<<
>>

ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

  Речевые ошибки фонетического происхождения нередко лишают высказывание ясности и чистоты. Причины нарушения фонетических норм: неразработанность техники речи, реликты диалектального характера или ана - хронистические элементы, а также нормативная неупорядоченность, вызванная довольно стремительными изменениями фонетической адаптации заимствованных слов.
Так, произношение «Макдоналдс» не соответствует артикуляционной базе русского языка, где 1л] должен смягчаться. Всевозможные транслитерации, появляющиеся в текстах ярких реклам, типа американ, кволити, эрейзеры, Энерджайзер, — пародия на звучание этих слов в их родном языке, влекущая фонетические ошибки.

Л. В. Щерба стремится определить путь развития фонетической системы, считая, что «русское образцовое произношение пойдет по пути сближения с письмом». На устную речь вопреки ему ориентируются москвичи К. С. Горбачевич и Д. Н. Ушаков. Очевидно, что в развитии фонетической системы наличествуют как те, так и другие тенденции, но произносительные нормы, в большей мере ориентированные на московское произношение, следуют традициям устной речи.

Задание 1. Приведенные ниже слова разделите на 2 столбика в соответствии с произнесением в них звука [э] или [о] на месте написания буквы Е или Ё. В данных словах наблюдаются колебания в произношении этого звука, однако нормативным является только один вариант: афера, блеклый, бревенчатый, бытие, геликоптер, гренадер, желоб, желчь, житие, забытье, издевка, маневры, никчемный, околесица, опека, оседлый, острие, Поблекнуть, скабрезный, современный, сметка, хребет, щелка.

Еще А. А. Барсов с сожалением указывал на отсутствие в русском языке единой буквы для обозначения звука [йо], характерного, с его точки зрения, для просторечия. Рифмовка в русской поэзии указывает на значительное распространение буквы «Ё», введенной в 1797 г. Н. М. Карамзиным.

Однако в старославянизмах, словах высокой стилистической принадлежности, звук [о] на месте [е] не утвердился. В стихах Пушкина, Лермонтова, Баратынского, Тютчева, Фета, Майкова встречаем рифмы: смиренной — потаенный, утомленный — блаженной, опаленной — вселенной, окруженный — вселенной, времен — Карфаген, сотворенным — неизменным, обреченный — драгоценной, звездной — бездной, священных — исступленных, коленопреклоненной — нетленной, смиренный —умиленный. Сделайте вывод о возможности употребления слов с явлением непере- хода [е] в [о] в вашей речи во время учебного занятия. Какие еще свойства видите вы в таких словах?

Задание 2. Пользуясь словарями или проверяя себя после выполнения задания, определите, в каких из нижеприведенных слов перед звуком [э] твердый, в каких — мягкий

согласный. Нет ли возможности как-либо сгруппировать слова, чтобы не запоминать каждое по отдельности?

Бижутерия, брюнет, бутерброд, декан, декалог, декаме- рон (десятидневных), гейзер, дебют, деградация, денационализация, деноминация, интервал, интервент, компетентный, конкретный, корнет, кларнет, кратер, крем, критерий, маузер, музей, реле, ренегат, сонет, сервис, сессия, сеттер, стратег, темп, тенденция, термин, фланель, шинель, шрапнель, экспресс.

При работе над заданиями активно используйте последние издания справочника Л. И. Скворцова «Правильно ли мы говорим по-русски?». Следует, однако, помнить, что некоторые трактовки справочника расходятся со словарными рекомендациями.

Задание 3. Известно, что московская произносительная норма в ряде случаев стала ныне общероссийской. Она имеет несколько признаков, отличающих её от противопоставленной ей ленинградской. Если вы обнаружите, что ваше произношение не соответствует образцам старомосковского говора, сохранившимся в современном русском языке, следует подумать о возможных изменениях. Выясним, какие элементы московской произносительной нормы подчеркиваются в строках русских писателей:

За Киевом, где Днепр широкой В крутых брегах кипит, шумит,

У рощи на горе высокой

Обитель иноков стоит...

(И. И. Козлов)

Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой ?

Что кинул он в краю родном?.. (М. Ю. Лермонтов)

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокой...

Вот в сторонке божий храм Виден одинокой. (В. А. Жуковский)

В душе больной от пищи многой,

В душе усталой пламень гас,

И за стаканом в добрый час

Застал нас как-то опыт строгой. (Е. А. Баратынский)

Так на заре в степи широкой Слышнее колокол вдали,

Спокойный, вещий и далекий От мелких горестей земли. (И. А. Бунин)

Аналогичное явление наблюдается в строках: «Лиры звук дрожащий, звонкой»,.. «И если ветер, путник одинокой»... (М. Ю. Лермонтов), «И ум, еще в сужденьях зыбкой»...(А. С. Пушкин)', в рифмовке: Ленский — геттингенг- ской, жестокий — Ичкерии далекой, за чаркой — бой жаркий, из страны далекой — блуждаю одинокий, звонко — тонкий, зыбкий —- улыбкой и т. д.

Какие явления старомосковского произношения ненормативны в современном русском языке?

Задание 4. На какое явление в исполнительской манере М. Кристаллинской указывает пародия В. Чистякова, завершающаяся словами\ Дорассве, до сеида... Кристаллит. ?

И.-В. Гете пишет в «Правилах для актеров»:

«Следует особенно остерегаться неясного произношения всех конечных слогов и букв...»

(Собр. соч., т. 10, с. 286.)

Соблюдается ли в вашей речи четкость произношения последних звуков в словах и слов в предложениях? Запишите на диктофон фрагмент своего выступления и ответьте на вопрос, самостоятельно вырабатывая методику преодоления имеющихся недостатков.

Обратите внимание: исполняя свои песни, Б. Окуджава специально «проглатывал» последние звуки, что указывало на камерность его манеры. Это касается практически всех исполняемых им песен лирического содержания. Вы общаетесь с аудиторией, а не с небольшим кружком близких друзей, и непонимание, вызванное дикционными огрехами, может привести к излишнему напряжению при восприятии, к неусвоению всего материала занятия.

Задание 5. Скороговорки (развитие дикции). Прочитайте следующие скороговорки, добившись оптимального и легкого их произнесения.

Колокол около колокольни, а около кола — колокола.

Тараторит у грота оратор, проторил оратор тропу к ратникам.

На дворе трава, на траве — дрова; не руби дрова на траве двора.

Три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскоро- говоришь, а перескороговоренные не перевыскороговарива- ются.

Ехал грека через реку, видит грека — в реке рак; сунул грека руку в реку — рак за руку грека цап.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

У брата торба, у тропы прут, а за горной дорогой неровный овраг.

У тети Тины тесто, а у дяди Димы чудесные дети.

Рыбу ловит рыболов —

Весь в реку уплыл улов.

Прочитайте скороговорки с небольшими произвольными вставками, как текст телевизионной информационной программы. Вставки должны образовать целостное сообщение. Диктор не должен допускать погрешностей, поэтому предстоящее выступление важно отработать в творческих экипажах. Имидж диктора (строгая академичная дама, «очаровательная незнакомка», ведущий программы «Прорвемся, опера!», шоумен) отрабатывается в группах заранее по выбору самих выступающих.

Постепенно ускоряйте прочтение. Вставляя отдельные слова, скомпонуйте предложенные и другие известные вам скороговорки так, чтобы получился текст: информационного телевизионного сообщения; криминальной хроники передачи «Человек и закон»; митинговой речи; страшной сказки; забавного анекдота, рассказывая который, вы смеетесь; жаркого выступления полемиста, опровергающего всё. Следите за чистотой произношения во всех случаях!

Задание 6. Прочитайте скороговорки единым связным текстом, чтобы внушить аудитории: а) почтительный трепет; б) блаженную релаксацию; в) готовность смеяться вместе с вами; г) восторг; д) панический ужас; е) восхищение. Прочитайте получившийся текст как: а) светскую сплетню; б) томное рассуждение о смысле жизни (а он — в страдании)', в) отчет генерала о выигранном сражении; г) прогноз погоды в исполнении стильной дамы; д) признание героини эротического фильма, сводящей мужчин с ума лишь затем, чтобы обнаружить его наличие.

Задание 7. Вдох и выдох в идеальном артистическом дыхании соотносятся как 1\20. Добейтесь такого соотношения, на едином дыхании произнося с выражением целые тексты, а при остановке вдыхайте быстро и так, чтобы аудитория этого не слышала. Текст для примера:

Людей, которые бессознательно искажают привычные выражения и слова, приспосабливая их к новой действительности, кто-то удачно назвал народными исказителями. Исказители от сказителей отличаются тем, что, ничего не сказывая, а лишь чуточку изменяя сказанное, добиваются подчас не меньшего эффекта.

(Ф. Кривин.)

А «чуточку изменять» — это и значит не владеть техникой речи; едва ли эффект будет иным, кроме смеха аудитории. Вот поэтому и будем вырабатывать артистическое дыхание!

Задание 8. «Акапелла» (развитие дыхания). Поднимитесь, расправьте плечи и, сделав глубокий вдох, на выдохе вслух прочитайте текст. Уставшие садятся; остаются те, кто может продолжать чтение вслух. Цель: развить правильное ораторское дыхание при неоднократном повторении работы с текстовыми вариациями.

Задание 9. Часто измененная артикуляция лишь небольшого количества звуков способна существенно влиять на речевую личность, её характеристики и самосознание. Произнесем в предлагаемых предложениях ударное [о] на американский манер — как звук, близкий к [а]:

Мой поезд выходит в восемь сорок, а в город Ростов он приходит поздно, почти ночью.

Несмотря на нейтральную интонацию, подтекстовый смысл меняется. Как именно? Какие еще произносительные особенности и изменения влияют на содержание сказанного?

Задание 10. Мастерство импровизации — искусство войти в образ и понять его изнутри. Для такой работы необходима модель с возможностью следовать ей. Многие дикционные погрешности ликвидируются за счет изменения темпа речи, выявления отдельных звуков, чему способствуют нарочитое произнесение речи с сильным акцентом и ситуативно необходимое замедление произносительного процесса. Так, речевой портрет Сталина характерен растягиванием безударных слогов (кавказский акцент), диктор Ю.

Левитан, считавшийся фашистами одним из их главных врагов, обладатель исключительного по силе звучания голоса, возвещавшего миру о победах нашей страны, замедленно и чеканно произносил каждый слог, выдерживал многозначные паузы между словами. «Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза!» — начиналось выступление Левитана, и сами характеристики дикторской речи давали понять исключительную важность сообщаемого.

Г. К. Жуков пишет о Сталине:

Он говорил тихо, четко отделяя одну фразу от другой, почти не жестикулируя... Говорил он с заметным грузинским акцентом, но русский язык знал отлично и любил употреблять образные литературные сравнения, примеры, метафоры.

(Жуков Г. К. Воспоминания и размышления. — М., 1971.-С. 282.)

Попробуем представить себе, как Сталиным или Левитаном был бы произнесен следующий текст:

...Недаром Демосфен утверждал, что и первое дело, и второе, и третье есть произнесение. И если без произнесения нет красноречия, то произнесение и без красноречия имеет такую силу, то, бесспорно, что его значение в ораторском искусстве огромно. Итак, если кто захочет быть первым в красноречии, пусть он в гневных местах говорит напряженным голосом, в спокойных — мягким; низкий голос придаст ему важности; колеблющийся — трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который при помощи только трех звучаний — низкого, высокого и переменного — достигает столь разнообразного и столь сладостного совершенства...

(Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. —

М., 1994.-С. 342.)

«Поручите» прочитать этот фрагмент своему любимому или просто известному актеру и, представив себя им (умение совершенно необходимое для ритора), прочитайте приведенный фрагмент работы Цицерона.

Акцентологические нормы

Правильная постановка ударения — часть общей культуры речи, способствующей формированию речевого мастерства учителя. Акцентологические ошибки ведут к нарушению грамматической правильности, точности и ясности речи.

Тенденции постановки ударения" не имеют силу закона, часто Противоречат друг другу, и все же более точного обоснования акцентологических норм не существует, если не исследовать каждый акцентный тип по отдельности, а их множество, и классификации спорны.

Задание 1. Составьте статьи толковых словарей, возможно, пользуясь уже существующими, со словами атлас — атлас, багрйть — багрить, броня — броня, видение — видение, напоенный — напоённый, замковый — замковый, ирис — ирис, кредит — кредит, кругом — кругбм, лоскут — лоскут, опрощение — опрощение; отзыв — отзыв, привод — привод, проясниться — прояснйться, свойство — свойство, сокол — сокол, угольный — угольный, ушки — ушки, хаос — хаос, характерный — характёрный, языковый — языковой. В случае затруднения объясните значение слова посредством микроконтекста — составьте с ним словосочетание.

Выполнение каждого задания проверяйте по словарям: толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарям синонимов, паронимов, заимствованных слов.

Задание 2. Поставьте ударение в указанных словах; объясните, какая тенденция при постановке ударения реализовалась, какая, напротив, находится в стадии реализации. Есть ли какие-либо взаимоисключающие тенденции и на каком стилистическом уровне (немаркированная речь, разговорная речь, профессионализмы, возвышенно-поэтическая речь) они действуют?

Адюльтер, акрополь, алкать, алфавит, апостроф, баловать, бездарь, безумолчный, береста, блудница, бомбардировать, бруствер, бряцать, вандал, великовозрастный, ветеринария, вечеря, взбодрить, брала, бензопровод, волшебство, газопровод, генезис, гербы, глашатай, гордиев (узел), гофрированный, гренки, грушевый, гусеница, деньгами (не во фразеологизме), диспансер, договор, дозировать, доклеить, досуг, древко, еретик, жалюзи, жерло, завидно, заговор, заиндеветь, заискриться, законнорожденный, закупорить, запломбировать, заржаветь, зачерстветь, звонит, знамение, знахарка, зубчатый, ивовый, иконопись, индустрия, искра, вероисповедание, иссиня-черный, исподволь, каталог, квартал, кета, киоскер, кирза, кладовая, колосс, комбайнер, компостировать, кремень, кулинария, лубок, мастерски, мельком, металлургия, мизерный, мускулистый, мышление, неровня, обеспечение, облегчить, ободрить, обыденный, одновременно, оптовый, осведомиться, отвар, откупорить, пиала, петля, плато, побасенка, пломбировать, принудить, приободрить, присовокупить, приструнить, пурпур, раджа, розга, ракушка, рассредоточение, раструб, рефери, ржаветь, свекла, селянин, силос, симметрия, сливовый, сметливый, сопло, столяр, сторицей (воздать), толика (малая), тефтели, тигровый, торты, тотем, туника, туфля, уведомить, удить, умерший, упрочение, усугубить, феномен, фетиш, флюорография, ходатай, христианин, цемент, черпать, шасси, щавель.

Проверьте себя по словарям, изданным как можно позднее. Если есть расхождения, предпочтение следует отдавать последним академическим изданиям толковых словарей. Подумайте: есть ли случаи, когда вы сомневаетесь в постановке ударения? Давайте заведем словарь таких слов и всякий раз, как только долгожданная свободная минута случится, проверим себя. Пусть это будет «собственный словарь», заполняемый постепенно, как только возникают реальные затруднения в практической работе и в иных ситуациях.

Задание 3. Объясните, почему писатели и поэты не всегда ставят ударение, соответствующее нормам современного русского языка, на следующих примерах (искомые слова подчеркнуты):

А. С. Пушкин: Вошел. Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала...

Во дни веселий и желаний Я был от балов без ума...

Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора,

Подобный английскому сплину...

Мне нравились его черты,

Мечтам невольная преданность...

Кто чувствовал, того тревожит Призрак невозвратимых дней...

Онегин шкафы отворил:

В одном нашел тетрадь расхода,

В другом наливок целый строй...

М. Ю. Лермонтов: Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой...

Но сердца тихого моленье Да отнесут твои скалы...

И дым их то вился столпом,

То расстилался облаками...

А он не дождался минуты сладкой:

Под бедною походною палаткой Болезнь его сразила...

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят...

Ужель при сшибке камней звук Проникнет в середину их?

И. А. Бунин: Лишь на западе сумрачно-алом Силуэты чуть вйдны ракит.

И в молчанье осенней полночи Вспомни песни, что пел соловей...

Помню, как ветер в лугах серебрил верболозы,

Помню, как реяла дальних миражей игра...

Ворвутся в голую тайгу Ветры из тундры, с океана...

И. Ф. Анненский: А из угла глядит, свидетель агоний,

С рожком для синих губ подушка кислорода.

Нет, не жемчужины, рожденные страданьем,

Из жерла черного металла глубина...

П. Г. Антокольский: А если и не сын родной, а ближний В глазах шпиков гестаповских возник,

Запутай след его на свежей лыжне И сам пройди невидимо сквозь них.

Н. И. Рыленков: Чуть булькает ручей, как в горле кувшина.

Сутра подкошен, луг лежит в цветных разводах.

В каких из приведенных случаев нетрадиционность постановки ударения объяснима исторически, в каких — с точки зрения стихотворной метрики?

Задание 4. Приведенные ниже слова имеют ударение, объяснимое либо через канал заимствования, либо через степень реализации одной из акцентологических тенденций. Объясните постановку ударения: крыжовник, полковник, планёр — планер, киоскёр — киоскер, слесари — слесаря. В знаменитых песнях ударение ставится двояко:

И горьки мне, горьки твои упрёки.

Ах, как кружится голова,

Как голова кружится...

Аналогичное явление — в паремической литературе, в том числе ставшей источником литературных произведений:

Красно солнышко — Красна изба пирогами.

За синё море — с синя моря глаз не сводит.

Зелено вино — молодо-зелено.

Песенка девичья — девичья слеза.

В чем вы видите причину двоякой постановки ударения? Когда действительно ударение вариативно, когда нормативным является лишь один вариант?

Задание 5. Пользуясь словами современного русского языка, определите, где ударение изменилось по сравнению с приводимым в словаре В. И. Даля: абонировать, асбест, бархатка, берёста, автограф, апостроф, баловать — баловать, бомбардировать, бряцать, индеветь, баллотировать, баржа, бердыш, библиотека — библиотека, вовремя, камбала, каталог, блокировать, бондарь, вальсировать, рецензировать, ржаветь, розга, рекогносцировать, знахарка, вахтер, верба, видение (один вариант), клейть, вишневый, копировать, коновязь, катет, кладбище, каучук, кокон, компас, лексиколог — лексиколог. Выделите слова, которые, невзирая на значительный возраст акцентологической нормы, произносятся иначе. Чем это можно объяснить?

Задание 6. Какая общая тенденция реализовалась в современном русском языке при постановке ударения в словах, звучавших в классических произведениях следующим образом: струнами, кольцами, травами, водами, стенами, звездами, скалами? Какая стилистическая принадлежность отчетливо видна в этих словах?

13. Заказ № 3356

Задание 7. Исследуйте, какое ударение, традиционное или рецессивное (ставится на служебном слове), предпочитают и ваши знакомые, произнося формы: из дбма — из дому, до леей — дб лесу, за борт, по лесу. Насколько соответствуют норме факты употребления ими ударения? Как развивается ударение?

Задание 8. Чем различаются формы указываемых слов при различной постановке ударения? Составьте словосочетания с данными словами в разных значениях, а где возможно, с различной грамматической и стилистической принадлежностью: видение, забронировать, напоенный, кругом, лавровый, вольно, побасенка, творог, ровня, свекла, свойство, наряженный. Сделайте вывод о способности ударения различать значения слов, грамматическую принадлежность, стилистику.

Задание 9. Прислушиваясь к разговорам и речи теле- и радиодикторов, вчитываясь в тексты художественных произведений, газет, журналов, составьте словарик «Слова, в которых я затрудняюсь с постановкой ударения». Аналогичным образом, фиксируя ненормативные или сомнительные случаи постановки ударения учениками или товарищами, начните словарь «Акцентологические ошибки моих учеников (однокурсников)». Проверьте, верно ли вы ставите ударения; возможны случаи двойного ударения, обусловленного нормами языка.

Задание 10. В чем специфика двойного ударения в указанных словах? В каких случаях постановка того или иного ударения обусловлена социальными, культурными или профессиональными причинами, в каких случаях двойное удорение приобретает недопустимый характер?

Еретик, планер, колледж, кета, брала, документ, квартал, договор, километр, заговор, идеолог, индустрия, баржа, петля, диспансер, христианин, костюмировать, знахарка, свекла, автозаводского, броня, проясниться, напоенный, отзыв, свойство, наголо, языковая, кредит, лоскут, наряженный, сокол, кругом, багрить.

Лексические нормы

Задание 1. На чем основана двусмысленность в следующих предложениях, взятых из средств массовой информации 1996 года и школьных сочинений?

Девушка находилась посреди улицы. На ней было много любопытных.

Не было такой области, где бы мы ни учились.

Рюкзаки собираются вместе и укладываются в машину, прямо на пол.

Эта камера тем более по праву принадлежит вам.

Дочь не пойдет в эту школу: она недоделанная!

Открывая дверь, она тяжело заскрипела.

Кто еще не купил Михалкова?

Маяковский, достав из широких штанин самое ценное, готов гордо продемонстрировать это на зависть окружающим.

Пушкин посылает Онегина подальше, чтобы тот узнал русские нравы.

Паровоз обгоняет лошадь, и Есенин сожалеет об этом.

Нарисовав рисунок, он был повешен над кроватью.

Девушка стоит на берегу реки, и луна освещает её рябую поверхность.

Женщина посмотрела на собаку: она оскалилась, зарычала, шерсть встала дыбом, глаза хищно засверкали.

Задание 2. Выявите случаи неверного употребления слов и выражений и замените более подходящими. Там, где это невозможно, объясните авторское словоупотребление:

Пью — не напьюсь, Вздох — и огромный выдох (М. Цветаева).

Я приобрел этот велосипед, будучи без педалейм тормозов (заявл.).              ;

На свечке задумчиво сидела одна тинейджерка... (мемуары вожатого).

Злоупотребление алкоголизмом приводит к плохим последствиям (газ.)

Народ освобожден от крепостнического права (шк. соч.)

Люди, обреченные властью (А. Кнышев).

Не суй свой взнос не в свое дело (А. Кнышев).

На афише вместо «драма в двух действиях» пишут либо «дама в двух действиях», либо «дрёма в двух действиях». Молодые театралы предпочитают даму в двух действиях, пожилые — дрёму в двух действиях, поэтому на драму в двух действиях народ не идет. (Ф. Кривин).

Задание 3. Знакомы ли вам приводимые ниже Слова? Переведите их, стараясь обойтись без словарей. Что объединяет и что различает приводимые слова? Сгруппируйте

их по трем-четырем признакам. Сколько классификаций получилось в каждом случае?

аксессуары

инклюзивный

роллер

андеграунд

инсталляция

ростер

анонс

истеблишмент

рэкет

аттрактивный

картридж

саммит

аутсайдер

кетчер

секьюрити

аудиокассета

киллер

сервер

байкер

колледж

свимминг

баксы

консалтинг

свингер

банкомат

конфирмация

сити

баннер

копир

сканер

бармен

ксерокопия

скетч

бартер

ламинировать

скотч

бейсбол

ланч

сноуборд

бестселлер

лизинг

спикер

бизнес

лоббировать

спич

бодибилдинг

маргинал

спонсировать

бутик

маркетинг

спринтер

ваучер

маркетолог

стайер

видеоплеер

маркер

сталкер

визажинг

менеджер

стартер

виндсёрфинг

металлик

супермаркет

вице-спикер

миллениум

тендер

винчестер

модем

терминатор

гамбургер

мониторинг

тинейджер

гандикап

несессер

тонер

гель

ноу-хау

триллер

гид

оверлок

триммер

гольф

органайзер

тримминг

дайджест

орифламма

тюнер

дебитор

офис

тэн

дефолт

оффшор

факс

джазбанд

паблисити

файл

ДЖОЙСТИК

паркинг

фиеста

диверсификация

пейджер

фифти-фифти

дивиденды

пейджинг

фластер

ди-джей

плейбой

флоппи-диск

дизайн

популизм

форвард

дисплей

поп-арт

ХИТ

дилер

PR

хэппи-энд

дистрибьютер

принтер

хэллоуин

драйвер

профи

чизбургер

дриблинг

профит

шоп-тур

дюролайт

рейтинг

шоумен

имидж

ридер

эквалайзер

импичмент

риэлтер

эксклюзивный

инаугурация

рокер

эмуляция

Задание 4. Приведенные слова вам предлагается перевести (возможно, пользуясь словарями), объяснить их сферу употребления и модели образования. Если можете, приведите версии по этимологии этих слов; свои выводы сделайте лишь после консультации со специальными словарями. Сгруппируйте приводимые слова по их лексическим, семантическим и морфологическим особенностям, а также по стилистическим характеристикам их функционирования в речи.

Зело, пейджер, бутик, дождь, водяра, основняк, фритюрница, воздвигнуть, нижеприведенный, алкать, братки, так сказать, шлында, акцинденция, гроссмейстер, елань, замолаживает, надринъкаться, лохмоухий, точило, луска, травести, клевый, прикольный, сигнификация, кушать, чушь, туфта, апперцепция, пейджер, дилер, бистро, кафедра, бес- понтовый, следить зверя, аналой, нощь, лоха, враг, баранка (руль), винчестер, асимптота, ширяться, бутик, мобила, ламинировать, гулдорейка, братчик, сволочь, шухер, сноубордист, лоббировать, забить стрелу, инфинитив, прибары- жить, косуха, висяк, влачиться, веремя, трюзера, езеро, поп-арт, скотч, полымя, лахундра, персты, саммит, с дуба рухнуть, нонсенс, фрактальный, златоглавый, сходняк, халтура, баннер, кинуть на мыло, имманентный, бестселлер.

Задание 5. На чем основан комический пафос приводимого текста из журнала «Андрей»: Даримая вещь должна быть многовариантна по способам использования, индифферентна к нагреванию и ударам, имманентна с эмоционального угла восприятия, континуальна при прохождении квантованного пространственно-временного континуума, дискретно-образна для спонтанных церебрально-цефалических конвергенций при возбуждении зрительных участков коры головного мозга и аксонометрична при паллиативной структуризации ригидных дегуманизирующих факторов?Сделайте на основании текста вывод о том, что следует дарить. Пародирование каких стилей осуществляет автор?

Задание 6. Составьте с предлагаемыми словами словосочетания так, чтобы становилось отчетливым различие значения паронимов:

Адресат — адресант, безлистный — безлистый, ванна — ванная, вдох — вздох, встать — стать (о транспорте), гололед — гололедица, главный — заглавный (герой), дипломник — дипломант, здравица — здравница, вперемежку — вперемешку, знамя — знамение, индейцы — индийцы, командированный — командировочный, неприятный — нелицеприятный, давить — довлеть, лагери — лагеря, личный — личной, личный — личностный, ложа — лоджия — ложе, методичный — методический — метологический, мифический — мифологический, надеть — одеть, невежа — невежда, ничком — навзничь, нетерпимый — нестерпимый, поверка — проверка, проба — апробация, заплатить — оплатить, представить — предоставить (справку), сытый — сытный, подвижник — сподвижник, подпись — роспись, убежденно — убедительно, факт — фактор, целый — цельный.

Задание 7. Объясните, чем различаются слова и выражения в парах: выставка — вернисаж, годовщина — юбилей, соперник — соратник, проблема — дилемма, мнение — впечатление, рынок — базар (неполные синонимы); гололед — го- лоледица, главная (роль) — заглавная (роль), встать — стать (о движении), капает — каплет, двигается — движется, район —регион, невежа — невежда, давить — довлеть, лагери лагеря, подвижник — сподвижник, эмигрант — иммигрант, вперемешку — вперемежку (паронимы).

Задание 8. Каким лексическим явлениям обязана статуя Моисея (Микеланджело) своими рогами, а библейское игольное ушко — необходимостью пропускать верблюда?

Задание 9. Охарактеризовать следующие выражения с точки зрения их правильности: вернуться в свои пенаты, оплатить за проезд, видел своими глазами, трехнедельный вернисаж, заглавный герой драмы «На дне», различать овец от козлищ, медного брелка, подскажите как пройти, благодаря неурожаю, извиняюсь перед вами, дешевая цена, уровень увеличивается.

Задание 10. Исправьте выражения, если в них есть ошибки: квартет парикмахеров, автобиография художника, третий день вернисажа, беспрецендентный случай, расширение уровня воды, житница зерна, родное отечество, районный кворум фермеров, роспись учителя в дневнике, довлеть над народом, медного брелка, молодая врач, дилемма между двумя вопросами, недавний юбилей Шекспира, новое летоисчисление, инцидент на границе, напарники в одиночной борьбе за победу, упал ничком на спину, эффектное средство борьбы, оплатить за проезд, сходить с поезда, возвести кормушку для птиц.

Задание 11. Составьте словосочетания с приведенными словами так, чтобы стали очевидны смысловые или грамматические различия (или отличия?) между ними: ложа — ложе — лоджия; ванна — ванная, район — регион, холодать —холодеть, цифра — число, цветной — цветовой, трех — троих, директор — заведующий, статус — статут, профессия — специальность, поступок — проступок, опять обратно, нетерпимый — нестерпимый, нарочно — нарочито, латвийский — латышский, лирический — лиричный, защитный — защитительный, кампания — компания.

Задание 12. Приводимые жаргонизмы сгруппированы по разным признакам. Переведите их и продолжите ряды, сообщив, на основании какого признака они составлены (синонимия, словообразовательная близость, аналогия и т. д.):

стибрить

дальнобойщик

спондить

удочка («удовлетворительно»)

свистнуть

дембель

штука

черпак

кукла

старлей

катька

кирзуха

тугрики

летер

прибарыжить

краснотик

скадрить

прикид

клубняк

трюзера

тусовка

джины

сходняк

кепарик

чувиха

отпад

Анфиска

откидон

хата

кайф

хаза

офигеть

стакан

везуха

причал

кликуха -

кирпич

кадруха

фанера («под фанеру»)

Задание 13. Продолжить синонимические ряды: глаза — очи — гляделки; смотреть — глядеть — взирать; есть — «кушать — питаться; работать — трудиться — халтурить; большой — огромный — грандиозный. Охарактеризуйте каждое слово в синонимическом ряду, его стилистические или семантические свойства.

Морфологические нормы

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и определите родовую принадлежность заимствованных и сложносоставных слов.

Громады., цунами, зелен., авеню, нов., аэрозоль, стеклянн.. кафе-бар, старинн.. музей-усадьба, черн., кофе, компакты., диван-кровать, еженедельн.. вагон-лавка, свеж., салями., знаком., липси, широк., мост-плотина, розоват., шампунь, городск.. театр-студия, стар., танго, погоны генерал..-майора, разведены., какао, о знаменит., библиотеке-музее, желт., такси.

Задание 2. Выберите нормативные варианты: по исполнению — по исполнении, брелком — брелоком, новый аэрозоль — новая аэрозоль, времяпровождение — времяпрепровождение, рельс —рельсов, извиняюсь (за)— извините (за); скажите, как пройти — подскажите, как пройти; граблей — грабель, благодаря тебя — благодаря тебе, согласно приказа — согласно приказу, заведующий магазина — заведующий магазином, семь килограмм — семь килограммов, новый тюль — новая тюль.              4

Задание 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: ампер, апельсин, грамм, гусар, улан, килограмм, гектар, яблоко, помидор, чулок, носок, солдат, сапог,рельс, партизан, абрикос, торт, кавалергард, погон, туфля, грабли, бревно, обе, полотенце, простыня, серьга, ясли, кочерга.

Задание 4. Найдите в стихотворном описании веселого парада ошибки, связанные С неверным употреблением форм множественного числа существительных в родительном падеже:

На сотне гектар Начнется парад —

Готовы ряды Якут и бурят.

Отряд кирасир —

Десяток кирас,

Но двадцать погон И двадцать лампас.

По десять улан,

Кадет и корнет. —

Скрипенье ботфорт И блеск эполет.

За взводом драгун,

За ротой гусар —

Ряды осетин,

Грузин и татар.

Задание 5. Устно или письменно назовите слова, что изображены при помощи чисел, поставив их в нужном падеже. Сделайте выводы относительно склонения числительных как культурно-речевого портрета говорящего. Приводимые фразы взяты из книг К. Валишевского, журнала «Родина» за 1992 год и «Книги рекордов Гиннесса».

Число участников колеблется между 457 и 502.

Димитрий располагал уже 38000людей.

На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт — 93, Западный — 125.

В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

...Город, в котором жило около 120 тыс. человеку распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 — сенокосной, 735 — леса, 528 — воды.

Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17—19 ноября 1990 г. в Китае.

К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64маршрутами...

Из 4803 лондонских автобусов 4120 — двухэтажные.

Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояния между станциями лондонского метро.

«Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.

Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.

Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

Помните: числительные — визитная карточка общей речевой культуры говорящего.

Задание 6. Прочитайте предложения. После установления нормативного варианта каждого числительного запишите фразы, меняя числа на слова.

Задача предложена 22 ученикам.

Профессор увидел в аудитории 21 студента.

Мы плыли по морю 1,5 суток.

Было приобретено 4 ножниц, 5 граблей, 3 вил.

Поезд шел с 368 пассажирами в 12 вагонах.

Длина реки равна 4798 километрам.

Строителями отремонтировано 34яслей.

В сумке было около 1,5 килограммов яблок.

Задание 7. Объяснить сопоставляемые формы, сходство и различие вариантов склонения географических названий: жить в Одинцове, Тушине, Шереметьеве — жить в подмосковном Пушкино, в Тучково, в Дорохово. Бывать в городе Серове — в деревне Серово, в Кирове — в Кирово. Из города Москвы — из порта Москва — от станции Москва; из города Озеры, Серебряные Пруды, Осло — от города Тамбова, Волгограда; до города Владивостока — до станции Владивосток, до порта Владивосток; на реке Днепре — на озере Байкал, на реке Дон; у реки Ангары, Рейна, Енисея — на острове Сахалин, Валаам; бывать в Хельсинки, в Гумри — отдыхать в Гаграх, на Дарданеллах; в городе Дубне — на реке Дубне — в деревне Дубне — в селе Дубна; в городе Одинцове — в селе Одинцове — в деревне Одинцово — в поселке Одинцово.

Задание 8. Поставьте названия в нужной форме. От Новогиреев.. — от платформы Новогиреев..; в Коломенск.. — на станции Коломенск.. — до платформы Коломенск..; до станции Люблин.. — из Люблин..; в Калининград.. — в порту Калининград..; от Москв..-реки — на Москв..-реке — к реке Дон.. — на реке Дон.. — бывал на Дон...

Задание 9. От чего зависят род и склонение составных слов: новой плащ-палатки (почему не нового?), синему вагону-ресторану (почему не вагон-ресторану), из большого салон-вагона, мощного дизель-электрохода, о пожилом генерал-лейтенанте (почему не генерале-лейтенанте?), новое кафе-ресторан, новая кафе-столовая, на уютной (почему не уютном?) диван-кровати, из красивых яслей-сада, о коротком концерте-шутке, назначенного премьер-министром.

Задание 10. Образуйте форму 3-го лица множественного числа от глаголов: мурлыкать, полоскать, плескать, капать, лазить, мяукать, рыскать, брызгать, ездить.

Интересующие вас вопросы по культуре речи не забывайте задавать преподавателю: норма, грамматическая правильность речи — обязательное условие успешного выступления!

Различные нормы

Задание 1. Отредактируйте фразы, чтобы стал ясен смысл, а грамматические и синтаксические нормы оказались бы соблюденными.

Директор, он человек принципиальный.

Отодвинув раму, она откинулась.

Турки ожидали неминуемой победы, а те, кто уже говорили о ней, готовились выиграть.

Мы прошли Древний Киев, подходим к Московской Руси.

Врач обошел третью палату и понял, что больной начал отходить.

Необходимо ощущение уникальности собственной личности человека нашего времени.

Мужское достоинство может оказаться слишком тяжелым для слабого человека.

Большинство тетрадей были исписаны вкривь и вкось.

Я вам не держу, а просто высказываю свою мысль.

Поезд приехал вопреки расписания, но впечатления о поездке не померкли.

Вошедший снял плащ, и теперь его можно было повесить.

«Съешь свою удачу!» (реклама пельменей).

Задание 2. Речевые ошибки следующих выражений однотипны.

Определите, какое явление лежит в их основе, и исправьте.

Более короче, моя автобиография, писатель создал свой роман, самый главнейший, дешевая цена одежды, кавалькада всадников, видел своими глазами, коренной абориген, правильная норма. Аналогичная форма речевой ошибки — во фразах героев М. Зощенко: Нет у меня денег ремонты ремонтировать. ...Нипочем не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться. Я его родной родственник.

Проверьте, не злоупотребляете ли вы какими-либо формами этой ошибки; старайтесь тактично исправлять ее у товарищей. Как вы определите тавтологию и плеоназм?

Задание 3. Определите, в чем заключаются речевые ошибки в следующих предложениях, взятых как из средств массовой информации, так и из школьных сочинений. Исправьте их.

В этом переулке стоит один из самых трепетных московских памятников.

В будущем это будет иметь большую роль.

Открытие сыграет должный эффект в развитии экономики.

Само собой, дядя уже занял оборонительную позицию, разбросав руки..

В виде коменданта в Белогорской крепости он оставил Швабрина..

Эта композиция продолжит нашу работу в самое ближайшее мгновение.

В этой палате достаточно хватит мудрости...

Мы возмещаем этот пробел.

Жизненный уровень населения улучшался ежегодно.

Сестра моего друга поженилась в прошлом году.

Эратосфен утверждал, что во время речи Демосфена его охватывало как бы вакхическое неистовство.

Представляя себе возрождение науки, сразу возникает образ Гельвеция.

В его глазах выдержка и спокойствие, а в речи соблюдение ритмики.

Человек она была фантастически дремучая.

Почти треть опрошенных безоговорочно отдавали предпочтение знакомой им форме государственной собственности.

Не только богатыри приготовились, но и их кони — сей- . час они поскачут освобождать родину.

Я живу и езжу на машинах своего предприятия.

Оратор возвращался к сказанному в целях наилучшего запоминания слушавших его людей.

Наши войска резались отчаянно и, «не будь на то господня воля, не отдали б Москвы»!

Их любопытство начинается с 11 до 20лет.

Гринев по очереди подходил к виселице.

Педагог ЖЭКа, если таковой имеется на сегодня, представлен самому себе.

Задание 4. Измените фразы так, чтобы речевые ошибки синтаксического плана были устранены.

Кишечник человека способен быстро отводить продукты жизнедеятельности, особенно в своем сонном состоянии.

Спрыгнув с танка, ему тут же сорвало башню.

Материя это реальность, сделала вывод студентка, данная нам в ощущениях.

Необходимо составить перечень всех тех недостаточно полных идей, содержащихся в сообщении.

Базаров был не только нигилистом, а также циником.

Молчалин менее образованный и глупый в сравнении с Чацким.

Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни.

Задание 5. Выберите варианты из скобок, чтобы словосочетания обладали смысловой ясностью, а также грамматической и синтаксической правильностью.

Благодаря (войне, катастрофе, победе);

согласно (распоряжению, распоряжения);

заведующий (магазина, магазином);

быть (по профессии, по специальности) учителем химии;

поднять (бокал, тост);

одеть (платье, младшую сестру);

три (новые, новых) состава;

(автор, исполнитель) сложного сальто;

(дипломник, дипломант) конкурса юных исполнителей; одолжить (другу, у друга);

(различать, отличать) речь и язык; идти (за ягодами, по ягоды); вопреки (доказательства — доказательству); (казахская, казахстанская) целина.

Задание 6. Укажите и исправьте ошибки синтаксического характера.

Стоя на платформе, быстро подошел поезд.

...Признание вступившим в законную силу приговора суда факта совершения преступления.

Судебная экспертиза играет в этом большое значение. Наша беседа продолжалась еще часа два, в заключение которой я уехала.

Не пытаясь изобретать Америку, родилась идея. Однажды, ведя урок в девятом классе, девушка с последней парты взвизгнула...

Когда мальчишка трусливо убегал, чувствуя свою значительность, хозяин погрозил ему вслед.

Останки великого писателя возвращаются на родину.

Задание 7. Вы редактор. Представьте, что к вам пришли авторы текстов, в которых содержатся приведенные ниже речевые ошибки. Как вы предложите авторам их исправить? Как вы 'В качестве редактора квалифицируете эти ошибки, показав их происхождение, причину, сущность? Какие психолингвистические явления вы назвали бы причиной ошибок?

Это детектив, в котором один депутат убивает другого и завладевает его дневником, в котором перечислены высокопоставленные лица, берущие взятки.

Он еще жив ? — спросил он. — Я думал, он уже задохнулся.

Новую концепцию теории информации в информационной теории экономики предложил Александр Демин в монографии «Информационная теория экономики».

Смой лицо под теплым краном: оно в краске.

Джулия Робертс вплотную подошла к Делии Мур по размерам гонорара.

Это было благодаря аварии.

Это покушение против официального лица.

Каким цветом было небо!

Я весь день кручусь с ребенком, но, думаю, смогу встретиться с ним в баре.

Работники фирмы пообещали жильцам, что ремонт они произведут за свой счет.

Ветви власти в дружном согласии пугают друг друга.

Мы расскажем вам о преимуществах кочевого образа жизни над оседлым.

Качества речи

Грамматическая правильность речи

Задание 1. Отредактируйте текст, который должен стать репортажем из художественной школы о посещении её журналистами газеты. Редактирование окажется для нас тем сложнее, что мы не имеем права что-либо менять в содержании.

Войдя в это учебное заведение, его раздевалка показалась нам более-менее приличнее, чем в других. Ученики хором прогуливались вдоль стен. На них были прибиты дубовые панели, висели картины. Большинство из них были нарисованы выпускниками маслом и гуашью. Молодая завуч, придя к ней в кабинет, показала нам гордость школы — трое альбомов о школе, сделанные учениками в кожаных переплетах. В них иллюстрации достижения школы диплома конкурса самых лучших работ детей города. Каждая сфотографированная картина и ваза была более красивее близлежащих, и только где-то через полчаса мы смогли с восторгом закрыть альбом. Мы вышли и еще раз взглянули на детей и на картины: они висели на стенах, представляя непредставимое зрелище. Так мы познакомились с овладением учащимися работой кистью и красками, ножницами и металлом. Они действительно восхитительно владеют ими. Извиняясь, вошла ученица. Учительница послала принести свои рисунки, которые могут фотографироваться для нашей газеты. Как мы узнали, её супруг тоже по специальности учитель и трудится в этой школе. Благодаря девочку за рисунки, мы отправились монтировать настоящий репортаж о вышеназванной школе.

В ходе редактирования определите характер речевых ошибок, классифицируйте их и предложите такие варианты, которые вносили бы минимальные изменения в сам текст.

Задание 2. «Появитесь» перед аудиторией в одной из ролей, речевое и невербальное поведение которых вы продумали по заданию преподавателя: «фотомодель», «одинокий художник», «молодой специалист-учитель», «педагог на 30-м уроке за день», «плейбой», «шоу-звезда», «диск-жокей», «поручик Ржевский», «Казанова», «богемная поэтесса», «поэт Цветик», «классная дама пансиона благородных девиц», «Наполеон», «байронический юноша», «сентиментальная дева», «не женщина, а директор», «политический деятель», «певица Зизи», «новый русский», «гроза садов и огородов», «дядя Митяй (дядя Миняй)», «Гамлет», «штатный рассказчик застольных анекдотов», «диктор государственного телевещания».

Расскажите в этой роли анекдот, который мог бы впоследствии оказаться вмонтированным в одно из ваших выступлений. После этого прочитайте стихи:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»;

Постой, паровоз, не стучите, колеса.

Кондуктор, нажми на тормоза!

Я к маменьке родной с последним приветом Спешу показаться на глаза.

Можно ли на основании исполнения составить устный словесный портрет говорящего по его манере речи?

Соответствие сказанного роли подсчитывается по количеству верных ответов аудитории. «Лучший оратор» — титул того, кто был «определен» наиболее точно, хоть никак не указывал на свою роль в тексте или в стихах. Допускаются 3 вопроса из аудитории в целях определения роли, но вопросы не должны предполагать какого-либо непосредственного «автобиографического» уточнения образа.

Задание 3. Расскажите любимый анекдот так, чтобы он вызвал ожидаемую реакцию. Включите в него несколько слов так, чтобы он оказался объективно рекламой какого-либо предмета или предприятия, возможно, произведенного вашей фирмой (пусть гипотетической). Возможна постановка анекдотов в ролях группами из 2—4 человек.

Задание 4. Эмоциональная палитра. Прочитайте приводимый ниже текст так, чтобы каждая строка, вне зависимости от содержания, выражала какое-либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это восторг (1), безграничная радость (2), безудержное веселье (3), ирония (4), сочувствие (5), доверительность (6), усталость (7), угроза (8), отвращение (9), вульгарное пренебрежение (10), ненависть (11), панический ужас (12), глубокое горе (13), сожаление (14), скука (15), надменность (16), требовательная решительность (17), надежда (18), удивление (19), робость (20).

Аудитория делится на «актеров» и «педагогов» — одни репетируют текст, другие им помогают в этом, работая над их мимической маской и интонационным соответствием. На индивидуальных картах «актеров» написан ряд цифр, напр., «4, 9, 6», — значит, нужно прочитать три строки, первую — с иронией, вторую — с отвращением, третью — доверительно, таинственным полушепотом. Карта дублируется слушающими в зависимости от «прочтения» ими ролей: они цифрами записывают код; и лучший оратор груйпы — тот, чей код угадан большинством, а суммированное число наименее отличается от заданного преподавателем.

Задание 5. Перед вами текст, служащий для многих пособием по русской орфографии (напишите его потом под диктовку).

Кто не видел, как в продолжение дня и впоследствии на колоссальной дощатой террасе близ конопляника небезызвестная и вследствие этого доселе неприступная, к тому же не замужем, мачеха подьячего Аграфена Саввична безапелляционно и во что бы то ни стало потчевала отставного, но по-прежнему ветреного коллежского асессора Фаддея Аполлоновича ветчиной, винегретом, а также прочими яствами, что бы он ни возражал на это, а слуга-азербайджанец, втихомолку в одиночестве насвистывавший ариозо из бетховен- ской «Аппассионаты», поливал клумбу иммортелей из асимметричного брандспойта.

Прочитайте этот текст вслух в роли: обвинителя или защитника на судебном заседании; лектора, текст которого записывается студентами; диктора: а) программы новостей; б) выпуска криминальной хроники; в) читающего краткий текст государственного информационного сообщения (начните словами: «Говорит Москва»); ведущего телепередачи «Поле чудес» или «Золотая лихорадка»; оратора на публичном митинге протеста; учителя, ведущего сегодня десятый урок подряд. Первая фраза текстового блока может произноситься

преподавателем, определяя манеру дальнейшего прочтения.

В тех же ролевых интерпретациях изложите: текст любимого анекдота; газетную заметку.

В зависимости от наблюдений над собой скажите, что характеризует манеру каждого из названных персонажей.

«Поручите» прочитать текст любимому актеру или актрисе и покажите, как они это делали.

Задание 6. Абстрагируясь от содержания, прочитайте предлагаемый текст как: а) сообщение государственного телевидения о важнейшем международном событии; б) изложение учителем в третьем классе нового материала; в) рапорт военного; г) мемуары богемной поэтессы или поп-звезды.

Прикинь: шнурки сегодня нарисуются на тусовку, а когда будут клубиться, тина ляпнет про наших анфисок, что обмо- чалились: пацаны клеиться стали! Черепа — с катушек, буркала на затылке, а другие препы разбухтятся, они и вовсе с дуба рухнут. Причешут на хазу — по фейсу нагладят: не будь лохом, не борзей, если не рубишь!Л теперь самое прикольное: пахану не в кайф, что любера выкалываются — наезжают и в бубен давать стали. Вот с бодуна припер к ним на тусняк и не врубится: чуваки типа того корешатся, а один браток стуканул, кто он и где тусуется. Вот крыша у него поехала — ему бы слинять в ментовку к ботинку, а для него шнурки — заподло! Во ржачка! Куда такому фраеру за этими чуваками: ботинок из ментовки — прямо на тачке в школу — прикол был ништяк!

Какие изменения в дикции, интонационно-фонетическом и пафосном исполнении произвели бы вы при чтении этого текста от лица его подлинного или мнимого автора-подростка? Войдите в эту роль и передайте содержание текста по-русски. Что меняется в речевом облике говорящего?

Прочитайте предложенный выше текст в роли: теледиктора перед миллионной аудиторией; человека, полушепотом читающего пришедшее к нему письмо; матери, рассказывающей вечернюю сказку ребенку; кошки, которая вот-вот бросится на врага; пылкого влюбленного, объясняющегося в своих чувствах; кинозвезды, делающей это (см. выше о кошке) с экрана.

Задание 7. Расскажите, в каких случаях жизни вы не смогли выполнить своих коммуникативных намерений, задач и сверхзадач общения. Что вы сами считаете причиной неудачного исхода? Как думают об этом другие участники группы? Услышав рассказ, творческие экипажи должны поставить в ролевом исполнении возможное развитие сценария в соответствии с закономерностями риторики. Оптимальный сценарий определяет группа экспертов.

Задание 8. Определите, в чем заключаются речевые ошибки в приводимых предложениях. Какие качества грамотной речи нарушены?

Пусть цветы радуют всех людей, а мы будем их беречь.

Корни преступности коренятся в экономике.

Где-то в районе 11 часов боевики открыли огонь.

Задание 9. Точность. Нарисуйте абстрактную графическую композицию, состоящую из линий, кругов, звезд, стрелок, треугольников и др. фигур. Не показывая её соревнующейся команде, изложите содержание композиции так, чтобы её члены могли с наибольшей эквивалентностью изобразить то, о чем вы им сообщили.

Задание 10. Точность. Расскажите об одном из перечисленных понятий, не называя его. Все ли слушающие определят, о чем шла речь?

Дружба, привлекательность, вероятность, расточительность, радость, измена, талант, поспешность, черствость, эгоизм, гнев.

Задание 11. Логичность. Завершите следующие споры учителя и ученика, исходя из законов логики и логичности: Ребята, как быстро мы доехали до турстанции! Вовсе нет, поезд шел так медленно! Ничего подобного, я еще так быстро не ездила! Да говорю вам, медленно!.. Родион Раскольников в своем роде идеален. Неужели ты тоже убил бы человека? При чем тут это ? Его теория идеальна. Но люди по природе не делятся на эти категории! Нет, именно по природе люди делятся... Прекрати отвлекаться! А я не отвлекаюсь! Ноя вижу: ты разговариваешь! Вы тоже разговариваете — вы что, тоже отвлекаетесь?..

Задание 12. Логичность. Попробуйте разрешить парадокс античности. Многие, сочиненные Евбулидом из Милета, разрешить невозможно, и в то же время пути решения вполне возможно поискать.

«Ялгу!» — человек говорит правду или лжет ?

Задание 13. Докажите, следуя Законам логики, следующие тезисы.

Наличие норм языка необходимо.

Учение и труд все перетрут.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Тексты для анализа в группе

Чтобы создать свой текст, нужно видеть достоинства и недостатки тех, которые в разное время уже были созданы. Нас будет интересовать как их содержание, так и законы организации словесного материала.

Текст № 1

В. А. Бессонов и Р. М. Янгиров, рассказывая о некогда самом высоком здании Москвы — доме архитектора Ни- рензее постройки 1913 года, — приводят любопытную подробность, касающуюся времени, когда в подвальных помещениях здания находился театр «Летучая мышь». Н. Валиев, воспитанник студии Художественного театра, решил создать атмосферу непринужденного веселья и юмора, в чем и преуспел, найдя подлинное амплуа. Этот человек, блестяще владеющий художественным словом, мог и обычную беседу оживить, а всякое высказывание сделать средством влиятельной аргументации, поскольку чувство ситуации было ему присуще и как актеру, и как ритору. Театр в Большом Гнездниковском переулке давал представления с постоянным аншлагом. Обращая внимание на особенности риторической манеры Балиева, нужно задуматься над самим термином «влиятельное публичное высказывание».

Камертоном веселого настроения в театральном подвале был, конечно, его хозяин, никогда не терявший чувства юмора. Однажды во время представления кто-то из зрителей решил подшутить, подав ложный сигнал о пожаре. В зрительном зале возникла паника, но положение спас Валиев. «Какой пожар! — звонко прокричал он, перекрыв нарастающий шум. — Разве театр может «гореть» при таких сборах?!» Вслед за этим на минуту установилась мертвая тишина, а затем раздался оглушительный дружный смех — все убедились, что никакого пожара действительно нет. Суматоха быстро улеглась, и вечер продолжался с еще большим успехом. Балиевская манера конферирования была намеренно рассчитана на «высекание искры», на то, чтобы столкнуть друг с другом полярные мнения, доказать, что о художественных вкусах можно спорить. Не было недостатка и в честолюбцах-острословах, приходивших в театральный подвал с единственной целью «срезать» Валиева. Эти импровизированные «поединки» считались десертом программ «Летучей мыши». Но все попытки выставить Валиева в смешном свете он пресекал на корню, ни разу не дав положить себя на лопатки.

Как-то уже после того, как опустился занавес, из зала послышался голос: «Валиев, скажите, — а в чем же здесь соль?» — «Когда в Художественном театре впервые шел «Вишневый сад», нашелся зритель, спросивший: «А где же вишни?» — «Ра-а-азная ведь бывает публика», — как бы в задумчивости произнес конферансье к бурному восторгу зрителей. В другой раз двое молодых острословов, подстрекаемых друзьями, подошли к Валиеву в антракте: «Скажите, а что — много дураков платят за это удовольствие по пяти рублей?». «С вами будет на два больше», — мгновенно парировал он и степенно направился за кулисы, оставив их лицом к лицу с многочисленными свидетелями «триумфа», о котором (будьте уверены!) на следующий день уже знала «вся Москва».

{Бессонов В. А., Янгиров Р. М.

Большой Гнездниковский переулок, 10. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 53—54.)

Определите, что именно завораживало публику в манере выступлений Балиева. На основании текста составьте для себя «риторическую памятку», в соответствии с которой вам намного легче будет работать в аудитории, поддерживая необходимую тональность диалога.

Текст № 2

В приводимых текстах показана риторика как инструмент практической деятельности человека и как фактор создания художественных произведений. И текст Плутарха, и текст Анненского предъявляют риторическую культуру в различном её осмыслении.

Когда же дело подошло к войне, ибо и Филипп не мог оставаться в покое, и афиняне, подстрекаемые Демосфеном, ожесточались все сильнее, Демосфен, прежде всего, побудил сограждан вмешаться вдела Эвбеи, которую тираны отдали во власть Филиппа. Одобрив его предложение, афиняне переправились на остров и изгнали македонян. Далее, он оказал поддержку Византию и Перинфу, подвергшимся нападению Филиппа: он убедил народ оставить прежнюю вражду, забыть об обидах Союзнической войны и послать помощь, которая и спасла оба города. Затем, разъезжая послом по Греции и произнося зажигательные речи против Филиппа, он сплотил для борьбы с Македонией почти все государства, так что оказалось возможным набрать войско в пятнадцать тысяч пеших и две тысячи всадников, — помимо отрядов граждан, — и каждый город охотно вносил деньги для уплаты жалования наемникам. Именно тогда, как пишет Феофраст, в ответ на просьбы союзников назначить каждому точную меру его взноса, народный вожак Кробил заметил, что война меры не знает. Вся Греция была в напряженном ожидании, многие народы и города уже сплотились — эвбейцы, ахейцы, коринфяне, мегаряне, жители Левкады и Керкиры, но самый важный из боев был еще впереди: Демосфену предстояло присоединить к союзу фиванцев, которые населяли страну, соседнюю с Аттикой, владели значительной боевой силой и считались тогда лучшими воинами среди греков. Однако нелегкое было дело склонить к выступлению против Филиппа фиванцев, которых он только недавно, во время Фокидской войны, привлек к себе благодеяниями, тем более что из-за пограничных столкновений распри между Афинами и Фивами почти не прекращались.

18. Тем не менее, когда Филипп, гордый своим успехом при Амфис- се, внезапно захватил Элатию и занял всю Фокиду и афиняне были потрясены настолько, что никто не решался взойти на ораторское возвышение и не знал, что сказать, Демосфен, поднявшись один среди всеобщего молчания и растерянности, советовал объединиться с фиванцами; этою и еще другими надеждами он, как всегда, ободрил и воодушевил народ и принял поручение вместе с несколькими согражданами выехать в Фивы. Отправил своих послов, как сообщает Марсий, и Филипп — македонян Аминта, Клеандра и Кассандра, фессалийца Даоха и Дикеарха, которые должны были выступить против афинян. Фиванцы ясно видели, в чем для них польза и в чем вред, ибо у каждого в глазах еще стояли ужасы войны и раны фокейских боев были совсем свежи. Но сила Демосфенова красноречия, по словам Феопомпа, оживила их мужество, разожгла честолюбие и помрачила все прочие чувства, и в этом высоком воодушевлении они забыли и о страхе, и о благоразумии, и о благодарности, всем сердцем и всеми помыслами устремляясь лишь к доблести. Этот подвиг оратора произвел такое огромное и яркое впечатление, что не только Филипп немедленно послал вестника с просьбой о мире, но и вся Греция воспрянула и с надеждою глядела в будущее, а Демосфену подчинялись и выполняли его приказы не только стратеги, но и беотархи; в Собрании фиванцев голос его имел столько же значения, сколько у афинян, и он пользовался любовью обоих народов и властью над ними не вопреки справедливости, как заявляет Феопомп, но в высшей мере заслуженно.

(Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — Т. 2. - М.: Наука, 1994. - С. 330-331.)

Текст № 3

Перед вами первая часть речи известного русского юриста. В ней — триумф риторики, самые различные структуры текста, не позволяющие ни на миг отвлечься слушателю, внимающему такой речи затаив дыхание. Как вы считаете, что позволяет Плевако оказываться подлинным эпицентром внимания? Какие фигуры, какие риторические приемы наиболее ярко и зримо преподносят мысль оратора? Почему имя Плевако оказалось вписанным золотыми буквами на скрижали русской истории? Речь Ф. Н. Плевако на собственном юбилее.

Вы очень добры ко мне: памятуя, что 25 лет тому назад, приведя меня к присяге и надев на меня знак, мои старшие братья, члены адвокатского совета, и высшая магистратура венчали меня славою и честью принадлежать к судебной семье, мне бы надлежало выделить этот день из ряда прочих и светло торжествовать выпавшее мне на долю счастье, а вы меня же чествуете!

Благодарю, благодарю вас!

Отрадно оглянуться назад и вспомнить то, чему свидетелем меня Господь поставил, и хочется вместо всяких словоизлияний возобновить в благодарной памяти и людей прошлого и их деяния — чему мы обязаны тем, что любим наш суд, нашу alma-mater, и чтим уставы, как то вековечное слово истины, которое, будучи произнесено, не забывается. Не умирает, но, как свет, во тьме светится, и тьме его не объять!

Сотни лет русская правда была делом случая или делом энергии отдельно действовавших добрых и сильных людей, большею частью для удовлетворения своего личного чувства на своих плечах выносивших или проводивших тот или другой вопрос, то или другое частное дело, неудовлетворительно или несправедливо разрешенные.

Но вот подуло свежим весенним ветром, и по русской ниве, как дух вверху воды, пронеслась благодатная идея творчества новых условий жизни, взамен былого неустройства, и тьмы, и хаоса, и безобразности бездны.

Fiat lux! — слышалось всюду; fiat lux! — раздавалось с кафедр и в литературе, и отклик возгласа отзывался в каждом чутком сердце. Людям моего возраста пришлось слушать профессоров русских университетов как раз в предреформенное время.

Может быть, небогаты содержанием были вдохновенные уроки многих из наших учителей] но в них было то, что одновременно и учит и воспитывает.

Там был призыв к новой жизни, там были вещие пророчества о насаждениях на родной ниве чудес общечеловеческой культуры, там возвещалось, что правда — не случайная милость судьбы, но прирожденное право человека, там говорилось, что работа над правовыми интересами человечества — не занятие досужих умов, а одно из лучших воплощений нравственного долга тех, кто жаждет честного труда и не отождествляет с ним своекорыстную эксплуатацию своего времени и жизни. /.../

Дорогие, незабвенные имена составителей Уставов Обновления4 — не станем называть их, чтобы случайное неупоминание кого-либо не сочли за непризнание заслуг, — проходят перед нашим внутренним зрением величавые, блистающие чистотой совести и патриотически настроенного сердца...

Почтите их в тайниках вашего духа, как строителей царства правды и обновления!..

И слово плоть бысть.

Идеи перешли в уставы, уставы — в жизненные нормы/.../

(Плевако Ф.Н. Избранные речи. — М., 1993.-С. 535-537.)

Текст № 4

Нобелевская речь — выступление при получении одной из самых почетных наград — Нобелевской премии. Это важнейшее событие в жизни лауреата, вводящая его в когорту выдающихся людей эпохи. В Золотом зале Стокгольмской ратуши, где происходила церемония, Шолохов прочитал свою 8-минутную речь. Краткая и энергичная, эта речь произвела ошеломляющее впечатление на собравшихся. Приводимый фрагмент — своего рода завет М. А. Шолохова, являющийся и образцом красноречия. Писатель словно ведет диалог с присутствующими, с самим собой, но четко и недвусмысленно отвечает на поставленные вопросы. Речь его, посвященная мастерству художественного слова, перерастает во вдохновенный гимн созидающей силе родного народа, в восхищение его подлинным героизмом, что и отражает каждая фраза.

Из Нобелевской речи М. А. Шолохова.

Мы живем в неспокойные годы. Но нет на земле народа, который хотел бы войны. Есть силы, которые бросают целые народы в ее огонь. Может ли не стучать пепел ее в сердце писателя, пепел необозримых пожарищ второй мировой войны? Может ли честный писатель не выступать против тех, кто хотел бы обречь человечество на самоуничтожение?

Вчемже состоит призвание, каковы задачи художника, считающего себя не подобием безучастного к людским страданиям божества, вознесенного на Олимп над схваткой противоборствующих сил, а сыном своего народа, малой частицей человечества?

Говорить с читателем честно, говорить людям правду — подчас суровую, но всегда мужественную, укреплять в человеческих сердцах веру в будущее; в свою силу, способную построить это будущее. Быть борцом за мир во всем мире и воспитывать своим словом таких борцов повсюду, куда это слово доходит. Объединять людей в их естественном и благородном стремлении к прогрессу. Искусство обладает могучей силой воздействия на ум и сердце человека. Думаю, что художником имеет право называться тот, кто направляет эту силу на созидание прекрасного в душах людей, на благо человечества.

(Шолохов М. А. Собр. соч. в 8 тт., т. 8. — М., 1986.-С.314-315.)

Интересующие вас вопросы по культуре речи не забывайте задавать преподавателю: норма, грамматическая правильность речи — обязательное условие успешного выступления!

<< | >>
Источник: Мурашов А. А.. Культура речи учителя. 2002

Еще по теме ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ:

  1. СКЛОНЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
  2. СЛОВЕНСКИЙ язык
  3. РУССКОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ
  4. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  5. РИТОРИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ - С ПОЛЬЗОЙ ДЛЯ ДЕЛА
  6. Орфоэпические нормы
  7. ОРФОЭПИЯ. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ
  8. Содержание обучения
  9. Дидактические принципы
  10. § 1. Нормативность речи
  11. § 2. Орфоэпические нормы
  12. ЛИТЕРАТУРНО-ЯЗЫКОВАЯ НОРМА, ЕЕ КОДИФИКАЦИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ
  13. § 28. 
  14. 3.1. Концепция этноязыковой системы образования