<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение роли и места музеев Нижнего Новгорода в культурном пространстве города дает возможность охарактеризовать деятельность большой группы музеев крупного исторического города в конце 20 -начале 21 века и выявить их место и роль в культурном пространстве города.

К началу исследуемого периода музейная система Нижнего Новгорода в основном сложилась. Она прошла характерный для российского исторического города путь: создание первых музеев силами ученых в конце 19 века, создание в предвоенные годы музеев при участии общественности, значительный рост числа музеев в послевоенный период. В середине 1980-х годов музейная сеть города была типичной для крупного областного центра РСФСР - гигантское историко-архитектурное музейное объединение, музеи известных земляков, большая группа школьных, ВУЗовских, заводских и общественных музеев. Типичной была и музейная деятельность- начавшись с просветительской в конце 19 века к середине 1980-х музей превратился в пропагандистское учреждение.

В результате проведенного исследования впервые удалось комплексно показать и изучить определенные факторы внешней среды музея, влияющие на его деятельность в культурном пространстве крупного постсоветского города. Данные факторы можно разделить на две группы: типичные для большинства российских регионов и характерные исключительно для Нижнего Новгорода. К первой группе можно отнести изменение политического строя и экономический кризис, ко второй - возникновение особого нижегородского регионализма и присвоение городу статуса административного центра (столицы) Приволжского федерального округа. Кроме того, на протяжении всего периода исследования в Нижнем Новгороде идет дискуссия о культурном «статусе» города — одни считают город «культурной провинцией», другие «культурной столицей». Как показало исследование, совокупность этих факторов привела в различных музеях к прямо противоположным результатам - одни музеи усилили свое влияние на

культурное пространство города, превратившись из идеологических учреждений в многофункциональные центры со специфически музейными функциями, другие же окончательно уступили свои позиции.

Роль и место музеев в культурном пространстве города изучалось по нескольким характеристикам, тесно взаимосвязанным: отношения с

местными сообществами, реализация социальных функций, работа с аудиторией и состояние музейных зданий. Исследование показало, что отношения большинства музеев с местными сообществами крайне ограничены и в основном ограничиваются взаимодействием с органами управления культуры. Контакты с другими группами местных сообществ крайне ограничены из-за специфического отношения к ним музейных сотрудников большинства музеев Нижнего Новгорода, так отношение к представителям бизнеса и масс-медиа - презрительное, к

неправительственным организациям - настороженное, к коллегам из других и культурных институций (в том числе музеев) - ревнивое. Соответственно музеи отгораживаются от значительной части городских сообществ и упускают возможность использования внешних материальных и интеллектуальных ресурсов для своего развития.

Социальные функции, характерные для современного музея, в музеях города реализуются в довольно искаженном виде. Функция

документирования из-за сложного финансового положения реализуется в неполном объеме. Функция коммуникативной интерпретации, основанная прежде всего на экспозиции, также не реализовывается в полном объеме, так как уровень экспозиций большинства нижегородских музеев находятся на крайне низком уровне. На базе этих экспозиций предлагаются соответствующие программы, которые не соответствуют стандартам сегодняшнего дня. Музеи, в большинстве своем, буквально отвернулись от своей потенциальной аудитории, которую уже не заинтересуешь «скучным» музеем, в котором отсутствуют полноценные просветительские и развлекательные программы для различных групп аудитории. Реализация

функции моделирования действительности затруднена в связи со сложной ситуацией, сложившейся в архитектурно-градостроительной сфере города. Десятилетие закрыты здания ННГИМАМЗ и НГХМ на Волжском откосе, в крайне тяжелом состоянии находится кремль, а историческая застройка исчезает под активным натиском строительства в центре Нижнего Новгорода.

Данные процессы проходили не только под влиянием вышеперечисленных внешних факторов, но и во многом, из-за сохранившейся почти; в неизменном виде с советских времен системы управления учреждениями культуры и сложной внутренней ситуации в самих музеях.

В результате исследования практики нижегородских музеев в конце 1980-х- начале 2000-х гг. удалось выявить две наиболее характерные модели поведения музеев в культурном пространстве города:

• Консервативная модель;

• Прогрессивная модель.

Большинство музеев Нижнего Новгорода относятся к консервативной группе и их деятельность описана выше. В этой группе различаются два вида музеев - «законсервированный» музей и «консервативный музей с элементами приспособления к современной ситуации». К «законсервированному» виду относятся школьные и заводские музеи, где высока степень герметизации, к группе и «консервативный музей с элементами приспособления к современной ситуации» относится большинство государственных и муниципальных музеев Нижнего Новгорода. Под «приспособлением к современной ситуации» понимается привнесение некоторых современных элементов деятельности в жизнь музея (сдача площадей в аренду, проведение коммерческих выставок, разовое привлечение спонсоров). При этом сложившаяся в прежнее время модель поведения и управления музеем сохраняется, при этом отсутствует четко сформулированная концепция развития.

Музеев, относящиеся к прогрессивной модели характеризуются гораздо более высоким качеством деятельности. Они предлагают широкий спектр выставочных, образовательных и других программ, а также высокой степенью взаимодействия с различными сообществами. Несмотря на то, что это группа крайне малочисленна (Государственный музей Горького и Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства) деятельность этих институций задает определенную планку качества.

Показательно, что в эту группу попал НФ ГЦСИ, формально не музей, но имеющий в своей деятельности важную музейную составляющую. Кроме того, только у этих институций имеются опубликованные концепции развития.

Большинство музеев Нижнего Новгорода относится к консервативной модели, а, следовательно, налицо сложившиеся противоречия между объективными культуросозидающими возможностями городских музеев и реальным уровнем их использования. Для преодоления кризисных явлений, сложившихся в музейной сети Нижнего Новгорода был разработан проект «Музей города Горького», реализация которого сможет решить целый комплекс задач. В этом проекте учтены все проблемы, присущие большинству музеев города, а также учтена историческая, территориальная и культурная специфика Нижнего Новгорода. Проект предполагает включение промышленных музеев в культурное пространство города, модернизацию их экспозиций, создание музея индустриализации с экспозицией по 20 веку.

«Музей города Горького» может стать экспериментальной площадкой: к реализации проекта могут быть привлечены самые различные группы специалистов и источники финансирования, а сам музей сможет предложить разнообразные просветительские и развлекательные программы для различных групп аудитории. Реализация проекта может также способствовать изменению культурного ландшафта заречной части города и экономическому развитию города в целом путем создания новых рабочих мест и привлечения в город туристов.

Проект «Музей города Горького» отражает нижегородскую специфику, однако отдельные его составляющие могут быть реализованы и в других •' регионах России, так как для многих из них также актуальны проблемы не

включенности в культурное прос транство музеев организаций.

Изучение практики нижегородских музеев, показало, что большинство из них не смогли «встроиться» в новую систему социокультурных взаимоотношений, а, следовательно, не играют заметной роли в культурном пространстве города.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

АНОК - автономная некоммерческая организация культуры ВАО — Всероссийское акционерное общество ВПК - военно-промышленный комплекс ГАЗ - Горьковский автомобильный завод

ГТИАМЗ - Горьковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник

ГИМ - Государственный исторический музей (г.

Москва)

ГМГ - Государственный музей Горького (г. Нижний Новгород)

ГУК - государственное учреждение культуры

ДК НО - Департамент культуры Нижегородской области

ЗАО - Закрытое акционерное общество

ИОО — Институт «Открытое общество» - Фонд Сороса (Россия)

КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза КУГИ НО - Комитет по управлению государственным имуществом Нижегородской области

МНИ - Музей нижегородской интеллигенции МУП - Муниципальное унитарное предприятие

МХП - Музей истории художественных промыслов Нижегородской области

НГХМ - Нижегородский государственный художественный музей НМЦ — Региональная общественная организация «Нижегородский центр поддержки и развития музеев»

ННГИАМЗ - Нижегородский государственный историко­архитектурный музей-заповедник

ННГУ - Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

НГЛУ - Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюва

НПО — Научно-производственное объединение

НФ ГЦСИ - Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства Министерства культуры Российской Федерации • ОАО — Открытое акционерное общество

ООО — общество с ограниченной ответственностью ПФО — Приволжский федеральный округ США - Соединенные штаты Америки СМИ - средства массовой информации

<< | >>
Источник: Змеул Александр Александрович. МУЗЕИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДА (КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА 1985-2003 ГТ.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. 2004

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. 5.14. Заключение эксперта
  2. 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
  3. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
  4. Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
  5. В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
  6. а) Умозаключение общности
  7. Ь) Индуктивное умозаключение
  8. с) Умозаключение аналогии 1.
  9. а) Категорическое умозаключение 1.
  10. Ь) Гипотетическое умозаключение
  11. с) Дизъюнктивное умозаключение
  12. III. Умозаключение
  13. III. Умозаключение