<<
>>

Вопрос 2. Содержание криминальной субкультуры

  , В содержании криминальной субкультуры следует выделять три основных элемента: I. «законы»; II. стратификацию; III. средства коммуникации. Рассмотрим их подробнее.

Итак, первым элементом, содержания криминальной субкультуры являются: Нормы, «законы» криминального мира, которые создаются про- ' фессиональными уголовнйками (до революции их называли «законники», а с 30-х гг.

XX в. — «воры в законе»), которые их всячески оберегают. Эти нормы содержат в себе:

а)              обычаи уголовников, т.е. правила поведения в криминальной среде, ставшие привычными, принятые там, на основе которых они живут1;

б)              ритуалы (от лат. ritualis — обрядовый): выработанный исторически или установленный административно порядок совершения чего-либо, например, встреча или проводы криминальных авторитетов в «зоне», которые могут отличаться по нюансам, «прописка» — проверка новичка, попадающего в камеру, совокупность обрядов, сопровождающих акт священнодействия и составляющих его внешнее оформление, в частности, обряд приема в «воры в законе» и др.; в торжественных случаях то же, что церемония (от лат. caerimo- nialis — обрядовый, культовый), т.е. предписанная последовательность действий, торжественный порядок, к примеру, сбор «сходки» «воров в законе» для принятия решения о наказании кого-либо смертью;

(              3) упорядоченная совокупность сигнальных, поведенческих актов,

в частности, системе! жестов преступников, предупреждающих об опасности, нападении, смерти;

в)              уголовные традиции (от лат. tradition — передача, повествование): эле-

4              менты социального, культурного, субкультурного наследия, передаю

щиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в криминальных сообществах в течение длительного времени, например, антиобщественные установления, криминальные нормы поведения, ценности, идеи,

В отличие рт криминального правовой обычай — это устойчивое правило поведения, сложившееся в результате длительного повторения людьми определенных действий и получившее закрепление в нормах права в форме ссылки на этот обычай; при этом сам обычай, т.е.

устоявшееся правило поведения людей, в тексте нормативного акта не содержится. Иначе говоря, в норме права только ссылка на то, что такой-то обычай есть (см.: Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2007. С. 111).

действующие в любом обществе и во всех сферах общественной и антисоциальной жизни[1]. И выделяют еще в криминальной субкультуре'стратификацию/(от лат. stratum — слой + лат. facio — делаю) профессиональных преступников, осужденных, их расслоение на различные когорты, категории, виды. Рассмотрим выделяемые в криминальной субкультуре средства коммуникации (от лат. communication, communico — делаю общим, связываю, общаюсь) — сообщение, путь сообщения или связь одного места с другим; а также общение, передача информации от человека человеку, а у животных — сигнальные способы связи, также массовая коммуникация как передача информации при помощи технических средств[2].

К средствам коммуникации относятся:

а)              жаргон (от фр. jargon — речьgt; слово, выражение) — речь какой-либо социальной группы, объединенной общими интересами, .ответвляющаяся от литературного языка, не имеющая своего грамматического строя, т.е. правил построения и основного словарного фонда, заключающая- ся в употреблении специфических выражений, воспринимаемых только в этой среде, и ведущая нередко к переоценке ценностей у людей, примыкающих к этой группе, или арго (от фр. argot) — изначально воровской язык, а затем диалект социальной группы с целью языкового обособления, отличается от нормы узкопрофессиональной или оригинально, необычно усвоенной общеупотребительной речи;

б)              криминальные клички — термин используется как имя домашнего животного или конспиративное имя, шутливое прозвище[3], есть и другое понятие — погоняло — кличка, прозвище[4];, а также распространены в молодежной и криминальной среде кликуха, кличуха — воровская кличка[5], или крикливая женщина[6];

в)              татуировки (от фр. tatouer, англ. tattoo, полинез. tatu) — нанесение рисунка накалыванием и втиранием под кожу краски; наколотые особой

краской узоры на теле[7]; трактуется обычно как обычай примитивных народов, заимствованный моряками, уголовниками, поп-музыкантами, подростками[8];

г)              тайнопись — условное тайное письмо, криптография (др.-греч, KpunTToq — тайный, скрытый + др.-греч.

урокрш — пишу, черчу), способ записи с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

д)              уголовный фольклор (англ. folklore)[9] — художественное коллективное творчество криминальной части народа, включающее в себя: песни на криминальную тематику, получившие наименование «шансон»; былины, как песни, прославляющие «подвиги» уголовников, героические сказания; криминальные сказки как повествовательные произведения о вымышленных лицах и событиях, часто с участием волшебных, фантастических сил, помогающих совершать преступления и избежать ответственности; пословицы, присказки и поговорки уголовников, часто с применением нецензурных выражений, которые сливаются с криминальным жаргоном; криминальные заГадки-«приколы», которыми развлекаются осужденные в камерах; театрализованные обряды как искусство изображения на сцене путем диалогов остроконфликтных, но не безысходных (трагедийных) отношений с Обществом или с собой, разрешающихся часто криминально, и т.д.;

е)              жесты (фр. geste)[10] — телодвижений, имеющие какое-либо криминаль

ное значение, например, показывающие, что пора давать взятку или надо «удирать», либо сопровождающие речь для усиления ее выразительности, причем боздействующие так, чтобы вызвать страх, почтение, гнев или другие сильные1 эмоции, которые можно использовать в своих целях;              '

ж)              граффити (итал. graffiti — нацарапанные): исторически древние и средневековые посвятительные, магические, бытовые надписи, нацарапанные на стенах зданий, сосудов и т.д.;

любые надписи, рисунки и знаки, процарапываемые или наносимые краской на стены; могут быть магическими заклинаниями, тайными символами религиозных сект, могут носить чисто бытовой характер, вплоть до надписей в общественных туалетах; направление в авангардизме последней четверти XX в., ориентирующееся на самодеятельные уличные росписи молодежных «тусовок»; кричаще яркие рисунки, обычно исполненные спреем (англ. to spray — распылять) в манере красочной психоделики (др.-греч фихсбс; — душевный + delos — ясный) — стилистические черты, сложившиеся в западной молодежной контркультуре середины XX в.

и оказавшие влияние на музыку, моду, декоративный дизайн и проч.; выделяются ярким, радужным колоритом, имитирующим состояние наркотического транса, и прихотливыми орнаментами и аранжировками1, причем психоделика — направление девиантной, даже, более того, криминальной субкультуры; криминальные граффити -г- нацарапанные, распыленные надписи и рисунки на стенах домов и обычно,каменных заборах, свидетельствующие, что: это место, ,регион принадлежит какой-либо криминальной группировке; характеризующие или призывающие к какому-либо направле- , нию криминальной деятельности; применяются также в уголовном мире как карикатура на кого-, что-либо, какую-либо группировку; тип людей; используются как знак памяти;; как «речевка», передающая информацию, шифровку; символы (др.-греч. oupi6oAov — знак, примета, признак): исторически у древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы/тайного общества и т.п.; вещественный или условный (графический, звуковой и т.д.) знак, ^ обозначающий или напоминающий какое-либо понятие;,образ, воплощающий какую-либо идёЮ; в отличие от аллегории, смысл символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания; символ веры — краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину;

в символизме отражение «потустороннего» в искусстве и др.1; криминальные символы — образные, многозначный, опознавательные изображения, которые могут свидетельствовать о Ьринад- лежности к какой-либо преступной группе, секте, группировке (например, символы якудза, сатанистов);

и)              язык одежды обозначает принадлежность к какой-либо криминальной группировке (особый тип шляпы, перчаток, например, с отрезанными пальцами, трость), особой группе (спортивные брюки Adidas и кожаная куртка в 1990-е гг. означали принадлежность к какой-то банде, рэкетирам; малиновый пиджак свидетельствовал, что это уже не вор, а преуспевающий бизнесмен); к) игры: в карты («очко», «свара», «шило», «сика», «тринька», «струна»), кости, домино, наперстки («чермушник»), ё спички («коротеньход»), на номерах денежных купюр («шмена»), в бильярд на деньги («жук») и др.

Схема 3. Содержание криминальной субкультуры

Схема 3. Содержание криминальной субкультуры

<< | >>
Источник: Старков О.В.. Криминальная субкультура. 2010

Еще по теме Вопрос 2. Содержание криминальной субкультуры:

  1. Вопрос 1. Криминальная субкультура: понятие, уровни, функции
  2. Вопрос 2. Содержание криминальной субкультуры
  3. Вопрос 3. Причины и условия криминальной субкультуры
  4. Вопрос 2. История криминальной субкультуры в России после революции
  5. Вопрос 2. Стратегия воздействия на тюремную субкультуру за рубежом
  6. вопрос 2. Причины и условия общеуголовной организованной, профессиональной и рецидивной преступности
  7. Вопрос 3. Стратегия воздействия на ббщеуголовную организованную, профессиональную и рецидивную преступность
  8. Вопрос 2. Микросредовая, групповая и индивидуальная профилактика криминальной субкультуры
  9. Вопррс 1. Криминальная субкультура, место в ней средств коммуникации, диалектология и диалекты в русском языке, их понятие, виды
  10. Вопрос 1.              Татуировка, ее виды