<<
>>

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1. В приведенных текстах найдите элементы различных стилей: научного, разговорного, делового, газетно-публицистического, литературно-художественного. Охарактеризуйте их функцию и возможность употребления в Данном контексте и в данной ситуации.

Элементы просторечия, как и речевые ошибки всех типов, замените фактами русского литературного языка.

Текст № 1 Международное положение, граждане, яснее ясного. Задержи - ваться на этом не приходится. Перейдем поэтому к текущему моменту дня, к выбору председателя заместо Костылева Ивана. Этот паразит не может быть облечен всей полнотой государственной власти, а потому сменяется...

Представитель сельской бедноты, мужик Бобров, Михайло Васильевич, стоял на бревнах, подле городского товарища, и, крайне беспокоясь, что городские слова мало доступны пониманию крестьян, разъяснял неясный смысл речи. Одним словом, — сказал Бобров, — этот паразит — корова его забодай — Костылев Иван Максимыч не может быть облечен и потому сменяется... И заместо указанного Ивана Костылева, — продолжал городской оратор, — предлагается избрать человека, потому как нам спекулянтов не надобно. И заместо паразита, — пояснил Бобров, — и этого, язви его в душу, самогонщика, хоша он мне и родственник со стороны жены, предлагается изменить и наметить. Предлагается, — сказал городской товарищ, — выставить канди- датурулиц. |... | Так, — сказал городской товарищ, — Быкина... Запишем. Чичас запишем, — пояснил Бобров.

Толпа, молчавшая до сего момента, принялась страшным образом галдеть и выкрикивать имена, требуя немедленно возводить своих кандидатов в должность председателя. Быкина Васю! Еремея Ивановича Секина! Миколаева!.. Городской товарищ Ведерников записывал эти имена на своем мандате.

— Братцы! — закричал кто-то. — Это не выбор — Секин и Миколаев...

Надоть передовых товарищей выбирать...

Которые настоящие в

полной мере...

(Зощенко М. Столичная штучка // Советский юмористический рассказ 20-30-х годов. —

М., 1987. — С. 189.)

В рассказе М. Зощенко идет речь о выборе председателя в селе Усачи вместо Костылева, поименованного приехавшим из города уполномоченным «паразитом». Оказывается необходимым разъяснять «неясный смысл речи», и такое разъяснение бедняком Бобровым сказанного становится дальнейшим обессмысливанием и без того далекой от содержательности и логичности речи. М. Зощенко мастерски передает индивидуальную речь своих персонажей, которые, соблазненные фантомом «городской культуры», стремятся увидеть некий особый «городской» язык, подражать приехавшему из города, в том числе его многочисленным речевым ошибкам. Элементы просторечия соседствуют с клишированной лексикой, ошибки — с деловыми клише, создавая дополнительные трудности общения.

?1) Почему понадобилось «разъяснять» смысл сказанного, ничего по сути не меняя и часто искажая содержание? Сочетания каких структур создают саркастическое начало? В чем ораторские ошибки приехавшего из города выступающего? Что вы изменили бы в ситуации, если бы оказались в роли присутствующего на собрании сельского учителя? Какие вненормативные слова и обороты несут специфический характеризующий смысл применительно к говорящим? Что, преподавая культуру речи, вы предложили бы своим ученикам выписать из текста и прокомментировать?

!1) Выпишите из текста элементы разных стилей и охарактеризуйте ситуацию и оправданность их употребления. Каким образом влияют на речь собравшихся вненормативные элементы?

2) Подготовьте статью в газету о состоявшемся собрании в жанре: информационного сообщения; сатирического очерка; воспоминаний одного из присутствовавших;

— полемических заметок «Немного о культуре речи...»;

— интервью с городским уполномоченным. Изложите устно содержание этой статьи. Вообразите себе, что ваша студенческая группа — собравшиеся в селе Усачи, чтобы в очередной раз выбрать председателя.

Но вместо городского уполномоченного к ним приехал лектор с сообщением о культуре речи, и этот лектор — вы. О чем и как вы скажете собравшимся? Какие слова и обороты порекомендуете не употреблять и почему?

Текст № 2

В июне, в жаркий полдень, на горизонте за озером показалось целое шествие. Когда оно приблизилось к колонии, мы различили потрясающие подробности: двое «граков» вели связанных Опришко и Сороку.

Опришко был во всех отношениях героической личностью и в колонии боялся только Антона Братченко, под рукой которого работал и от руки которого не один раз претерпевал. \...\ Ему помогал замечательный характер: был он всегда весел и любил такую же веселую компанию, а потому находился только в таких пунктах колонии, где не было ни одного опущенного носа и кислой физиономии. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лежа на кровати, презрительным взглядом: Пошли вы к черту, никуда я не поеду!

Меня предупредили о его героических достоинствах, и поэтому я заговорил с ним очень подходящим тоном: Мне очень неприятно беспокоить вас, сэр, но я принужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражен моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нем верх, и он снова опустил голову на подушку. Сказал, что не поеду!.. И годи! В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

Опришко поднял с подушки кудрявую голову и посмотрел на меня с неподдельным удивлением: Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой! Имейте в виду...

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии:

-.. .дорогой Опришко...

И вдруг заорал на него: Ну, собирайся, какого черта развалился! Вставай, тебе говорят! Он сорвался с постели и бросился к окну: Ей-богу, в окно выпрыгну!

Я сказал ему с презрением: Или прыгай немедленно в окно, или отправляйся на воз, мне с тобой волынить некогда.

Мы были на третьем этаже, поэтому Опришко засмеялся весело и открыто: Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь ? Вы заведующий колонией

Горького?

-Да. Ну так бы и сказали! Давно б поехали...

(МакаренкоА. С. Педагогическая поэма// Собр. соч., т.2. — М., 1987. — С. 286-288.)

А. С. Макаренко, один из тех, кто в полемике с традициями педагогических ретроградов возвращал к активной жизни и деятельности множество беспризорных после гражданской войны. Его речевое мастерство очевидно; более того, можно говорить о специфической педагогической риторике, сложившейся в его практической деятельности и ее теоретическом осмыслении. Эпизод с Опришко показывает сложнейшую ситуацию общения воспитателя с его будущим питомцем, где слово служит реальному достижению задачи и сверхзадачи, поставленной Макаренко.

?1. Почему Макаренко настаивает на том, что подлинное мастерство педагога — это умение владеть своим голосом? Изменение стиля общения с Опришко вызвано бессилием словесной игры или запланировано как неожиданное воздействие? Можно ли говорить, что Макаренко вышел из себя, перейдя на крик? Какие слова и иные структуры выделяют юмористическое как основной пафосный компонент в тексте Макаренко? Каким словам придается в тексте специфическое смысловое наполнение? Как вы вели бы себя на месте Макаренко, оказавшись в ситуации с Опришко? Повели бы или нет стилистическую игру? Элементы каких стилей присутствуют в тексте? Для чего, с вашей точки зрения, Макаренко прибегает к выспренним, куртуазным формам? Почему Макаренко, зная о своей безупречной репутации среди беспризорников, не представился сразу? Чего он достиг?

! 1. Изложите эпизод встречи с заведующим колонией имени Горького от лица Опришко. Какие стилистические доминайты будут определять строй вашего изложения?

2. Что в монологическом повествовании и диалоге определяет речевое мастерство Макаренко? Найдите элементы, свидетельствующие о прекрасном владении Макаренко выразительной речью.

Укажите в тексте элементы различных стилей. Попытайтесь «увидеть» педагога во время его беседы с Опришко. Расскажите, каким вы представляете его в момент произнесения каждой реплики.

Текст № 3

— Милостивые государи, я кончил сегодняшнюю лекцию... Каждый год для одних я начинаю их первую лекцию, для других — кончаю их последнюю... Для вас, милостивые государи, новых граждан вашей «alma mater», в свою очередь начинается новый период вашей жизни, лучший период, господа. Свет той идеальной правды, которою, если вы захотите, вы будете жить в этих стенах, вспомнится вам в жизни... Там, за этими стенами, вас ждет иная жизнь, ждет тяжелая и неравная борьба за этот свет. Силы для этой борьбы вы почерпнете только здесь, у своей а1 та mater, милостивые государи, в этом universitas literae literarum... И, озаренные этим светом, не раз за мирными стенами этого здания повторите вы, милостивые государи, вместе со мной слова великого поэта:

So gied mir die Leiden wieder,

Da ich noch seibst im Werden war!

Голос, старого профессора гулко задрожал, и с ним, казалось, задрожали воздух и холодные стены большой аудитории, задрожали молодые сердца молодых его слушателей... Что-то вдруг точно посыпалось, гром дружных аплодисментов огласил аудиторию. Карташев обезумел: не помня себя, он аплодировал и кричал: «Браво, браво...». Давно прекратились аплодисменты, и теперь все смотрели на него. Карташев вдруг смущенно оборвался. В его воображении нарисовалась его комическая фигура в узком сюртуке, отчаянно кричавшее не идущее к делу театральное приветствие. Карташев с замершим полукриком бросился в коридор.

Застегивая на ходу пальто, он уже шагал по панели так, точно кто-нибудь гнался за ним.

(Гарин-Михайловский В. Н. Студенты. Инженеры. —

М., 1985. — С. 30.)

Студент-первокурсник слушает лекцию опытного профессора — она приводит его в восторг. И важно даже не столько то, что предшествовало цитированному фрагменту, сколько сам характер академических взаимоотношений, наиболее четко отражающийся в стиле речевого поведения профессора.

?1. Какие элементы научного стиля использует профессор?

2. Что привело в восторг студентов? Какие формы речевого взаимодействия, показанные писателем, логично использовать учителю современной школы?

!1. Составьте репортаж «Завершение лекции», показав ту же ситуацию глазами «стороннего наблюдателя»; уделите особое внимание характеристике речевой манеры профессора, возможно, не нашедшей отражения в тексте Гарина-Михайловского.

2. Произнесите фрагмент лекции на интересующую вас тему так, как, по-вашему, сделал бы это восхитивший Карташева профессор. Постарайтесь передать все: от особенностей лексики до мимики и жестикуляции, манеры держаться за кафедрой. Расскажите после выступления, в чем именно заключалось ваше «вхождение в образ».

Текст № 4

После Николенко он предоставил слово колхознице Гончаровой, заведующей свинофермой.

В зале погасло электричество, и, хотя собрание проходило днем, за столом президиума на сцене было темновато — обмерзшие, запорошенные снегом окна пропускали мало света. Женщина читала речь по бумажке, мучительно запинаясь на каждом слове: «Наши достижения... результат упорного... труда и высокосознательного отношения... исключительно большое внимание... выращиванию поросят... опорос производится в чистом... продез... инфицированном станке...

Применяя обильное и разнообразное ... кормление свиней... и молодняка, создавая для них благоприятные условия, мы добились... получения от свиноматок здорового и жизнеспособного приплода... Сейчас мы ставим перед собой... задачу... и тем самым повысить... доходность от животноводства».

Запиналась она даже в таких местах речи, где предполагался подъем, пафос. «Развернув живой... живое... соревнование, мы обязуемся...».

Под конец выступления она перепутала листки, сбилась, растерялась и, так и не договорив фразу, сошла вниз.

В президиуме все сидели, потупив головы от неловкости. Мартынов встал, чтобы объявить перерыв. Есть здесь секретарь парторганизации «Дружбы»? — простуженным, сиплым голосом спросил он. — Это ты, товарищ Мостовой, сочинял речь для нее? Я... с председателем колхоза. Потрудились!.. Лучший животновод в районе, сделал ферму образцовой, на это у нее хватило способностей, а выступить здесь, рассказать о своей работе — на это, боитесь, способностей не хватит?. .

{В. В. Овечкин. В том же районе // Районные будни. —

М., 1987. — С.108—109.)

Умение говорить — это умение не говорить лишнего. Канцелярский стиль как раз отличается обилием лишней информации в виде штампов и клише, часто становящихся своего рода определителем эпохи и речевого жанра. В свое время раздавалось великое множество призывов, которые зачастую повторялись из речи в речь, не внося в нее никакой новой информации. Такого рода выступления

принципиально недопустимы в речи учителя и воспитателя, поскольку каждое слово, сказанное нами, должно быть выслушано и воспринято, а значит, должно нести новую информацию, ставить проблему, формировать действительно актуальный вопрос. Общие слова — признак некомпетентности и полного безразличия к аудитории.

Задание Z Прочитайте фрагменты предложенных выше текстов в роли: профессора, читающего лекцию; журналиста, ведущего молодежную развлекательную передачу «Я — ди-джей»; конторского служащего, третье десятилетие готовящегося уйти на пенсию; друга, рассказывающего захватывающую автобиографическую историю; экзальтированной богемной поэтессы; записного оратора на многотысячном митинге; эстрадной звезды, изгнанной из детского сада за склонность к «блатной музыке».

Задание 3. Перед вами — текст заявления. Будем надеяться, что он не имеет аналогов в реальной школе. Отредактируйте его и в результате работы определите основные закономерности этого жанра деловой бумаги и сформулируйте их для себя.

Заведующей школы № 2

Т. И. Прудкиной

от учительницы начальных классов Наумовой М. И.

Заявление

Настоящим убедительно прошу Вас повоздействоватъ на Николаева Петю, неуспевающего ученика, играющегося на проходящем уроке, мешающего окружающим и являющегося отвлекающимся от излагаемой темы. С моей стороны он подвергался самым изощренным и наиболее оптимальным средствам воздействия, но, побывав у его родителей, они никак не откликнулись.

В моей просьбе прошу не отказать. Наумова.

Задание 4. Приводимый текст письма знакомым отредактируйте, объяснив, почему некоторые синтагмы и фразы следовало переделать.

Здравствуй, глубокоуважаемая Лена!

Я поздравляю тебя, Мишу и твою мать с Новым годом. Желаю вам не болеть, жениться, поступить в институт и долго жить. Вот, кажется, и всё.

Твой любимый друг.

P.S. Если ты мне по-прежнему импонируешь, пиши.

Задание 5. Какова стилистическая принадлежность текстов, из которых взяты предложения? Что помогает нам это определить?

Термоизоляционное покрытие способно привести к деформации мениска, влекущей разгерметизацию системы.

На вышеназванный запрос, присланный Вами, отвечаем... Баба с возу — кобыле легче.:.

Свежесть летнего утра — это солнце, купающееся в звонких брызгах росы, это сонная река, это чистое небо.

...Нас будут спрашивать, почему именно он стал нашим героем. Будут рекомендовать других и приводить неоспоримые аргументы. Будут негодовать. Звонить в очень высокие кабинеты. И все же мы останемся при своем мнении.

Задание 6. Сравните предлагаемые тексты, показывающие одно сооружение в Москве — храм Василия Блаженного (Покрова-на-Рву). Чем они различаются? Каковы стилистические особенности каждого? Какие лексические и синтаксические средства стилеобразования преобладают в каждом из них?

...За самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой, Как чешуею, зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой дивятся все иностранцы и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно.

Она, как древний Вавилонский столп, состоит из нескольких уступов, кои оканчиваются огромной, зубчатой, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей (если простят мне сравнение) на хрустальную граненую пробку старинного графина. Кругом нее рассеяно по всем уступам ярусов множество второклассных глав, совершенно непохожих одна на другую; они рассыпаны по всему зданию без симметрии, без порядка, как отрасли старого дерева, пресмыкающиеся по обнаженным корням его.

Витые тяжелые колонны поддерживают железные кровли, повисшие над дверями и наружными галереями, из коих выглядывают маленькие темные окна, как зрачки стоглазого чудища. Тысячи затейливых иероглифических изображений рисуются вокруг этих окон; изредка тусклая лампада светится сквозь стекла их, загороженные решетками, как блещет ночью мирный светляк сквозь плющ, обвивающий полуразвалившуюся башню. Каждый придел раскрашен снаружи особенною краской, как будто они не были выстроены все в одно время, как будто каждый владетель Москвы в продолжение многих лет прибавлял по одному, в честь своего ангела.

(Лермонтов М. Ю. Панорама Москвы.)

Построен в 1555—61 зодчими Бармой и Посником (по некоторым предположениям, — одно и то же лицо) в ознаменование победы над Казанским ханством... Облик собора был вначале более строгим, но ему уже были присуще своеобразные черты — многочаст- ность композиции, отсутствие акцентированного гл. фасада, преобладающее значение пластически богатого внеш. облика при сравнительно небольших внутренних помещениях, важная роль декор. элементов... В XVII в. асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декор, обработка глав, орнаментальная роспись снаружи и внутри храма усилили его живописность. Храм — один из наиболее своеобразных и впечатляющих памятников мирового зодчества, одна из архит. доминант Красной пл., замыкающая её продольную композиц. ось и вносящая в её торжественный облик ноту жизнерадостной нарядности.

(Москва. Энциклопедия. — М., 1998. — С. 158.)

Какие средства и в каком тексте помогают показать сооружение более точно, логично, образно, ясно? Каковы преимущества каждого текста и в какой ситуации он является более уместным?

Задание 7. Приводим фрагмент научного текста. Отредактируйте его и произнесите (прочитайте с листа) так, как, с вашей точки зрения, прочитал бы это идеальный вузовский преподаватель или школьный учитель.

Культура речи — полисемичное понятие: это следование личности узуально адаптированным, исторически сложившимся и словарно кодифицированным нормам языка; совокупность фактов речевой экстраполяции языкового континуума в интерпретации носителей данного языка; совокупность вербальных и невербальных средств оптимизации речи. Она охватывает синхронистический круг языковых явлений, будучи, однако, в значительной мере исторически мотивированной. В её компетенцию не входит изучение особенностей речевого строя индивида.

Задание 8. Составьте текст «Один день нашего института» (нашей школы) в жанре: отчета конторского служащего, проверявшего документацию; рассказа профессора своему коллеге из другого института; очерка журналиста молодежной газеты; этюда-воспоминания писателя-выпускника; рассказа студента или ученика своему приятелю.

Задание 9. На конференции «Культура речи в наше время» выступают представители различных слоев общества. Составьте речи: академика, занимающегося исключительно культурой речи; учителя, в ужасе пробирающегося обычно по школе между летающих рюкзаков; юного бизнесмена, готовящегося «откосить» от службы; писателя, создающего лирические стихи и фантастику; бухгалтера, во сне видящего исключительно дебет и кредит.

Прочитайте текст своего выступления на профессиональной (педагогической, психологической, юридической) конференции. Преподнесите его как: отчет в ректорате или научном отделе института о выступлении; воспоминания в курительной комнате о докладе; газетную заметку.

Изложите сюжет увиденного вами в последние дни крутого триллера, как это сделал бы: поэт, пишущий исключительно о природе и любви; милиционер в протоколе, составленном по делу режиссера;              ; Герой, который счастливо избежал трагической развязки;              ’ прокурор, обвиняющий автора сценария во всех грехах; тележурналист в передаче «Человек и закон».

<< | >>
Источник: Мурашов А. А.. Культура речи учителя. 2002

Еще по теме ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:

  1. § 2.1.6. СЛОВЕСНО-НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ
  2. Практические задания к главе «Собираем информацию»
  3. Практические задания по главе «Пишем новость» I.
  4. Практические задания по главе «Новости в постсоветской журналистике»
  5. Практические задания по главе «Интервью (1)»
  6. Практические задания по главе «Интервью (2)»
  7. Практические задания по главе «Техника письма»
  8. Практические задания по главе «Репортаж»
  9. Ключ к практическим заданиям
  10. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (КЕЙС-СТАДИ)
  11. Вопросы и задания