переходные моменты общественной жизни (в т. ч. спад массового интереса к музеям на рубеже 1980-90-хх годов. Во второй половине 90-х гг. серьезно изменились взаимоотношения с публикой. Сократилось время досуга взрослого населения, снизился уровень жизни социальных групп, но одновременно посетитель стал важным источником доходов музея.

С конца 1980-х годов складывается сложная и в чем-то парадоксальная ситуация. Музей, стремящийся развивать свою деятельность в рамках коммуникационного подхода, готов к общению с аудиторией, однако численность ее катастрофически падает. На это есть социальные и экономические причины: физическая и психологическая усталость людей (причем настолько сильная, что они редко пытаются искать в культуре средство восстановления душевного равновесия), постоянно возрастающая плата за транспорт и гостиницы (что подрывает экскурсионный туризм), увеличение стоимости входных билетов.[114] [115]

Постепенно исследования обратной связи обогащались новыми методиками, в том числе психологическими, что свидетельствовало о новом уровне подхода к решению проблемы. Но, несмотря на то, что исследования

1990-х годов приобрели значительно более углубленный характер, а потому больше могли дать практике, они стали проводиться в очень ограниченном числе музеев. Это объясняется как причинами экономического характера, так и своеобразным «профессиональным снобизмом» музейных работников, полагающих, что они лучше понимают суть проблемы, чем специалисты,

231

трактующие ее с позиции «от посетителя».

В настоящее время в России наибольшие трудности вызывают разработка и реализация коммуникативной политики некоммерческой организации, основанной на использовании прямых и обратных связей с аудиторией. Ключевая задача здесь — преодоление своего рода «барьера недоверия» к музейному предложению, который появляется из-за того, что в сознании людей отложились определенные ложные стереотипы в отношении музеев. С другой стороны - преодоление «барьера непонимания», который сложился у сотрудников музеев из-за неадекватной оценки аудитории, основанной только на их представлениях. Так, зачем же люди ходят в музеи?

В 1986 году было проведено всероссийское социологическое исследование «Человек и учреждения культуры» [116] [117] [118], которое показало, что 15 процентов опрошенных респондентов не удовлетворены (в основном не удовлетворены или полностью не удовлетворены) организацией музейного дела в своем городе, а 33 процента затруднились вообще оценить свое отношение к этой проблеме.

Возможно такое положение дел связанно именно с тем, что музеи слишком мало внимания уделяют той категории посетителей, которые пришли в музей просто отдохнуть. Тем не менее, исследования, проведенные в ряде европейских стран, показывают, что у музейных сотрудников существуют устойчивые мифы и завышенные представления об аудитории. Так, например, музейные сотрудники

234

считают, что :

• аудитория гомогенна;

• аудитория думает о себе, как о любителях искусства;

• аудитория динамична и активна в выборе искусств;

• аудитория образованна и сведуща в искусстве;

• аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и в искусстве;

• аудитория разделяет ценности музея и т.д.

Все эти представления оказались неверными. Мотивы интереса аудитории - другие.

В большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

• привести детей или друзей;

• провести время с другом или подругой;

• хотят отдохнуть в тиши музея;

хотят «подняться над обыденностью»;

• потому что им нравится здание, атмосфера, пространство музея;

• им интересна коллекция или выставка;

• потому что они - туристы.

Причины, по которым люди не ходят в музеи и галереи:

• люди не знают, что происходит в музеях;

• люди дискомфортно себя чувствуют, потому что не разбираются в искусстве, стесняются этого и им не хочется там быть;

• деловые люди считают, что они очень заняты, у них не хватает времени, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;

• бедные считают, что музеи не для них, потому что это — дорогое удовольствие; [119]

• посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, там очень строгие правила поведения и детям все время делают замечания;

• инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;

• молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются.

Многие российские музеи по прежнему не хотят замечать запросов

публики.

На вопрос обозревателя «Еженедельного журнала», обращенного к сотрудникам Государственного исторического музея: «В какой степени новая экспозиция будет ориентирована на запросы публики?» заместитель генерального директора Государственного исторического музея по научной работе В. Егоров ответил: «Мы опросов не проводили. Мы опираемся на опыт науки», а заведующий отделом истории России с древнейших времен до XVIII века Л. Лаврентьев добавил: «Нам хотелось бы понравиться всем. Но наша публика велика и разнообразна. Школьникам интересно одно, а взрослым другое. Проще всего объяснить наш подход на такой категории, как туристы. Туриста ведут в Прадо и не спрашивают, интересно ему там или нет. Всем понятно: если приехал в Мадрид, следует посетить музей, вобравший в себя сливки национальной культуры. Это нормальный способ подачи государства вовне. С этой точки зрения я не вижу никакого противоречия и уж тем более насилия над школьником». Это мнение ведущих сотрудников Государственного Исторического музея, в провинции свои проблемы.

Касаясь объекта нашего исследования, то в нижегородских музеях используют свои оригинальные методы привлечения посетителей. В частности, летом 1999 года музей «Домик Каширина» решил провести эксперимент. Повесили объявление: «Проходите бесплатно или заплатите, сколько можете». Неимущие широко воспользовались шансом такого свободного доступа. Но произошла удивительная вещь: когда подвели финансовый итог эксперимента, то оказалось, что добровольно платившие за вход оценили стоимость экскурсии в два раза выше, чем официальная цена

235 Соколов Никита. Я памятник себе... // Еженедельный Журнал, 2002, №29, С.40

билета.[120] [121] [122] [123]

Конечно, как написал один журнал «...музеи - если они не принадлежат Гуггенхайму или если это не Лувр с Эрмитажем — редко имеют аншлаг» , но вопрос музейной статистики важен. Понять кто и в каких количествах ходит в нижегородские музеи, практически невозможно.

Отсутствуют полноценные данные даже по количественному составу посетителей, данные различных органов (Департамент культуры Нижнего Новгорода, Министерство культуры Нижегородской области,. Отдел социальной статистики Комитета статистики Нижегородской области, ГИВЦ МК РФ) разительно отличаются друг от друга, данные представляемые музеями, в большинстве своем, завышены. Что касается качественного состава, то ни органы управления культуры, ни сами музеи не проводят таких

238

исследовании.

По мнению Д. Богнера: «в Западной Европе в музеи ходят максимум 10-15 процентов населения, ...не стоит обвинять не желающих ходить в музей. Этих людей нельзя назвать безграмотными или необразованными. Это просто «непосетители». Им не нравится музей, а по какой причине - мы должны выяснить. Мы должны сделать музеи развлекательными, а не назидательными. К сожалению, многие из нас забывают, что люди ходят в музей, чтобы не учиться, а смотреть» . Российская статистика также подтверждает эти цифры: согласно опросу Фонда «Общественное мнение» в течение последнего года в музее побывало 16% респондентов[124]. Эта цифра, однако сильно различается по разным населенным пунктам (Нижний

Новгород относится к группе «Мегаполисы»):

Москва и Санкт- 44
Петербург
Мегаполисы 20
Большие города 17
Малые города 13
Село 8

Показатели посещаемости были всегда важны для музеев Нижнего Новгорода, они их постоянно наращивали и увеличивали. При советской власти основными посетителями музеев города являлись т.н. «теплоходные» туристы, летом музею-заповеднику приходилось набирать дополнительно до ста экскурсоводов.

Показатели посещаемости были соответствующими, например в 1988 году ГГИМАЗ — 800 тыс. чел, а у Музея Горького в 1988 - 500 тысяч человек.

На рубеже 1960-70 гг. наблюдался «музейный бум», который характеризовался резким увеличением посещаемости музеев, повышением интереса к публикациям музеев, увеличением туристической активности. В 80-е годы данный процесс стабилизировался. Это был настоящий поток, который, очень точно описал Н. Михалков [125] еще в 1986 году: «Вообще, на мой взгляд есть две негативные тенденции в развитии музеев: с одной стороны, когда музей превращается в склад вещей, неодухотворенных живой мыслью и творческим отношением, и вторая — когда музей превращается в цех «зрелищной индустрии», как, например, Воронцовский дворец в Крыму, через который гонят туристов сплошным потоком, лишь бы выполнить и перевыполнить план и человеку нет времени и возможности остановится. Остаться одному, вглядеться, подумать, наконец, потому что уже следующая группа наступает на пятки. Так нельзя. Это порочный подход, который

только отвращает от музея. Невозможно определять популярность музея только количеством посещений, так же как нельзя определять качество картины только количеством людей, которые ее посмотрели, это не единственный критерий. Важно не то, сколько людей вошло в этот музей, важно, сколько вышло из него заинтересованных увиденным, ... сколько пришло еще раз и сколько вышло не испытывая радости от того, что можно наконец сесть в автобус, уехать на обед и забыть как страшный сон

242

принудительное галопирование в казенных тапочках по скользким полам»

Ту же проблему, затрагивал и известный европейский музеолог Кеннет Хадсон, который писал, что «проблемы музеев в значительной мере заключаются в том, что они являются местом для бодрых пеших прогулок. Вы должны постоянно переходить с места на место и часто это становится утомительным. Музеи в этом смысле существенно отличаются от библиотек. В библиотеках нет «посетителей». Люди, которые туда приходят ничего не «посещают» — они просто пользуются библиотекой. Музеи же постоянно говорят о «посетителях», причем лучшим музеем считается тот, который сумел привлечь больше всего народа. По-моему это неправильный путь. Если мы будем судить музеи по числу посетителей, мы рискуем очень серьезно ошибиться в наших оценках. В самом деле. Если в музее в этом году было 100 тыс. посетителей, в следующем — 120, а еще через год - 150, означает ли

л о

это, что музей развивается?» . Конечно, существует некий нижний предел ниже которого не следует опускаться. К. Хадсон называл цифру в 50 человек

244

вдень .

Посещаемость нижегородских, как и всех российских музеев, в начале 1990-х резко упала. Причины всем известны: изменение экономических условий, падение уровня жизни, возникновение институций, с которыми

Михалков Н., Адабашьян А. «Помнить о долге перед отечеством».// Советский музей, № 5 (91) сентябрь - октябрь, 1986 г. - С.67-68

243 Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. - 196 с

44 Хадсон К. Влиятельные музеи. Пер. с англ. - Новосибирск: «Сибирский хронограф», 2001. - 163 с

музею пришлось конкурировать. Но есть и свои особенности. Так, музей­заповедник лишился значительной части своей аудитории, не только из-за закрытия главного здания, но из-за передачи Патриархии Строгановской Рождественской церкви, которая привлекала половину посетителей музея-

л

заповедника. Посещаемость ИАМЗ катастрофически падала:

1989 800 000
1990 730 340
1991 459 236
1993 • 176 005
1994 60 252

Литературный музей, входящий в состав музея Горького отказался от обслуживания потока, переориентировал свою работу на индивидуальных посетителей. При входе в зал их встречает консультант, который не просто проводит индивидуальную экскурсию, но и ведет диалог с посетителями, отвечает на их вопросы. Благородный образ консультанта, атмосфера дома, все это делает музей действительно интересным. При таком подходе цифра посещения музея - 32 тысячи - очень высока, но главное, это 32 тысячи качественно обслуженных посетителей. Кстати, профессор музеологии из парижского Музея естественной истории Мишель Ван Пратт выяснил, что чем больше посетителей находится в данный момент в музее246, тем реже люди останавливаются, что бы что-то рассмотреть. То есть, когда в музее мало людей, каждый из них часто останавливается у каких-то экспонатов, а когда людей много, они начинают проходить экспозицию насквозь, нигде особенно не задерживаясь.

Сегодня посещаемость в музеях области растет, в музеях же города падает. Однако если брать статистику каждого музея, то посещаемость на протяжении последних лет стабильна. В общем виде посещаемость по

Мухина И. Жилищный кризис// «Нижегородская правда», 28 мая 1993, С. 3. Кеннет Хадсон. О будущем музеев. Из обращения к участникам Первой

Красноярской музейной биеннале. Мир Музея, 5 (151), сентябрь - октябрь 1996.

в тыс. чел. ОСС дкно ГИВЦ ДК НН ННГИАМЗ
1994 796,2
1995 953,8 910 554,5
1996 1052,7 899,8 640,6
1997 685,2 968 614,2 588,0
1998 662,2 1 103,30 627,4
1999 666,3 925,8 565,9
2000 728,5 926,6 446,7
2001 718,7 903,3
ОСС - Отдел социальной статистики Комитета статистики
Нижегородской области, данные по 25 музеям, 3 выставочным залам, 1

картинной галерее.

ДК НО - Департамент культуры Нижегородской области, данные по 22 государственным музеям.

ГИВЦ - Главный информационно-вычислительный центр МК РФ, данные по 31 музею, в т.ч. 8 филиалам

ДК НН - Департамент культуры Нижнего Новгорода, данные только по Нижнему Новгороду, 8/9 музеев.

ННГИАМЗ - данные научно-методического отдела ННГИАМЗ.

посетивших тот или иной музей, а количество посещений. В целом по России, по сравнению с 80-ми годами людей ходит меньше, но интенсивность увеличилась . Есть и субъективные мнения, например, по словам И. Маршевой, зав. экспозиционно-выставочным отделом НГХМ, «в 1991 году у нас был колоссальный спад. Даже в выходные дни музей посещало несколько человек. Но 1,5-2 года назад (интервью дано в 1996 году - А.З.) видимо что-то изменилось, зритель вернулся»248

В изменившихся условиях деятельность российских музеев была переориентирована на работу с местными сообществами. Наиболее активная группа музейных посетителей, то есть те, кто ходит в музеи 3 и более раз в году, в 1985 году составляла около 17%. Интересно обратить внимание на социальный статус посетивших музей в 1985 году249:

_____ Профессия__________ Был в музее_______ Не был в музее

Сегодня, согласно опросу Фонда «Общественное мнение» в течение последнего года в музее побывали (в % от группы):

По полу:

Женщин___________ 14

Мужчин 17

По возрасту:__________

18-35_____________ 18_

36-50_____________ 20^

Старше 50 9

По уровню образования:

Неполное среднее___ 2

Среднее___________ 13

Среднее специальное 21 Высшее 33

По уровню доходов:___

Низкий____________ 12

Средний___________ П_

Выше среднего 24

Среди музейной аудитории особое место занимают несколько категорий посетителей - интеллигенция, дети, туристы.

Хотя само понятие «интеллигенция», весьма относительно и данная группа неоднородна, музеи традиционно были местами её общения. Сегодня центрами «притяжения» можно назвать три музея: Музей Горького, музей Добролюбова. Музей нижегородской интеллигенции. В Литературном музее и музее-квартире Горького, входящих в состав Государственного музея Горького, проходят литературные гостиные, работают литературные объединения, проходят концерты литературного абонемента, к которым обязательно делаются экспресс-выставки из музейных фондов, работает «Общество старых нижегородцев». 250 В музее Добролюбова проводятся «Улыбышевские встречи», постоянно проводятся презентации книг, творческие встречи. В Музее нижегородской интеллигенции проходят краеведческие и музыкально-литературные вечера из цикла «По четвергам на

[1] Митрофанова О. Алексей Максимович в музейном интерьере // "Нижегородский рабочий", 29 января 1998 года, С.9

Полевой. Перекличка поколений».

Вот как описывает эти мероприятия их активный участник Ю. Адрианов: «... обозначился общественный феномен - объединяющая роль музеев, особенно литературных, которые ненавязчиво, заинтересованно стали подлинными клубами, где постоянно собираются литераторы и художники, краеведы, коллекционеры, книжники. Эти общественные центры, жившие всегда скудно и терпеливо, опираясь на своих сотрудников, фанатично влюбленных в свое дело, ныне по-доброму стали собирателями в культурной жизни Нижнего. ... «Музейный феномен» в Нижнем Новгороде благодатно совершает свое дело и заслуживает самого глубокого признания и поддержки городской администрации. Подобные, «музейные собирания» интеллигенции, есть и в городах области... Это обнадеживающий факт, который нельзя упускать, думая об укреплении работы в сфере культуры. Любопытно, но эта консолидация в период потерь и неустроенности общества родилась как дело «земское». Музеи морально поддерживают работников культуры, ограждают от невнимания или неприятия властей, несут в среду краеведов, литераторов, учителей, причастных к искусству,

251

«узы товарищества», как писал классик».

Но существует и оборотная сторона медали. Мероприятия в этих музеях представляют собой «посиделки для своих», на которых собираются «настоящая» интеллигенция, монополизировавшая право быть хранителем «настоящей» культуры. По мнению данной группы, есть культура «настоящая» и «ненастоящая», причем «ненастоящей» отказывается в праве на существование. К «ненастоящей» культуре причислены, в частности мероприятия, проводимые НФ ГЦСИ. Таким образом, человек посетивший, например экспозицию музейного уровня «Память тела» («исподнее напротив Кремля») уже не имеет права называться интеллигенцией.

Перейдем к детской аудитории. Как уже отмечалось, среди [126]

посетителей музеев традиционно много детей. В Нижнем Новгороде есть два музея, ориентированных исключительно на детей - это Музей детства А.М. Горького «Домик Каширина» (из 79 тысяч посетителей - 50 тысяч дети) и Музей А. С. Пушкина, основным направление которого являются «музейная педагогика;.., интеллектуальные игры для школьников» . Количество посетителей «охваченных» экскурсионным обслуживанием в музее Горького - 130 753 посетителей или 65,3% от общего числа посетителей, причем более 100 000 дети. Однако в работе с детской аудиторией существуют следующая проблема, характерная не только для Нижнего Новгорода. Как правило, экскурсии заказывают школы и родители, поэтому говорить о том, что дети приходят в музей самостоятельно вряд ли возможно.

По данным исследования «Досуг и ценностные ориентации молодежи в сфере культуры»[127] [128], проведенного Единым научно-методическим центром (ЕНМЦ) Комитета по культуре Правительства Москвы:

• 70 процентов школьников не посещают никаких учреждений культуры;

• 36 процентов опрошенных вообще не знают никаких мест досуга кроме дискотек;:

• 95 процентов не посещают выставочные учреждения.

В Нижнем Новгороде ситуация не намного отличается, так как город традиционно причисляют к той части страны, которая, «не вся Россия, а Москва, Санкт-Петербург и города-миллионеры».

Другое исследование — «Москва на пути к культуре мира: проблемы межнационального общения и культурного обмена» [129] показало, что:

• 25 процентов детей не интересуют государственные учреждения

культуры;

• 22 заявили об отсутствии там интересных мероприятий;

• 15 - нет интересных мероприятий для молодежи и подростков.

В опросе московских школьников часто присутствовало и такое утверждение: «я не люблю ходить в театры и музеи, поэтому по собственному желанию не был ни разу». На наш взгляд, большинство нижегородских школьников ответило бы также. Причины понятны: большинство музеев пока, что не в состоянии предложить конкурентоспособный культурный продукт для детей.

Особую группу посетителей составляют туристы. Как уже отмечалось, специальная работа с этой группой посетителей в нижнем Новгороде практически не ведется, за исключением Государственного музея Г орького.

Как уже отмечалось ранее, в музеях Нижнего Новгорода разрабатываются социальные проекты, в частности, связанные с вовлечением в деятельность музея представителей национальных меньшинств (Музей истории художественных промыслов, Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья) и или нацеленные на работу с социально незащищенными слоями населения (Музей Г орького). Однако данных о том, как эти проекты изменили качественный состав аудитории музея отсутствуют.

Важной группой посетителей являются туристы. Государства, которые обладают высокоразвитой туристической инфраструктурой и активно ее развивают, растут в целом по состоянию экономики быстрее, чем те, кто этого не делает.[130] За последние 10 лет туризм по значимости в мировой экономике занял устойчивое третье место как динамично развивающаяся сфера. Впереди только автомобилестроение и нефтяная индустрия. По сегодняшним показателям туризм — это 6% от мирового

товарооборота, 7% от мировых инвестиций. Доля туризма в валовом

внутреннем продукте (ВВП) развитых стран составляет 1 до 10 % (в Германии - 0,9 %, США - 1,0, Великобритании -1,9, Испании - 4,2, Австрии - 8,5 %).257

Кроме того, в России нет полноценных данных в этой сфере, так как методика определения доходов безнадежно устарела.

Из трех основных направлений туризма — культурного (культурно- ознавательного), экологического и экстремального музеи являются ресурсом культурного туризма. Культурный туризм - профессиональная туристская деятельность, связанная с производством и реализацией комплекса услуг, основанных на культурных ресурсах и оказываемых людям,

перемещающимся в пространстве и времени. Культурные ресурсы, используемые при производстве услуг в сфере культурного туризма

259

включают:

• Историческую и современную культурную среду (материальные объекты культурного наследия, культурный ландшафт, традиции, стиль и образ жизни);

• Культурные события: мероприятия, зрелища, акции;

• Исторически сложившийся или формируемый образ территории и мифология места;

• Информационные ресурсы;

• Образовательные ресурсы;

• Ресурс свободного времени

• Творческий потенциал;

• Инфраструктуру (транспорт, размещение, питание).

256 Кириенко Сергей. Вступительное слово // «Сборник материалов по развитию торизма в городе Тольятти», С. 6

57 Зорин И.В., В.А. Квартальное. Туристский терминологический словарь - М.:

Советский спорт, 1999.

258 Рекомендации по развитию культурно - туристских маршрутов на территории Приволжского федератьного округа // «Сборник материатов по развитию туризма в городе Тольятти», С. 22

259 Рекомендации по развитию культурно - туристских маршрутов на территории Приволжского федератьного округа // «Сборник материатов по развитию туризма в городе Тольятти», С. 22

Ситуация в Нижегородской области во многом типична для России в целом. Область и город - благодатное место для развития туризма. Высокий потенциал историко - культурного наследия и значительный потенциал знаковых российских образов - Нижегородский край обладает уникальным историко-культурным потенциалом, даже на уровне простых ассоциаций вызывая много образов: Ополчение 1612 года, Ярмарка, Горький, ГЛЗ, Хохлома. Выгодное географическое положение, природно-климатические условия, наличие транспортных артерий, рекреационных зон, заповедников; национальных парков с разветвленной сетью охотничьих угодий и лечебно­оздоровительными, туристическими базами и домами отдыха. Расположенность территории региона в бассейнах рек Волги и Оки создает возможность для развития путешествий круизных типов.

ft*

При советской власти посетителями нижегородских музеев были «теплоходные» советские туристы. После «открытия» города в 1991 году, то есть после посещения города первыми иностранными туристами, газеты пестрели заголовками типа «Пионеры из Америки»[131]. У нового руководства области в 1991 году возникла идея привлечь иностранных туристов в город, связанный с именем академика Сахарова, и в то же время в город, имеющий сильный научно-технический и производственный потенциал.[132] Но наделе город так и не превратился в туристскую мекку. Однако созданная действовавшая в годы советской власти туристическая система прекратила свое существование. Причины - падение уровня жизни населения в сочетании с удорожанием бензина и железнодорожных билетов, Однако в последнее время в связи с почти полным прекращением движения по Волге, доля таких посетителей стала ничтожно мала. Ежегодно в Нижний Новгород приезжают 2-3 тысячи членов различных делегаций из дальнего зарубежья и

около 10 тысяч туристов, бизнесменов, родственников нижегородцев и прочих частных лиц.262 Однако, число «теплоходных» туристов, останавливающихся в городе на несколько часов неизвестно. Поэтому говорить о том, что функция экономического развития территории сегодня реально действует, невозможно.

Возникают проблемы, типичные для многих регионов России. Вот что считает Полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе: «...мы видим проблему в округе - колоссальный разрыв между огромным природным и культурным потенциалом регионов, входящих в округ (имеется ввиду Приволжский федеральный округ, административным центром которого является Нижний Новгород) и реальным состоянием дел. Потенциал не использован даже на 1/10, даже боюсь на 1/100».263

Анализ ситуации выделяет два основных блока проблем. Первый, и самый крупный - отсутствие официально сформулированной стратегии развития культурного туризма. Это касается разных уровней, так на общероссийском только 11 апреля 2002 года Правительством России была рассмотрена и одобрена «Концепция развития туризма в России» 264, однако на уровне ПФО отсутствует официально сформулированная стратегия развития культурного туризма.265 В Нижегородской области должна была быть разработана «Программа развития въездного и внутреннего туризма Нижегородской области на 2000 - 2005 годы» , частью которой стала разработанная НМЦ программа «Нижегородские музеи и культурный

«>62

" Казаков Вячеслав. Десять лет и целая эпоха. Интервью с зам. главы администрации Нижнего Новгорода Баландиным Геннадием // «Нижегородские Новости», 2001, 25 августа. - С. 2.

‘ Кириенко Сергей. Вступительное слово // «Сборник материалов по развитию туризма в городе Тольятти», С. 6

‘ Нужна государственная воля // «Культу ра», 25 апреля 2002 года, с.4 *65 Рекомендации по развитию культурно - туристских маршрутов на территории Приволжского федерального округа // «Сборник материалов по развитию туризма в щ городе Тольятти», С. 23

266 Постановление губернатора Нижегородской области № 246 от 17 авгу ста 1999

года.

туризм»267. Однако в постановлении губернатора речь шла лишь о поручении подготовить программу, сама же программа так и не принята. 13 сентября 2002 года на заседании правительства Нижегородской области была принята программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002-2006 гг.", представленная министерством экономики и развития предпринимательства.

Сферы культуры и туризма разделены разными ведомствами, культура находится в подчинении Министерства культуры Нижегородской области и Департамента культуры Нижнего Новгорода, туризмом занимается Департамент туризма и спорта Нижегородской области, международными контактами ведает Департамент международных связей Нижнего Новгорода и министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области.. Особое внимание проблеме «Музей и туризм» уделял Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса — Россия). Были проведены региональные конкурсы проектов «Музей и туризм» (в сотрудничестве с Ассоциацией музеев России, 1999) и «Ресурсы культурного туризма» (Программа «Культура» - Нижегородское отделение ИОО, 2000) 268, победителями которого являлись и музеи Нижегородской области. В АО «Нижегородская ярмарка» ежегодно проводит форум «Внутренний и въездной туризм в России», на которым представлены некоторые музеи.

В целом же туристические ресурсы либо слабо изучены, либо вообще не выявлены, не оценены и не систематизированы, маршруты проходят по нескольким «накатанным» местам, либо выглядят как набор несвязанных между собой посещений различных памятников. Многие достопримечательности не предъявляются туристам. Отсутствует информация об их культурном и туристском потенциале.

В связи с тем, что не сформирована правовая и экономическая среда [133]

для стимулирования малодоходных и высокозатратных в настоящий момент направлений внутреннего туризма, туроператоры практически не занимаются не только разработкой новых маршрутов, но и не проявляют интереса к въездному и внутреннему туризму в целом. В этом ряду можно выделить ЗЛО «Турист», занимающееся обслуживанием «теплоходных» туристов; и имеющее контакты с музеями города. Также, в результате работы 2000 года в интернет-справочнике появилось более 20-ти новых туристских маршрутов, однако, проверить работают ли они на самом деле невозможно269.

Что касается информационного обеспечения культурного туризма, то оно находится на крайне низком уровне. Существует несколько путеводителей: «Нижегородские прогулки», «Карта музеев», «Путеводитель по техническим музеям».

У нижегородских музеев имеется свое представительство в сети интернет это созданный Нижегородским музейным центром (на грант Фонда Сороса) портал «Нижегородские музеи» (www.museum.nnov.ru}. Прекрасная идея была воплощена на самом низком уровне, видимо грантовые средства были освоены, после чего сервер был благополучно брошен. С весны 2002 года этот сервер закрыт на реконструкцию.

Специально созданные для информационного обеспечения культурного туризма интернет-ресурсы Нижегородский интернет-справочник «Культурный туризм» и Календарь культурных событий по ПФО находятся на крайне низком уровне. Например, в «Культурном туризме» в описании городов отсутствуют карты, а достопримечательности представлены лишь адресом и (иногда) фотографией, однако время работы музеев не указано. Информация на английском языке представлена только буклетом музея Горького. Таким образом, информационное обеспечение деятельности нижегородских музеев находится на достаточно низком уровне.

Во взаимоотношениях музейной и туристской сфер Нижегородского

269 Кастосов И. В. Информационное обеспечение культурного туризма // В сб.

Мрей будущего: информационный менеджмент. Составитель Лебедев Л. В. М.: Прогресс-традиция, 2001,320 с. - С. 46.

региона, одним из центров которого является Нижний Новгород, существуют следующие проблемы:

? Музеи региона не участвуют в туристической деятельности.

? Музеи не в состоянии предъявить высококачественный культурный продукт.

? Главные объекты музейной инфраструктуры либо закрыты, либо находятся в аварийном состоянии.

По мнению авторитетного эксперта, известного искусствоведа, одного из основателей Международного центра, культурных исследований, Дитера Богнера, высказанного им, правда, в отношении музеев Самары, но весьма актуального и для Нижнего Новгорода: «Я вижу слишком мало текстов, способных удовлетворить любопытство человека, впервые взглянувшего на ту или иную вещь. Общаться с посетителями должны и сами музейные служители. У вас в России музейные работники, обслуживающие тот или иной зал, только и делают, что просят соблюдать тишину».270

Что касается непосредственной музейной инфраструктуры Нижнего Новгорода, то, как уже отмечалось,, главные музеи на Верхне-Волжской набережной закрыты, Кремль также мало приспособлен для использования в туристских целях, а слабая развитость межмузейных проектов только усугубляет ситуацию. Хотя многие музеи выдвигают идеи относительно развития туризма. В частности, музей Н.А. Добролюбова предполагает восстановить и упрочить контакты с туристическими фирмами, включить музей в туристические маршруты.271

Особое внимание проблеме «музей и туризм» уделяет Государственный музей Горького. Он постоянно участвует в различных туристических выставках, как в Нижнем Новгороде, так и Москве. В 1999 году в сотрудничестве с Лысковским государственным краеведческим

270

В музее не должно быть тишины. Интервью с Дитером Богнером. Ксения Русяева. Илья Чернышев. // «Культура», 25 апреля - 15 мая 2002 года, С.4

270 Нижегородский мемориальный музей Н.Л. Добролюбова. Официальный сайт. Общая информация.[on-line]. 2002. [Цит. 9 ноября 2002 г.]. Метод доступа

музеем и Б.Мурашкинским историко-художественный музеем началось осуществление проекта «Из купеческого Нижнего - в сказочный Макарий или Путешествие к истокам «всероссийского торжища», который стал победителем всероссийского конкурса проектов по культуре (грант Института "Открытое общество"). Этот проект предусматривает специальный тур для семейного туризма.

В 2000 году музеем Горького в сотрудничестве с Объединением государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области был разработан туристический маршрут «Анненковы: реалии романтической любви». Целью проекта были: активизация роли музеев в развитии туризма, укреплении культурных, человеческих, экономических связей между Пензой и Нижним Новгородом, входящих в ПФО, но пока недостаточно известных друг другу. Реализация проекта доказала, что подобные цели можно ставить, использую историческое наследие, памятники культуры, связанные с историей любви декабриста И. А. Анненкова и самоотверженной француженки Полины Гебль. Двухдневная программа маршрута включает автобусные экскурсии и пешеходные прогулки по заповедным местам старинных русских городов, посещение фирменных салонов и сувенирных магазинов, экскурсии в литературных музеях и прием в Каминном зале музея. Оба проекта осуществлены при поддержке Института «Открытое общество» (Фонда Сороса - Россия).

В 1999 году состоялся визит в Нижний Новгород руководителей крупных туристических фирм и журналистов, представлявших ведущие московские специализированные издания; После посещения ГМГ столичные гости сделали вывод: туристический потенциал огромен274. Однако, деятельность музея Горького - это исключение.

272 Государственный музей Л.М. Горького. Текущий архив. Отчет Государственного музея Л.М. Горького за 2001 год. 2002.- С. 4.

73 Государственный музей А.М. Горького. Текущий архив. Папка «Проект «Анненковы: реалии романтической любви». 2001.

правда», 1999,30 декабря

Кроме того, инфраструктура внутреннего туризма нуждается в реконструкции и модернизации и не может соответствовать современному уровню. Главная проблема города - отсутствие необходимого количества гостиниц высокого класса. Сейчас город в состоянии единовременно разместить до 500 иностранных туристов. В 1996 году построен

международный терминал Нижегородского аэропорта и реконструирован железнодорожный вокзал, сейчас реконструируется речной вокзал.

Таким образом, налицо отсутствие механизмов поддержки и координации инициатив, связанных с разработкой и продвижением вновь создаваемых культурных продуктов и отсутствие благоприятных условий и стимулов для проявления творческой активности субъектов туристической деятельности в области культурного туризма в сочетании с неразвитой инфраструктурой. Общая ситуация в музейной сфере города в сочетании с тем, что главные объекты музейной инфраструктуры либо закрыты, либо находятся в аварийном состоянии, также не способствуют включению музеев в сферу туристской деятельности.

Анализ динамики музейной аудитории со всей очевидностью показал, что нет посетителя вообще. Аудитория меняется, что со всей неизбежностью заставляет меняться музей, внося коррективы в свою культурно­образовательную деятельность. Поэтому он должен знать свою аудиторию .

Главное, как показали исследования, заинтересованность аудитории прямо пропорциональна уверенности в себе, люди очень нуждаются в предварительной информации, чтобы спокойно и уверенно себя чувствовать. PR-стратегии в первую очередь должны обеспечивать дифференцированную потребность в информации, развеивать различного рода предубеждения, например: специальные путеводители для деловых людей «Если у Вас всего [134] [135] [136]

30 минут...», программы завуалированного обучения для взрослых через открытые занятия с детьми, потому что взрослые (особенно пожилые люди - бабушки и дедушки) стесняются учиться, открытые видео- и слайд- программы "non stop" и так далее.

При формировании настроений аудитории особенно существенно выделение целевых групп, на которые рассчитано то или иное конкретное предложение - смена экспозиции, выставка, культурная акция или событие, образовательная программа, печатная продукция, копии и реплики музейных коллекций, сувениры и т.д. При соотнесении деятельности по формированию интереса с групповой психологией становится возможным активнее использовать весьма эффективные социально-адресные PR-стратегии.

Таким образом, можно говорить о том, что большинство музеев Нижнего Новгорода не занимаются изучением своей аудитории, не ведут изучение потенциальной аудитории, не разрабатывают программы привлечения новых групп посетителей. Лишь в образовательной концепции Музея Горького выделены приоритетные группы музейных посетителей (дошкольники, подрастающее поколение, студенты, туристы, взрослые, случайные посетители, люди старшего поколения).278 Все это говорит о том, что музеи не заинтересованы в изучении своих посетителей с целью создания качественного культурного продукта, они по-прежнему заинтересованы только в абстрактной цифре посещений, которая предоставляется для отчета в Департамент культуры.

Сегодня, как и раньше, многие музеи - своим основным посетителем признают «учащуюся молодежь», которая в большинстве своем приходит «организованно», то есть не по собственной инициативе. У многих музеев города существует своя устоявшаяся аудитория. Так, например, центрами притяжения «настоящей» интеллигенции являются Музей нижегородской интеллигенции, Музей Добролюбова, Литературный музей, Музей-квартира

Государственный музей Л.М. Горького. Текущий архив. Отчет Государствеиного музея Л.М. Горького за 2001 год. 2002

Горького. На детскую аудиторию работают «Домик Каширина» и Музей Пушкина. Более «искушенный» человек, как правило, не ходит в «; нижегородские музеи, так как там не предлагается новых нестандартных

форм работы с посетителями и более глубоких по содержанию и эстетическому выражению экспозиций.

<< | >>
Источник: Змеул Александр Александрович. МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГТ.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 2004

Еще по теме §3. Музейная аудитория:

  1. Популяризация достижений науки в России в ХХ веке
  2. Методические рекомендации по проведению лекций
  3. Глава 5 УЧАСТИЕ ПРЕСС-СЛУЖБ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ БРЕНДА РОССИИ И ОТДЕЛЬНЫХ РЕГИОНОВ РФ
  4. АНАЛИЗ ФОРМАТОВ ЖАНРОВЫХ ТЕЛЕПРОДУКТОВ
  5. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА»
  6. Развитие самодеятельной школьной прессы
  7. 1.2 Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций
  8. 1.4.1 Медийные и событийно-организационные формы
  9. 2.3.2 Виртуализация организационно-событийных форм популяризации науки
  10. 2.1 Рекреативная функция популяризации науки и формы ее реализации
  11. 3.1.2. Отношение органов власти и партийно-советских организаций к международной связи на эсперанто
  12. ВВЕДЕНИЕ