1.3.6. Алгоритм объективации культурной ценности
Уже указывалось, что объект атрибуции обнаруживает в процессе исследования биполярные свойства. Это связано с тем, что он познаётся субъектом в категориях сознания, а его атрибуты описываются в терминах человеческой речи, фиксируясь в кодах конкретного языка.
Модель, - как полученная в ходе атрибуции статическая проекция окружающего мира, выраженная в категориях, знаках и правилах конкретного языка, - будет образом культурной ценности или представлением о ней, в зависимости от степени глубины рефлексии. Это объект атрибуции, но доступный сознанию эксперта как сумма некоторого количества репликантов. Такую модель можно полностью или частично описать определённой последовательностью знаков или в виде текста. Рассмотрим основные особенности этого процесса.Обычно в процессе атрибуции культурной ценности объект не может выступать субъектом, поскольку представляет собой «механическую неживую систему»[95]. То, что культурные ценности не способны к адаптации при оказании внешнего воздействия на них, установлено практикой и основными документами в области музейного дела [192]. Требование обеспечить безусловную сохранность культурной ценности накладывает на исследователя дополнительные обязанности, а именно - воздействия на предмет, оказываемые в процессе атрибуции, ни при каких условиях не должны вызвать качественные изменения состояния материального носителя культурной ценности. Таким образом, мысленные эксперименты с культурной ценностью являются основой атрибутивных действий при получении количественных и качественных данных о предмете (размеры, форма, цвет, количество составляющих частей и способ их соединения).
Поэтому в целях сохранности объекта атрибуции, при исследовании культурных ценностей наиболее рациональным представляется применение стратегии «тестирования чёрного ящика». Можно предположить следующую последовательность взаимодействия специалиста по атрибуции и объекта атрибуции в ходе мысленного эксперимента с культурной ценностью:
1) Обособление объекта атрибуции от гомогенной окружающей среды, при которой из окружающей среды волевым воздействием субъекта атрибуции выделяется «нечто», получающее название объект атрибуции (прототип и феномен реального мира).
В категориях сознания объект атрибуции «преобразуется» в «идеальный» объект - модус или группу модусов, - которые являются продуктами мыслительной деятельности о предмете реального мира. Это первая ступень объективации.2) Конструирование мыслительной модели объекта атрибуции заключается в том, что некий срез сознания в виде восприятий/представлений, доступных субъекту в форме ощущений, накладывается на созданную предыдущим опытом систему научных абстракций о предмете. Это важное замечание, поскольку, не имея предварительного представления о предмете исследования, невозможно приступить к его изучению. Представление об объекте атрибуции формируется путём конструирования из имеющихся в сознании субъекта атрибуции представлений о близких к исследуемым феноменам, узнаваемых и ранее опространствленных объектах[96] [97]. Локализация предмета представляет собой мыслительный процесс, в котором объект атрибуции помещается субъектом в конкретной точке пространственновременного континуума. Объект «собирается» в сознании субъекта атрибуции как картина из «пазлов». Пазлами выступают атрибуты сходных объектов, представления о которых имеются в сознании. В какой-то момент происходит совмещение репликанта прототипа с образом объекта атрибуции, создаваемым в ходе мыслительного процесса. Так формируется модель прототипа. Это вторая ступень объективации. 3) Трансформация мыслительной модели объекта атрибуции (как следующая ступень объективации) совершается в результате индуктивно-дедуктивного мыслительного процесса. Из количественных и качественных показателей объекта атрибуции формируется образ объекта атрибуции. Этот образ претерпевает различные изменения в ходе экспертных действий, поскольку условия проведения атрибуции в ходе экспертиз могут отличаться друг от друга . Результатом атрибуции будет некий «собирательный» образ культурной ценности. Характерно, что, даже пройдя стадию обособления, носитель культурной ценности в каждый отдельный момент экспертных действий хоть и автономен, но, тем не менее, сохраняет связь с внешним миром, оставаясь фрагментом реальности. 4) Идентификация наличной модели и модели прототипа, как четвёртая ступень объективации, обеспечивается процедурой сличения, в ходе которой образ объекта атрибуции, получивший новые существенные признаки и зафиксированный как очередная модель, сравнивается с ранее созданными образами. Идентификация производится путём соотнесения атрибутов одной модели с атрибутами другой модели. 5) Коррекция модели прототипа представляет собой пятую ступень объективации. Под действием дополненных объективных и субъективных факторов первоначальная модель прототипа заменяется на более актуальную, или, если объект утратил часть материального носителя, принимается решение о реставрации материального носителя культурной ценности. Прототип как бы «достраивается» до актуальной модели. Предложенный нами алгоритм процедуры объективации нуждается в некоторых пояснениях. Для достижения первого условия атрибуции культурной ценности, - т. е. обособления объекта атрибуции от внешней среды, его окружающей, - необходим принцип отбора, под действием которой монотонная для сознания эксперта картина внешнего мира «распадается» на автономные фрагменты. Эти фрагменты и составляющие их образы феноменов действительности ещё сохраняют такие признаки принадлежности к окружающему миру, как время и место, но уже приобретают границы личной формы, которая «конституирует» объект атрибуции в сознании эксперта. Идентификация, как процедура соотнесения образов, принизывает все ступени объективации, но первоначальная идентификация объекта осуществляется путём сравнения его формы с идеальным объектом. Следовательно, наличие идеального объекта атрибуции в сознании необходимо. При первоначальной идентификации в качестве идеального объекта выбирается тот идеальный образ, который имеет наибольшее количество сходных атрибутов с объектом сравнения. Понятие культурной ценности, приведённое в первом параграфе, и выработанное как результат обобщения атрибутивных процедур[99], в целом, «задаёт» описанный алгоритм объективации объекта атрибуции. Алгоритм задаётся определёнными параметрами того воздействия, которым эксперт влияет на предмет исследования. Сфокусируем внимание на особенностях культурной ценности, как объекта познания. Культурная ценность - это не только предмет, и его значение не ограничивается детальным описанием материального носителя культурной ценности. Это ещё и его ценность, понимаемая как жизненная значимость для субъекта атрибуции и других членов социума. Ощущаемое как результат воздействия на сознание, невидимое содержание этого «нечто» определяется и как совместный опыт проживания в мире, и как информация, имеющая общественную значимость. Конечно, эти свойства всегда связаны с материальным носителем культурной ценности, но своё выражение они получают только посредством субъективных заключений эксперта. Два основных фактора существенно влияют на заключение о ценности - это нравственное состояние эксперта[100] и особенности языка, в кодах которого формируется заключение.
Еще по теме 1.3.6. Алгоритм объективации культурной ценности:
- Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей
- Модуль 6.3. СПОРТИВНЫЕ ОБЗОРЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ РАЗНЫХ СТРАН
- Нравственно-культурные ценности
- Сунцова Яна Сергеевна Рассогласование социальных и культурных ценностей личности в процессе адаптации к инокультурной среде
- Защита культурных ценностей
- Шестаков Вячеслав Анатольевич. СТАТУС КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: ЛЕГИТИМАЦИЯ, ОБЪЕКТИВАЦИЯ, ПРАКСИС, 2014
- Основные положения, выносимые на защиту, и их новизна
- § 1.1. Социально-философское исследование проблемы атрибуции культурных ценностей
- 1.2.6. Процедуры корреляции предмета атрибуции и его субъективной модели
- 1.3.6. Алгоритм объективации культурной ценности
- ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
- § 2.2. Принципы построения многомерной классификации культурных ценностей
- 2.3.8. Идеологический атрибут культурных ценностей
- 2.3.9. Экологический атрибут культурных ценностей
- 2.3.10. Символический атрибут культурных ценностей